9.5.4 Система работы педагога - наставника
Система работы
Сердюк Алены Николаевны,
учителя МБОУ Игримская СОШ № 1
как наставника школы и педагогических сообществ.
Наставники, демонстрирующие собственным примером упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны.
Зафар Мирзо
Педагог – это не профессия, это образ жизни. Сегодня, в эпоху реформы системы образования, на стыке тысячелетий в новой образовательной среде с применением цифровых технологий это ощущается особенно остро. Современная жизнь требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, жертвенной самоотдачи.
Настоящий педагог не только обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, он владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют и личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. Тем, кому есть чем поделиться и с молодым специалистом, и с коллегами не только своего коллектива.
Не случайно, сегодня наставничество заведено на вершину педагогического айсберга. Именно наставничество заслуживает пристального внимания - ведь именно в нем отражена жизненная необходимость нуждающегося учителя получить поддержку профессионала, способного предложить теоретическую и практическую помощь.
Цель наставничества: способствовать формированию профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.
Задачи наставничества: помочь в личностной и социально-педагогической адаптации молодому специалисту; способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям вчерашнего студента педагогических учебных заведений; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации педагогической деятельности и учебных занятий и поиск оптимальных возможных путей их преодоления; стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности наставляемого.
Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.
За более чем 30-ти летний педагогический стаж, из молодого специалиста, к которому тоже был когда-то прикреплен наставник, я сама стала педагогом, имеющим достаточно знаний и опыта, желающим поделиться своими педагогическими наработками и секретами. Сегодня наставничество стало частью моей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagoga_-_nastavnika.docx | 471.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
СИСТЕМА РАБОТЫ
ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА
СЕРДЮК АЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Система работы
Сердюк Алены Николаевны,
учителя МБОУ Игримская СОШ № 1
как наставника школы и педагогических сообществ.
Наставники, демонстрирующие собственным примером упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны.
Зафар Мирзо
Педагог – это не профессия, это образ жизни. Сегодня, в эпоху реформы системы образования, на стыке тысячелетий в новой образовательной среде с применением цифровых технологий это ощущается особенно остро. Современная жизнь требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, жертвенной самоотдачи.
Настоящий педагог не только обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, он владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют и личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. Тем, кому есть чем поделиться и с молодым специалистом, и с коллегами не только своего коллектива.
Не случайно, сегодня наставничество заведено на вершину педагогического айсберга. Именно наставничество заслуживает пристального внимания - ведь именно в нем отражена жизненная необходимость нуждающегося учителя получить поддержку профессионала, способного предложить теоретическую и практическую помощь.
Цель наставничества: способствовать формированию профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.
Задачи наставничества: помочь в личностной и социально-педагогической адаптации молодому специалисту; способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям вчерашнего студента педагогических учебных заведений; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации педагогической деятельности и учебных занятий и поиск оптимальных возможных путей их преодоления; стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности наставляемого.
Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.
За более чем 30-ти летний педагогический стаж, из молодого специалиста, к которому тоже был когда-то прикреплен наставник, я сама стала педагогом, имеющим достаточно знаний и опыта, желающим поделиться своими педагогическими наработками и секретами. Сегодня наставничество стало частью моей педагогической деятельности.
Направления моей наставнической деятельности представлены в следующей схеме:
Что дает наставничество самому наставнику?
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность наставляемого. Этот процесс носит взаимообменный характер межличностных трудовых взаимоотношений и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставник должен обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии и обладать высокой профессиональной компетентностью.
Наставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом, ему нужно стать подвижником по отношению к наставляемому, непрерывно мотивируя наставляемого к взятию творческих и профессиональных высот, и, одновременно, развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществляя межличностное общение с коллегами. Наставники помогают другим педагогам применять эффективные формы и методы работы, которые содействуют их профессиональному становлению. Помогая наставляемому наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и, конечно же, ощущая свой вклад в профессиональный рост других педагогов сами выходят на новый уровень профессионализма.
Наставник студентов по направлению "преподавание предмета Музыка".
За мою профессиональную деятельность 2 студентки - ученицы педагогических учебных заведений стали моими подопечными, в рамках наставнической деятельности по вопросам преподавания предмета "Музыка".
