Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Баранова Наталия Александровна

Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_u_detey_muzyk_sposobnostey_kak.docx29.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми.

Исследования  известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка  психических процессов с раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.  Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.  Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно вилять на эмоциональное самочувствие людей.  Бессмертные произведения Моцарта, Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Задатки к музыкальной деятельности (т.е физиологические особенности  строения организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается  доказанным, что если для музыкального развития  ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

По мере накопления  запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в ее самых разных формах у ребенка формируется система сначала элементарных, а затем все более сложных музыкальных способностей, которая позволяет ему понимать содержание музыки, эмоционально на нее откликаться.

Что же такое музыкальность?   Б.М. Теплов в монографии «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных способностей,  необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Главным показателем музыкальности  Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и чувство ритма.  Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух  являются первыми в  элементарной системе музыкального слуха,  затем появляется звуковысотный слух.

Задачей  педагога является гармонизация системы музыкальности каждого ребенка, «подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его музыкальности.

В музыкальной  дидактической игре  в доступной и интересной игровой форме происходит  активное развитие  основных музыкальных способностей.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения.

Ценность музыкально - дидактических игр состоит  в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе. При этом развиваются необходимые музыкальные способности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.

Дидактические  игры, положенные на сказочный сюжет  увлекают детей музыкально-игровой деятельностью. Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом,  приобретает опыт переживания музыки и сказки, как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.

Используемые  формы и методы музыкальной деятельности детей:    игры - сказки с музыкально-дидактическими играми  предполагают   объединение  развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом.  Идет   объединение  образовательных  областей «Музыка»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в  художественно-творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или  роль ведущего  в проведении  игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет.

Предлагаемые игры-сказки.

«Три поросенка» английская народная сказка.

Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой;  поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.

Ход игры:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, нежилисьв лужах, плясали  и пели.

 «Поросята учатся плясать»  (Развитие ритмического слуха. Задача игроков  - повторить за взрослым несложный ритм  с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ. Второй  вариант – повторить  ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий  вариант – при правильном повторении ритма  игрушка - поросенок выглядывает из-за деревца; четвертый вариант - один поросенок учит другого танцевать – один ребенок задает несложный ритм – другой  повторяет).

 «Поросята поют» (развитие звуковысотного слуха . Задача игроков -услышать звуки разной высоты и определить у поросят голоса низкий -  у большого, средний – у среднего, высокий – у маленького) .

Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не наступила осень.

 «Качели» (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз. Задача игроков – угадать, куда взлетают качели).

Рассказчик: Когда поросята смастерили  себе домики из веток и соломы, они подразнили Наф-Нафа, который строил  домик из камней и пошли гулять. И по дороге  играли на разных музыкальных инструментах .

 «Угадай, на чем играют поросята»  (развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку).  

Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали. Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились,  бросили музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками.  Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку  у крыльца. Они были так напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.

«Лесенка» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух, поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне  исполняется поступенно вверх или вниз).

Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.

 «Волк ищет поросят» (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания определенного инструмента - громко, тихо, громче, тише –угадать , близко ли волк подбежал к домику  Наф-Нафа).

Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же , черный, как трубочист волк бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой.

Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка  развеселились, стали петь и плясать.

«Угадай, что поросята делают в домике» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)

Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

«Красная Шапочка и Серый волк» Ш.Перро

Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья, изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские шумовые и музыкальные инструменты (по паре).

Ход:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жила – была в деревне девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила  Красную Шапочку  навестить больную бабушку.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.

- Куда ты, девочка, идешь?

- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.

- А далеко – ли живет твоя бабушка?

- Вон там, за лесом, в крайней избушке.

- У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.

 «Кто как идет?»  (развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары  в  бубен  медленные и быстрые, определить –  бежит волк  или   идет  Красная Шапочка).

Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом,  по тропинке, рвала цветочки, плела венки, напевала песни.

 «Угадай песню» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)

Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.

 «Эхо» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков, используя в игре песню Е.Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале).

Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?

Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.

 «Определи инструмент»  (развитие тембрового  и динамического слуха. Задача игроков – услышать звучание предлагаемого инструмента , найти у себя такой же и сыграть на нем)

Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.

«Отгадай» (Задача игроков - угадывать звуки по длительности и динамике)

Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге.  А бабушка была в это время дома. Что же она делала?

 «Песня, танец, марш»  (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков прослушать музыку и определить, что делает бабушка).

Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку  он тоже одним махом проглотил. Неподалеку  по лесу проходили охотники,  услышали шум, вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.

«Кот, Петух и Лиса» русская народная сказка.

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые инструменты (по два одинаковых).

Ход:

Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.

Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а  когда сердился на Петушка, то фыркал – « ф», а Петушок будил Кота  по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку» (дети имитируют звукоподражания).

Рассказчик: Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко и запела:

«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок отстукивает  ритм песенки на треугольнике и исполняет  её).    Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.

Как бежала лиса – быстро или медленно?   (рассказчик играет  на бубне ударами и звенит, дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам?  (ребенок ударяет  по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают, )   В горку или с горочки?  (ребенок  проигрывает на металлофоне  поступенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают и отвечают).

Петушок испугался и закричал:

-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!

 Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.

На другой день случилась та же история.  Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал - не услышал его Кот.

Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга   выручать. Пошел Кот на базар, купил себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты.  Идет по лесу, на разных инструментах играет ( ребенок  за ширмой играет ритм на определенном  детском  шумовом  инструменте,  остальные  угадывают и  повторяют на таком же)

Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?

А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню

(рассказчик играет РНП  «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» - дети угадывают).

Лиса и говорит Петушку:

- Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил  его да понесся домой что было мочи. С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.

Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности. В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Статья "Использование сказочных сюжетов в коррекционно-логопедической деятельности (из опыта работы)"

В статье говориться о значимости и эффективности использования сказочных сюжетов в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками....

Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности использования интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...

АПО «Музыкально-дидактические игры, как основа формирования и развития музыкальных способностей у дошкольников»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хот...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....