ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ
статья

Палеха Надежда Николаевна

Цель данной темы: использование приемов для формирования и развития читательской грамотности на уроках истории  при работе с историческими текстами, текстами учебника

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА

В 5-7 КЛАССАХ

В современном образовании приоритетной целью является формирование у учащихся метапредметных универсальных учебных действий, которые помогут ученику самостоятельно получать знания по любому учебному направлению на протяжении всей жизни. Среди таких универсальных действия одно из ведущих мест занимает читательская грамотность.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) определяет читательскую грамотность как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

На уроках истории учащиеся работают с текстами, которые особенно сложны для их понимания. Исторические тексты (адаптированное изложение исторического документа), а особенно исторические документы содержат сложные для понимания обороты речи, изобилуют именами, терминами. Такие тексты очень сложны для понимания, но без их изучения невозможно само изучение истории.

Много затруднений в понимании и интерпретации исторических текстов и исторических документов возникает у учащихся 5- 7 классов, начинающих изучение истории впервые (в 5 классе) и изучение истории Отечества (6-7 классы). Таким образом, формирование у учащихся читательской грамотности при работе с историческими документами – одна из актуальных задач в преподавании истории.

Цель данной темы: использование приемов для формирования и развития читательской грамотности на уроках истории при работе с историческими текстами, текстами учебника

Задачи :

#1060;ормировать умения работать с информацией.

#1053;аучить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания

#1060;ормировать навыки преобразовывать информацию.

#1060;ормировать навык целостного анализа информации.

#1048;спользование на уроках приемов направленных на развитие читательской грамотности

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение уровня сформированности читательской грамотности обучающихся

Повышение качества образовательных результатов

Повышение уровня предметных и метапредметных образовательных результатов

В процессе многолетнего преподавания истории апробировала множество вариантов заданий, направленных на формирование читательской грамотности при работе с историческими текстами и документами. Предлагаю ознакомиться с теми, которые дают наилучший результат.

#1055;рием «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю».

Текст с пропусками предложил использовать психолог Гальперин в середине 1970-х годов для формирования внимания при работе с текстом. Этот метод лежит в основе приема «Закрой окно».

У приема много « плюсов», он учит:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл;
  • находить в тексте нужную информацию.

Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, учит анализировать информацию, выбирать нужную. Методика работы может быть различной: самостоятельная индивидуальная работа, работа под руководством учителя, (работа в парах, группах).

Прием можно использовать:

#1087;ри изучении новой темы - Изучив материал параграфа, закройте окна- вставьте пропущенные слова,) - как вариант самостоятельного добывания знаний,

2. при контроле знаний - использовать в качестве проверки по изученной теме,

3. на этапе закрепления изученного материала

#1074; качестве домашнего задания.

Если тексты разрабатываются по одному параграфу, при изучении новой темы, рабочий лист должен содержать от десяти до двадцати пропусков для глубокого погружения в материал параграфа. Можно предложить текст по целому разделу, если нужно провести контроль знаний по теме.

Работа эффективна в группе, учащиеся помогают друг другу усваивать материал, делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают, учатся взаимодействовать. Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания для пятиклассников и шестиклассников. Прием универсальный и используется в 5-9классах.

«Закрой окно!»

Укажите пропущенные имена, даты, географические названия. Впишите в каждый пропуск слова так, чтобы в целом получался связанный рассказ.

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь (__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Чтобы прием был эффективным текст должен: соответствовать источникам информации, которые использовались при изучении материала; вопрос должен трактоваться однозначно, нескольких вариантов ответа быть не должно.

;Переводчик»

Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами.

16 января 1547 года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV. Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг государственных деятелей - совет приближенных царя - ______________________________________. Опираясь на _________________царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти - _________________________________________.

В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________.

В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства - _________________________________. В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому - _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формирование органов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста.

;Толмач»

Учащимся предлагается переложить исторический источник на современный язык, тем самым растолковать его смысл тем, кто не понимает.. Работа имеет творческий характер, но требует четкого понимания смысла текста. Задание часто выполняется в форме групповой или парной работы.

Например, задание для 6 класса: переведите на современный язык для вашего сверстника отрывок из «Повести временных лет». «И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам.»

Краткий перевод, составленный группой шестиклассников: «Когда мы выгнали за море варягов и перестали платить им дань, то сами договориться не смогли. Стали воевать друг с другом, ссориться. Решили, раз не можем сами помириться, позовем себе князя из другой земли, чтобы он был человек нейтральный и судил нас. Пошли обратно за варягами, а у них там кого только нет, мы выбрали варягов. Позвали княжить к нам. Согласился не один, а сразу трое братьев и пришли на Русь по нашему приглашению.

3. Прием «Верите ли вы?»

(верные и неверные утверждения)

Этот прием может быть началом учебного занятия. Обучающиеся выбирая «верные утверждения» из предложенных преподавателем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

1. Верите ли Вы, что Ромул жил в Риме (да)

2. Верите ли Вы, что Ликург был спартанским царем (нет)

3. Верите ли Вы, что Тесей считается основателем Афин (да)

4. Верите ли Вы, что мальчиков в Спарте воспитывали совместно (да)

5. Верите ли Вы, что Солон отменил все законы Драконта (нет)

6. Верите ли Вы, что Александр Македонский покорил Египет (да)

7. Верите ли Вы, что Нума Помпилий был 4-м римским царем (нет)

8. Верите ли Вы, что Персия была частью древнегреческго государства (нет)

9. Верите ли Вы, что храм Юпитера Капитолийского был построен в Риме (да)

10. Верите ли Вы, что весталки никогда не могли выходить замуж (нет)

11. Верите ли Вы, что Алкивиад подвергался остракизму (да)

12. Верите ли Вы, что Солон обязал женихов давать приданное за невесту (нет)

4. Прием «Работа с таблицами».