Само по себе преподавание конкретного предмета - уже не простая задача для студента- практиканта. А преподавание предмета "Музыка", с учетом специфики данного предмета - это многогранный процесс, требующий не только многих знаний и умений, но еще и работы учителя в условиях постоянной многозадачности.
Направления, охватывающие деятельность учителя - предметника,
по преподаванию предмета "Музыка":
Цель наставничества в цепочке "педагог - студент": формирование потребности будущего специалиста в проектировании своего профессионального становления и роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.
Здесь необходимо понимать, что знает или не знает будущий педагог, умеет или не умеет что-то делать. В процессе диалога с ним необходимо эффективно распределить активные личностные ресурсы и выбрать соответствующие стратегии поведения и развития.
Задачи:
1) стимулировать личностно-профессиональное развитие будущего специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства;
2) сформировать умение планировать и организовать свою деятельность;
3) обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Прогнозируемый результат данного направления наставничества: будущий молодой специалист, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном самообразовании.
Используемые формы работы в данном направлении наставнической деятельности разобьем на 3 блока с учетом направлений деятельности учителя- предметника по предмету "Музыка":
На этом этапе осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений студента, будущего учителя.
Результатами этой деятельности наставничества стали:
Программы наставничества "педагог - студент" в рамках преподавания предмета "Музыка".
ИОМ студента - практиканта.
Разработки уроков по темам "Музыкальные инструменты русского народного оркестра", "Русский народный оркестр", "Три кита в музыке", "Кит - песня, особенности звучания песенной музыки".
Разработка классного часа "Русские народный музыкальные инструменты".
Презентация "Звучание инструментов русского народного оркестра".
Методические рекомендации "Учитель музыки - это просто".
Наставник учителей, вступивших в педагогическую деятельность.
Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Поэтому молодым педагогам, вступившим в педагогическую преподавательскую деятельность, необходимо в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника.
Цель деятельности наставника: довести своих подопечных до уровня, когда в наставнике больше не будет необходимости, то есть устранить зависимость молодого специалиста от наставника, и содействовать становлению наставляемого как самостоятельного адаптивно устойчивого учителя.
Задачи наставничества: обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала наставляемых, поддержка формирования и реализации их индивидуальной траектории; улучшение показателей в образовательной, социокультурной и других сферах деятельности; формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать возникающие трудности; подготовка наставляемых к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации.
Основные этапы деятельности педагога-наставника:
1. Адаптация | 2. Становление | 3. Рефлексия |
•Знакомство с молодым педагогом. •Анкетирование. •Выявление трудностей. •Совместное определение цели, темы самообразования. | •Помощь в освоении современных технологий и методов обучения. •Развитие профессиональной компетенции молодого учителя. •Мотивирование молодого учителя к участию в различных мероприятиях и конкурсах. | •Помощь молодому специалисту в проектировании и развитии карьеры, творческой самореализации педагога. •Мотивирование молодого учителя к инновационной деятельности. |
Содержание и результаты совместной деятельности полностью зависят от результатов адаптационного этапа. Цели и задачи, формы и методы взаимодействия наставника с наставляемым могут и должны трансформироваться и изменяться в з ависимости от промежуточных результатом практической деятельности на всем протяжении всего периода наставничества.
В рамках деятельности педагогов-наставников целесообразно применение следующих рефлексивных методов обучения:
Метод самонаблюдения как разновидность наблюдения. Выражается в словесных отчетах о том, что видит, чувствует, переживает, как действует сам человек. В процессе рефлексивного наблюдения и самонаблюдения должны быть поставлены задачи сравнения, анализа происходящих явлений и событий.
Метод «исследования себя». Как бы посмотреть со стороны, что есть «Я»? Оценить, проанализировать и увидеть проблемы, наметить пути их решения и определить перспективы.
Метод игры. Рефлексивно-деловые игры – современная активная форма работы с участниками образовательного процесса, представляющая собой организацию особой рефлексивной среды, в которой каждый участник не только приобретает новый когнитивный и поведенческий опыт, но и становится инициатором собственного личностного развития, а также развития своих партнеров.
Тренинговый метод как способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.
Метод микрообучения и самоанализа. Данный метод огромную значимость имеет в развитии и совершенствовании рефлексивных способностей.
