«Богатый сибирский край» /региональный компонент /
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Музыкальное познавательное развлечение с элементами фольклора для детей 6-7 лет на сибирскую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyy_sibirskiy_kray_razvlechenie.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Богатый сибирский край»
/региональный компонент /
Музыкальное познавательное развлечение с элементами фольклора для детей 6-7 лет.
Составлено музыкальным руководителем ДОУ Барановой Н.А
МБДОУ «Филимоновский детский сад» Канский район, Красноярский край
2017
Музыкальный зал оформлен с одной стороны- как сибирская изба, на противоположной стороне зала – «тайга».
(звучит русская народная музыка, в зал входит подгруппа детей в русских костюмах, вместе с ними «домовой» - воспитатель или родитель группы. Они проходят в «избу», рассаживаются на лавки)
Домовой: Вот мы и дома, дорогие ребятушки. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте. Я – домовой, живу в каждой деревенской избе, хозяева ласково величают меня дедушкой. Живу и за печкой, и под шестком, и в подполье, о хозяевах своих забочусь – предупреждаю о несчастьях, помогаю дом вести. Люблю и пошалить – посудой погреметь, пошутить, порезвиться, а то заплачу вдруг, заохаю, вот я какой!
(звучит музыка, входит «Леший» - воспитатель или родитель. За ним идут дети в костюмах птиц и животных сибирской тайги: «тетерев», «глухарь», «снегирь», «белка», «соболь» и др.)
Леший: Мы в сибирской тайге. Полюбуйтесь на нашу лесную красоту! Я – Леший. Живу в еловых лесах. Если лесом иду, то ростом равняюсь с деревьями, а по опушке хожу малой былинкой, ниже травы. Все звери и птицы повинуются мне беспрекословно. Особенно меня слушаются зайцы. Ношусь я по лесу как угорелый, без шапки, песни пою без слов, в ладоши хлопаю, хохочу, аукаю, свищу и плачу по-людски. Есть у меня в деревне родич – Домовой. А что, не пора ли мне сходить в деревню?
Домовой: (обращаясь к детям) Есть и у меня родич в лесу, Лешим зовется, схожу-ка я к нему в гости.
/ходят по залу, «аукают» друг друга, натыкаются спинами, чуть не падают, увидев друг друга, радуются, обнимаются/
Домовой: Здорово, друг сердечный!
Леший: И тебе не хворать.
Домовой: Куда путь держишь?
Леший: Да к тебе в гости. В деревню иду.
Домовой: А я к тебе в лес….ну что ж, пойдем ко мне в дом, посмотришь,
Как мы живем, какие избы у сибиряков добротные – бревнышко к бревнышку.
(входят в «избу», Леший здоровается с детьми, присаживается на лавку)
Домовой: Ребята, расскажите Лешему, как русские люди почитают свое жилище.
Дети произносят пословицы.
«Домом жить – не лукошко шить».
«Домом жить – не развеся уши ходить»
«Дом вести – не лапти плести» и др.
Леший: Ишь, что знают! В моем лесу тоже хорошо жить, (обиженно) и вообще «Белый лебедь серому гусю не товарищ »…
Домовой: Так – так, не товарищ, говоришь? Не заводи ссоры, а лучше наши сибирские частушки послушай.
Ребенок (1) стих :
Ох, славна Сибирь лесами,
Ох, славна зеленой тайгой.
Песнями славна, стихами,
И частушкой озорной.
Дети исполняют частушки, на проигрыш играют на ДШИ
Ребенок (2)
Мы – сибирские ребята,
Вкусны шанежки жуем.
И частушек много знаем.
Их сейчас для вас споем.
Ребенок (3)
Моя дроля маленька
Чуть повыше валенка.
В пимочки обуется –
Как пузырь надуется.
Ребенок (4)
Ветер дует с Енисея,
Ветер дует с севера.
А сибирские ребята
Чуть повыше клевера.
Ребенок (5)
Ах, ах, ахоньки.
Наши девки махоньки.
А мне нравятся таки,
Какие ростом велики.
Ребенок (6)
Балалайка не играет
И не держится в руках.
Ягодиночки не пляшут.
Видно в рваных башмаках.
Все:
За внимание спасибо
Вам, товарищи, и вам.
Вашим сереньким, голубеньким
И черненьким глазам.
Все: Приходите в гости к нам.
Угостим вас чаем,
Но частушки больше петь
Мы не обещаем.
Домовой: Выходи плясать, девчата, выходите и ребята!
Парная пляска «Ромашка – цветок полевой» (исполняют дети, которые в фольклорных костюмах)
Домовой: В моем доме главные хозяева – люди. Сейчас я тебе, Леший, их сундук с добром покажу да с ребятами расскажу, что носили в старину настоящие сибиряки.
/Домовой достает одежду из сундука, дети рассказывают поочередно о каждом наряде, Домовой дополняет/
Вот женская одежда: длинная рубаха с рукавами, украшенная вышивкой, тесьмой, поверх рубахи – сарафан на лямках. Этот сарафан праздничный, он сшит из дорогой ткани, украшен тесьмой, блестками. А на каждый день шили сарафаны простые – из ситца и холстины. На голову хозяйка надевала платок, в праздничные дни – кокошник. А вот и валенки – теплая обувь для холодной сибирской зимы. Валяли их из овечьей шерсти, чтобы теплее было. Про валенки даже загадку сложили: «И большие, и средние, и маленькие подшивают на зиму…(валенки)»
Леший: Да, много добра у твоих хозяев. Нои мой лес тоже богат дарами. В твоем дому только люди живут, да еще кошки, собаки, а в моем лесу столько зверей разных! Вот попробуй с ребятами назвать обитателей сибирской тайги.
