Открытый урок "«Знаменитый ученый лама - «Эрдэни-Хайбзун Галшиев»"
классный час

Доржиева Сэсэг Доржиевна
  • Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством буддийского ученого лама Эрдэни -Хайбзун Галшиевым.
  • Побудить обучающихся к размышлению над смыслом человеческой жизни с опорой на произведение «Зерцало мудрости»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа

Тема: Знаменитый ученый лама – Эрдэни -Хайбзун Галшиев

Группа 421      дата проведения: 13.02.2022 г.                                                                                        Классный руководитель: Доржиева С.Д.

Цель

Форма проведения

МТО

Методическая организация

Содержание

Литература

  • Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством буддийского ученого лама Эрдэни -Хайбзун Галшиевым.
  • Побудить обучающихся к размышлению над смыслом человеческой жизни с опорой на произведение «Зерцало мудрости»

Круглый стол

Эрдэни-Хайбзун Галшиева, аудиозапись, распечатки фрагментов текстов из произведения «Зерцало мудрости», видео трейлер фильма «Бэлигэй зам- хундэ зам»

Фотография знаменитых личностей, презентация.

1.Поиск и изучение литературы по теме классного часа.

2.Подбор материала и муз сопровождения.

  1. Организационный момент

 «Вызов интереса».

  1. Вступительное слово
  2. Знакомство с биографией ламы.
  3. Выступление студентов «Легенда о Э-Х Галшиеве»
  4.   «Осмысление через погружение в текст»
  5. Обзор трейлера «Бэлигэй зам - хундэ зам»
  6. Рефлексия.

 

1.Диск «Бэлигэй толи» аудиозапись#14

2. видео трейлер «Бэлигэй зам- хундэ зам»

3. Книга Э-Х Галшиева «Бэлигэй толи» (Зерцало мудрости)

 Конспект урока

Тема: Знаменитый ученый лама - Эрдэни-Хайбзун Галшиев

Цель:

  • Познакомить с буддийским ученым лама Эрдэни-Хайбзун Галшиевым.
  • Побудить обучающихся к размышлению над смыслом человеческой жизни с опорой на произведение «Зерцало мудрости»

Ход классного часа

Структурная часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.Приветствует. Добрый день!

2.Определяет отсутствующих

3.Проверяет готовность группы к уроку.

I. «Вызов интереса». 

а) сюжетно-ролевая игра.

Ребятам раздаются роли. Они должны описать жизнь своего героя, подвести итог его деятельности. Предлагаются герои: Наполеон, Д.И. Менделеев, Ю.Гагарин, Д-Д Итигилов

Ребята, опишите жизнь этих людей 

б) объявление темы и задачи урока.

- Итак, были представлены нашему вниманию разные судьбы. Но у всех героев в итоге своей жизни один конец – смерть. А что эти герои и мы делаем на протяжении всей жизни, чтобы можно было сказать: «Они прожили достойную жизнь?»

-Что значит: прожить достойно? (ответы студентов)

Тема классного часа: Знаменитый ученый лама Эрдэни-Хайбзун Галшиев

Сегодня на занятии, который проходит в рамках празднования бурятского национального праздника Сагаалган, хочется уделить особое внимание автору дидактического труда «Бэлигэй толи» — «Зерцало мудрости» который учат нас мудрости жизни- знаменитому дооромбо ламе - Эрдэни- Хайбзун Галшиеву,

 Эрдэни- Хайбзун Галшиев— бурятский буддийский лама, учёный, просветитель, религиозный деятель России.

Родился в 1895 году в улусе Орот Хоринского ведомства Забайкальской области (ныне с.Орот Кижингинского района Республики Бурятия). Первоначальное духовное образование получил в Кодунском (ныне Кижингинском) дацане.

Продолжая постигать учение Будды, свыше десяти лет он находился в Лхасе, где получил один из высших буддийских учёных степеней «дооромбо» в монастыре Брайбун на факультете Гоман.

Эрдэни-Хайбзун Галшиев был современником других крупных бурятских буддийских деятелей конца XIX — начала XX века, таких как Агван Доржиев, Даши-Доржи Итигэлов, Цыден Содоев (Соодой лама)

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.

4. Слушают. Записывают.

2. Этап всесторонней проверки знаний

О пребывании Э-Х. Галшиева в Тибете на учёбе известно немало легенд, переданные из уст в уста, дошедшие до наших дней.

  • Выступление Плановой Татьяны – рассказывает легенду о Э-Х Галшиеве.
  • Выступление Богомоловой Натальи- рассказывает легенду о возвращении ламы на родину.
  • Выступление Бадмаевой Сэлмэг

1. Проверяют задание по эталону.

