Формы работы по формированию читательской грамотности в работе с текстом
методическая разработка по литературе

Дорошенко Татьяна Викторовна
Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретённые знания в своей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Разные типы заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом.

Цель: знакомство слушателей с разными типами заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом.

Задачи:

·  раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.

·  показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.

Оборудование:  листы для работы с текстом; текст- притча; листы с записью групп читательских умений и типов заданий.

Ход мастер-класса.

1.Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые слушатели! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер-классе, тема которого «Разные типы заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело» К.Д. Ушинский

Лист заданий №1

Поставьте 1 на читательских умениях,  2 на типах заданий. Проверьте на слайде

Группы читательских умений

Типы заданий

1. Поиск информации, заданной в явном виде.

2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

(информация, заданная в неявном виде).

3. Интерпретация и обобщение информации.

4. Оценка содержания, языка и структуры текста.

1. Установление последовательности

2. Работа с таблицами.

3. Задания с кратким ответом.

4. Задания со свободно конструированным ответом (полный, развернутый ответ).

5. Задания с выбором одного правильного ответа (ответы даны, выбрать нужно один).

6. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Поставьте 1 на читательских умениях  на типах заданий. Проверьте на слайде

- Существует множество форм, методов и приемов работы по формированию читательской грамотности. Здесь обозначены 4 группы читательских умений и 6 типов заданий. Это самое основное, что нужно знать при работе с любым текстом.

- Мы сегодня поработаем с разными типами заданий, способствующих развитию осознанности чтения.

       Сейчас предлагаю познакомиться с текстом, по которому будем работать.

Текст называется «Слепой».  Предположите, о чем или о ком будет текст.

Знакомство с текстом (чтение вслух)

Слепой
      В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.
— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

      Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.


      В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
      Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
      Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
   

       Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

       Медсестра печально улыбнулась:

— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Лист  заданий 2

Текст разрезан на части. Соберите его. Еще раз бегло прочитайте.

У вас лежат маленькие листочки,  на них напишите один вопрос по тексту. А сзади ответ. В парах, в группах задают и отвечают. Можно под музыку

Где происходят события?

- Сколько человек лежало в палате?

- Где лежал первый больной? (у окна)

- Где лежал второй больной? (у двери)

- Что рассказывал первый больной о том, что происходит за окном?

Лист заданий 3

Заполните таблицу

Что делали?

Что чувствовали?

Черты характера

1 больной

Лежал у окна

Мечтал

Фантазировал

Воображал

Умер

Радость

Счастье

Поддержка

Позитивное отношение

Сочувствие

Доброта

Оптимизм

2 больной

Лежал у двери

Злился

Завидовал

Не помог

Глухая злоба

Зависть

Раздражение

Месть

Удивление Разочарование

Злоба

Жестокость

Пессимизм

Лист заданий 4

Соединить  события

Не мог дотянуться до кнопки

Умер

Попросил медсестру

Наблюдал за кашлем

Второй больной во время приступа кашлял

Переложить к окну

Больной затих и вытянулся

Не было сил, содрогался

Ответ медсестры

Ваш покойный сосед был слепым

Взаимопроверка по слайду

Лист заданий 5

      Для активизации краткосрочной памяти 30секунд пробежаться по тексту глазами. Листы с текстом перевернуть или закрыть. Выделить те сочетания слов, которые точно встречаются в тексте.

       Лежали два больных человека; лежащий у окна; влюблённых, держащихся за руки; мучила глухая злоба; сильно закашлялся и стал умирать; сосед нажал на кнопку; медсестра помогла ему перелечь; печально улыбнулась.

        Вернитесь к тексту. Поменяйтесь с соседом фломастером и проверьте теперь со слайда другим фломастером, если правильно, цвет поменяется, вы сможете увидеть, где вы ошиблись. На слайде выделены красным.

- Самый напряженный момент повествования называют кульминацией. Где в этом тексте кульминация? Укажи, подчеркни предложение. (Он вообще ничего не мог видеть; ваш покойный сосед был слепым.)

- Как вы определите общее настроение текста?

а) тоска

б) удивление

в) разочарование

г) жалость

Подтвердите словами из текста. (Вдруг ее остановил удивленный возглас больного: Как же так? Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог все это видеть из этого окна?)

- Как ты думаешь, в какой книге может находиться этот текст:

а) энциклопедия

б) притчи

в) явления природы

г) толковый словарь

Притча — это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение.)

- Чему учит эта притча?

- О чем этот текст? ( О внутреннем духовном богатстве человека, о духовности)

 Надеюсь, что моя сегодняшняя работа  не прошла напрасно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работ по формированию читательской грамотности у обучающихся

Материал на тему " Виды работ по формированию читательской грамотности у обучающихся" был использован на методическом объединении учителей гуманитарного цикла....

Работа по формированию читательской грамотности

Учимся определять тип речи, 5 класс...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ

Цель данной темы: использование приемов для формирования и развития читательской грамотности на уроках истории  при работе с историческими текстами, текстами учебника...

Презентация "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ презенация

презентация к темеПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА  В 5-7 КЛАССАХ...