5.1.1 Контрольно-измерительные материалы.
Целью промежуточной аттестации является определение уровня усвоения изученного материала и сформированности универсальных учебных действий. Для проверки уровня усвоения изученного материала и сформированности универсальных учебных действий применяют различные контрольно – измерительных материалы: разные виды контрольных и проверочных работ, тесты, таблицы, класеры, индивидуальные и групповые задания. Содержание контрольно – измерительных материалов разрабатывается по основным темам курса и проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием. Критерии оценивания к каждому контрольному заданию разрабатываются индивидуально. В разных видах проверки знаний и УУД они проверяются в разной степени, в одних достаточно глубоко, в других поверхностно.
Для диагностики универсальных учебных действий (УУД) используются различные методы, например:
Беседа. Цель — обменяться данными и мнениями о развитии обучающегося, обсудить проблемы в процессе его воспитания и обучения.
Письменный опрос (анкетирование). С его помощью получают сведения об объективных данных или субъективных позициях с помощью опросников (анкет)
Тестовый контроль. Помогает проверить уровень сформированности познавательных УУД, определить продвижение в обучении.
Наблюдение. Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности навыков совместной работы, исследовательских навыков.
Некоторые методики для диагностики УУД:
Тест простых поручений. Цель — диагностировать уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объёма оперативной памяти.
Методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга. Помогает выявить внутреннюю позицию ученика по отношению к учебной деятельности.
Методика «Лесенка» В. Г. Щур. Направлена на выявление уровня развития самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_uud_s_diagnostikami.pptx | 101.66 КБ |
diagnostika_uud.docx | 16.58 КБ |
metodika_opredeleniya_urovnya_sformirovannosti_uud.pdf | 774.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: диагностика и практические результаты)
Виды УУД ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ- НЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВ- НЫЕ
Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация , самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации , оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако -символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Для диагностики и формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру ; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Типовые задачи в развитии коммуникативные УУД Задание «Дорога к дому»
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция . Регулятивные УУД
Для диагностики и формирования регулятивных УУД озможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской ); диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) и др.
Типовые задачи в развитии регулятивных УУД Комбинаторные умения Проба на внимание
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений и др .
Типовые задания в развитии личностных УУД Методика «Беседа о школе» Описание задания : ученик должен ответить на вопросы Методика «Кто Я?» Рефлексивная самооценка учебной деятельности учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы: Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблемы.
Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями;
Типовые задания познавательных УУД Методика «Кодирование» Проба на определение количества слов в предложении
ОБЩИЙ БАНК ДИАГНОСТИК
Диагностика личностных УУД: Методика «Лесенка» Методика Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребёнка Методика «Кто я?» Методика «Какой я?» Диагностика регулятивных УУД: Методика «Тест простых поручений» Методика «Как поступить?» Анкетирование учащихся (сост. Н.Ю. Яшина)
Диагностика познавательных УУД: Методика «Логические задачи» Методика «Нахождение схем к задачам» Методика «Исследование словесно-логического мышления» Диагностика коммуникативных УУД: Методика «Ковёр» Задание «Дорога к дому» Методика «Рукавички» ( Г.А.Цукерман ) Методика «Карта наблюдений»
Предварительный просмотр:
Диагностика УУД.
ФГОС предъявляет к системе образования новые требования, а это влечет ускоренное совершенствование образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих социальные, личностные и государственные, потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится внедрение и развитие образовательных стандартов нового поколения. Лежащий в основе разработки стандартов нового поколения системно-деятельностный подход, позволяет выделять основные результаты обучения и воспитания и создать возможность проектирования УУД, которыми должны владеть обучающиеся. От действия — к мысли – такова основная формула развития познавательных УУД.
Познавательные универсальные учебные действия включают: знаково-символические действия, общеучебные, логические и постановку и решение проблемы. Для более удобного и наглядного представления УУД, составлена следующая таблица:
Таблица № 1
Познавательные универсальные учебные действия | |||
Общеучебные универсальные | Знаковосимволические | Логические учебные | Постановка и решение проблемы |
- поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации - осознанное и произвольное построение высказывания в письменной и устной форме - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - структурирование знаний - рефлексия способов и условий действия, контроль, оценка процесса и результатов деятельности - выбор эффективных способов решения цели и задач в зависимости от условий | - моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, с выделением существенных характеристик объекта (пространственно- графическая или знаковосимволическая) - преобразование модели с целью выявления общих законов, которые определяют данную предметную область | - анализ объектов с целью выделения существенных признаков - выбор оснований и критериев для сравнения, классифицирование объектов - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с дополнением недостающих компонентов - выведение следствий, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений - построение логической цепочки в рассуждениях, анализ истинности утверждений - доказательство - самостоятельное формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения поставленных задач - постановка решение проблемы | - постановка и формулировка проблемы - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем |
Представление УУД в таблице очень удобно и наглядно. Такое представление поможет педагогу сэкономить время при составлении учебных занятий и конспекта урока.