Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
методическая разработка на тему
Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_variativnyh_form_raboty.docx | 21.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта — проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха» с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не процессом исправления имеющихся недостатков.
Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
· слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и
выразить результаты собственного восприятия;
· исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
· сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев;
создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.)
Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.
«...Дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, как это сплошь и рядом мы наблюдаем у взрослых, дитя неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами» (СНОСКА: Зеньковский В. Психология детства. — М., 1996 — С. 171
Для ребенка, в отличие от взрослого исполнителя, не существенна связь исполнитель — слушатель. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей.
Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности.
Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду
- Проблемные и ситуационные задачи.
- Музыкально-дидактическая игра.
- Компьютерные музыкальные игры.
- Исследовательская (опытная) деятельность.
- Проектная деятельность.
- Хороводная игра.
- Музыкальные игры-импровизации.
- Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
- Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
- Интегративная деятельность.
- Клуб музыкальных интересов.
- Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
- Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Как музыкальный руководитель, я координирую процесс музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ, организую работу творческой команды педагогов. У нас нет возможности осуществлять вывоз детей в театр, и поэтому наш педагогический «театр взрослых» берет на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитывает у дошкольников творческие качества под воздействием обаяния активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.
Смешанный тип театра имеет место в нашем взросло-детском сообществе как жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. В нем происходит ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование. Нам под силу интересные и сложные постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и в полной мере задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления). Энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым. Таким образом, в театре взрослых и детей происходит взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло-детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом, создания интереса к театральной деятельности.
Творческий процесс у дошкольников противоречив. Для него характерны проявления сознательного и интуитивного, оригинальности и подражательности, эмоциональной увлеченности, искренности, непосредственности.
Для возникновения желания у детей «поиграть» в сказку мы используем просмотр и прослушивание фрагментов классических произведений в качестве вариативных эталонов для подражания, что способствует выразительности и оригинальности детских импровизаций. Чтобы познакомить детей с разными музыкальными жанрами, используем просмотр видеофрагментов, видеофильмов, презентаций, которые позволяют увидеть и услышать ролевую игру, изменение настроения в исполнении песен, движений.
Музыкальная игра – сказка, озвученная фрагментами классических произведений, созвучных образам по типу «эмоционального совпадения» - это привлекательная, интересная ребенку новая форма исполнительства и творчества интегративного характера. В игре – сказке происходит «умножение художественных впечатлений», развиваются интегративные личностные качества, в ней ребенок имеет возможность прожить все роли персонажей (коллективное исполнение каждой роли), с последующим распределением ролей и превращением игры в спектакль. Дети олицетворяют себя со всеми героями сказки, вживаясь в каждый образ. При подготовке дети замещают друг друга в ролях. Музыка усиливает драматургическое действие, она откликается на развитие сюжета, кульминацию, драматургию сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями. Особенностью этой игры является то, что трудновыполнимые для ребенка – дошкольника действия – выучивание текста, запоминание последовательности – помогает выполнить взрослый. Именно он выразительно читает сказку, а дети действуют под музыку, постепенно проигрывая роль всех персонажей, выражают свои впечатления в различных видах художественной деятельности: импровизируют движения, произносят или пропевают короткие реплики персонажей, играют на музыкальных инструментах, рисуют элементы декораций или костюмов. В результате такой эмоционально увлекательной игровой деятельности у детей появляется ценностное отношение к художественной культуре. Ребенок оказывается в ситуации, когда его побуждают к выражению «личностного смысла» при накоплении опыта интегрированной художественной деятельности. Дети спрашивают, кто написал то или иное произведение, у них появляется желание поиграть в сказку, развивается речь, формируются нравственные представления о добре и зле, красоте в искусстве и в жизни.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....
Организация спортивных праздников и конкурсов как эффективная форма физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
презентация к докладу. Будет интересна не только инструкторам, но и воспитателям...
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Организация трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответсвиии с ФГОС ДО....
Статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и программой «Успех»
Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.5-7 лет Сложные интегративные виды деятельности:Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.Музыкально-дидактическая игра...