5.1 Выявление и развитие способностей обучающихся
Выявление и развитие способностей обучающихся.
(методические рекомендации от учителя музыки и математики, педагога-наставника)
Урок музыки - как урок искусства, строится на творческих способностях ребенка.
Что такое творчество и творческие способности?
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно (и нужно!) применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.
Проблема выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Методики по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает использование специфического инструментария и дальнейшего создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечающих запросам современного общества.
В представленной статье рассмотрены принципы и методические аспекты данного вопроса.
Контрольно измерительные материалы по сформированности УУД можно увидеть на странице https://nsportal.ru/user/84940/page/5-kontrolno-izmeritelnye-materialy
Найти тесты по музыке можно на странице https://nsportal.ru/node/3137739 или https://nsportal.ru/node/3155616
Задания для диагностики и развития математических способностей можно найти на странице https://nsportal.ru/node/3148429
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx | 52.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся.
(методические рекомендации от учителя музыки и математики, педагога-наставника)
Проблема выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Методики по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает использование специфического инструментария и дальнейшего создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечающих запросам современного общества.
Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.
- Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
- Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
- Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
- Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач педагога сегодня. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Выявляемые способности: интеллектуальная сфера, сфера академических достижений, творчество, литературные сферы, артистическая сфера, музыкальная сфера, техническая сфера, двигательная сфера, сфера художественных достижений, общение и лидерство - требуют особого внимания и своевременного развития.
Показатели результативности развития индивидуальных способностей:
- повышение уровня индивидуальных способностей;
- активное участие ребёнка в конкурсах, самореализация детей в кружках и секциях.
Принципы педагогической деятельности по выявлению и развитию способностей: принцип доверия и поддержки; принцип добровольности; принцип индивидуальности; принцип выбора; принцип творчества и успеха; принцип привлекательности результатов; принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся: наблюдение, диагностика, беседы с участниками образовательного процесса; консультации; дифференцированные задания; учебные задания практико - ориентированной направленности; проектная, исследовательская деятельность, ролевые игры; конкурсы, выставки; конференции творческого и исследовательского характеров.
Принципы работы с детьми при выявлении и развитии способностей:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг
- принцип опережающего обучения
- принцип комфортности в любой деятельности
- принцип развивающего обучения
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Принципы педагогической деятельности в работе со способными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей;
- принцип индивидуализации обучения развития личности;
- принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.
Для выявления способностей обучающихся к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности используются различные методы:
- Инструментальная диагностика. Например, тесты «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н. Г. Лускановой, интегрированные диагностические работы, анализ результатов контрольных работ и тестов в течение учебного года.
- Педагогическое наблюдение. Используются методики мозгового штурма, игровые методики.
- Изучение результатов деятельности. Это могут быть работы учащихся, например, рисунки, поделки, творческие работы.
- Анализ портфолио. Он помогает оценить творческие способности ребёнка.
Для развития способностей используются следующие методы:
- Индивидуальный подход на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных особенностей детей.
- Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности. Это побуждает к прочному усвоению изучаемого материала и углублённому изучению предмета.
- Проведение факультативных курсов и кружков.
- Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, в научно-практических конференциях.
- Применение активных форм уроков: уроки-конкурсы, уроки-викторины, урок-игра, урок-проект.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся | |
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - тестирования - тесты Д. Векслера (уровень интеллекта) и инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); -методика Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников и анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года - диагностика познавательных интересов Богданова Т.Г. «Диагностика познавательной сферы ребёнка»; - беседы с родителями; - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности (поделок, творческих работах и т.д.) | Работа по развитию способностей выстраивается с помощью: - применение индивидуального подхода в работе с учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся - включаются в образовательный процесс современные инновационные технологии, метод проектов, проектную деятельность, ИКТ - проведение родительских собраний - формируются навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности |
Для определения к научной деятельности применяю методики, созданные А.И Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предмету «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося - «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка), заполнение детьми карты интересов | Дополнительные задания для детей. Дифференцированная классная и домашняя работа. Внеурочная деятельность. Проведение интеллектуальных игр и творческих конкурсов Проведение предметных кружков Проведение конкурса исследовательских работ учащихся Участие в школьных выставках, творческих работах Соревнования, сюжетно- ролевые игры, КВН, КТД |
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года Педагогическое наблюдение (используются методики мозгового штурма, игровые методики, КТД) | Участие в Областных, международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах, фестивалях и пр. Поведение предметных недель Использование занимательных материалов, задач на сообразительность и логическое мышление Проведение уроков в нестандартной форме |
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении интеллектуальных творческих задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д) | Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, групп, а так же индивидуальная работа. |
Выявление способностей обучающихся
Урок музыки - как урок искусства, строится на творческих способностях ребенка.
Что такое творчество и творческие способности?
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно (и нужно!) применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.
Творчество заключается в:
- способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;
- позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;
- процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.
Творческие способности – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств, среди которых:
- замечать то, чего не видят другие
- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей
- без труда ассоциировать отдаленные понятия
- стремление познавать
- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой
- целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность
- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений
- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей.
Условия развития творческих способностей
Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия:
Раннее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребенка, – это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека.
Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. К примеру, уже в один год карапузу можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр.
Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причем они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумкам своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными.
Развитие творческого мышления
Развитие творческого мышления предполагает формирование таких качеств мышления:
Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится эластичным и нестандартным.
Диалектичность – это умение замечать в разнообразных системах противоречия, которые мешают их развитию, и способность ликвидировать эти противоречия. Благодаря этому качеству мышления рождаются открытия (например, изобретение самолета, который летает, невзирая на то, что он значительно тяжелее воздуха). Для развития диалектичности мышления у дошкольников необходимо проработать:
- умение выявить расхождения в любом событии или объекте;
- способность точно сформулировать найденное расхождение;
- возможность устранить расхождение.
Системность – это способность воспринимать объект целостно, со всем многообразием связей. Это качество мышления дает возможность увидеть все многообразие свойств предмета, определять на уровне отдельных элементов системы взаимосвязи, выделять степень отношения с другими системами. Благодаря системности можно проследить изменения объекта на отрезке времени «прошлое-настоящее» и применить полученный опыт к будущему.
Развитие творческого воображения
Различают четыре степени активности воображения:
- самая низкая активность выражается во сне, когда восприятие не зависит от сознательных желаний человека;
- более активная степень проявляется в приятных грезах;
- еще активнее воображение во время чтения, прослушивания литературных произведений или музыки, когда на основе слухового восприятия или словесного описания создаются образы;
- наивысшая степень воображения реализуется в творческой деятельности.
Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения:
Агглютинация (с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, русалка – девушка с рыбьим хвостом, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках.
Акцентирование – подчеркивание какой-то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе (например, слишком длинный нос у Буратино).
Разумеется, дети школьного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков.
Развитие творческого воображения у детей любого возраста часто проходит в процессе игры. Важно, чтобы объект-заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает. Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека.
Существует ряд способов, помогающих в развитии творческого воображения:
Обогащение жизненный опыт: читайте сказки и стихотворения, рассматривайте картинки в книгах и журналах, не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии, сейчас возможно виртуально.
Применяйте лепку и рисунки по замыслу. Если у ребенка не все получается, обсудите с ним план и помогите в деталях представить задуманное.
Воображение формируется в результате творческой переработки пережитых моментов: научите детей рисовать увиденное, пересказывать произошедшие интересные события.
Творческому развитию ребенка способствует сочинительство. Приветствуйте его во всех проявлениях: будь то рассказ, сказка или стихотворение.
Собирание конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные конструкторы, тем лучше.
Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.