Итоги по пректу "С чего начинается Родина"

Бишарова Эльвира Константиновна

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм».

В. В. Путин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_po_proektu.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм».

В. В. Путин.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, чтение совместно с ребенком, получают подарки от своих детей, которые дети создают своими руками

Вывод:

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

В ходе реализации проекта бала достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.

Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства.

Проект способствует  обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, развитию эстетического восприятия. 

Полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Воспитать любовь к родному краю – это значит показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

         Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

         Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В группе пополнилась ППС дидактическими играми, картотеками, иллюстрациями, книгами.                                          

 В результате работы по данной теме, дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи; хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи.  Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».

Воспитательная работа в мае была направлена на формирование у старших дошкольников ценностного, заботливого и бережного отношения детей к своей большой и малой Родине. Ценность «Родина» раскрывалась через чтение рассказов Г. Лагздынь «Дедушкина кружка», К.Д. Ушинского «Наше Отечество» и К. Паустовского «Родник в мелколесье», а также совместное обсуждение пословиц «Человек без Родины — что соловей без песни», «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт» и другие. Особое внимание в работе было уделено воспитанию у детей понимания того, почему нам важно помнить и хранить память о тех людях, которые отдали свою жизнь, защищая нашу Родину. Этот проект был направлен на обогащение представлений детей о прошлом и настоящем их малой родины, развитие у них бережного отношения к ней. Проект помог в ходе совместной деятельности сформировать у детей ценностное отношение к тому месту, где живут дети, умение заботливо, внимательно относиться к нему, украшать и оберегать его. Педагоги напомнили детям, что первого мая в нашей стране празднуют День весны и труда, который люди отмечают разными полезными делами — убирают территорию, высаживают цветы на клумбах. Беседовали с детьми о том месте, где они живут, какие интересные и красивые здания, парки, детские площадки есть в их ближайшем окружении. Педагоги вместе с детьми рассмотрели фотографии архитектурных сооружений и других объектов, над которыми развевается государственный флаг, уточнили представление о его строении и цветовом решении, после чего сконструировали трехцветный флаг — символ нашей Родины, а также сконструировали из деревянных палочек деревенские домики как образ России.  Вместе с детьми мы изготовили настольную игру «С чего начинается Родина», которая позволила нашим воспитанникам более подробно познакомиться с достопримечательностями нашего города.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Ребенок  должен быть, сориентирован на:

Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку средней группы определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

На протяжении 2023 – 2024 учебного года  проводился кружок «Юный гражданин».  Занятие проводились для детей 5 лет (средняя группа). Время проведения занятий установлено на четверг  вторая половина дня – 15.10, продолжительность проведения занятия – 20 минут. Один раз в 2 недели.

Образовательная область: «Познавательное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель разработки - формирование социально-активной личности;

Задачи:

- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;

- освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.

Основные задачи и разделы

В течение года прошло 26 занятий.

По итогам диагностики видно, что дети получили необходимые знания.

К концу года почти все дети:

Называют домашний адрес (испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом; с удовольствием ходят в детский сад);

Место работы родителей (имеют представление о значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение);

Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;

Свою нацию, язык, традиции (гордятся своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знают историю, достопримечательности,

Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции);

Природу родных мест, флору и фауну (любуются природой, бережно относиться к ней);

Название планеты, на которой мы живем;

Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

В процессе мониторинга исследовались интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдения за ребенком, бесед.

У детей на начало года было 20 % высокого уровня, 30 % - среднего уровня, 50 % - низкого уровня, но в результате бесед, рассказов, экскурсий и т.д. у детей повысился уровень знаний. На конец года стало 80 высокого уровня, 20% - среднего уровня.

В работе мы использовали разнообразные формы работы: словесные (беседы, рассказ воспитателя, составление рассказов о своих семьях детьми, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы) ; практические (продуктивная деятельность, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры) , наблюдения, экскурсии. Ознакомление проводилось в рамках непосредственно-образовательной деятельности и закреплением в повседневной жизни.

Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

Начиная работать с детьми средней группы по патриотическому воспитанию, я провела опрос, который показал, что у детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, родном крае. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, им были заданы вопросы: «Что такое Родина? Что такое малая Родина? Хотите ли об этом узнать? Что именно хотите узнать? Изучив интересы детей, мы наполнили среду различными книгами, фотографиями, открытками для поддержания детского интереса.

Для полноценного патриотического воспитания использовали разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

Беседы, рассказы о родном крае, стране, ее истории;

показ иллюстраций, презентаций;

прослушивание аудиозаписей: (Гимн страны, Гимн Сухиничского района;

использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен);

Беседы о календарных праздниках.

В своей работе использовали различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс. Для родителей оформлены консультации, памятки, папки-передвижки.

Считаем, что благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников повысился.

В ходе реализации кружка дети приобрели знания об истории родного поселка, символике, достопримечательностях, знают имена тех, кто прославил край, начали проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, поэтому можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

В перспективе будем продолжать работу по данному направлению более углублённо, в связи с этим считаю необходимым:

продолжить работу с родителями по теме, используя новые формы и методы, привлечь родителей к участию в различных мероприятиях ДОУ

пополнить методическую копилку новыми материалами по нравственно – патриотическому воспитанию

продолжить разработку новых дидактических игр по данной теме.