Баранова Наталия Александровна

"сайт музыкального руководителя детского сада"

"Научите наших детей обходиться без нас"

Профессия: музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: Использование проектной деятельности по музыкальным направлениям. Новые формы ознакомления детей с классической музыкой. Музыкально-театрализованная деятельность. Танцевальное искусство. Экскурсы в мир музыкальных инструментов.

Увлечения: Чтение произведений русских классиков; рукоделие; оздоровительная физкультура; лыжи, коньки.

Регион: Красноярский край

Населенный пункт: с.Филимоново, Канский район

Место работы: Филимоновкий детский сад

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/baranova-nataliya-aleksandrovna
"Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать"
С.Стадлер

Цели моей профессиональной деятельности - приобщение ребёнка дошкольного возраста к культуре и музыкальному искусству; развитие музыкальности дошкольника. Участвую в экспериментальной работе по освоению новой программы и педагогических технологий музыкального развития детей и их разработке и апробации. Реализую основную общеобразовательную программу дошкольного образования ДОУ, в структуру которой входит Примерная образовательная программа "Успех" и парциальная программа О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры" Образовательную деятельность осуществляю через основные виды музыкально-художественной деятельности. Использую вариативность планирования.

О себе

Образование высшее педагогическое. Окончила Красноярский государственный педагогический университет по специальности дошкольная педагогика и психология, присвоена квалификация "педагог дошкольного обрзования". Стаж педагогической работы по специальности 28 лет, в данной должности - 28 лет. Имею высшую квалификационную категорию. О профессии воспитателя я мечтала с детства, но так сложилось, что работаю музыкальным руководителем в детском саду уже 28лет. Меня привлекает работа с дошкольниками. Это самый благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание.  Работая музыкальным руководителем, я поняла, что дать знания, развить исполнительские умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, развить эмоциональную отзывчивость, привить интерес и любовь к музыке, доставить радость. Я   выстраиваю процесс общения ребенка с музыкой так, чтобы малыш   испытывал ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов деятельности, самоутверждался, учился творчески мыслить. Меня очень радует, когда дети спрашивают: «А Вы еще придете к нам?». Хочется научить их слушать и слышать  музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах, создавать атмосферу праздника. Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы взрослые, часто навязываем детям. Я стремлюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми, чуткими, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому - слова В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Я вижу свой долг в том, чтобы пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, направить их на дорогу, где их спутниками будет милосердие, мудрость и красота.

    Организуемые  мною встречи детей с музыкой  объединяют  все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Свободное комбинирование составных частей, дает мне возможность вносить любые изменения, необходимые для поддержания внимания, атмосферы творчества.  Вместе мы играем на инструментах, танцуем и аккомпанируем себе, придумываем музыкальные сказки,   озвучиваем  стихи, поем песни  и водим хороводы. Организация вариативных форм совместной музыкальной образовательной деятельности решает в комплексе задачи всестороннего развития личности ребенка.

     В музыкальной деятельности я реализую следующие направления: *восприятие музыкальных   произведений  «Классика для детей»;

*«Преданья старины глубокой»;

* «Детские шумовые и музыкальные инструменты»

*«Театр, творчество, дети»

      Как музыкальный руководитель, я   координирую    процесс  музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ, организую  работу творческой  команды педагогов. У нас нет возможности осуществлять  вывоз  детей в театр, и поэтому  мы приобщаем детей к театральному искусству и воспитываем у дошкольников  творческие  качества  под воздействием о  артистичной личности воспитателя.

       Смешанный тип театра  имеет  место в нашем   взросло-детском коллективе  как  жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. Нам под силу  интересные и сложные  постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и в полной мере мы задействуем  силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления).  

