Консультация для педагогов
Консультация
«Роль игры в педагогическом
процессе детского сада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_pedprotsesse.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко" МР Калтасинский район РБ.
Консультация
«Роль игры в педагогическом
процессе детского сада».
Подготовила: Бишарова Э.К.,
воспитатель старшей группы
Калтасы
2019 г.
Детский сад невозможно представить без игры детей. Игра имеет свои формы организации, которые решают определенные воспитательные цели, подчинены воспитательному замыслу и в то же время наиболее полно удовлетворяют потребность ребенка в игре.
Разнообразно и их содержание, а вместе с тем и возможности влияния на детей и на их развитие.
Как же сочетаются все эти формы игры, каким целям они подчиняются, как используются в педагогическом процессе?
Для исследования вопроса изучали организацию игр в детских садах.В этих целях изучались место игры в режиме жизни, характер детских игр, деятельность воспитателя.
Методика и организация исследования.
Для того, чтобы изучить место игры в режиме детского сада, регистрировалось время, используемое детьми на игру. С целью выявить отклонения от игры регистрировались отвлекающие детей процессы и время, затрачиваемое на них детьми, отмечалось поведение каждого ребенка в группе.
Характер детских игр регистрировался двумя родами записей: записи, фиксирующие игровой процесс за определенный промежуток времени (чем дети заняты, какая произошла смена игр), а также записи развернутого процесса игры детей, часто включающего и деятельность воспитателя.
Место и характер игры в детских садах.
Вопрос о месте игры в режиме жизни ребенка решается в доу в общем положительно.
Фактически время для игр предусмотрено 4 раза в день (утро, утренняя прогулка, втора половина дня и вечерняя прогулка).
Проверка времени, имеющегося у детей для игры, показывает, что дети в детском саду играют недостаточно. С момента прихода ребенка до завтрака время для игры зависит от многих обстоятельств, прежде всего от того, когда ребенка привели, насколько затянулся медицинский осмотр, переодевание. К этому нужно добавить важное обстоятельство: воспитатель занят приемом детей, разговором с родителями и уделить внимание детским играм по существу не может. Играют утром только те дети, которых привели в детский сад сразу после 8 часов, Многих же приводят только к завтраку, и тогда для них возможность играть исчезает.
Но может быть, после завтрака возможность играть более реальна?
Для большей части детей млд. гр. При слабых навыках еды, разборчивости в пище, отвлекаемости завтрак длится 35-40 минут. В ср. гр. Дело обстоит примерно так же.
Дети, заканчивающие завтрак в течение 20 минут, располагали некоторым свободным временем до начала занятия. В это время они по преимуществу играли.
Воспитательница сосредоточена на подготовке обстановки для занятий: расставляет детские столы, дежурные помогают раздавать раздаточный материал.
Игры протекали вне влияния воспитателя, то, что она им говорила, было лишь организационным вмешательством.
Оценивая состояние дела в практике, можно сказать, что в этой сложной системе перехода от умывания к завтраку, от завтрака к занятию дети сами находят время для игры, и нельзя признать, что игра заняла свое место как форма организации детской жизни.
Занятия длятся 30-40 минут с небольшим перерывом, требуют от детей сосредоточенного внимания, организованности. Можно ли быть уверенным, что у детей хватит выдержки так долго находится в одной позе? Нетрудно определить состояние живого, подвижного ребенка, который после сорокаминутного сидения за завтраком непосредственно переходит к занятиям.
Более благоприятна картина игр на воздухе после занятий. На прогулке действительно есть время для игры, и внимание воспитателя привлекаются к играм.
Игры на воздухе методически разработаны наиболее полно. Практика детских садов по организации детских игр на воздухе во много раз богаче и содержательнее, чем организация игр в других условиях.
Глубокий и здоровый сон отделяет впечатления первой половины дня ребенка в детском саду от второй его половины.
После сна и приведения себя в порядок детям предстоят игры. Игры развиваются в зависимости от того, насколько ребенок легко встал и справился с одеванием.
Итак, проследили возможности, которые дает существующий режим детского сада для развития игры детей.
Возможность играть предоставлена детям утром до завтрака, между завтраком и занятием, днем на воздухе и после дневного сна.
