Презентация "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ презенация
презентация к уроку

Палеха Надежда Николаевна

презентация к темеПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА  В 5-7 КЛАССАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_chit_gramotnost_-_10.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Палеха Надежда Николаевна, учитель истории ,МОУ «Невонская СОШ №1» 2024г.

Слайд 2

Чтение делает человека__________, беседа_______________, а привычка записывать____________ знающим находчивым точным Ф.Бэкон

Слайд 3

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Слайд 4

Цель данной темы : использование приемов для формирования и развития читательской грамотности на уроках истории при работе с историческими текстами. Задачи : 1.Формировать умения работать с информацией. 2.Научить извлекать из адаптивных и неадаптированных текстов необходимые знания 3.Формировать навыки преобразовывать информацию. 4.Формировать навык целостного анализа информации. .

Слайд 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Повышение уровня сформированности читательской грамотности обучающихся ; Повышение качества образовательных результатов ; Повышение уровня предметных и метапредметных образовательных результатов.

Слайд 6

1.Прием «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю». Укажите пропущенные имена, даты, географические названия. Впишите в каждый пропуск слова так, чтобы в целом получался связанный рассказ. Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь (__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь. Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Слайд 7

2.«Переводчик» Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами. 16 января 1547 года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV. Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг государственных деятелей - совет приближенных царя - ______________________________________. Опираясь на _________________царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти - _________________________________________. В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________. В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства - _________________________________. В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому - _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формирование органов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста

Слайд 8

3. «Толмач» Переведите на современный язык для вашего сверстника отрывок из «Повести временных лет». «И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам.»

Слайд 9

3. Прием «Верите ли вы?» (верные и неверные утверждения) 1. Верите ли Вы, что Ромул жил в Риме (да) 2. Верите ли Вы, что Ликург был спартанским царем (нет) 3. Верите ли Вы, что Тесей считается основателем Афин (да) 4. Верите ли Вы, что мальчиков в Спарте воспитывали совместно (да) 5. Верите ли Вы, что Солон отменил все законы Драконта (нет) 6. Верите ли Вы, что Александр Македонский покорил Египет (да) 7. Верите ли Вы, что Нума Помпилий был 4-м римским царем (нет) 8. Верите ли Вы, что Персия была частью древнегреческго государства (нет) 9. Верите ли Вы, что храм Юпитера Капитолийского был построен в Риме (да) 10. Верите ли Вы, что весталки никогда не могли выходить замуж (нет) 11. Верите ли Вы, что Алкивиад подвергался остракизму (да) 12. Верите ли Вы, что Солон обязал женихов давать приданное за невесту (нет)

Слайд 10

4. Прием «Работа с таблицами». Родовая и соседская общины критерии Родовая община Соседская община Владение землей Характер труда Степень обобществления имущества Основные занятия Быт,жилище

Слайд 11

5.Прием синквейн Алгоритм написания синквейна (памятка для учащихся). 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? Какая? Какие? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное .

Слайд 12

Примеры синквейнов по истории, составленные учащимися 7 класса: Иван Грозный Талантливый, жестокий Правил,развивал, управлял Он хорошо играл в шахматы Царь Андрей Курбский Откровенный, смелый Писал,переводил,спорил Вёл переписку с Иваном Грозным современник

Слайд 13

6.Кроссворд Исходя из дидактических целей, можно выделить такие типы кроссвордов как текущий, обобщающий и итоговый. Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать небольшими (5-7 слов), чтобы не затрачивать много времени на его решение и проверку (тренировочная пятиминутка). На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому количество слов должно увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела учебной программы, могут состоять из 10-12, а итоговые — из 15-20 слов .

Слайд 14

5.Кроссворды

Слайд 16

Умение работать с историческими текстами приближает обучающихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Позволяет: повысить качество организации учебного процесса; увеличить объема изучаемого учебного материала; повысить темпа учебного занятия; использовать различные формы организации учебной деятельности, усилить мотивацию обучающихся; создать условия для формирования общекультурных компетенций и собственного индивидуального отношения к рассматриваемой проблеме.

Слайд 17

Задание 4. Формируемые умения обучающихся : (интерпретация и интеграция данных) выявлять информацию, предъявленную в иллюстрациях Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г. … 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно. Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!» Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу. Используя репродукцию К.Ф. Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» ответьте на вопрос. С каким настроением русский народ встречал самозванца в Москве?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Формирование читательской грамотности: умение глубоко и детально понимать содержание текста.

Формирование читательской грамотности: умение глубоко и детально понимать содержание текста....

Формы работы по формированию читательской грамотности в работе с текстом

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретённые знания в своей практике. ...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ

Цель данной темы: использование приемов для формирования и развития читательской грамотности на уроках истории  при работе с историческими текстами, текстами учебника...