       Для возникновения желания у детей «поиграть» в сказку я использую  просмотр и прослушивание фрагментов классических произведений в качестве вариативных эталонов для подражания. Чтобы познакомить детей с разными музыкальными жанрами,  использую  просмотр видеофрагментов, видеофильмов, презентаций,  которые позволяют увидеть  ролевую игру, танцевальные постановки, изменение настроения в исполнении песен, игровое их исполнение.  Это привлекательная, интересная ребенку новая форма музыкальной деятельности и творчества интегративного характера.  При подготовке дети нередко пробуют замещать друг друга в ролях.  Музыка усиливает драматургическое действие. К подбору музыкальных отрывков я отношусь особенно внимательно, учитываю яркость интонации музыкального образа, наличие вариаций, четко выраженных частей. Не приемлю эстрадные аранжировки, поэтому включаю в сюжет классическую музыку в исполнении известных симфонических оркестров. Если необходимо разучить хороводную песню или танец,  осуществляю тщательный отбор музыкального фольклора: песни, исполняемые детьми – легкие, звонкие, несложные в исполнении, лирические хороводы с незагруженной сюжетной линией.

Используя в работе с детьми театрализованные игры под музыку, я основываюсь на представлениях  выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги по детской литературе: приключения, сказки, рассказы, фантастика. Публицистическая литература о выдающихся деятелях искусства. Художественная литература о детских годах и творчестве советских композиторов. Русская классическая литература (Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, А.И.Куприн, И.А.Крылов, С.А.Есенин, Н.А.Некрасов).

Мои достижения

Барановой Н.А  музыкального руководителя Филимоновского ДОУ  Свидетельства о публикациях, грамоты, дипломы, сертификаты за период 2019-2022(первое полугодие)

2019 г

  1. Диплом победителя Всероссийского конкурса в номинации фотоконкурс «Музыкальный руководитель– мое призвание». Конкурсная работа «Приключения Чиполлино» 1 место. 10.10. 2019
  2. Сертификат международного педагогического портала «Солнечный свет» подтверждает об активном участии в деятельности экспертного совета. 24.01.2018.
  3. Свидетельство о публикации в электронном периодическом издании «Педагогический мир» конспект занятия «Музыкально-игровая деятельность по сказке Ш.Перро «Спящая красавица» для детей 6-7 лет. 2.03.2018
  4. . Всероссийские викторины и конкурсы «Рыжий лис» . Диплом Ханиной Полине за 1 место во всероссийской викторине «Музыкальные инструменты» для дошкольников 03.01.2018.
  5. Свидетельство о публикации в электронном журнале «Педагогический мир» -  статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» 02.03.2018.
  6. Свидетельство о публикации в электронном журнале «Педагогический мир» статьи «Сотрудничество детского сада с сельской детской школой искусств» 02. 03. 2018.
  7. Диплом 1 место во всероссийской олимпиаде «Педагогический успех» в номинации «Музыкальное воспитание дошкольника» 18.09-2018
  8. Благодарность за активное участие в работе редакционного совета электронного журнала «Педагогический мир» в 2018 году.
  1. Удостоверение о повышении квалификации 452408584759 АНО «Академия дополнительного профессионального образования. С 16.01. 2019 по 14.02.2019 «Инновационные технологии в работе учителя музыки в условиях реализации ФГОС» 108 часов 15.02.2019.
  2. Свидетельство о публикации сценария музыкальной драматизации «Волшебный дракон» для детей 6-7 лет. 24.03.2019.
  3. Сетевое издание «ФГОС соответствие» Диплом 1 место всероссийской олимпиады «ФГОС соответствие»  02.04.2019.
  4. Свидетельство о публикации в электронном журнале «Педагогический мир» материал музыкальное занятие в средней группе ДОУ «Три кота и шумовые инструменты» по мотивам мультфильма « Три кота и музыкальные и музыкальные инструменты». 15.10.2019.
  5. Свидетельство о публикации в журнале «Педагогический мир» литературно-музыкальной гостиной «Встреча со сказочными котами» 18.05.2019.
  6. Свидетельство о публикации в журнале «Педагогический мир» консультации для молодых родителей «Вербное воскресенье» 24.03.2019.
  7. Свидетельство – сертификат  о публикации на страницах СМИ «Педагогический мир» методической разработки «Детская музыкальная деятельность как самоценный вид деятельности дошкольников» 06.02.2019.
  8. Свидетельство о публикации в журнале «Педагогический мир»  статьи «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в  непосредственно организованной музыкальной деятельности. 03.02.2019.
  9. Свидетельство о публикации познавательного занятия «Часики идут» для детей 6-7 лет. В журнале «Педагогический мир» 24.10.2019.
  10. Свидетельство о публикации в журнале «Педагогический мир» конспекта занятия по региональному компоненту «Экскурсия детей 5-6 лет в сельскую музыкальную школу.» 25.04.2019.