Факты свидетельствуют о том, что собственно для игры какого-либо регламентированного времени нет, что все зависит от смежных процедур, от развития у детей навыков питания, одевания. Особенно это относится к детям млд. и ср. групп, которым игра безусловно необходима.
Изучив условия, мы убедились в неправомерности того, что у детей сокращается за счет организации питания, одевания и т.д. В этом, конечно, есть положительная сторона, но беда в том, что никто, даже сама воспитательница, не стоит на страже времени для игры.
Время для игры, как и сама игра, оказывается «незащищенным», тогда как другие мероприятия проводятся регламентировано.
Но беда не только в том, что для игры нет специально отведенного времени. В практике чаще представлены стихийно складывающиеся игровые интересы детей, чем определенный план использования игры для организации детской жизни. У одних детей игры развиваются хорошо, другие значительно отстают в игре, третьи совсем не имеют возможности играть.
Отсутствие в режиме детского сада определенного времени для игры накладывает отпечаток и на деятельность воспитателя. На руководство играми и постановку игр он затрачивает меньше всего усилий.
Протекающая в игре детская жизнь со всеми сложными отношениями и переживаниями затрагивается только с внешней стороны и главным образом при так называемых «конфликтах».
Игра как форма организации жизни детей.
Изучение факторов, влияющих на развитие детской игры, показало, что становление игры как формы организации жизни детей требует определенных условий.
Во-первых, необходимо определенное время, закрепленное именно за игрой. Это также правомерно, как фиксация времени для питания, отдыха, занятий.
Во-вторых, важно определить воспитательные задачи, ради которых организуется жизнь детей в форме игры, а вместе с тем и место этой формы среди других форм организации жизни детей в детском саду.
Наконец, в-третьих, следует найти позиции, с которых станет действовать воспитатель, когда он практически будет пользоваться этой формой организации жизни детей. Нет сомнений, что каждая форма организации имеет свои особенности, и в связи с этим влияние воспитателя на детей принимает иной характер.
Время для игр и их характер.
Первый период игр (до завтрака и после него)
Утро ребенка в детском саду складывается из многих элементов. Прежде всего, это обычная, важная в воспитательном отношении встреча с воспитателем и детьми. Новый день приносит свои впечатления, которые детям хочется выразить. Этому отвечает непринужденная беседа ребенка с другими детьми, ответы на вопросы воспитателя, приветствия друг другу. В этом определяются и интересы, которыми в данный момент захвачены дети:
Впечатления пути из дома до детского сада, оживившиеся при встрече с товарищами впечатления вчерашнего дня с его характерным содержанием, то, что скажет воспитательница о сегодняшнем дне и его событиях. Все это составляет существенную часть впечатлений, определяет интересы детей, окрашивающие именно сегодняшний день.
Первый период игр начинается утром и прерывается завтраком для всей группы. О нем как о периоде игры нужно больше всего заботиться для млд. и ср. групп, поскольку игровые интересы детей этого возраста преобладают над обязанностями, которые падают на детей более ст. возраста. Для ст. гр. утренний прием не связан целиком с играми, а имеет и другие задачи. Что касается детей млд. и ср. возраста, то самый лучший план организации их жизни по приходе в детский сад это правильно организованные игры, удовлетворяющие детей.
Главное заключается в рационализации педагогического процесса, при которой воспитатель мог бы организовать игру детей в наиболее целесообразных формах, активно воздействовал бы на ход игр.
Практика говорит о необходимости серьезно перестроить методику воспитания культурных навыков. Воспитательнице надо сидеть с детьми за столом и стимулировать их своим примером. Необходима постоянная помощь со стороны няни, которой следует взять на себя определенные обязанности в организационной стороне педагогического процесса млд.гр.
При перестройке педагогического процесса и введении игры как формы организации жизни детей дополнительные обязанности няни состояли в следующем: в организации питания – наблюдать за едой отдельных детей и помогать им, когда воспитатель выходит из-за стола; наблюдать за навыками детей, продолжающих еду; в организации занятия – расставить столы и стулья, разместить приготовленный воспитателем материал, убрать материал на место.
