3.1.1 Учебно - дидактические материалы по музыке
Учебно - методические комплекты по предмету музыка построены на классической основе, что ведет к диссонансу между новым преподаванием предмета и устаревшими формами дидактических материалов. В связи с этим я разработала ряд дидактических материалов, активно используя в их создании новейшие средства обучения - возможности интерактивной доски SMART.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 1.1
Тестовые задания для поступающих в 1 класс
Богомолова Е.К.
Суслова Н.В.
1. Исполнение песни
Ребенку предлагается спеть любую песню, которую он знает.
5 баллов — интонационно и ритмически точное исполнение без сопровождения
4 балла — исполнение без сопровождения с некоторыми неточностями
3 балла — ребенок не может исполнить песню самостоятельно, однако при поддержке с инструментом поет достаточно точно.
2 балла — ребенок исполняет песню при поддержке инструмента с большим количеством неточностей
1 балл – отсутствие вокального звука, ребенок произносит песню нараспев, как мелодекламацию.
Задание позволяет определить особенности интонирования, ощущение тональности, дает представление об уровне общего музыкального развития.
2. Упражнение «Киска*
Ребенку предлагается «помяукать как киска» в разных настроениях: спокойная, напуганная, разозлившаяся и т.п.
5 баллов — артистичное исполнение трех и более характеров, интонационно
адекватная реализация заданных характеров
4 балла – исполнение двух интонационно различных мотивов в заданных характерах
3 балла — ребенок воспроизводит одно и то же нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на разной высоте
2 балла — ребенок воспроизводит единственное нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на одной и той же высоте
1 балл — отсутствие интонационного выражения характера.
Упражнение позволяет выявить уровень творческого музыкального мышления, артистичность, динамические возможности голоса.
3. Упражнение с мячом
Для данного упражнения используется мягкая игрушка «музыкальный мяч». Педагог предлагает ребенку поиграть в музыкальный мяч. Игра состоит в том, что педагог и ребенок импровизируют по очереди мелодические фразы. Тот, у кого в руках находится мяч, поет любой мотив и затем передает мяч другому.
5 баллов — ребенок импровизирует интонационно развернутые оригинальные мелодии, сохраняя тональность и метроритмический стиль, заданный педагогом.
4 балла — ребенок импровизирует самостоятельные мелодии, в которых отсутствует четкая тональность и метроритмическая организация
3 балла – ребенок полностью повторяет мотивы, предложенные педагогом
2 балла — ребенок повторяет мотивы, исполненные педагогом в упрощенном
виде
1 балл — ребенок отвечает на вокальные реплики педагога односложными (1-2 звука) мотивами, либо, вокальный звук отсутствует, а присутствует мелодекламация.
Упражнение позволяет также определить особенности интонирования, ощущение тональности, метро – ритмическое чувство, дает представление о вокально-интонационном опыте ребенка, объеме его музыкальной памяти.
4. Исполнение вокальной полевки
В данном задании ребенку предлагается спеть простую попевку на основе поступенного нисходящего движения с помощью аккомпанемента. С помощью транспонирования определяется вокальный диапазон и примарная зона.
5 баллов – чистое интонирование в диапазоне больше октавы
4 балла — чистое интонирование в диапазоне октавы.
3 балла — чистое интонирование в диапазоне квинты.
2 балла — затрудненное интонирование в диапазоне квинты.
1 балл — интонирование в пределах 2-3 звуков.
5. Движение в характере
При выполнении этого тестового задания ребенку предлагается подвигаться под музыку. В зависимости от индивидуального опыта ребенка это может быть танцевальная импровизация, «дирижирование», игра с куклами, другие виды движений. В случае двигательной зажатости, ребенка просят сказать словами, какие движения можно исполнить под звучащую музыку. Для звучания выбираются контрастные но характеру 2-3 пьесы
5 баллов — движение в такт, передающее настроение, характер музыки.
4 балла — движение, передающее настроение, характер музыки, однако выбивающееся из ритма
3 балла — движение в такт, не передающее настроение, характер музыки.
2 балла — правильная словесная характеристика возможных движений.
1 балл — затруднения при определении характера движений словами.
Задание позволяет распознать чувство ритма, уровень эмоционально - образного восприятия музыки.
6. Сколько звуков?
В этом задании ребенку предлагается на слух определить количество звуков, звучащих одновременно.
5 баллов — правильное определение 1, 2, 3 звуков в произвольном чередовании.
4 балла — правильное определение 1, 2 звуков в произвольном чередовании, 3-х звуков при помощи учителя
3 балла — правильное определение 1, 2 звуков в произвольном чередовании
2 балла — правильное определение 1, 2 звуков при помощи учителя
1 балл — затруднения при определении количества звуков.
