Статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и программой «Успех»
статья
Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.
5-7 лет Сложные интегративные виды деятельности:
- Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Музыкально-дидактическая игра.
- Компьютерные музыкальные игры.
- Исследовательская (опытная) деятельность.
- Проектная деятельность.
- Театрализованная деятельность.
- Хороводная игра.
- Музыкальные игры-импровизации.
- Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
- Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
- Интегративная деятельность.
- Клуб музыкальных интересов.
- Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnye_formy.docx | 24.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и программой «Успех»
составила Баранова Наталия Александровна
музыкальный руководитель МБДОУ с. Филимоново
Канского района, Красноярского края
«Успех» — это образовательная программа нового поколения, учитывающая социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей.
Особенности программы:
«Успех» основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом, деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста).
Образовательный процесс в «Успехе» осуществляется через:
1) организацию детских видов деятельности, ведущей из которых является игра;
2) выбор и использование педагогами адекватных дошкольному возрасту форм работы с детьми (игра, экспериментирование, коллекционирование, проектирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.).
Основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей. «Успех» меняет устаревший характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Теперь они — партнеры по интересным, занимательным делам. Это не предполагает полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым наставником), но ребенок - больше не объект управления взрослых, а равноценная развивающаяся личность.
Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологические (личностные и интеллектуальные) новообразования и уровень физического развития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения.
В чем же заключаются особенности новой программы?
В центре программы «Успех» – ребенок начала ХХI века. Он не хуже и не лучше, чем, например, ребенок 90-х годов ХХ века. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они – партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок – это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек. Уроки – нет, праздники – да!
Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, а в ходе организации детских видов деятельности. Интерес же детей к этим видам деятельности обеспечивается календарём праздников/событий. Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями.
Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.
Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Но успех не появляется из ниоткуда по мгновению волшебной палочки. Успех – это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.
Основными задачами психолого-педагогической работы по музыкальному воспитанию являются приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству, развитие музыкально-художественной деятельности: восприятие( слушание музыки), исполнение музыки (пение,музыкально-ритмические движения), музыкальное творчество.
С помощью музыки дошкольник:
- познает себя и окружающий мир, знакомится с многообразием эмоций и чувств.
- обогащать свою музыкальную культуру, приобретать музыкальный вкус,
- общаться со сверстниками и взрослыми, осуществляя социальные контакты и коммуникации,
- практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества.
Используя музыку как средство развития и воспитания ребенка, педагог
- эффективно развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка, его личностные и интеллектуальные качества,
- приобщает ребенка к культуре и музыкальному искусству,
- развивает детское творчество,
- насыщает среду ДОУ музыкой, используя ее психофизиологические и социокультурные эффекты.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.
5-7 лет Сложные интегративные виды деятельности:
- Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Музыкально-дидактическая игра.
- Компьютерные музыкальные игры.
- Исследовательская (опытная) деятельность.
- Проектная деятельность.
- Театрализованная деятельность.
- Хороводная игра.
- Музыкальные игры-импровизации.
- Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
- Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
- Интегративная деятельность.
- Клуб музыкальных интересов.
- Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Как музыкальный руководитель, я координирую ход всего процесса музыкально-театральной деятельности, организую творческую, активную команду педагогов. У нас нет возможности осуществлять поездки детей в театр, и поэтому наш педагогический театр взрослых берет на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитывает у дошкольников творческие качества под воздействием обаяния активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.
Смешанный тип театра имеет место в нашем взросло-детском сообществе как жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. В нем происходит ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование. Нашему театру под силу показывать сложные постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и полнее задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления). Энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым. Таким образом, в театре взрослых и детей происходит взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло-детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом, создания интереса к театральной деятельности.
Со своей стороны я обеспечиваю сотрудничество с сельской ДШИ, Домом культуры, с кукольным и драматическим театром г. Канска для накопления и пополнения «багажа» эмоциональных впечатлений дошкольников, знакомства с театральным искусством и музыкой вне дошкольного учреждения.
