Картотека пальчиковых игр
Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_kruzhok.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Сентябрь
«Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Сентябрь
«Это Я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части
тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
Сентябрь
«Головами покиваем»
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем,
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем,
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Движения выполняются за текстом
Октябрь
«Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила,малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил. На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Октябрь
«Качели»
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Октябрь
«Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Октябрь
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Ноябрь
«Кисточка»
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
Ноябрь
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер-
Пусть прохладою повеет. Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Ноябрь
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Ноябрь
«Юла»
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой
Декабрь
«Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Декабрь
«Елочка»
«Перед нами елочка:
Шишечки,
Иголочки,
Шарики,
Фонарики,
Зайчики,
И свечки,
Звезды,
Человечки».
Сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
показывают кулачки
указательные пальцы
пальцы сжимают в круг
показывают «фонарики»
показывают «ушки зайца»
прижимают ладони и пальчики друг к другу
прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
ставят средний и указательный пальцы на колени
Декабрь
«Снегири»
Раз, два, три! Раз, два, три! Прилетели снегири.
Грудки показали.
Ягод поклевали.
Прыгали во веткам. Снегири бегают
Снегири выпячивают грудь
Снегири изображают, что клюют ягоды
Снегири прыгают
Декабрь
«Варежки»
Маша варежку надела
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал.
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь не найдешь.
Здравствуй пальчик, как живешь? Загибаем большой палец,
Высовываем пальчик
Пальчик здоровается, кивает.
Январь
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Январь
«На работу»
Большой палец встал один.
Указательный – за ним.
Средний будет безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все» — широко расставить пальцы в стороны.
Январь
«Мои пальчики расскажут»
Мои пальчики расскажут,
(хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)
Что умеют – нам покажут.
(пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)
Их 5 на каждой руке.
(показываем растопыренные пальцы)
Сделать все смогут, всегда помогут.
(хлопаем в ладоши)
Они на дудке играют,
(далее все движения соответствуют тексту)
Вещи стирают,
Везде подметают,
Щиплют, ласкают,
Мячик кидают-
Пять и пять моих быстрых пальчиков.
(показываем пальцы обеих рук)
Январь
«Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел.
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
Февраль
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Февраль
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,
Эта долька для стрижат,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
Поочередно загибают пальцы на правой руке.
Разводят руки.
Имитируют бег пальцами по столу.
Февраль
«Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Февраль
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
Март
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем. Двигают прямыми ладонями вверх-вниз.
Поочередно поглаживают подушечки пальцев. Потирают кулачек о кулачек.
Сжимают и разжимают кулачок.
Март
«Тетери»
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Наклевались, улетели.
Разводим руки в стороны,
Изображая простор.
Ладони вместе – горстью.
Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся»с разных сторон в середину.
Указательный и средний палец- клювы- тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.
Март
«Радуются взрослые и дети»
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Март
«Петушок»
Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки.)
Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони.)
Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе.)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу.)
Пёстрых курочек зовёт
Четвёртая неделя.
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.
Апрель
«Паучок»
Паучок бежал по ветке,
(Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей!
(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой.
(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
Скрестить руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот. Прижать ладошки к лицу и сокрушенно покачать головой. Помахать руками, словно стряхивая паучков и водичку.
Апрель
«Детки»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Апрель
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Апрель
«Повстречались»
Повстречались два котёнка:
«Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав».
Два жеребёнка: «И-го-го»
Два тигренка: «Р-р-р»,
два быка: «Му-у».
Смотри, какие рога! На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Май
«Кот на печи»
Кот на печи
Сухари толчет,
Кошка в окошке
Полотенце шьет.
Маленькие котята
На печке сидят,
На печке сидят
Да на котика глядят
И сухарики едят.
Стучат кулачком о кулачек.
Показывают как шьют иголкой.
Поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз и качают головой вправо – влево.
Показывают руками «очки». Щелкают зубами.
Май
«Курочка - рябушечка»
Курочка – рябушечка
По двору гуляла,
По двору гуляла
Цыпляток считала:
Раз, два, три, четыре, пять!
Посчитаю их опять:
Раз, два, три, четыре, пять! Не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам.
Загибают пальчики на одной руке.
Грозят указательным пальцем.
Загибают пальчики на другой руке.
Май
«ПИРОЖКИ»
Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку,
Всех друзей я в гости жду Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты
Имитируем лепку пирожков.
Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие
гостей.
Май
«НАСЕКОМЫЕ»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
Сжимать и разжимать кулачки.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Вращать мизинцем.
Спрятать руки за спину.