       2020-21

  1. Удостоверение о повышении квалификации 7827 00521061  рег № 00 025629 г. Санкт-Петербург 19 августа 2020. ООО «Центр развития педагогики» программа «Методические принципы работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения» 72 часа.
  2. Научно-производственное объединение ПрофЭкспортСофт по программе дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) удостоверение 000000002335995 рег № 6025995. .2Особенности работы организации дошкольного образования в условиях сложной санитерно-эпидемиологической обстановки» 72 часа. 23.07.2020.
  3. Красноярский ИПК. Сертификат. Семинар «Проектирование музыкально-обогащенной среды в группе ДОО      в соответствии с ФГОС ДО» 8 часов 08-09 февраля 2021.
  4. Сетевое издание «Эстафета знаний» . Диплом 2 место всероссийской олимпиады в номинации «Музыкальный руководитель в современном ДОУ» 24.08.2020.
  5. Диплом Ануфриевой Антонине 6 лет за участие и 1 место во всероссийской онлайн – олимпиаде «Всезнайкино» в номинации «Викторина к 8 марта» для дошкольников.  03. 03.2021
  6. Сертификат педагогического сборника «Альманах воспитателя»  - «Занятие с музыкой о весне и не только… для детей старшей группы по мотивам рассказа «Муми-тролль и волшебная шляпа Туве Янссон. 14. 02.2021.
  7. Свидетельство о публикации в журнале «Педагогический мир» музыкально-игрового занятия «Удивительное путешествие лягушки по мотивами сказки В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница» для детей 5-7 лет. 20.09.2020.
  8. Сертификат конкурса «Рыжий лис» в качестве члена жюри Всероссийского детского дистанционного конкурса «Рыжий лис» 16. 02.2020.
  9. Сертификат на страницах сборника «Альманах воспитателей» опубликована работа «Интегрированное занятие с музыкой в подготовительной к школе группе «День рождения бабушки Пингвиньи» 16.12.2020.
  10.  Диплом 1 место во Всероссийской олимпиаде «Педагогическая практика» в номинации «Музыкальное воспитание дошкольников» 22.02.2020.
  11.  Благодарность за активное участие в работе редакционного совета журнала «Педагогический мир»  в 2020 году.
  12.  Свидетельство о публикации 19.03.2020 в журнале «Педагогический мир» сценарий отчетного концерта детского сада в Доме Культуры села «Таланты нашего сада».
  13.  Благодарственное письмо редакции сетевого издания «Всезнайкино» за подготовку Ануфриевой Антонины ко Всероссийской онлайн-олимпиаде «Викторина к 8 марта» 20.10.2020.
  14.  Сертификат участника Международной научно- практической конференции «Теория и практика современного дошкольного образования» работа «Праздник круглого пирога» (сценарий развлечения для детей речевой группы 4-5 и 6-7 лет) 2020.
  15.  Диплом 2 место Всероссийской олимпиады «Эстафета знаний» в номинации «Музыкальный руководитель в детском саду»24.08.2020.
  16. Диплом 1 место во всероссийской блиц-олимпиаде «Педагогический кубок» 25.03.2020.
  17. Диплом 1 место во Всероссийском конкурсе «Мелодинка.Олимпиады и публикации» . Блиц-олимпиада «Методика обучения детей дошкольного возраста ритмическим движениями» 27.11.2020.
  18.  Сертификат сборника  «Альманах воспитателя» .Сценка для оздоровительных мероприятий в детсаду «Кашель и Насморк». 25.03.2020.
  19. Диплом 1 место во Всероссийской блиц-олимпиаде «Педагогический кубок».  24.07.2020.
  20.  Издательский дом «Воспитание дошкольника» Сертификат участника веб-семинара «Арт-проекты в дошкольном образовании в соответствии с задачами ФГОС» 1 апреля 2021.
  21. Редакция сетевого издания "Всезнайкино" (СМИ ЭЛ No ФС 77-71799 зарегистрировано Роскомнадзором 13.12.2017, адрес сайта: всезнайкино.рф) выражает благодарность за подготовку обучающегося к участию во Всероссийской онлайн-олимпиаде в номинации "Ко Дню России (для дошкольников)", за вклад в развитие информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

