1.6.5 Программа дополнительного образования по математике
Дополнительное образование по предмету Математика может осуществлять по нескольким направлениям: программы эллективных курсов, программы внеурочной деятельности, программы математикеских кружков и тд. Мной представлена прграмма эллективного курса для подготовки девятиклассников к сдаче ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ellektivnyy_kurs_k_oge_9_kl.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ
"Подготовка к ОГЭ"
9 класс
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ по Математике» 9 класс | 4 |
3 | Содержание программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ по Математике» 9 класс | 6 |
4 | Тематическое планирование | 7 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа элективного курса является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Игримская СОШ № 1, входит в содержательный раздел:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
- Примерной программы по математике основного общего образования Программы для общеобразовательных школ и учреждений «Алгебра 7-9 классы», Александрова Л.А. Алгебра. 9 класс. Под ред. А.Г. Мордковича
- Программы общеобразовательных учреждений. Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. М., «Просвещение», 2010.
Цели обучения:
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых ученику для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли.
- Развитие вычислительных математических умений, позволяющих использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии, информатики и вычислительной техники)
- Подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА) по математике через актуализацию знаний по основным темам курса. Оказание индивидуальной и систематической помощи учащимся при повторении курса математики
Изучение программы элективного курса направлено на решение следующих задач:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме её значении в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование поисково-исследовательского метода.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, уметь преодолевать трудности при решении более сложных задач.
4. Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.
- Развивать умения находить и систематизировать. Критически осмысливать информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные знания.
- Способствовать углублению интереса к изучению математики.
- Развивать умение применять знания для решения конкретных математических задач.
Объем программы
Программа рассчитана на 16.5 часов (по 0.5 часа в неделю, 17 учебных недель).
Педагогические технологии:
1 | Технологии на основе активных форм и методов обучения |
2 | Технология на основе схемных и знаковых моделей учебного материала |
3 | Технологии интеграции содержания в учебных дисциплинах |
4 | Технология развития критического мышления |
5 | Технологии развивающего обучения |
6 | Технология на основе систем эффективных уроков |
7 | Технология личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская) |
8 | ИКТ |
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися: беседы, самостоятельные работы, практические работы - погружение.
Приоритетные виды и формы контроля:
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы и средства контроля
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические и самостоятельные работы. Основной тип занятий - комбинированный урок. Теоретический материал проводится в форме мини- лекции. После изучения теоретического материала выполняются занятия для активного обучения, практические задания для закрепления выполняются в рабочей тетради, проводится работа с тестами. К письменным формам контроля относятся: математические диктанты, самостоятельные работы, тесты работы взяты из КИМОВ по подготовке к ОГЭ. Итоговое занятие предполагает проведение пробного тестирования по материалам ОГЭ.
Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности материала. Основными формами текущего контроля являются наблюдение, самостоятельные и практические работы, зачеты, тесты.
Форма промежуточной аттестации: Пробное тестирование.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В 9 КЛАССЕ
Реализация рабочей программы направлена на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФК ГОС:
- навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
- составление алгоритмов решения типовых задач;
- умение применять алгоритм: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебрагическими выражениями, решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач. Овладение общими универсальными приёмами и подходами к решению ОГЭ.
- В результате изучения математики ученик должен знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
- Арифметика
- уметь
- сравнивать рациональные и действительные числа; выполнять оценку числовых выражений;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- Алгебра
- уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с рациональными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; применять свойства корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих корни;
- решать рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
- находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при
- решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
- Числа и вычисления: Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись числа. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Текстовые задачи на дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.
- Проценты: понятие процента. Текстовые задачи на проценты.
- Выражения и их преобразования: Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам и по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.
- Уравнения, системы уравнений: Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно - рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.
- Неравенства, системы неравенств: неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множества решений квадратного неравенства.
- Последовательности и прогрессии: Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
- Функции: функции, аргумент функции, область определения функции. Нули функции. Максимальное и минимальное значение функции. Чтение графиков функции. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
- Текстовые задачи: Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу», проценты. Составление уравнений к задачам.
- Статистика и вероятность: Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач.
- Геометрические задачи: Треугольники. Четырёхугольники. Равенство треугольников. Подобие треугольников. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружность. Углы.
- Задачи повышенного уровня сложности: (часть 2)
Обобщающее повторение. Решение КИМов ОГЭ: решение задач из контрольно измерительных материалов ОГЭ
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы курса | Кол-во |
1 | Числа и вычисления. Проценты. | 1 |
2 | Выражения и их преобразования. | 1 |
3 | Уравнения и системы уравнений. | 1 |
4 | Неравенства и системы неравенств. | 1 |
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 |
6 | Функции. | 2 |
7 | Текстовые задачи. | 2 |
8 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 |
9 | Геометрические задачи. | 3 |
10 | Обобщающее повторение. | 1.5 |
11 | Пробное тестирование | 2 |
Тематическое планирование
0.5 часа в неделю, всего 17 часов.
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Числа и вычисления. Проценты. | 1 | |
2 | Выражения и их преобразования. | 1 | |
3 | Уравнения и системы уравнений. | 1 | |
4 | Неравенства и системы неравенств. | 1 | |
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 | |
6 | Функции. | 2 | |
7 | Функции. | ||
8 | Текстовые задачи. | 2 | |
9 | Текстовые задачи. | ||
10 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | |
11 | Геометрические задачи. | 3 | |
12 | Геометрические задачи. | ||
13 | Геометрические задачи. | ||
14 | Обобщающее повторение. | 1.5 | |
15 | Пробное тестирование | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Александрова Л.А. Алгебра. 9 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. А.Г. Мордковича.- 4-е изд.,стер.. -М.: Мнемозина, 2011.- 32 с.
- Александрова Л.А. Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. А.Г. Мордковича.- 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2012.- 88 с.
- Лысенко Ф.Ф.. Подготовка к итоговой аттестации. Издательство «Легион», Ростов-на -Дону,2009.
- Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ. -М.: Мнемозина, 2007.-144 с.: ил.
- Зив Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М., «Просвещение», 2014.
- Фарков А.В. Тесты по геометрии для 9 класса. М., «Экзамен», 2015.
- ГИА. Тематические тестовые задания по математике. Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я. Гаиашвили, Три модуля: «Алгебра, Геометрия, Реальная математика».Издательство «Экзамен. Москва 20117»
- «Математика Подготовка к ГИА-2014.» . Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, Легион. Ростов-на - Дону 2013.
- ОГЭ. Практикум по математике. Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я. Гаиашвили, Три модуля: «Алгебра, Геометрия, Реальная математика «Издательство «Экзамен. Москва 2016»
- Математика. Тематические тесты 9 класс. Ю. П. Дудницын, В.Д. Кронгауз.- М. «Просвещение, 2016».
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО
МАТЕМАТИКЕ
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два 1 три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1. допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1. допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1. работа показала полное отсутствие у учашегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос, оригинальное решение задачи, свидетельствующее о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.