2.Отвечают на вопросы.

3. Проверяют тетради друг у друга.

4. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают свою точку зрения.

3. Этап усвоения новых знаний.

II. «Осмысление через погружение в текст»

Есть много мнений о том, что такое жизнь и как она проходит.

 А как понимает жизнь и то, как её надо прожить Эрдэни-Хайбзун Галшиев в своём творчестве?     Книга «Бэлигэй толи» («Зерцало мудрости») состоит из восьми глав и содержит одну тысячу четверостиший. Сочинение Э-Х. Галшиева «Зерцало мудрости», разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам». Жить двумя законами, по-тибетски, означает соблюдать два рода нравственного закона – мирской и духовной. Тонкий знаток человеческой психологии Э-Х. Галшиев создал исключительно нужное для общества сочинение, которое представляет собой по существу целую энциклопедию правил морали и нравственности, другими словами, кодекс правил поведения в быту, в семье и обществе, кодекс правил общения человека с людьми и природой.

 Прослушать аудио запись «Бэлигэй толи» глава 4, № 14

Помни, трудно обрести драгоценность – человеческую личность,

наделённую свободным совпадением обстоятельств,

и знай, она достигается изредка.

Подумай, чего больше совершается тобою и всеми другими – греха или добродетели.

Как вы понимаете последние строки?

 О чём предостерегает читателя автор?

Эрдэни-Хайбзун Галшиев предостерегает «Подумай, чего больше совершается тобою и всеми другими – греха или добродетели». Значит, ты должен выбрать для себя самого жизненный путь: путь добродетели или путь греха, а смерть - это жизненный венец. Каждый человек волен придерживаться своих убеждений и признавать такое же право за другими. Это есть проявление толерантности.

Глава 1.Как беречь тело и имущество.

Здоровье человека - самое драгоценное богатство и источник всех благ. Испокон веков буряты постоянное внимание уделяют физическому закаливанию тела, считая, что только здоровый и физически развитый человек может успешно противостоять жизненным невзгодам, продолжить род, вести хозяйство.

Глава 2 . Как совершенствовать разум.

 Автор подчёркивает, что тот, кто хочет совершенствовать свой разум, должен получить качественное образование.

Необходимо, чтобы дети выросли не только потребителями уже созданных ценностей, но и созидателями нового. В современных условиях, нужно чтобы дети смогли найти своё место в нём, чтобы этот мир их принял, чтобы выпускник за порогом школы не почувствовал себя обманутым, ненужным слабым. Автор призывает поддерживать детей, обладающих природным талантом, чтобы в них раскрылась собственная индивидуальность, также научились правилам торговли, навыкам счёта, то есть были деловыми партнёрами в бизнесе.

глава 3.Как действовать бдительно.

В изречении Э-Х. Галшиева звучат тревожные строки, над которыми следует серьёзно задумываться. Наша планета стоит перед лицом страшного и безжалостного врага, имя которому – «наркомания». Табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков пагубно влияет на организм, психику и сознание растущего организма. 

Глава4.Как вести себя по отношению к врагам и близким.

Современный ребёнок вне школы, проводя больше времени за компьютером, и у телевизора наиболее нуждается в добром общении со сверстниками, или же не занимаясь общим делом по интересам, он вынужден искать себе весёлую компанию. Поэтому, так важно объяснить ребёнку суть настоящего друга, верной и преданной дружбы в жизни человека. Обретя друга, ребёнок по-настоящему поймёт мудрость поговорки «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты».

Глава5.Как в действиях предусматривать далёкое будущее.

Старшее поколение замечает, что сегодняшняя молодёжь больше «слушает» себя, нежели других, то есть не проявляет должного уважения при разговоре со взрослыми, легко обижается на справедливое замечание, не понимая, что «в будущем больше пользы получишь от замечания, чем от похвалы» (538)

Глава6. Как без хитрости и без вреда другим действовать прямо.

Шестая глава посвящена идеи бескорыстной помощи нуждающимся. Э-Х. Галшиев раскрывает мысль о воспитании молодого человека, уважающего себя, не позволяющего себе нанесения обиды другому, способного на искреннее сочувствие, эмоционально сдержанного в самых трудных жизненных ситуациях. По мнения автора только в душевно богатом человеке заложено чувство меры и внутреннего такта.

Глава7. Как в действиях воздерживаться от прегрешений.

Бесценное учение великого Будды содержит вечные истины бытия. Наши предки следовали ему, что означало: быть честными, любить друг друга, уважать старших, помогать сиротам, доброжелательно относиться к представителям других народов, жалеть животных, беречь природу, не убивать, не грабить, не воровать, не лгать, не развратничать и т.д.

