«Богатый сибирский край» /региональный компонент /
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Баранова Наталия Александровна

Музыкальное познавательное развлечение с элементами фольклора для детей 6-7 лет на сибирскую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyy_sibirskiy_kray_razvlechenie.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Богатый сибирский край»

/региональный компонент /

Музыкальное познавательное развлечение с элементами фольклора для детей 6-7 лет.

Составлено музыкальным руководителем ДОУ Барановой Н.А

МБДОУ «Филимоновский детский сад» Канский район, Красноярский край

               

2017

Музыкальный зал оформлен с одной стороны- как сибирская изба, на противоположной стороне зала – «тайга».

(звучит русская народная музыка, в зал входит подгруппа детей в русских костюмах, вместе с ними «домовой» - воспитатель или родитель группы. Они проходят в «избу», рассаживаются на лавки)

Домовой: Вот мы и дома, дорогие ребятушки. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте. Я – домовой, живу в каждой деревенской избе, хозяева ласково величают меня дедушкой. Живу и за печкой, и под шестком, и в подполье, о хозяевах своих забочусь – предупреждаю о несчастьях, помогаю дом вести. Люблю и пошалить – посудой погреметь, пошутить, порезвиться, а то заплачу вдруг, заохаю, вот я какой!

(звучит музыка, входит «Леший» - воспитатель или родитель. За ним идут дети в костюмах птиц и животных сибирской тайги: «тетерев», «глухарь», «снегирь», «белка», «соболь» и др.)

Леший: Мы в сибирской тайге. Полюбуйтесь на нашу лесную красоту! Я – Леший. Живу в еловых лесах. Если лесом иду, то ростом равняюсь с деревьями, а по опушке хожу  малой былинкой, ниже травы. Все звери и птицы повинуются мне беспрекословно. Особенно меня слушаются зайцы. Ношусь я по лесу как угорелый, без шапки, песни пою без слов, в ладоши хлопаю, хохочу, аукаю, свищу и плачу по-людски. Есть у меня в деревне родич – Домовой. А что, не пора ли мне сходить в деревню?

Домовой: (обращаясь к детям) Есть и у меня родич в лесу, Лешим зовется, схожу-ка я к нему в гости.

/ходят по залу, «аукают» друг друга, натыкаются спинами, чуть не падают, увидев друг друга, радуются, обнимаются/

Домовой: Здорово, друг сердечный!

Леший: И тебе не хворать.

Домовой: Куда путь держишь?

Леший: Да к тебе в гости. В деревню иду.

Домовой: А я к тебе в лес….ну что ж, пойдем ко мне в дом, посмотришь,

Как мы живем, какие избы у сибиряков добротные – бревнышко к бревнышку.

(входят в «избу», Леший здоровается с детьми, присаживается на лавку)

Домовой: Ребята, расскажите Лешему, как русские люди почитают свое жилище.

Дети произносят пословицы.

«Домом жить – не лукошко шить».

«Домом жить – не развеся уши ходить»

«Дом вести – не лапти плести» и др.

Леший: Ишь, что знают! В моем лесу тоже хорошо жить, (обиженно) и вообще «Белый лебедь серому гусю не товарищ »…

Домовой: Так – так, не товарищ, говоришь? Не заводи ссоры, а лучше наши сибирские частушки послушай.

Ребенок (1) стих :

Ох, славна  Сибирь лесами,

Ох, славна  зеленой тайгой.

Песнями славна, стихами,

И частушкой озорной.

Дети исполняют частушки, на проигрыш играют на ДШИ

Ребенок (2)

Мы – сибирские ребята,

Вкусны шанежки жуем.

И частушек много знаем.

Их сейчас для вас споем.

Ребенок (3)

Моя дроля маленька

Чуть повыше валенка.

В пимочки обуется –

Как пузырь надуется.

Ребенок (4)

Ветер дует с Енисея,

Ветер дует с севера.

А сибирские ребята

Чуть повыше клевера.

Ребенок (5)

Ах, ах, ахоньки.

Наши девки махоньки.

А мне нравятся таки,

Какие ростом велики.

Ребенок (6)

Балалайка не играет

И не держится в руках.

Ягодиночки не пляшут.

Видно в рваных башмаках.

Все:

За внимание спасибо

Вам, товарищи, и вам.

Вашим сереньким, голубеньким

И черненьким глазам.

Все: Приходите в гости к нам.

Угостим вас чаем,

Но частушки больше петь

Мы не обещаем.

Домовой: Выходи плясать, девчата, выходите и ребята!

Парная пляска «Ромашка – цветок полевой»  (исполняют дети, которые в фольклорных костюмах)

Домовой: В моем доме главные хозяева – люди. Сейчас я тебе, Леший, их сундук с добром покажу да с ребятами расскажу, что носили в старину настоящие сибиряки.

/Домовой достает одежду из сундука, дети рассказывают поочередно о каждом наряде, Домовой дополняет/

Вот женская одежда: длинная рубаха с рукавами, украшенная вышивкой, тесьмой, поверх рубахи – сарафан на лямках. Этот сарафан праздничный, он сшит из дорогой ткани, украшен тесьмой, блестками.  А на каждый день шили сарафаны простые – из ситца и холстины. На голову хозяйка надевала платок, в праздничные дни – кокошник. А вот и валенки – теплая обувь для холодной сибирской зимы. Валяли их из овечьей шерсти, чтобы теплее было. Про валенки даже загадку сложили: «И большие, и средние, и маленькие подшивают на зиму…(валенки)»

Леший: Да, много добра у твоих хозяев. Нои мой лес тоже богат дарами. В твоем дому только люди живут, да еще кошки, собаки, а в моем лесу столько зверей разных! Вот попробуй с ребятами назвать обитателей сибирской тайги.