Задание позволяет выявить уровень развития гармонического слуха.
7. Ритмическое эхо
Ребенку предлагается повторить за учителем ритм — прохлопать определенный ритмический рисунок.
5 баллов — правильное повторение развернутого построения с разнообразным ритмическим рисунком
4 балла — правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в неповторяющемся ритмическом рисунке
3 балла — правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в повторяющемся ритмическом рисунке
2 балла — правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых в неповторяющемся ритмическом рисунке
1 балл — правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей и восьмых в повторяющемся ритмическом рисунке
Задание позволяет выявить уровень развития чувства ритма и ритмической памяти.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.2
Тестовые задания,
направленные на выявление уровня эмоциональной отзывчивости
детей на музыку (при поступлении в школу из детского сада)
- Уровень реагирования на музыку в "живом" исполнении и в аудиозаписи.
Детям предлагается послушать вокальную и инструментальную музыку в «живом» исполнении и в записи. Задание позволяет определить уровень сформированности навыка восприятия музыки.
Высокий уровень – активно слушают все, внимательны, не отвлекаются, проявляют интерес к звучащей музыке.
Средний уровень – активно слушают все, хотя и не совсем внимательны, отвлекаются, но проявляют интерес к звучащей музыке.
Низкий уровень – не охотно слушают, не внимательны, отвлекаются, не проявляют особый интерес к звучащей музыке.
- Уровень развития динамического слуха.
Детям для исполнения предлагается попевка с полярной динамикой. Задание позволяет определить уровень сформированности динамического слуха.
Высокий уровень – исполнение разных по динамике музыкальных отрывков, соблюдая постепенный (нисходящий или восходящий) и пороговый (резкий) переход.
Средний уровень – исполнение разных по динамике музыкальных отрывков, соблюдая постепенный (нисходящий или восходящий) переход, пороговый (резкий) переход дается с трудом.
Низкий уровень – исполнение разных по динамике музыкальных отрывков с «плавающей» динамикой, то есть динамика удерживается с трудом.
- Уровень развития тембрового слуха.
Детям предлагается послушать звучание разных инструментов и назвать их или показать на карточках. Задание позволяет определить уровень сформированности тембрового слуха.
Высокий уровень – дети без труда определяют группу инструмента, называют его и показывают на изображении.
Средний уровень – дети с ошибками определяют группу инструмента, но называют часто встречавшиеся, могут показать инструменты в изображении.
Низкий уровень - дети с трудом определяют группу инструмента, часто ошибаются, называя его, показать на изображении не могут.
- Развитие чувства мелодического (звуковысотного) слуха.
Детям предлагалось послушать небольшую мелодию и пропеть ее. Задание позволяет определить уровень сформированности мелодического (звуковысотного) слуха.
Высокий уровень – пропетая мелодия в точности совпадала с звучавшей.
Средний уровень – пропетая мелодия совпадала с звучавшей лишь косвенно, скачки не были пропеты точно..
Низкий уровень - пропетая мелодия не совпадала с звучавшей, а была скорее новой мелодией, лишь отдаленно напоминавшей исходную..
- Уровень развития чувства музыкального ритма
Детям предлагается послушать несколько простых и усложненных ритмических отрывков ( желательно в разных размерах) и прохлопать их. Задание позволяет определить уровень сформированности чувства музыкального ритма.
Высокий уровень – ребенок сумел воспроизвести все ритмические рисунки.
Средний уровень – ребенок сумел воспроизвести все простые ритмические рисунки, а в сложных соблюдает только метрическую пульсацию.
Низкий уровень – ребенок не смог воспроизвести даже метрическую пульсацию; он беспорядочно, вне музыкального темпа и ритма хлопает в ладоши.
- Уровень музыкального мышления.
Предлагается определить настроение и жанр прозвучавшей музыки, дать словесную характеристику музыки в соответствии с ладом и жанром Задание позволяет определить уровень сформированности музыкального мышления.
Высокий уровень – настроение и жанр определены без ошибок, даны развернутые словесные характеристики и пояснения.
Средний уровень – настроение и жанр определены без ошибок, но словесные характеристики и пояснения очень бедные из-за малого словарного запаса.
Низкий уровень - настроение и жанр определены с ошибками, словесные характеристики и пояснения не соответствуют характеру музыки.
- Уровень развития творческого музыкального мышления.
Задание на двигательную и мелодическую импровизацию, сочинение рассказа к музыке с опорой на музыкальный характер. Задание позволяет определить уровень сформированности развития творческого музыкального мышления.