Важно, чтобы наставляемый учитель погрузился в атмосферу психологического комфорта, которая создается благодаря взаимодействию и поддержке. Этому способствует активная методическая работа в различных формах, позволяющих наставляемым развивать профессиональную компетентность и не испытывать чувство профессионального ограничения.
Вовлечение молодого учителя в инновационную деятельность возможно через такие формы и методы обучения: проблемно-деловая игра; рефлексивно-деловая игра; работа в составе творческой группы; лекция, семинар, практическое занятие; мини-лекции и педагогические чтения; «педагогический ринг»; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы; педагогические мастерские; выступления на педсоветах, методических объединениях; участие в профессиональных конкурсах.
Для непрерывного роста профессионализма молодого педагога важно постоянно наблюдать, как молодые специалисты планируют, реализуют и анализируют свою деятельность. Необходимо вести работу в трех направлениях: планирование – проведение – методический анализ.
Направления работы | Тематика мероприятий | Формы работы |
1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию | Основные проблемы молодого педагога, пути их решения. | Анкетирование, индивидуальные беседы. Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей школы. |
Составление плана работы по самообразованию. | Практическое занятие. | |
2.Взаимопосещение уроков. | Основные требования к современному уроку. | Посещение уроков наставника и молодого педагога. |
Типы и формы уроков. | ||
Конспект и технологическая карта урока. | ||
Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке. | ||
Слагаемые успешности урока. | ||
Факторы, которые влияют на качество преподавания. | ||
Самоанализ урока. | ||
Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха. | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по внеурочной предметной деятельности. | Индивидуальная беседа. Взаимопосещение внеклассных мероприятий. |
3. Воспитательная работа. | Составление плана воспитательной работы в классе. Организация взаимодействия с родителями, формы работы. | Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы). |
Проведение социометрии в классе. | Практическое занятие. | |
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для неуспевающих учащихся, «трудных» и одаренных детей. | Проведение анкетирования учащихся, родителей. Составление характеристик. Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, социальным педагогом. Отслеживание результатов работы. |
Ожидаемые результаты работы наставника с наставляемым:
∙ успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
∙ активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
∙ повышение профессиональной компетентности наставляемого педагога в вопросах педагогики и психологии;
∙ обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
∙ совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
∙ использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
∙ умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, организовывать индивидуальную работу.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной педагогической деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке, дабы не потеряться в многообразии задач и видов деятельности. Из чего вытекают и складываются все многообразие деятельности педагога? На что нужно обратить пристальное внимание наставляемого:
- требования к организации учебного процесса;
- требования к ведению школьной документации;
- практическое и теоретическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
- формы и методы организации внеурочной деятельности;
- освоение инновационных технологий;
- использование в педагогической деятельности ИКТ-технологий;
- разработки программы собственного профессионального роста;
- выбор приоритетной методической темы для самообразования;
- подготовка к первичному повышению квалификации/подтверждению квалификационной категории.
Чтоб учесть все направления и составляющие педагогической деятельности, можно воспользоваться планом развития молодого специалиста. Виды таких планов представлены в интернете, мне больше нравиться приведенный ниже - он более прост в заполнении и прозрачен для осознания и понимания "что, когда и как предстоит сделать".
Систематическая и целенаправленная работа с молодыми педагогами должна дать следующие результаты:
− Закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации;
− Формирование у молодых педагогов потребности в непрерывном образовании;
− Привлечение молодых специалистов к инновационной деятельности образовательной организации;
− Формирование у молодых педагогов индивидуального стиля педагогической деятельности.
Результатами этой деятельности наставничества стали:
Разработка программы наставничества.
ИОМ наставляемого.
Дорожная карта.
План наставничества.
Диагностические материалы - Инструментарий.
Ознакомление наставляемого со всеми направлениями педагогической деятельности.
Знакомство со спецификой работы со школьной документацией учителя предметника (СанПиН, ФГОС, образовательные программы урочной и внеурочной деятельности, аттестация педагога и программа самообразования)
Усвоение специфики преподавания преподаваемого предмета (технология у девочек).
Усвоение специфики построения современного урока с учетов инновационных технологий.
Установление стабильно-положительного эмоционального климата между учителем и обучающимися.
Участие обучающихся во ВОШ (школьный и районный уровень)
Организация клуба "Пять+" и его победное участие в районном конкурсе "Модница- подиум 2023" (1 место) и в XIII международном конкурсе для детей и молодежи "Мы можем!".