/Дети в костюмах птиц и зверей медленно прогуливаются по залу. Дети называют их./

Игра «Кто лишний?»

Леший называет трех животных или птиц, все дети угадывают, кого назвали лишним, то есть не жителем тайги. Лось, лиса, антилопа; медведь, бурундук, крокодил и т.п.

Хоровод «Нынче осенью в лесу» (участвую дети в костюмах зверей и птиц)

Домовой. Да, богаты сибирские леса разным зверем и птицей! А я для вас волшебный мешочек припас (на экране).  В нем старинные предметы домашней утвари. Я буду о них загадывать загадки, а вы все угадывайте, да постарайтесь объяснить применение этой вещи.

  1. Утка в море – хвост на заборе (ковш)
  2. Каши зачерпнет и отправит в рот (ложка)
  3. В небо – дыра, в землю – дыра, а посередине – огонь да вода (самовар)
  4. Стоит Ермошка, лохмат, взъерошен. По избе запляшет, прутиками машет, для лихого пляса лыком подпоясан (веник)
  5. Маленькая собачка дверь стережет, не лает, не кусает и в дом не пускает (замок)
  6. Новая посудина вся в дырках (решето)
  7. Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет (лапти)
  8. На стене висит, болтается, всяк за него хватается (полотенце)

Леший: А моя любимая тайга всех кормит. Дам я вам задание трудное – назвать – угадать   лесные ягоды

«Рву, рву ягодку, черную-черную. Маменьке –в лукошко, тятеньке – в стаканчик, а серому волку – корья на лопате» (смородина)

«Красна, душиста, растет низко, к земле близко» (земляника)

«У тебя температура подскочила невзначай, пей не горькую микстуру, а с ягодой этой душистый чай» (малина)

«Сидит рядом с нами, смотрит черными глазами, сладка, мала, ребятам мила» (черника)

Домовой: Да, Леший, вкусна твоя лесная ягода, мои хозяева за ней в лес ходят, собирают, потом пироги с ней стряпают, сушат  на чай.

А еще лекарственными растениями запасаются.

Картинки растений на экране, дети читают о них стихи.

  1. Подорожник у дороги, на него наступишь ты.

Обернешься – вот уж глянь-ка, вновь торчат его листы!

От ушибов и порезов лучше средства не найти.

Привяжи его листочки – перестанет кровь идти.

  1. Лопухом скорей обвяжем шишку иль ушиб какой

И ему спасибо скажем – снимет боль он как рукой.

  1. В щах зеленых из крапивы витаминов через край.

Даже больше. Чем в капустных. Ты их ешь. Не забывай.

  1. Нужен нам пустырник, знаю, хоть ничто и не болит.

Травка скромная, лесная кого хочешь усмирит.

Надо только капли эти чаще пить не забывать

И забудут драки дети и покрепче будут спать.

  1. Перемерил много луж ты, сразу кашель одолел

Надо было маму слушать, вот тогда б не заболел.

А теперь бери скорее мать –и – мачехи листок

И настой тебе поможет       снимет боль в груди и резь,

Больше в лужу ты не лезь!

/незаметно набросать мусор на полянку, пока дети смотрят слайды и читают стихи/

Леший: Моя лесная красота создана природой, только стали люди в лесу шуметь, мусорить, загрязнять полянки, деревья ломать, цветы рвать.

Домовой: Непорядок это!! Что же делать? (дети отвечают, что нужно убрать мусор) И то верно, пойдем те в лес и наведем там чистоту. Ведь природа –наш общий дом. (дети убирают мусор)

Леший: Спасибо вам, друзья, идите к нам на лесную полянку. Будем вместе играть.

Игра « Воробей» ( все становятся в круг, у одного в руках игрушка – воробей, передавая игрушку из рук в руки дети называют разные деревья, причем, говоря «сел воробей на березу, полетел на….»

Игра «Детеныши» ( ведущий бросает мяч   детям, стоящим   в кругу и называет взрослых зверей и птиц, а дети – их детенышей)

Домовой: Да что нам делить, Леший, мы живем в одном сибирском краю, приходи к нам в гости. Всегда будем рады.

Леший: И то верно, будем мирно жить, без ссор, друг к другу в гости ходить.

(обнимаются)

Домовой: Принимайте, ребятки, наше угощение!

Воспитатель: Мы поздравляем наших мам с Днем матери и в конце развлечения для вас звучит песня.

Песня «Что такое праздник»

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: « Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)

Развивать способность приниматьсобственное решение, опираясь на свои знания и умения.Расширять представление о зимующих и перелетный птицах Краснодарского края....

Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Мой северный край» (региональный компонент)

Во время проведения цикла занятий у дошкольников формируется  познавательный интерес  о родном крае. Воспитываются дружеские чувства к детям коренных наций, желание больше узнавать об особен...

"Природа родного края"-региональный компонент

Отчет по самообразованиювоспитателя МБОУ «Алтайская СОШ №2» - СП детский сад «Вишенка» Селищевой Елены Анатольевны за 2019-2020 уч.г....

Развлечение "Мой родной край" (региональный компонент)

Цели:1.Воспитывать любовь к родному краю.2. Продолжить прививать детям кубанские традиции.3.Способствовать развитию физических качест детей.Задачи:1. Развивать в детях ловкость , координацию, сообрази...

Презентация к занятию Тема: «Животный мир нашего края» (региональный компонент)

Презентация к НОД  по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Животный мир нашего края»  Задачи: Обобщить знания детей о  животном мире родного края; Продолжать...