Высокий уровень – интересные мелодии и движения, история точно передает характер мелодии и ее развитие.
Средний уровень – мелодии и движения достаточно просты, но передают характер музыки, история лишь косвенно напоминает характер мелодии и ее развитие.
Низкий уровень - мелодии и движения не всегда в такт и очень примитивны, история не соответствует характеру мелодии.
- Уровень развития музыкальной памяти.
После нескольких звучаний одной и той же мелодии с разными пояснениями, детям предлагается пропеть мелодию самостоятельно. Задание позволяет определить уровень сформированности музыкальной памяти.
Высокий уровень – могут воспроизвести мелодическую и ритмическую структуру музыкального отрывка почти без ошибок.
Средний уровень – могут воспроизвести мелодическую и ритмическую структуру музыкального отрывка, но лишь при наличии повторяющихся оборотов.
Низкий уровень – не могут воспроизвести мелодическую и ритмическую структуру музыкального отрывка или вообще отказываются от выполнения задания.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.3
Тестовые задания,
направленные на выявление уровня сформированности музыкальности и развития музыкального мышления второклассников.
- Уровень развития способности эмоционально воспринимать на слух музыку разных жанров в различных видах звучания.
Детям предлагается послушать музыку в разных исполнениях. Задание позволяет определить уровень эмоциональной отзывчивости.
Высокий уровень – активно слушают все, внимательны, не отвлекаются, проявляют интерес к звучащей музыке.
Средний уровень – активно слушают лишь музыку определенных видов звучания, внимательны, не отвлекаются, проявляют интерес к звучащей музыке.
Низкий уровень –слушают все, внимательны, не отвлекаются, но не проявляют особого интереса к звучащей музыке.
- Уровень сформированности музыкального мышления при работе с музыкой в трех жанрах.
Детям предлагается прокомментировать жанровые отличия в разных видах деятельности. Задание позволяет определить умение различать и характеризовать разные музыкальные жанры при различных видах деятельности.
Высокий уровень – жанр определяется сразу, дается его четкая характеристика, ребенок может продемонстрировать любые виды деятельности во всех трех жанрах.
Средний уровень – жанр определяется сразу, но его четкая характеристика не дается, ребенок может продемонстрировать отдельные виды деятельности в разных жанрах.
Низкий уровень – жанр определяется с ошибками, характеристика не дается , ребенок не может продемонстрировать деятельность в трех жанрах.
- Уровень развития тембрового слуха.
Детям предлагается послушать музыкальные инструменты симфонического оркестра, определить их группу, назвать инструмент, близкие ему. Задание позволяет определить уровень сформированности тембрового слуха.
Высокий уровень – дети безошибочно определяют музыкальные инструменты симфонического оркестра, их группу, называют инструменты, близкие ему.
Средний уровень – дети безошибочно определяют группу музыкального инструмента симфонического оркестра, не всегда называя сам инструмент, близкие ему инструменты тоже путают.
Низкий уровень – дети определяют группу музыкального инструмента симфонического оркестра, не всегда называя сам инструмент, близкие ему инструменты не могут назвать.
- Уровень развития ритмического слуха при работе с музыкой в трех жанрах.
Детям предлагается послушать музыкальные отрывки в разных жанрах и прохлопать ритмический рисунок, придумать свой ритм музыки в разных жанрах. Задание позволяет определить уровень сформированности ритмического слуха.
Высокий уровень – прохлопан ритмический рисунок всех музыкальных отрывков, придуман свой ритм музыки в разных жанрах.
Средний уровень – ритмический рисунок музыкальных отрывков прохлопан не точно, придуман простой ритм музыки в разных жанрах.
Низкий уровень – ритмический рисунок прохлопан не во всех музыкальных отрывках, придумать свой ритм музыки в разных жанрах не удалось.
- Уровень развития ассоциативного мышления, ассоциативных связей.
Детям предлагается несколько вариантов музыкально – дидактических игр. Задание позволяет определить уровень сформированности ассоциативного мышления, ассоциативных связей, навыка работы с карточками, схемами.
Высокий уровень – активное участие в музыкально – дидактических играх, успешное выполнение всех заданий разных типов.
Средний уровень – участие в музыкально – дидактических играх, выполнение заданий с небольшими недочетами.
Низкий уровень – участие в музыкально – дидактических играх без особого желания, выполнение заданий не всегда правильное.
- Уровень развития музыкальной памяти.
Детям предлагается послушать мелодии в разных жанрах и воспроизвести их. Задание позволяет определить уровень развития музыкальной памяти.