Участник олимпиады No 2786172 от 30.03.2021: Петрусев Миша, подготовительная к школе группа, МБДОУ "Филимоновский детский сад".

  1. Диплом за участие в онлайн-олимпиаде No 2729647 от 02.03.2021 Награждается победитель (I место) Всероссийской онлайн-олимпиады "Всезнайкино" в номинации "Викторина к 8 Марта (для дошкольников)" Брускова Милена  подготовительная к школе группа МБДОУ "Филимоновский детский сад".
  2. Приняла участие в семинаре «Проектирование музыкально-обогащенной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО».

 Прослушала вебинары «Музыкальный зал онлайн» 24 марта 2021, «Арт-проекты в дошкольном образовании» 31 марта 2021, онлайн мастер-класс «День Победы в детском саду» 3 апреля 2021.

25.. Свидетельство о публикации № 124483 настоящее свидетельство подтверждает, что 5 апреля 2021 года на страницах СМИ «Педагогический мир» был опубликован материал Конспект тематического музыкального занятия для детей 5-7 лет «В песнях – память о войне»

  1. Сертификат сборника «Альманах воспитателя» о публикации работы «Сценарий встречи для детей 4-6 лет к 1 сентября (первая неделя в детском саду) «Дракоша – наша новая игрушка» 09.09.2021
  2. nsportal.ru Свидетельство о публикации в электронном СМИ методической разработки «Музыкальная НОД с детьми 5-6 лет в осенний период «Заячьи мечты» 10.09.2021
  3.  olimpiada.melodinka.ru Диплом 2 место всероссийского конкурса «Мелодинка. Олимпиады и публикации» Блиц-олимпиада «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольника» 21.10.2021
  4.  Свидетельство о публикации на международном образовательном портале Маам. Музыкальное занятие для детей 4-5 лет «Как Скрипочка нашли свою песенку» 21.10.2021
  5.  «Альманах воспитателя» 1 место .Блиц-олимпиада «Музыкальное воспитание в ДОУ» 28.10.2021
  6. Диплом лауреата 2 степени 4 всероссийского конкурса вокальное творчество  «Волшебная нота» в номинации «хоровое пение» 6-8лет награждаются дети подготовительной к школе группы. Дистанционный центр творчества «Конкурс- кидс» 16.11.2021
  7.  Диплом за профессионализм и качественную подготовку лауреатов  4 всероссийского конкурса вокального  творчества «Волшебная нота», номинация «хоровое пение». Дистанционный центр творчества «Конкурс-кидс» 16.11.2021
  8. Диплом 1 место .Номинация «Вокальное и музыкальное творчество». Награждаются дети компенсирующей группы , песня «Хорошо рядом с мамой» 26.11. 2021.  «Педакадемия.рф.»
  9. Образовательный портал « Знанио» удостоверение автора  11 публикаций, прошедших редакционную экспертизу. 26.11.2021.
  10. Диплом 1 место во всероссийском творческом конкурсе в номинации «Вокальное и музыкальное творчество» - игра на шумовых инструментах в оркестре «Во саду ли в огороде» РНП подготовительная к школе группа . 29.11.2021. Образовательный портал «Радуга талантов.РФ»
  11.  Диплом 2 степени – в международном конкурсе детско-юношеского творчества «Планета талантов – 2021», номинация : музыкальное творчество.  28.11.2021.
  12. Диплом лауреата 1 степени всероссийского конкурса  хореографии «Танцевальный марафон». Подготовительная к школе группа, танец «Жил-поживал самовар».  Портал «Фестиваль талантов» ноябрь 2021.
  13. Благодарственное письмо автономной организации «Научно-образовательный центр педагогических проектов» г.Москва за подготовку участников всероссийского конкурса в номинации для дошкольников «Вокальное и музыкальное творчество» с авторской работой - песня «Хорошо рядом с мамой». 30.11.2021
  14. Почетная грамота главы Филимоновского сельсовета Мартыновой О.А за многолетний и добросовестный труд, в связи с празднованием 60-летия МБДОУ «Филимоновский детский сад» 16.12.2021
  15. Благодарственное письмо музыкальному  руководителю Барановой Н.А  МБДОУ «Филимоновский детский сад» Канский район Красноярский край Музыкально- экологическое событие на свежем воздухе «Веселый лось» для детей 5-7 лет «Лучшая методическая разработка» в рамках федерального проекта Современная школа. БЛ№ 125401