/Дети в костюмах птиц и зверей медленно прогуливаются по залу. Дети называют их./
Игра «Кто лишний?»
Леший называет трех животных или птиц, все дети угадывают, кого назвали лишним, то есть не жителем тайги. Лось, лиса, антилопа; медведь, бурундук, крокодил и т.п.
Хоровод «Нынче осенью в лесу» (участвую дети в костюмах зверей и птиц)
Домовой. Да, богаты сибирские леса разным зверем и птицей! А я для вас волшебный мешочек припас (на экране). В нем старинные предметы домашней утвари. Я буду о них загадывать загадки, а вы все угадывайте, да постарайтесь объяснить применение этой вещи.
- Утка в море – хвост на заборе (ковш)
- Каши зачерпнет и отправит в рот (ложка)
- В небо – дыра, в землю – дыра, а посередине – огонь да вода (самовар)
- Стоит Ермошка, лохмат, взъерошен. По избе запляшет, прутиками машет, для лихого пляса лыком подпоясан (веник)
- Маленькая собачка дверь стережет, не лает, не кусает и в дом не пускает (замок)
- Новая посудина вся в дырках (решето)
- Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет (лапти)
- На стене висит, болтается, всяк за него хватается (полотенце)
Леший: А моя любимая тайга всех кормит. Дам я вам задание трудное – назвать – угадать лесные ягоды
«Рву, рву ягодку, черную-черную. Маменьке –в лукошко, тятеньке – в стаканчик, а серому волку – корья на лопате» (смородина)
«Красна, душиста, растет низко, к земле близко» (земляника)
«У тебя температура подскочила невзначай, пей не горькую микстуру, а с ягодой этой душистый чай» (малина)
«Сидит рядом с нами, смотрит черными глазами, сладка, мала, ребятам мила» (черника)
Домовой: Да, Леший, вкусна твоя лесная ягода, мои хозяева за ней в лес ходят, собирают, потом пироги с ней стряпают, сушат на чай.
А еще лекарственными растениями запасаются.
Картинки растений на экране, дети читают о них стихи.
- Подорожник у дороги, на него наступишь ты.
Обернешься – вот уж глянь-ка, вновь торчат его листы!
От ушибов и порезов лучше средства не найти.
Привяжи его листочки – перестанет кровь идти.
- Лопухом скорей обвяжем шишку иль ушиб какой
И ему спасибо скажем – снимет боль он как рукой.
- В щах зеленых из крапивы витаминов через край.
Даже больше. Чем в капустных. Ты их ешь. Не забывай.
- Нужен нам пустырник, знаю, хоть ничто и не болит.
Травка скромная, лесная кого хочешь усмирит.
Надо только капли эти чаще пить не забывать
И забудут драки дети и покрепче будут спать.
- Перемерил много луж ты, сразу кашель одолел
Надо было маму слушать, вот тогда б не заболел.
А теперь бери скорее мать –и – мачехи листок
И настой тебе поможет снимет боль в груди и резь,
Больше в лужу ты не лезь!
/незаметно набросать мусор на полянку, пока дети смотрят слайды и читают стихи/
Леший: Моя лесная красота создана природой, только стали люди в лесу шуметь, мусорить, загрязнять полянки, деревья ломать, цветы рвать.
Домовой: Непорядок это!! Что же делать? (дети отвечают, что нужно убрать мусор) И то верно, пойдем те в лес и наведем там чистоту. Ведь природа –наш общий дом. (дети убирают мусор)
Леший: Спасибо вам, друзья, идите к нам на лесную полянку. Будем вместе играть.
Игра « Воробей» ( все становятся в круг, у одного в руках игрушка – воробей, передавая игрушку из рук в руки дети называют разные деревья, причем, говоря «сел воробей на березу, полетел на….»
Игра «Детеныши» ( ведущий бросает мяч детям, стоящим в кругу и называет взрослых зверей и птиц, а дети – их детенышей)
Домовой: Да что нам делить, Леший, мы живем в одном сибирском краю, приходи к нам в гости. Всегда будем рады.
Леший: И то верно, будем мирно жить, без ссор, друг к другу в гости ходить.
(обнимаются)
Домовой: Принимайте, ребятки, наше угощение!
Воспитатель: Мы поздравляем наших мам с Днем матери и в конце развлечения для вас звучит песня.
Песня «Что такое праздник»
Конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по художественно — эстетическому развитию по теме «Урало — сибирская роспись» (региональный компонент).
Знакомство с Урало - сибирской росписью. Декорирование кувшина....
Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: « Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)
Развивать способность приниматьсобственное решение, опираясь на свои знания и умения.Расширять представление о зимующих и перелетный птицах Краснодарского края....
Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Мой северный край» (региональный компонент)
Во время проведения цикла занятий у дошкольников формируется познавательный интерес о родном крае. Воспитываются дружеские чувства к детям коренных наций, желание больше узнавать об особен...
"Природа родного края"-региональный компонент
Отчет по самообразованиювоспитателя МБОУ «Алтайская СОШ №2» - СП детский сад «Вишенка» Селищевой Елены Анатольевны за 2019-2020 уч.г....
Развлечение "Мой родной край" (региональный компонент)
Цели:1.Воспитывать любовь к родному краю.2. Продолжить прививать детям кубанские традиции.3.Способствовать развитию физических качест детей.Задачи:1. Развивать в детях ловкость , координацию, сообрази...
"Ставропольский край" региональный компонент
Подготовительная группа...
Презентация к занятию Тема: «Животный мир нашего края» (региональный компонент)
Презентация к НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Животный мир нашего края» Задачи: Обобщить знания детей о животном мире родного края; Продолжать...