внеурочной деятельности «Театральный калейдоскоп»
рабочая программа

Рабочая программа «Театральный калейдоскоп» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_programma_1-4_novaya.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора _________Е.А. Якуничева

«25» августа 2023 года

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № 217 от «28» августа 2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Театральный калейдоскоп» 1-4 класс

Учитель: Небож Людмила Сергеевна

Квалификационная категория: первая

2023/2024 учебный год

Содержание

Планируемые результаты изучения  предмета……….. ……..…..... стр.4

Содержание  предмета    ,………… …………….…..………..……… стр. 5

Тематическое планирование ……………………...……………….... стр. 7

 

   Рабочая программа «Театральный калейдоскоп» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.

  Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

 Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Данная программа включена в общекультурное направление.

        Предполагаемые результаты реализации программы.

  Программа предполагает приобретение обучающимися  новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью.

    Участие  в  театрализации  повышает  мотивацию  обучения.  Помогает решению  задач  образовательной  программы  по  литературному  чтению.  У  детей  повышается  темп  чтения,  выразительность.
  Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям.

    Итогом  можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских  авторов.

 должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

   Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Продолжительность занятия – 2 часа. Количество учащихся в группе – 8-15 человек

1 класс -   4 класс - 68 ч

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучение детей по программе курса «Театральный калейдоскоп» должно быть направлено на достижение следующих личностных и метапредметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное

отношение к сверстникам

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на

основе опыта слушания и заучивания произведений художественной

литературы;

осознание значимости занятий театральной игровой деятельности для

личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование

следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей

деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности в играх, этюдах,

инсценировках, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность;

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от

собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Содержание программы

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Вводные занятия  

Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)

Театральная игра

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.

Научить  ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.

Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Тематическое планирование.

Учебно-тематический план     1 - 4 классов

  №

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

4

2.

Театральная игра

15

3.

Культура и техника речи

8

4.

Ритмопластика

8

5.

Основы театральной культуры

12

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

18

7.

Заключительное занятие

4

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 1-4 классы

Кол-во часов

Дата

Название темы

Содержание темы

Виды упражнений

1-2

2

Вводное занятие.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Попробуем измениться

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр»

Познакомить  с понятиями «мимика», «жест».

Игра «Назови свое имя ласково»

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения

3-4

2

Театральная игра.

Давайте поиграем

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию

5-6

2

Театральный этюд

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

.Игра-инсценировка

7

2

Культура и техника речи

Учимся говорить по разному

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 

1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)

3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

8

2

Учимся говорить четко

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

9

2

Играем в рифмы 

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога

10

2

Рассказываем про любимые игры и сказки

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Рассказы детей по ассоциациям

Чтение стихов в лицах

11

2

Ритмопластика

Развитие пластической выразительности

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)   Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие

12-13

2

Сценическое движение

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Музыкальные пластические игры и упражнения для развития  свободы и выразительности телодвижения.

14

2

Пантомима

Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»

15

2

Основы театральной культуры

Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре.

16

2

Виды театрального искусства.

Рассказать  в доступной форме о видах театрального искусства.

Презентация «Виды театрального искусства»

17

2

Скомороший  балаган.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Интонационные упражнения

18-19

2

Мини-спектакль .

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Драматизация сказки

20

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

21

2

Викторина по сказкам

Кругозор обучающихся по сказкам

Обзор книг-сказок

22

2

Работа над спектаклем Выбор сказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев.

Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

22

2

Настроение героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Беседа о настроении героев сказки

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

23

2

Творческий пересказ сказки

Помочь запомнить содержание сказки-спектакля.

Драматизация сказки

24-26

2

Репетиции диалогов

Упражнение в интонировании диалогов

27

2

Реквизит и костюмы

Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита.

28-30

2

Репетиция спектакля

31

2

Показ спектакля

32

2

Анализ спектакля. Самооценка.

33

2

Подведение итогов обучения

Праздничый огонек

34

2

Награждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"

Программа  внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6  классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта осн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»(общекультурное направление)...

Внеурочная деятельность "Математический калейдоскоп".

Программа внеурочная деятельности "Математический калейдоскоп" рассчитана для одаренных детей 7-8 классов общеобразовательных школ....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"

Программа разработана для учащихся 6 класса,  реализуется в объёме 34 часов в течение одного учебного года.Изучение программы базируется на системно-деятельностном, персонифицированном подходе, к...