Высокий уровень – мелодии в разных жанрах воспроизведены с правильным интонированием, с соблюдением ритма, темпа и динамики.
Средний уровень – мелодии в разных жанрах воспроизведены с правильным интонированием, с небольшими недочетами ритма, темпа и динамики.
Низкий уровень – мелодии в разных жанрах воспроизведены с нарушением интонации, с не соблюдением ритма, темпа и динамики.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.4
Тестовые задания,
направленные на выявление уровня сформированности музыкальности и развития музыкального мышления третьеклассников.
- Уровень развития способности эмоционально воспринимать на слух музыку разных народов в различных видах звучания.
Детям предлагается послушать народную музыку в разных исполнениях. Задание позволяет определить уровень эмоциональной отзывчивости.
Высокий уровень – активно слушают все, внимательны, не отвлекаются, проявляют интерес к звучащей музыке.
Средний уровень – активно слушают лишь музыку определенных видов звучания, внимательны, не отвлекаются, проявляют интерес к звучащей музыке.
Низкий уровень – слушают, не отвлекаются, но не проявляют особого интереса к звучащей музыке.
- Уровень сформированности музыкального мышления при работе с народной музыкой.
Детям предлагается прокомментировать отличия народной и композиторской музыки с приведением примеров. Задание позволяет определить умение различать и характеризовать музыку разных народов.
Высокий уровень – народная и композиторская музыка определяется сразу, дается их четкая характеристика.
Средний уровень – народная и композиторская музыка определяется сразу, но не всегда дается их пояснительная характеристика.
Низкий уровень – народная и композиторская музыка не определяется, характеристика дается не обоснованно.
- Уровень развития тембрового слуха.
Детям предлагается послушать музыкальные инструменты русского народного оркестра, определить их группу, назвать инструмент. Задание позволяет определить уровень сформированности тембрового слуха.
Высокий уровень – дети безошибочно определяют музыкальные инструменты русского народного оркестра, их группу.
Средний уровень – дети безошибочно определяют группу музыкального инструмента русского народного оркестра, не всегда называя сам инструмент.
Низкий уровень – дети не всегда определяют группу музыкального инструмента русского народного оркестра, не всегда называя сам инструмент.
- Уровень развития ритмического слуха при работе с народной музыкой .
Детям предлагается послушать музыкальные отрывки и прохлопать ритмический рисунок, придумать свой ритм народной музыки. Задание позволяет определить уровень сформированности ритмического слуха.
Высокий уровень – прохлопан ритмический рисунок всех музыкальных отрывков, придуман свой ритм народной музыки .
Средний уровень – ритмический рисунок музыкальных отрывков прохлопан не точно, придуман простой ритм народной музыки .
Низкий уровень – ритмический рисунок прохлопан не во всех музыкальных отрывках, придумать свой ритм народной музыки не удалось.
- Уровень развития ассоциативного мышления, ассоциативных связей.
Детям предлагается несколько вариантов карточек – рисунков, они должны используя народные мелодии составить музыкальный рассказ. Задание позволяет определить уровень сформированности ассоциативного мышления, ассоциативных связей, навыка работы с карточками, схемами.
Высокий уровень – музыкальный рассказ достаточно интересен, использовано много народных песен и мелодий.
Средний уровень – музыкальный рассказ интересен, использованы народные песни и мелодии.
Низкий уровень – музыкальный рассказ очень прост, использование народных песен и мелодий ограничено (всего 1 - 2).
- Уровень развития музыкальной памяти.
Детям предлагается послушать народные мелодии и воспроизвести их. Задание позволяет определить уровень развития музыкальной памяти.
Высокий уровень – мелодии воспроизведены с правильным интонированием, с соблюдением ритма, темпа и динамики.
Средний уровень – мелодии воспроизведены с правильным интонированием, с небольшими недочетами ритма, темпа и динамики.
Низкий уровень – мелодии воспроизведены с нарушением интонации, с не соблюдением ритма, темпа и динамики.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.5
Тестовые задания,
направленные на выявление уровня сформированности музыкальности и развития музыкального мышления четвероклассников.
- Уровень развития способности эмоционально воспринимать на слух музыку с акцентом на разных средствах музыкальной выразительности.
Детям предлагается послушать музыку с акцентом на разных средствах музыкальной выразительности в разных исполнениях. Задание позволяет определить уровень эмоциональной отзывчивости.
Высокий уровень – активно слушают все, внимательны, не отвлекаются, проявляют интерес к звучащей музыке.
Средний уровень – активно слушают лишь музыку определенных видов звучания, внимательны, не отвлекаются, проявляют интерес к звучащей музыке.