Проведение наставляемым поселкового мастер-класса в рамках поселкового мероприятия.
Активное участие наставляемого в предметной декаде.
Прохождение курсов ПК.
Подготовка к предстоящей личной аттестации педагога.
Наставник учителей, принимающих участие в конкурсах "Учитель года"
Наставничество является двусторонним процессом и основным условием эффективности обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам напрямую от педагога - стажиста. Педагог-наставник должен на личном примере способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Именно наставник побуждает в наставляемом потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. И как высшая ступень профессионализма педагога - участие в профессиональном конкурсе, особенно в конкурсе "Учитель года".
Будучи длительное время в профессии ежегодно мной было пройдено огромное количество конкурсов профессионального мастерства. И значительное количество в разное время различных весомо значимых конкурсов профессионального мастерства:
2011г - Диплом Победителя школьного Конкурса профессионального мастерства "Педагог года" в номинации "Учитель года".
2012г - Диплом Победителя Конкурса профессионального мастерства "Педагог года Березовского района - 2012" в номинации "Учитель года".
2013г - Свидетельство участника XVIII конкурса "Учитель года Ханты- Мансийского автономного округа Югры - 2013".
2013г - Победитель конкурса среди педагогов и лидеров на получение премии Главы администрации Березовского района в номинации "Лучший педагог образовательной организации".
2015г - Диплом Лауреата III Премии III международного конкурса педагогического мастерства "Педагог - музыкант" в контексте современной культуры в номинации "Педагогические проекты".
2017г - Диплом Победителя школьного Конкурса профессионального мастерства "Педагог года" в номинации "Учитель года".
2018г - Диплом участника "Учитель года Березовского района - 2018".
2020г - Сертификат Лауреата федерального каталога "Лучшие педагоги России - 2020" за достижение высоких показателей в профессиональной деятельности.
Накопленный опыт сложно просто хранить, им хочется поделиться. Всегда очень приятно находиться на профессиональных конкурсах, ведь только на них есть возможность пообщаться с коллегами, достигшими таких же и больших профессиональных высот. Коллеги часто обращаются за помощью и советом, выходя на профессиональные конкурсы. Администрация образовательной организации закрепляет по приказу курирование участников профессионального конкурса "Учитель года".
Результатами этой деятельности наставничества стали:
Оказание методической помощи в составлении конкурсных материалов.
Оказание технической помощи в оформлении конкурсных материалов.
Сопровождение участника районного конкурса "Учитель года Березовского района - 2019".
Наставник учителей, принимающих участие в иных профессиональных конкурсах
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой внутренний творческий и педагогический потенциал, заряжая коллег педагогическими искорками, доводя их до профессионального факела.
Будучи более 15 лет руководителем МО учителей технологии и эстетического цикла, находясь в постоянном творческо- профессиональном поиске и неся ответственность за деятельность учителей МО, их профессиональный рост и стимулирование развития их профессионального и педагогического потенциала, мне постоянно доводится осуществлять контроль и руководство подготовки и участия членов МО (и других учителей школы) в различных конкурсах профмастерства.
Результатами этой деятельности наставничества стали:
Так, в разные года учителя МО стали победителями и призерами в различных значимых конкурсных мероприятиях:
в конкурсе на Грант Главы Березовского района стали победителями 2 учителя МО - учитель изо и учитель технологии,
подготовка участников школьного конкурса "Портфолио педагога", в рамках проекта "Педагог года" (по приказу по школе) - 2019г,
подготовка участников школьного конкурса методических разработок, в рамках проекта "Педагог года" (по приказу по школе) - 2019г и 2020г,
победитель учитель технологии в Конкурсе АРТ – ТАЛАНТ, номинация «Декоративно-прикладное творчество» - 2020г,
победитель учитель технологии в конкурс «Северное сияние», номинация «В здоровом теле – здоровый дух» - 2021г,
подготовка участников школьного конкурса "Портфолио педагога" (по приказу) - 2021г,
группа из 4 учителей ОО приняла участие в Метапредметной олимпиаде "Команда большой страны" - 2023г,
группа из 3 учителей ОО победила в районном конкурсе "Модница" - "Подиум 2023" и в XIII международном конкурсе "Мы можем!".