Моё портфолио

                                Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Филимоновский детский сад»

 

 

 

 

Составила :Утверждаю: Заведующий

музыкальный руководитель                                                              МБДОУ «Филимоновский

Баранова Н.А  ____________                                                          детский сад

_____________Доронина М.А

 

Согласовано:                                                       Приказ №185от  30.08.2019

Ст. воспитатель: Кирьянова Н.А                                                

30  августа 2019

 

 

 

Согласовано:

с родительским комитетом

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Председатель родительского комитета

____________ Казачкова Е.Ю.

30.08.2019 год

 

 

 

 

 

Кружок «Маленький оркестрик»

для детей 6-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 -2021

 

 

 

 

Оглавление

 

Разделы программы 

Содержание

Стр

  I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 

1

 

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 

2

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 

2

 

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста: состав групп воспитанников

3

 

1.2. Планируемые результаты освоения Программы - конкретизация требований Стандарта к целевым ориентирам

4

II. Содержательный раздел

 

2.1. Описание образовательной деятельности, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и

методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания:

 

5

 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

 

7

III. Организационный

раздел

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

8

 

3.2. Расписание работы кружка

8

 

3.4. План образовательной деятельности с детьми подг.гр

9

 

3.6 Список используемой литературы

10

 

 

 

 

 

 

 

1. 1. Пояснительная записка

                                                                                Музыкальное воспитание –

                                                                               это не воспитание музыканта,

                                                                    а прежде всего воспитание человека.

                                                                                              В.А.Сухомлинский

 

 

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой – есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе – только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Необходима преемственность работы детского сада и школы по музыкальному воспитанию с использованием музыкальных инструментов.

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов – музыкантов (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Н.М. Гольденберг, В.Я. Ковалив, В.Н. Кунцевич, И.Г. Лаптев, К. Орф, Е.Р. Ремизовская, Т.Э. Тютюнникова, П. Хауве, Б.Л. Яворский и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания К. Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

 

 

1

 

  1. Цели и задачи реализации Программы

 

Цель: Формировать интерес к познанию мира музыки, к подлинным образцам мировой музыкальной культуры через ознакомление с  музыкальными произведениями,  музыкальными  и шумовыми инструментами  и элементарное музицирование на них.

Задачи:

1.Знакомить детей с миром музыкальных инструментов через восприятие музыкальных произведений в оркестровой и инструментальной обработке.

2.Расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре. Развивать слуховое внимание и музыкальную память.

3.Учить играть на детских шумовых и музыкальных инструментах. Совершенствовать приемы извлечения звуков, соблюдая общую динамику и темп, интонационную выразительность.

4.Формировать навыки сотрудничества и сотворчества в детском коллективе (ансамбле, оркестре)

5.Развивать импровизационное обращение детей со знакомым материалом и умение использовать его творчески.

6.Познакомить с группой ударных народных инструментов, обучить         навыкам игры и ритмической импровизации на этих инструментах.

7.Познакомить с простейшими народными духовыми инструментами.