При этих условиях воспитатель получает возможность не только следить за тем, как играют дети, но и активно проявить себя при выборе детьми игрушек, влиять на объединение детей, направление индивидуальных игр. Действуя так, удалось добиться, что игра в этот период стала главной деятельностью детей. При этом воспитатель организовал детские игры, руководил ими, используя игры для воспитания детей.
Удалось достичь того, что игры занимают видное место в организации жизни детей. В сентябре – декабре дети играли до завтрака 15 минут, после завтрака – 5-8 минут. Всего от прихода в детский сад до начала занятия у детей было для игры 15 – 20 минут. В марте большинство детей в группе до завтрака играло 25 минут, после завтрака - 20 минут.
Утренний период игр переходит в занятие. Мы не случайно связываем ход игр с занятием. Хорошо известно, что занятие с трехлетними и четырехлетними детьми основано на игровой методике. Поэтому переход от игр к занятию представляет лишь смену игр индивидуальными играми, организованными воспитательницей. Это речевые занятия, которые проводятся, как дидактическая игр, подвижные игры, драматизация, музыкальные игры. Исключение составляют занятия рисованием, лепкой. В дни таких занятий, в связи с более сложной их организацией, время игр несколько сокращается.
Всего в утренний период большинство детей в группе могло играть 45 минут – 1 час 45 минут. Это было достигнуто путем усовершенствования и перестройке нерационально организованных процессов и дало возможность детям развернуть игры.
В младшей группе особое внимание уделялось играм, в которых дети могли наиболее полно выразить свои запросы, где еще не возникали сложные взаимоотношения и игра могла носить индивидуальный характер. Это – игры с песком и водой в любое время года, в комнате и на воздухе и первоначальные строительные игры. Нужен материал и игрушки, побуждающие детей к движениям, полезным для этого возраста.
Ко второй половине года ролевые игры небольшими группами приобретают уже довольно оформленный характер и начинают занимать место в организации жизни детей.
У детей средней группы опыт значительно больше, поэтому они приходят в детский сад с намерением заняться чем- то определенным. Многие берутся за любимые игрушки и «с места» развивают игру. Это дети, которые уже нашли себе друзей и единомышленников. Игры, в которые играют дети в этот период, игрушки, за которые они берутся, лучше, чем что- либо другое, способны организовать чувства и мысли ребенка. В соответствии с этим мы даем детям возможность заняться в этой обстановке всеми играми, которые их интересуют.
Видное место отводится ролевым играм, в которых лучше всего выявляется потребность детей в общении друг с другом. Строительные и подвижные игры (негруппового характера) также важны в организации жизни детей.
Направление игр после завтрака должно предусмотреть характер и содержание предстоящих занятий. Одно направление игр будет в том случае, когда предстоят занятия родным языком, счетом, рисованием и всем, что требует сравнительно неподвижной позы. Другое направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (движения под музыку, физкультура и др.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.
Опыт убеждает и в том, что перед занятиями, требующими от детей внимания, не следует проводить игры со всей группой. В этот период поощряются игры с игрушками и ролевые игры, в которые дети действительно любят играть.
До завтрака в ср. гр. значительное место отводится трудовым занятиям: поливке цветов, уходу за комнатными животными, накрыванию стола к завтраку, дежурство по занятиям. Игра длится лишь короткий промежуток времени, особенно для детей, приходящих в детский сад только к 9 часам.
Особое внимание было уделено играм после завтрака, поскольку нашей задачей было дать детям возможность играть до занятия. Надо было создать полноценный период игры, после которого детям легче будет заниматься.
Задача активизировать игру с движениями выдвинула необходимость привлечь игрушки и направлять игру с ними. Т.е. мы сами вносим элемент сюжета, замысла, который побуждает к развитию движений.
В ст.гр. наиболее целесообразно начинать каждый день с выполнения детьми своих обязанностей, важных в воспитательном отношении. Это – уход за растениями и животными, дежурства за завтраком и обедом, дежурства по занятиям. Может иметь место и игра – труд в виде стирки с детьми кукольного белья, и другие формы игры- труда.
Таким образом, для детей ст.гр. утреннее время в детском саду строится в других формах.
Характер игр между занятиями.
Перерыв в 8-10 минут между занятиями также служит для игры. Чтобы эти игры действительно были отдыхом, они должны содержать лишь незначительную умственную нагрузку. Целесообразно воспитать у детей привычку играть по–разному в различное время.
Вот выдержки из записей наблюдений.
По окончании первого занятия дети играли самостоятельно, без участия воспитателя.
В другом детском саду содержание игр было разработано воспитательницей и рекомендовано детям. Из этих игр дети в разные дни выбирали то, что их больше всего заинтересовало: игры с движением , пением. Активное вмешательство воспитателя позволило организовать игру как отдых.
Игры на воздухе.
Дневная прогулка длилась зимой более 2 часов. К этому надо прибавить получасовую утреннюю и трехчасовую вечернюю прогулки. Интерес представляет устройство участка этого детского сада. На нем сделан из снега автомобиль, цветник, выложенный льдинками и шишками, озеро с ледяными утками и рыбами. Появились на участке и крупные игрушки- пароходы, поезда. Домики, столы, сделанные из дерева, фанеры.
Одним из ведущих принципов в подвижных и спортивных играх является сезонность, Опыт показывает, насколько необходимо при проведении подвижных игр считаться с тем, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано по отношению к детям, к состоянию их здоровья. Воспитатель выбирает подвижные игры, сообразуясь с условиями, состоянием погоды. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания. Игры должны быстро согревать детей, давать им отдых.
Содержание ролевых и строительных игр разнообразно. Наиболее общее и характерное пед. требование к игре – это требование подвижности.
Имеют место и дидактические игры. Некоторые из них связаны с движением. Дидактическими играми пользуются и как отдыхом после бега.
Воспитатель заботится о подборе игр, которые бы наилучшим образом организовали жизнь детей. Чередование свободных игр и игр с правилами обеспечивает успех в развитии игр, их воспитательное влияние на детей.
Важен и способ организации детей в игре. Здесь есть такие пути: выделение ведущего игру при помощи считалки или назначение его воспитателем.
Выбирая ведущего при помощи считалки, дети могут организоваться сами, не ожидая указаний взрослого.
Таким образом, правильная организация игр на воздухе- важный этап пед. процесса в каждой возрастной группе.
Игры вечером.
Дневной сон обеспечивает детям полный отдых. Поэтому условия для игры вечером исключительно благоприятны. Подъем детей в млд. и ср. гр.
Начинается ровно в 3 часа, в ст. на 15-20 минут раньше.
В млд. гр. детям помогают одеваться воспитатель и няня. Через 10 12 минут после подъема воспитатель уже занимается организацией игры детей. Полдник дается в 4 часа. Дети, не ожидая друг друга, садятся за стол по мере того как они вымыли руки. В ст. гр. дети в этом совершенно самостоятельны, за маленькими следит няня.
Этот период игры зимой и осенью обычно проходит в комнате, но в ряде случаев заканчивается на воздухе.
Если дневной отдых происходит в отдельном помещении, то комната, где играют дети, д.б. полностью предоставлена в их распоряжение; расстановку мебели, игрушек нужно подчинить задаче развития игр. У детей должны быть сюжетные и дидактические игрушки, строительный материал.
Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр: направлять детскую самодеятельность в одних видах игр, самому участвовать в др. играх, знакомить детей с новой игрой.
Необходимо, прежде всего, сказать о ролевых и строительных играх, которые так любят дети.
Сочетание ролевых и строительных игр дает педагогу возможность решать довольно сложные воспитательные задачи и требует от него дифференцированного внимания, подвижности и мышления, поскольку ему надо верно угадать замысел игры ребенка (или гр. детей).
Вечером займут место и дидактические игры, содержание которых для детей дошкольного возраста достаточно разработано.
В дидактических играх дает себя знать кругозор ребенка, его умственные интересы. В дидактические игры нужно не только хотеть, но и уметь играть. В подвижных играх требуется знание правил и навыков игры; подобного же рода требования возникают и в дидактических играх.
Поэтому видное место отводится ознакомлению детей с этими играми.
В практике детских садов меньше всего уделяется внимание музыкальным играм, вне музыкальных занятий они не существуют. Чтобы была обеспечена музыкальная сторона, в этих играх нужно участвовать воспитателю. При участии муз. Руководителей могут быть организованы игры-хороводы с песнями, двигательные игры под музыку, игры-загадки.