Глава8. О творении добродетели.

Буддизм – традиционная религия в российском государстве и история её развития имеет немаловажное значение для общества в целом. Буддийская церковь и духовенство в 30-е годы XX века, несмотря на жестокие репрессии, гонения и попытку её тотального уничтожения, возродилась в послевоенные годы и остаётся неотъемлемой частью национальной культуры бурятского народа.

1. Слушают.

2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться.

3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы.

4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.

5. Работают самостоятельно

4. Этап закрепления  новых знаний.

Раздаточный материал. Раздать листочки

Обобщают, сравнивают, анализируют.                                

          5 Этап подведения итогов и д/з                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

   В фильме Прозрение» все получилось с точки зрения правды: трудности ламы Э.Галшиева на пути к вершине славы,  его борьба со злыми силами, завистью. Показаны и добрые силы, бурханы и сахюусан, пришедшие  к нему на помощь. Даже нашлось место его любви и страданиям, которые, на мой взгляд, переданы в фильме очень тонко,  пронзительно и светло. Сейчас предлагаю вам посмотреть буктрейлер фильма «Бэлигэй зам – хундэ зам».

Итоги урока

 Сегодня на занятии узнали многое о жизни знаменитого учёного ламы Э-Х. Галшиева, о легендах. Он создал нужное для людей сочинение, которое представляет собой, целую энциклопедию правил морали и нравственности. Все мы знаем, буряты очень гостеприимный народ, также учат своих детей всегда оказывать почтение и внимание взрослым. Именно они являются не только хранителями народных традиций, мудрости, но и носителями нравственных ценностей. Поэтому в нравоучениях уделяется особое внимание правильной линии поведения по отношению к старшим. При этом поведение должно быть правильным и разумным. Изучив трактаты я поняла, что с точки зрения Э-Х. Галшиева воспитанный человек своё хорошее отношение к людям должен выражать формами поведения: достоинством, спокойствием, привлекательными манерами. Именно воспитанность, культура поведения делают нашу жизнь удобной, разумной, красивой. Таковыми, на мой взгляд, представляются лишь некоторые основные тематические разделы данного памятника.

Я думаю, что Э-Х.Галшиев и его книга «Зерцало мудрости» являются достоянием целой эпохи и примером для подражания всех людей живущих на Земле.

Рефлексия: «Добрые слова»                          

  1. Слушают. Задают вопросы, осмысливают выполнение.
  2. Записывают домашнее задание.
  3. Внимательно слушают.
  4. Выполняют задание рефлексии.

Эрдэни –Хайбзан Галшиев «Бэлигэй толи» (Зерцало мудрости)

547  

Не спеши сейчас же разглашать услышанные слова, хотя и решишь, что они правдивы. Человек, разглашающий все услышанное, напоминает горное эхо.

44  

Если тебе нужно занять в долг, то бери у самых лучших людей.

Они быстро не потребуют долга и будут соблюдать срок уплаты.

46  

Человека, склонного к воровству, хотя он ловок в делах, не делай помощником или прислугой.

Нельзя допускать, чтобы он подробно узнал расположение твоего дома и пристроек.

93  

Иногда в небольших размерах пей тарак, айрак и их соки.

Они полезны для организма и не обременительны для телесной и умственной деятельности.

105  

Без дела не болтайся по чужим домам, селам.

Если станешь болтаться без дела,

ты будешь напоминать собою бродячую собаку.

114  

Если ты заболел, советуйся об этой болезни со многими людьми.

Кто-нибудь из пострадавших или знающий укажет средство исцеления от нее.

261  

Усердно овладевай познаниями в области того, что мудрые принимают и отвергают.

Знай, если научился мять кожу и косить сено, это не есть еще образование.

279  

Человеку, склонному к сплетне, не пророни опасных слов.

Он подобен грабителю: выражая на лице улыбку, отнимает твое душевное сокровище.

36

Наравне с отцом и матерью воздавай почет достигшим преклонного возраста. Старинное слово от прежних поколений гласит, что этим обретают силу жизни и благополучие.

74  

Лучше глаза береги желудок — основу питания жизни.

Ослепнешь — можешь еще долго жить, испортишь желудок — долго не проживешь.

126  

Все время не лежи дома, думая, что бережешь свое тело.

Иначе, став нежным, не приспособленным

выдержать трудности, тело твое быстро состарится.

166  

Не хвались, выдав за свое высказывание то, что узнал из чужих уст.

Это напоминает тех, кто хвастливо говорит

об украшениях,

взятых взаймы, как о своих собственных.