8 музицировать в ансамблях: ложкарей, ударных инструментов (шумовых и мелодических), простейших духовых (свистулек)

9. Развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание.Побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами характер и манеру исполнения.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 

 

В программе кружка на первый план выдвигается цель развитие музыкально творческих способностей, формирование творческой инициативы у детей посредством игры на детских музыкальных и ударно – шумовых инструментах. Она должна обеспечить становление личности ребенка, ориентировать педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа кружка построена на партнёрских отношениях к ребенку и направлена на всестороннее развитие его творческой активности. Расширение кругозора через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, поддержку инициативы и стремление к

2

 

импровизации при игре на ударно- шумовых, самодельных, музыкальных

инструментах. В программе кружка отсутствуют жесткая регламентация знаний детей. При разработке программы использованы лучшие традиции отечественного дошкольного образования, уделяя внимание игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) так как правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

Содержание в большей степени определяется репертуаром, который является подлинным образцом мировой музыкальной культуры. Именно в дошкольном возрасте ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого зависит его последующее музыкальное развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о музыке разных эпох и стилей.

Оркестровка музыкальных произведений – привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально – оценочным проявлениям. Дети 6-7 лет в состоянии играть на звуковысотных музыкальных инструментах, выполнять задания самостоятельно, проявляя свое отношение к музыке, чувству музыкальной формы, творческие способности.

 

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития  дошкольного возраста: состав подготовительных к школе групп воспитанников
     

Ребенок 6-7 лет умеет определять в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы и высказывает свои впечатления. Чисто интонирует при пении. Поет согласованно и выразительно. Передает в пении характер песни. Выполняет четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги, поскоки. Придумывает свои движения под музыку. Ритмично играет на разных инструментах по подгруппам и цепочкой. Самостоятельно играет ритмические формулы на музыкальных инструментах с паузами и без них.

 

Состав детей 6-7 лет на 2020-21 уч.г

 

 

  1. Смыкова Рита.
  2. Ануфриева Тоня.
  3. Ворончихин Коля.
  4. Толмачева Милана.
  5. Иванченко Данил.
  6. Ковалев Максим.
  7. Петрусев Миша.
  8. Луцик Кирилл.
  9. Лукьянчик Влад                                                                                        3

Планируемые результаты освоения Программы - конкретизация требований Стандарта к целевым ориентирам.

 

В результате совместной образовательной деятельности у дошкольников

должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному

музицированию, как к форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

 

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

- развитию общих и музыкальных способностей.

- развитию интереса к игре на шумовых инструментах.

- воспитание у детей веры в свои силы и творческие способности.

В процессе совместной образовательной деятельности дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;

- овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;

- овладеть навыками ансамблевого исполнения

- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Система отслеживания и оценивания результатов

Открытые мероприятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях.

На каждой совместной образовательной деятельности используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:

- ритмические упражнения,

- игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки),

- игра в ансамбле,

- творческие упражнения,

- импровизации.

Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждой совместной образовательной деятельности требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь и одновременно направлять детей во время совместной образовательной деятельности к достижению поставленной цели.

Уровень сформированности музыкальной культуры:

 Сосредоточенность внимания, продолжительность восприятия, выразительность исполнения при игре на ДМИ, оригинальность творческих проявлений (импровизаций на ДМИ), глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке.                              4

Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале, т.е компонентов музыкально-эстетического сознания детей, проявлением которого является эмоционально-оценочное отношение к музыке, свидетельствующее о началах становления музыкально-эстетической культуры ребенка; выявляют развитие мышления, воображения, творческих способностей в процессе восприятия музыки, что свидетельствует не только о музыкальном, но и общем развитии детей.

 

II. Содержательный раздел

 

2.1. Описание образовательной деятельности, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания:

 

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядно-слуховой

Иллюстративный

Практический

Метод моделирования музыкального языка

Репродуктивный

Метод активизации творческих проявлений

 

Формы работы:

Текущие занятия

Выступления на утренниках, праздниках, вечерах развлечений

Показательные выступления в других группах

Итоговый концерт в мае

 

Занятия проходят в игровой, наглядной,  дидактических формах.                        Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности.

       Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить, считал А.М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии.

 5  

Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки.  Ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность.