Творческий процесс у дошкольников противоречив. Для него характерны проявления сознательного и интуитивного, оригинальности и подражательности, эмоциональной увлеченности, искренности, непосредственности. Для возникновения желания у детей «поиграть» в сказку мы используем просмотр и прослушивание фрагментов классических произведений в качестве вариативных эталонов для подражания, что способствует выразительности и оригинальности детских импровизаций. Чтобы познакомить детей с разными музыкальными жанрами, используем просмотр видеофрагментов, видеофильмов, презентаций, которые позволяют увидеть и услышать ролевую игру, изменение настроения в исполнении песен, движений. Музыкальная игра – сказка, озвученная фрагментами классических произведений, созвучных образам по типу «эмоционального совпадения» - это привлекательная, интересная ребенку новая форма исполнительства и творчества интегративного характера. В игре – сказке происходит «умножение художественных впечатлений», развиваются интегративные личностные качества, в ней ребенок имеет возможность прожить все роли персонажей (коллективное исполнение каждой роли), с последующим распределением ролей и превращением игры в спектакль. Дети олицетворяют себя со всеми героями сказки, вживаясь в каждый образ. При подготовке дети замещают друг друга в ролях. Музыка усиливает драматургическое действие, она откликается на развитие сюжета, кульминацию, драматургию сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями. Особенностью этой игры является то, что трудновыполнимые для ребенка – дошкольника действия – выучивание текста, запоминание последовательности – помогает выполнить взрослый. Именно он выразительно читает сказку, а дети действуют под музыку, постепенно проигрывая роль всех персонажей, выражают свои впечатления в различных видах художественной деятельности: импровизируют движения, произносят или пропевают короткие реплики персонажей, играют на музыкальных инструментах, рисуют элементы декораций или костюмов. В результате такой эмоционально увлекательной игровой деятельности у детей появляется ценностное отношение к художественной культуре. Ребенок оказывается в ситуации, когда его побуждают к выражению «личностного смысла» при накоплении опыта интегрированной художественной деятельности. Дети спрашивают, кто написал то или иное произведение, у них появляется желание поиграть в сказку, развивается речь, формируются нравственные представления о добре и зле, красоте в искусстве и в жизни.
Осуществляя постановку музыкального спектакля «Спящая красавица» детям был предложен выбор роли. «Вживание» в роль, перевоплощение – интересная подача образа, может импровизация на определенном этапе – это особенное творческое поведение ребенка в спектакле. Например, волк, приглашенный на бал, говорит:
« Господа, не бойтесь, дамы, успокойтесь, я живу не в чаще, я - не настоящий…» И в танце волк преподносит себя сначала как злой и коварный, а в конце – добрый и чуткий.
Драматизирована эмоциональная трогательная сцена , когда злая фея Карабос «прилетела» на бал. В это время девочка, игравшая роль Королевы прижала «дочку – принцессу» к себе и тревожно смотрела на злую фею. В музыкальной сказке «Царевна – лягушка» ребенок, который играл роль Ивана –царевича, постоянно советовался с педагогами – как ему интереснее показать и сказать ролевые слова, где «поиграть» интонацией, какие движения уместны. Проигрывая отдельные сюжеты, дети эмоционально и артистично изображали своих героев, а взрослые в роли Кощея и бабы Яги добавили «волшебства и сказочности» в действие. Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Список использованной литературы:
1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968
2. Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации
Педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999
3. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития
детей младшего возраста». – М., 2000
4. Мелик–Пашаев А. А. «Педагогика искусства и творческие
способности». М., 1981
5. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей
детей». – М., 2005 – М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Организация спортивных праздников и конкурсов как эффективная форма физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
презентация к докладу. Будет интересна не только инструкторам, но и воспитателям...
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности....
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
СТАТЬЯ «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Представлены подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду...
Методическая статья «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»
Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошеольниками....