Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем».
ЦЕЛИ:
- знакомство детей с разными видами календаря;
ЗАДАЧИ:
- формирование стремления планировать свою жизнь по календарю;
- представления о цикличности временных эталонов (частей суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году), понятий «круглый год»;
- закрепление умения составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_kelendarem_2.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко" МР Калтасинский район РБ.
Знакомство с календарем
Конспект НОД в подготовительной группе
Подготовила: Бишарова Э.К.,
воспитатель
2020
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем»
для детей старшего дошкольного возраста
ЦЕЛИ:
- знакомство детей с разными видами календаря;
ЗАДАЧИ:
- формирование стремления планировать свою жизнь по календарю;
- представления о цикличности временных эталонов (частей суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году), понятий «круглый год»;
- закрепление умения составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
- разные виды календарей (отрывной, перекидной, карманный); модель частей суток в виде круга, разделенного на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов); модель дней недели в виде радуги, зонтика, семицветика; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки с изображением зубной щетки, подушки, играющих детей, месяца и звезд.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- картинки с изображением времени года, детский карманный календарь, наборы карточек разного цвета (белый, розовый, серый, черный), по коробке карандашей или цветных палочек, тетрадь в клетку.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: Сегодня мы закрепим знания о разных временных промежутках познакомимся с основными правилами отсчета времени.
Игровое упражнение с моделью «СУТКИ».
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого
промежутка времени она изображает? Как вы думаете, какое время
суток отмечено на модели серым (черным, белым и розовым)?
(воспитатель выкладывает поочередно картинки с изображением
зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т.д. и просит детей
показать с помощью карточки серого, розового, белого или
черного цвета, в какое время суток используют этот предмет.)
Воспитатель: Подумайте и скажите, чем будут различаться модели летних и
зимних суток. Почему на модели летних суток белого цвета больше,
чем на модели зимних суток?
Дети: Потому что летом дни длиннее, чем зимой.
Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток?
Дети: Не изменяется.
Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени
года?
Дети: Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.
Работа над закреплением понятия «неделя»
Воспитатель: Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи
суток?
Дети: Неделя. (воспитатель предлагает поиграть в игру «Лови, бросай, дни
недели называй!»)
Воспитатель: Назовите дни недели по порядку?
Как называется первый день недели, пятый, шестой?
В какие дни недели мы не ходим в детский сад?
Какой день недели между четвергом и субботой?
(ответы детей).
Воспитатель: У Алеши день рождения послезавтра, в какой день недели наступит
день рождения, если сегодня вторник?
Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели
они приехали? (ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем изобразить модель недели. Для этого нам
необходимо вспомнить, сколько дней в неделе. Каждый день постарайтесь изобразить разным цветом.
(Дети на листе бумаги или в рабочей тетради изображают модель, используя цветные карандаши или фломастеры. Затем вместе с педагогом они рассматривают изображенные модели, делают вывод, почему модели, в которых дни недели изображены по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов), наиболее точно представляют неделю - так как дни недели повторяются в определенном порядке, когда заканчивается одна неделя, начинается другая).
Сравнение моделей «СУТКИ» и «ВРЕМЕНА ГОДА»
Воспитатель: Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?
Дети: Модель года
Воспитатель: Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?
Дети: Они похожи тем, что модель суток и модель года состоит из четырех частей,
а отличаются цветом секторов.
Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем синим (зеленым, красным и желтым)?
Дети: Времена года. Синий цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, молодой листвы, травы. Красный цвет обозначает лето красное. Желтый
цвет - осени, золотых листьев.
Воспитатель: Обратите внимание, что на модели времен года все секторы равные по величине, а на модели суток розовая и серая части значительно меньше, чем черная и белая. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что все времена года по длительности равны, а части суток разные, утро и вечер короче дня и ночи.
Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Воспитатель: А теперь я буду загадывать загадки, а вы с помощью модельного знака
покажете, когда это бывает.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает – когда это бывает?
(Дети показывают карточку зеленого цвета, символизирующую весну.)
Воспитатель: Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.
Побежим купаться, рыбками плескаться!
(Дети показывают карточку красного цвета, символизирующую лето.)
Воспитатель: Утром мы во двор идеи, листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят.
(Дети показывают карточку желтого цвета, символизирующую осень.)
Воспитатель: Дел у меня не мало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, всю землю убираю,
Белю поля, леса, дома, а зовут меня?..
(Дети показывают карточку белого цвета, символизирующую зиму.)
Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?
Какое время года предшествует осени?
В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?
В какое время года птицы улетают в теплые края, листья опадают?
Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?
Назовите зимние месяцы?
(ответы детей).
Знакомство с разновидностями календарей.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?
Дети: С помощью календаря.
Воспитатель: Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи? Календари показывают число, месяц, день недели, рабочие и выходные дни обозначены разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные – красным.
Воспитатель: Чем отличаются календари?
Дети: Оформлением, размером, цветом.
Воспитатель: Вот этот календарь называется отрывной, в нем каждый листок – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий день 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?
Дети: 14 января, среда.
Воспитатель: На этом календаре отмечают время восхода Солнца (когда встает солнышко) и время его захода (когда оно прячется, наступает ночь). Такие календари обычно помещают на стену. Настенные календари бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?
Дети: Потому что столько месяцев в году.
Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе семь дорожек?
Дети: Потому что семь дней недели.
Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающего окошка мы отмечаем сегодняшний день А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как в отрывном, только их не отрывают, а перекидывают, перелистывают (демонстрирует перекидной календарь). Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе. И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным. Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Под Новый год пришел он в дом
Большим румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И, наконец, совсем исчез
Дети: Это календарь!
Воспитатель: Вы правильно догадались: это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь (ответы детей).
Знакомство с моделью года.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем (показывает детям модель календаря). Какой формы этот необычный календарь?
Дети: Он круглый.
Воспитатель: Правильно наш календарь круглый, как наша планета, как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен этот календарь?
Дети: Синим, зеленым, красным и желтым.
Воспитатель: Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?
Дети: Мы обозначали времена года.
Воспитатель: На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень, и опять времена года повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.
Дети: Как только заканчивается один год, начинается следующий
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается старый год и начинается новый?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Как называется этот праздник и когда он наступает?
Дети: Этот праздник называется Новый год (если дети затрудняются, можно им подсказать, что последним днем года является 31 декабря, а первым днем-1 января).
Воспитатель: Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на части. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что в каждом времени года три месяца.
Воспитатель: Назовите самые холодные зимние месяцы? А теперь подскажите, какие же в году самые жаркие месяцы? Сколько всего в году месяцев? Назовите из по порядку (ответы детей)
Игровое упражнение «Найди ошибку»
Воспитатель: Я думаю, что март, апрель, и сентябрь – это весенние месяцы? Правильно ли это?
Дети: Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.
Воспитатель: Я думаю, что сначала идет октябрь, потом сентябрь, а за ним ноябрь. Так ли это?
Дети: Нет, сначала сентябрь, потом октябрь, а за ним ноябрь.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что наша Земля, вращается вокруг Солнца и по-разному подставляет ему свои бока? Посмотрите: в середине календаря изображено Солнце. Зимой у Солнца лучики короткие, поэтому они не достают до Земли и плохо ее согревают. Весною они становятся длиннее, и на Земле становится теплее. В летние месяцы тепло, жарко, потому что солнечные лучи длинные, согревают Землю, воздух, воду и все предметы, находящиеся на ее поверхности. А осенью лучи такие же длинные, как и летом?
Дети: Нет, солнечные лучи становятся короче, и на Земле становится прохладнее.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эти маленькие круги, расположенные по большому кругу. Как они окрашены?
Дети: В черно – белый цвет.
Воспитатель: Кто догадается, что обозначено на нашем календаре этими необычными кругами? (если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что это сутки. Летом в них больше белого цвета, так как день летом длиннее, а ночь – короче, а зимой наоборот)
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году, длительность частей суток. Как вы думаете, для чего календарь нужен человеку? (ответы детей).
Воспитатель: Что вы узнали нового, необычного о календарях? (В конце непосредственно образовательной деятельности воспитатель может предложить детям собрать коллекцию календарей).