Низкий уровень – слушают, не отвлекаются, но не проявляют особого интереса к звучащей музыке.
- Уровень сформированности музыкального мышления при работе музыкальными произведениями.
Детям предлагается прокомментировать средства музыкальной выразительности в прозвучавшем произведении. Задание позволяет определить умение характеризовать лад, темп, динамику, ритм, жанр, тембр и мелодию музыки, опираясь на средства музыкальной выразительности и на особенности музыкального языка.
Высокий уровень – даны полные характеристики по каждому средству музыкальной выразительности.
Средний уровень – даны краткие характеристики по каждому средству музыкальной выразительности.
Низкий уровень – даны характеристики по отдельным средствам музыкальной выразительности.
- Уровень развития тембрового слуха.
Детям предлагается послушать музыкальное произведение, определить по тембрам исполнительский состав, назвать звучащие инструменты и певческие голоса. Задание позволяет определить уровень сформированности тембрового слуха.
Высокий уровень – дети безошибочно определяют исполнительский состав, называют звучащие инструменты и певческие голоса.
Средний уровень – дети почти безошибочно определяют исполнительский состав, называют звучащие инструменты и певческие голоса.
Низкий уровень – дети не всегда определяют исполнительский состав, назвать звучащие инструменты и певческие голоса не всегда могут.
- Уровень развития ритмического слуха при работе с музыкальным произведением.
Детям предлагается послушать музыкальные отрывки и прохлопать ритмический рисунок, придумать свой ритм музыки, схожий с прозвучавшим. Задание позволяет определить уровень сформированности ритмического слуха.
Высокий уровень – прохлопан ритмический рисунок всех музыкальных отрывков, придуман свой ритм музыки.
Средний уровень – ритмический рисунок музыкальных отрывков прохлопан не точно, придуман простой ритм музыки.
Низкий уровень – ритмический рисунок прохлопан не во всех музыкальных отрывках, придумать свой ритм музыки не удалось.
- Уровень развития ассоциативного мышления, ассоциативных связей.
Детям предлагается несколько вариантов карточек – рисунков, они должны используя мелодии «интонационного словаря» составить музыкальный рассказ. Задание позволяет определить уровень сформированности ассоциативного мышления, ассоциативных связей, навыка работы с карточками, схемами.
Высокий уровень – музыкальный рассказ достаточно интересен, использовано много песен и мелодий.
Средний уровень – музыкальный рассказ интересен, использованы песни и мелодии.
Низкий уровень – музыкальный рассказ очень прост, использование песен и мелодий ограничено (всего 1 - 2).
- Уровень развития музыкальной памяти.
Детям предлагается послушать мелодии и воспроизвести их, пропеть другие мелодии, схожие с данной по характеристикам. Задание позволяет определить уровень развития музыкальной памяти.
Высокий уровень – мелодии воспроизведены с правильным интонированием, с соблюдением ритма, темпа и динамики, пропеты другие мелодии.
Средний уровень – мелодии воспроизведены с правильным интонированием, с небольшими недочетами ритма, темпа и динамики, пропетые другие мелодии по характеру не подходят к данной.
Низкий уровень – мелодии воспроизведены с нарушением интонации, с не соблюдением ритма, темпа и динамики, пропеть другие мелодии не удалось.
Предварительный просмотр:
Индивидуальные задания для учащихся 5 класса
Фамилия _________________ класс 5 ____
- Прочитай рассказ «Дудочка и кувшинчик». Опиши, что и для чего делала дудочка в этом литературном произведении?
_______________________________________________________
- Найди соответствие между столбцами, соединив их линиями
Вокализ | Краски, кисти |
Искусство | Мелодия + текст (слова) |
Песня | Песня без слов |
Картина | Слова, предложения |
Сказка | То, что придумано и создано человеком |
Гамма | Звуки, мелодия |
ИЗО | 7 нот |
Музыка | 7 цветов |
Литература | Слова, предложения |
Радуга | Цвета, линии |
Композитор | Автор сказок и рассказов |
Писатель | Автор картин |
Поэт | Автор музыки |
Художник | Автор стихов |
Куплетная 2-частная форма | Запев |
Куплетная 1-частная форма | Запев + припев |
Литературная программа | Рисунок, фото, слайд, картина |
Художественная программа | Стих, рассказ, эпиграф, цитата |
- Спой 2 любые песни, пусть тебя оценят родители.
Название песни | Оценка |
1 | |
2 |
- Сочини рассказ или сказку, связанную с музыкой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _________________ Подпись родителей ________________