Музыкальные, строительно-ролевые игры, игра-труд.
Среди различных видов игр для среднего возраста заметную роль в организации жизни приобретает игра-труд.
Но речь здесь идет не о каком-то «перенесении» занятий с бумагой или деревом на время, отведенное для игр. Речь идет о подлинных играх. Замечено, что ребенок должен приобрести некоторые навыки (вышивания, склеивания и др.) в ходе игры-труда, то уровень игры снижается, а в ряде случаев игра даже не развертывается. Поэтому мы рекомендуем для игры-труда такие работы, навыками которых дети в основном владеют.
Игрой-трудом будет, например оборудование «библиотеки» и игра в библиотеку, стирка кукольного белья и использование его в игре с куклами. Труд здесь должен быть тесно связан с игрой, обогащать ее.
Должны быть широко представлены игр с забавными игрушками разнообразного значения. Забавности и развлекательности детской игры придается слишком мало значения, поэтому игра иногда становится какой-то очень серьезной, часто недетской.
Игра как средство воспитания.
Сочетание различных видов игр (ролевых, строительных, подвижных, музыкальных) достигается разнообразие игровых положений; ребенок и детский коллектив будут находиться в сложных взаимоотношениях, переживать определенные чувства.
Только комплекс разнообразных игр является подлинной формой организации жизни детей со всеми ее проявлениями.
В ролевых играх отражается интерес детей к жизни взрослых и подражание ей. Подвижные игры организуют стремление ребенка к движениям, чувство товарищества. Дидактические игры имеют разнообразное обучающее содержание (счет, речь, познание природы и т.д.). Интересы детей представлены в разнообразии видов игр.
В связи с этим важно затронуть вопрос о воспитании интересов, воли, устойчивости, внимания. Эти возможности различны в разных видах игры.
Именно в играх складываются отношения, проявляются и формируются чувства, дети учатся управлять и подчиняться, дружить.
Детские взаимоотношения строятся не только в ролевых играх, они складываются и в подвижных, и в дидактических играх, где есть общая радость, возможны зависть, обида. Разница лишь в том, что в одних играх дети сами из жизни выводят правила поведения для себя, в других эти правила уже определены.
Деятельность воспитателя.
Существует серьезный разрыв между знаниями и навыками, приобретенными детьми на занятиях, и их игровым опытом.
Все наши способы воздействия на детей и их игры необходимо соотносить с особенностями игры на ступени дошкольного возраста. Вспомним великолепную характеристику, которую дал К. Д. Ушинский природе детской игры. Речь идет об игре как самостоятельной детской деятельности, о том, что в игре ребенок проявляет себя как знающий человек, тогда как во всем другом он часто слаб и беспомощен.
Педагогическое влияние на игры должно опираться на детскую самоорганизацию и самодеятельность.
Нужно преодолеть сложившееся в теории и практике односторонее понимание творчества в играх. В педагогической литературе много раз подчеркивалась способность детей к созданию ролевых игр, выражающих самодеятельность ребенка. Это действительно выдающееся явление в ходе детского развития. Но при этом детское игровое творчество получило одностороннюю характеристику: из поля зрения ушло словесное творчество детей – считалки, загадки,- возникавшее как проявление игры. Не оценивается и творчество детей в области игровых движений, игры с предметами, музыкальное творчество. Если все это распределено между отдельными областями педагогики_ родным языком, музыкой и т.д.- то местом рождения этого является детская игра. Значит, самодеятельность детей в игре надо понимать широко и на нее опираться.
Важно воспитывать у ребенка потребность советоваться. Это нельзя навязывать детям, нельзя из не сделать нечто вроде правила, за выполнением которого следит воспитатель. В таком случае не будет главного: непосредственной необходимости для детей в этих советах, а следовательно, и подлинной детской активности.
Говоря с детьми об игре, воспитатель высказывает и свое мнение о событиях, связанных с жизнью детей в игре, об их отношениях. Игра детей служит поводом для обсуждения того, что можно и чего нельзя. Что хорошо и что плохо. И это должно быть интересным разговором именно об игре, исходя из мотивов игры.