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В качестве такого примера возьмём линию «сравнение—сопоставление», которая представлена во фрагменте таблицы предметных и общеучебных навыков. Начнём со сравнения объектов одного порядка. Так, в 5-м классе, при изучении темы «Переход от родовой общины к соседской общине» используются определённые методические приёмы для формирования навыка сравнения. Прежде всего, ученикам предлагается форма для осуществления сравнения — таблица и определённые требования к её составлению:

-у таблицы должно быть название;

-колонки таблицы должны быть озаглавлены;

-критерии должны отражать существенные различия и/или сходства объектов.

Родовая и соседская общины

Критерии

Родовая община

Соседская община

Владение землёй и угодьями

Характер труда

Степень обобществления имущества

Основные занятия

Жилище и его обитатели

Учащиеся читают соответствующий параграф учебника и внимательно рассматривают рисунки, изображающие устройство родовой и соседской общины. Далее ученики получают и последовательно выполняют следующие задания:

#1074;ыявите особенности родовой и соседской общины;

#1086;пределите существенные различия и сходства между родовой и соседской общинами;

#1089;истематизируйте полученные данные в таблице с указанием критериев сравнения;

#1089;формулируйте вывод о значении перехода от одного вида общины к другому для дальнейшего развития общественных отношений;

#1076;айте определение понятия «соседская община» на основе её характерных признаков.

В процессе совместной работы выявляются особенности изучаемых объектов, выясняется, что значит «существенные» различия и сходства, как правильно формулировать критерии. При заполнении таблицы и подведении итога ученики должны убедиться, что сравнение помогло им открыть что-то важное, новое, только при соблюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной.

#1055;рием синквейн

Существует несколько разновидностей синквейна, но я в своей практике чаще всего использую дидактический, у которого есть определённые правила написания:

первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личностное отношение пишущего к теме. Это так называемая «ёлочка».

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна (памятка для учащихся).

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? Какая? Какие? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Примеры синквейнов по истории, составленные учащимися 7 класса:

Иван Грозный

Талантливый, жестокий

Правил,развивал, управлял

Он хорошо играл в шахматы

Царь

Андрей Курбский

Откровенный, смелый

Писал,переводил,спорил

Вёл переписку с Иваном Грозным

современник

Существуют различные вариации заданий с использованием синквейна, позволяющие составить разноплановые задания, подходящие для разных этапов ов урока и как дидактический материал для контроля знаний.

Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты:

  • из набора предложенных строк составить синквейн;
  • составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)
  • как материал для дидактической игры «Отгадай героя» (необходимо назвать исторический персонаж), «Отгадай термин» (изученное понятие), «Живая картина» (историческое событие);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна (в том числе как материал для задания «Найди ошибки», одна из строк заранее содержит неправильные данные);;
  • дополнение неполного синквейна отсутствующей частью

#1050;россворд

Исходя из дидактических целей, можно выделить такие типы кроссвордов как текущий, обобщающий и итоговый. Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать небольшими (5-7 слов), чтобы не затрачивать много времени на его решение и проверку (тренировочная пятиминутка). На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому количество слов должно увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела учебной программы, могут состоять из 10-12, а итоговые — из 15-20 слов.

7. Прием «Кластер».

Создание кластеров, также как и таблиц, опорных конспектов позволяет систематизировать материал, выделить в нем главное.

В ходе ознакомления с определенной информацией учащиеся ее анализируют, выделяют смысловые единицы и располагают их в определенном графическом порядке.

Работать с кластером можно на любом этапе урока, а так же при выполнении домашнего задания.

Так, при изучении темы «Олимпийские игры» (5 класс, история) в качестве одного из заданий предлагается составление кластера на тему «Олимпийские игры в Древней Греции и сегодня». Причем учащиеся выбирают сами, будут ли они заполнять уже готовую схему кластера или самостоятельно создадут «новый продукт». Таким образом, на уроке произойдет связь прошлого и настоящего.

Результат использования приёмов работы с текстом

Умение работать с историческими текстами приближает обучающихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия.

Позволяет:

  • повысить качество организации учебного процесса;
  • увеличить объема изучаемого учебного материала;
  • повысить темпа учебного занятия;
  • использовать различные формы организации учебной деятельности,
  • усилить мотивацию обучающихся;
  • создать условия для формирования общекультурных компетенций и собственного индивидуального отношения к рассматриваемой проблеме.

Применение подобных приемов работы с историческими документами не только формирует читательскую грамотность, но и делает сам процесс работы с документом увлекательным.

Образовательный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя — он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Формы работы по формированию читательской грамотности в работе с текстом

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретённые знания в своей практике. ...

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...

Презентация "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ презенация

презентация к темеПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА  В 5-7 КЛАССАХ...