180  

Усердно читай

старинные сочинения и исторические

повествования.

От этого также рождается знание и расширяется кругозор.

357  

Когда не удаются намеченные дела, не гневайся на сотоварища по делу.

В душе нужно сознавать,

что у тебя не хватает благодеяний.

531  

Когда сам поднимешься выше других, не оставляй на произвол судьбы своих

нижестоящих друзей.

Если заболеешь, тебе станут прислуживать низшие,

но не высшие друзья.



Предварительный просмотр:

Анализ проведения классного часа по  теме:

«Знаменитый ученый лама - «Эрдэни-Хайбзун Галшиев»

  • ФИО классного руководителя: Доржиева Сэсэг Доржиевна.
  • . Группа 421
  •  Количество присутствующих студентов:.

Тема открытого занятия: ««Знаменитый ученый лама - «Эрдэни-Хайбзун Галшиев»

  • Форма занятия: круглый стол
  •  Кто привлекается к проведению мероприятия: студенты
  • Дата проведения 13.02.2022г.
  1. Цель данного урока: познакомить с буддийским ученым лама Эрдэни-Хайбзун Галшиевым. Побудить обучающихся к размышлению над смыслом человеческой жизни (с опорой на произведение «Зерцало мудрости».  Данное мероприятие цели своей достигло.

Оборудование: ноутбук, презентация, фильм «Бэлигэй зам – хундэ зам», аудиозапись 4 главы,

 Особое внимание было уделено правилам  морали и нравственности, другими словами, кодекс правил поведения в быту, в семье и обществе, кодекс правил общения человека с людьми и природой.

II. Анализ хода мероприятия

         2.1. Во вступительной части занятия сюжетно- ролевая игра помогла вызвать интерес и раскрыть цели и задачи мероприятия.

2.2. Работа  в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

2.3. В ходе мероприятия напомнили об исторических личностях, которых прожившими достойную жизнь.

2.4. Результативность проделанной работы заключается в том, что в ходе проведения классного часа учились общаться друг с другом, высказывать свое мнение и анализировать.

2.5. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на обучающихся.  Занятие способствует развитию нравственных , моральных, духовных качеств .

2.6. Соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

При проведении занятий использованы методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: «Стол заданий», «Дискуссии»

III. Общая оценка воспитательного мероприятия

В целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Привлекать обучающихся к анализу ситуаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эрдэни - Хайзан Галшиев (1855-1915) Эрдэни Хайбзун Галшиев — гордость бурятского народа, крупнейший буддийский религиозный деятель, его называют « златоустым проповедником благого учения».

Слайд 2

Легенда о Челсана – буурал баабай

Слайд 4

Сочинение ламы Э.Х.Галшиева ( 1855-1915) является выдающимся памятником дореволюционной бурятской литературы. Он свыше десяти лет находился в Тибете, изучая буддизм. По жанру «Зерцало» относится к субхашиты , традиционному виду индийской литературы: краткие изречения, облеченные в художественную рамку и блещущие оригинальностью мыслей и образов. Связь «Зерцало» с бурятской действительностью, оригинальность его проявляется, наряду с содержанием, в системе доказательств. Второе двустишия представляют собою доказательство первого. Данное сочинение широко известно среди Хоринских бурят. Книга имеет "примечания к тибетскому переводу", биографию переводчика Ц.А.Дугар-Нимаева (1929-1992 гг ), красочные иллюстрации художника Б.Доржиева. Книга на двух языках - русском и бурятском.

Слайд 5

Рефлексия « Добрые слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании"

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании" для 11 класса...

Открытый урок "Знаменитые люди" 5 класс

Открытый урок "Знаменитые люди" предназначен для учащихся 5 класса.  Учебник 'Spotlight"...

Разработка урока "Знаменитые земляки Липецкого края (ученые и путешественники)"

Разработка урока об ученых и путешественниках Липецкого края. Их открытия и краткая биография....

Открытый урок "Знаменитые люди"

Урок создан на основе УМК "Spotlight"5...

Эрдэни-Хайбзун Галшиевай намтар, «Бэлигэй толи» зохёолоор даабаринууд

Эрдэни-Хайбзун Галшиевай намтар,  «Бэлигэй толи» зохёолоор даабаринууд...

Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты» Тип урока: систематизация знаний

Урок для учащихся 9 класса  по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты»Тип урока: систематизация знанийЦель урока: совершенствование речевых навыков учащихс...

Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты»

Тип урока: систематизация знанийЦель урока: совершенствование речевых навыков учащихся с лексическим материалом по теме «Музыка»;формирование социокультурной компетенции обучающихся через ...