 Структура каждого из этих занятий различная.  На общем занятии дети настраиваются через ритмические и словесные упражнения. Затем предлагается детям новый материал, для понимания   и усвоения.

Вторая (большая) половина занятия – игра на инструментах.     Отрабатывается исполнение конкретных музыкальных партий. На индивидуальных занятиях ребенок учится справляться с теми или иными трудностями. Конечно же, больше уделяется внимания тем детям, которые осваивают навыки игры на более сложных музыкальных инструментах – металлофоне, ксилофоне.

    Конкретное планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирующихся на общей музыкальной подготовке или нацеленных на исполнение музыкальных произведений. На первом этапе преобладают ритмические игры и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов.  Не обойтись и без таких «удобных» для этой цели инструментов, как ладошки и ноги.Ритмические движения и упражнения выполняются всеми вместе или поочередно. При этом дети сидят или получают возможность активно двигаться. На следующем этапе происходит расширение сферы музыкальной деятельности детей и их музыкальных представлений в связи с введением на занятиях диатонических музыкальных инструментов. Использование их выразительных и изобразительных возможностей сочетается с развитием ладового мелодического слуха.    Ко второму полугодию, репертуар становится намного богаче, расширяется круг ансамблевых возможностей, совместная игра занимает все большее место. К этому времени дети уже имеют небольшой исполнительский опыт. Поэтому в еще большей степени обращается их внимание на выразительность игры, на понимание характера и жанра исполняемых пьес, на связь музыки с поэтическим текстом, с сюжетом.     Основу элементарного музицирования составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма). Основное внимание направленно на развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки.

6

Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов. По мере обогащения музыкального опыта ребенка, включаются в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). Максимально используются музыкально-дидактические игры и музыкальные пособия, направленные на развитие чувства ритма.

      Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах делится на три этапа:

   -    ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения, который будет использоваться для её воспроизведения;

    -   разучивание мелодии (по слуху, по цветовой системе); 

    -   отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения;

-целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

 

  Для того чтобы игра на музыкальных инструментах носила творческий характер и развивала самостоятельность, подобраны различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от подбора на слух до совместных оркестровок-импровизаций.

Изучение народных инструментов (музыкальных и шумовых):

  1. Знакомство с историей создания и бытования.
  2. Знакомство со звуковой палитрой.
  3. Овладение элементарной техникой исполнения на ударных и духовых инструментах, сочинение и воспроизведение различных ритмов и мелодий.
  4. Сочинение и демонстрация несложных музыкальных произведений, звуковых сцен.
  5. Имитация на инструментах голосов животных и птиц.
  6. Исполнение разных по характеру музыкальных произведений, создание инсценировок в сопровождении народных инструментов.

 

 

7

Ознакомление с инструментами симфонического оркестра:

  1. Прослушивание музыкальных произведений в записи.
  2. Сообщение названия музыкального инструмента.
  3. Указывание, к какой группе инструментов он относится.
  4. Описание словами характера звучания, особенностей тембра, специфики окраски звука.
  5. Описание внешнего вида, рассматривание его на иллюстрации, фотографии или рисунке.
  6. Возможные способы звукоизвлечения (как возникает звук, устройство инструмента)
  7. История создания инструмента.

 

 

Репертуар:

  1. «Полька» М.И.Глинки.
  2. «Латвийская полька» обр. Раухвергера.
  3. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
  4. «Где был Иванушка?» РНП.
  5. «Расписная ложка» муз. и сл. Суховой.
  6. «Саратовские переборы» РНМ.
  7. «Немецкая песенка» П.И.Чайковского
  8. «Шарманка» Д.Шостаковича
  9. «Вальс петушков» муз. Стриббога
  10. «Во саду ли в огороде»РНМ
  11. «Во поле береза стояла» РНП.
  12. «Камаринская» РНМ.
  13. «Калинка» РНМ.
  14. «В лесу родилась елочка» муз. Бекман
  15. «Маленькой елочке» муз. Красева.

 

 

III. Организационный раздел

 

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 

  1. Фонотека записей инструментальной музыки.
  2. Наглядные средства и пособия.
  3. Детские шумовые инструменты- бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки, ложки, свистульки, хлопушки, румбы.  Кроме этого в состав оркестра можно включить звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофон.
  4. Видеозаписи в форме презентаций.
  5. Видеоролики о создании и истории инструментов.
  6. Мультимедийные дидактические игры.                               8
  7. Ноутбук, усилители звука, проектор, экран.
  8. Аккордеон.

 

  1. Расписание работы кружка – 1 раз в неделю по 25 минут.

 

 

  1. План образовательной деятельности

 

Тематическое планирование

 

 

Занятие№1

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

сентябрь

« Звучи, городок!»

«Музыкальный городок»

«Музыкальный теремок»

«Новые жители музыкального городка»

октябрь

«Сказка про русские инструменты»

 

Игра РНМ на русских шумовых инструментах.

 «Расписные ложки» - игры с ложками;

 

Игра в ансамбле

«Расписная ложка» муз.и сл. Суховой

«Сколько дудочек на свете?»

 

«Расписная ложка» -

ансамбль

 

 

«Чем народ в старину потешали?»

 

«Расписная ложка» -ансамбль

 

ноябрь

«Звуки вокруг нас»

«Саратовские переборы» РНМ- ансамбль

«Звуки природы»

«Сказка об умном мышонке» Маршака

«Музыкальные звуки»

-//-

«Народная музыка»

-//-

декабрь

«Придумаем музыкальную сказку»

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

«Музыка русской зимы»

 

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

«Стихи и звуки»

 

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

«Поиграем вместе на ДШИ»

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

январь

«Жил-был симфонический оркестр»

«Что такое тембр?»

«Марш деревянных солдатиков» -игра на ДШИ

«Щелкунчик»

П.И.Чайковский

«Что такое динамика?»

«Марш деревянных солдатиков» -игра на ДШИ

-//-

«Поиграем в тишину»

«Немецкая песенка» Чайковского –  на бубнах и треугольниках

-//-

«Что такое пауза?»

«Немецкая песенка» Чайковского -  на румбах и колокольчиках.

февраль

«Петя и волк» С.С.Прокофьев

«Немецкая песенка» Ч

-//-

«Интонация в музыке»

«Немецкая песенка» Ч.

-//-

«Кто в оркестре главный?»

«Немецкая песенка» Ч.

-//-

«Как мы музыку сочиняли»

«Немецкая песенка» Ч.

март

«Золушка»

С.С.Прокофьев

«Шарманка» Ш

 

«Шарманка» Д.Д.Шостакович

 

«Детская полька» М.И.Глинка

 

«Детская полька» Гл.

апрель

 «Во саду ли в огороде» РНП

«Марш деревянных солдатиков» Ч

 

«Вальс» Е.Тиличеевой

 

«Во саду ли в огороде» РНП

 

 

 

«Во поле береза стояла» РНП – металлофоны

«Вальс» Е.Тиличеевой

 

 

«Во поле береза стояла» РНП – металлофоны

«Во саду ли в огороде» РНП

 

май

«Маленький оркестрик»

«Вальс петушков»

Стриббога

-//-

«Вальс петушков»

Стриббога

-//-

«Вальс петушков»

Стриббога

-//-

«Вальс петушков»

Стриббога

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973

2. Барсова И. Книга об оркестре.  М.: Музыка, 1969

3. Бублей С. Детский оркестр. Л.: Музыка, 1985

4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М.: Советский композитор, 1976

5. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М.: Музыка, 1976

6. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1978

7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968

9. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.  М., 1983

10. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

11. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений» Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»

12. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.  М., 1986

13. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.  М., 1990

14. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.  М.: Советский композитор, 1973

15. Певная И. Играй, наш оркестр.  М.: Музыка, 1983

16. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.  М., 1997

17. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994

18. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1968

19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947

 

20. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.  М., 1961

21. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.  № 9

22. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год

23. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.

24. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои публикации:
Воспитательная работа
Коррекционная педагогика
Логопедия
Материалы для родителей
Музыкально-ритмическое занятие
Обучение грамоте
Окружающий мир
Разное
Сценарии праздников
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: