Внеурочная деятельность "Математический калейдоскоп".
рабочая программа по математике (7, 8 класс)
Программа внеурочная деятельности "Математический калейдоскоп" рассчитана для одаренных детей 7-8 классов общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 »
Разрешено к применению на заседании МС Протокол №_____от 30.08.2018г Руководитель МС Синякова О.В.---------------------- Обсуждено на заседании МО Протокол №__от 30.08.2018г. Руководитель МО Митрофанова Е.А.-------------- . | УТВЕРЖДАЮ И. о. директор школы Синякова О.В.--------------- «___» ___________ 2018г. |
Внеурочная деятельность
«Математический калейдоскоп»
Учитель Елфимова И.И.
2018-2020 учебный год
г. Сасово
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) образования по математике в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных
программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню
подготовки учащихся, а также на основе следующих опубликованных
учебников : Алгебра 8 класс, М.: Просвещение,2016г., Алгебра 7 класс, М.: Просвещение,2016, Алгебра 9 класс, М.: Просвещение, 2016г., Геометрия 7,8,9, М.: Просвещение,2016г., Задачник для учащихся
общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина, 2016 г.
Одна из сфер совместной деятельности педагога и психолога в
современной школе - работа с одаренными детьми. Дети с высокой
познавательной активностью, развитыми творческими способностями,
оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать
предстоящую деятельность в ситуации классно-урочной системы обучения
зачастую не получают должного внимания.
Среди современных концепций одаренности самой популярной
является концепция, разработанная одним из известных специалистов в
области обучения одаренных детей – Дж. Рензулли. Согласно его теории,
одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных
способностей (превышающих средний уровень), креативности и
настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу).
В учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное
любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на
интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия,
открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности
утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация
и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении
нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Вместе с положительными качествами можно отметить, что у
одаренных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку
зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно,
отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти
качества могут вызвать неприязнь у сверстников ,способствовать
изолированности этих школьников в классных коллективах.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые
могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются
специальные учебные программы. Одной из форм обучения одаренных детей
является стратегия «обогащения обучения».
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение
кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих
знаний и развитие инструментария получения знаний.
В некоторых случаях обогащение дифференцируют на
«горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает
более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области
избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области
знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает
дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности
развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.
Дидактические подходы к обучению.
Многие теоретические и практические находки отечественной
педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с
потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении
детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного
обобщения (В .В Давыдов ); проблемный подход к обучению (А.М. Матюшкин
и др.); использование опорных схем и сигналов ( В. Ф .Шаталов );
использование укрупненных дидактических единиц ( П. М. Эрдниев ).
Обогащение обучения может быть специально направленно на
развитие творческого мышления. Сюда входит занятия по решению проблем
с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех
вариантах, синектика и т.д.; занятия, ориентированные на развитие
личностных характеристик творцов.
Цель курса: создание условий для развития и сопровождения, одаренного
ребенка, реализации их потенциальных способностей.
Задачи:
− Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся в
условиях комфортной познавательной ситуации.
− Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся,
сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к
саморазвитию и самореализации.
− Стимулировать | любознательность, | познавательные | интересы | и |
способности. | ||||
логическое, | алгоритмическое, | пространственное |
мышление, способность к анализу и синтезу.
Целевой группой, на которую рассчитана данная программа, являются
одаренные обучающиеся в области математики и те школьники, которые
проявляют интерес к данному виду интеллектуальной деятельности
(обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными
умственными способностями)
Место курса в учебном плане основной школы.
В соответствии с учебным планом школы с группой учащихся 7-8 классов изучается курс «Математический калейдоскоп» (список группы прилагается).
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование обще учебных умений и навыков;
- развитие общих математических представлений учащихся;
- развитие способности применения знаний к выполнению нестандартных заданий
На изучение курса «Занимательная математика» отводится всего 34 часа (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика интеллектуального развития детей, высокие
результаты их участия в предметной неделе, в олимпиадах различного
уровня.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математических олимпиадах
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов (параллелей).
Календарно-тематическое планирование.
Номер занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
Раздел №1. Занимательные задачи. | ||
1 | Вводное занятие. | Проведение диагностики с целью выявления уровня подготовленности учащихся. |
2 | Занимательные задачи. | Решение задач-шуток, задач-загадок. |
3 | Волшебные квадраты. Числовые ребусы. | Решение математических головоломок, ребусов. Выявление закономерностей, алгоритмов. |
4 | Зашифрованные действия. | Выявление алгоритмов решения примеров на сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел с пропущенными символами. |
5 | Задачи, решаемые без вычислений. | Решение логических задач типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц. |
6 | Задачи, решаемые без вычислений. | Решение логических задач типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц. |
7 | Некоторые старинные задачи. | Разбор способов решений старинных задач. |
8 | Математический КВН. | Составление сценария для математической игры КВН для параллели 7 классов |
9 | Математический КВН. | Проведение математической игры КВН для параллели 7 классов. |
10 | Переливания. Взвешивания. | Решение задач на переливания и взвешивания путём проб. |
11 | Проценты. | Решение задач на проценты. |
12 | Пятое математическое действие | Степень. Решение задач на сравнение астрономических чисел, горение без пламени и жара, сколько весит воздух. |
Раздел №2. Логика в математике. | ||
13 | Математические высказывания. | "НЕ", "И", "ИЛИ" в математических высказываниях, необходимые и достаточные условия. |
14 | Математические высказывания. | Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Прямые и обратные утверждения. |
15 | Математические софизмы. | Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений. |
16 | Задачи на планирование. | Решение простейших задач на планирование. |
17 | Применение графов к решению логических задач. | Понятие графа. Использование графов при решении задач. |
18 | Математическая сказка. | Составление сценария «Математической сказки» для учащихся начальной школы. |
19 | Математическая сказка. | Проведение «Математической сказки» для учащихся начальной школы. |
Раздел № 3. Комбинаторика. | ||
20 | Чётность. | Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности, разбиения на пары. |
21 | Комбинаторика. | Подсчёт возможных вариантов. Сочетания. |
22 | Комбинаторика. | Понятие факториала. Перестановки. |
23 | Комбинаторика. | Решение различных комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов. |
24 | Принцип Дирихле. | Задача о клетках и кроликах. Решение задач. |
25 | Международная математическая игра «Кенгуру» | Участие в игре, конкурс на лучший результат. |
26 | «Математический марафон» | Участие в общешкольной игре «Математический марафон» |
Раздел № 4. Геометрические задачи. | ||
27 | Геометрические головоломки | Решение задач со спичками, логических задач геометрического содержания. |
28 | Разрезание на части | Решение задач на разрезание по заданным условиям. |
29 | Вычерчивание фигур одним росчерком | Решение задач на вычерчивание заданных фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Выявить закономерности возможности и невозможности таких построений. |
30 | Задачи на построения | Решение задач на построения с помощью чертёжного угольника и (или) циркуля. Построения с ограничениями. |
31 | Решение практических задач. | Решение геометрических задач на местности (пришкольном участке): определение высоты трубы, определение ширины предполагаемого озера (лужи). |
32 | Замечательные кривые. | Знакомство с разнообразием кривых. |
33 | Геометрические софизмы. | Знакомство с геометрическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений. |
34 | Геометрическая викторина. | Конкурс на лучший результат в викторине. |
Учебно-методическое обеспечение курса.
- А.А.Мазаник, «Реши сам», Минск, 1980г.
- Диск «Занимательная математика» по книге Я.И.Перельмана.
- Е.И.Игнатьев, «В царстве смекалки», Москва, 1984 г.
- Кенгуру «Задачи прошлых лет», http://mathkang.ru/page/zadaniya-proshlykh-let
- С.А. Генкин, И.В.Итенберг, Д.В.Фомин, «Ленинградские математические кружки», Киров, 1994г.
- С.Н. Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К. Потапов, «Старинные занимательные задачи», Москва, 1994г.
- Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин, «Математическая шкатулка», «Просвещение», Москва, 1988г
- Я. И. Перельман. «Занимательная алгебра», Чебоксары, 1994г.
Материально-техническое обеспечение курса.
- Компьютер.
- Электронная доска.
- Ресурсы интернета.
Приложение .
Список учащихся группы.
1.Афонькин Денис 7а
2.Бзычкин Егор 7а
3.Гигаева Селима 7а
4.Захаркина Ольга 7
5.Израйлит Саша 7а
6.Кирин Максим 7а
7.Конькова Софья 8б
8. Ларина Маша 7а
9.Аладышева Полина 8б
10.Малюгин Иван 8б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"
Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...
Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).
Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Программа по внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
Расчитано на 2 часа в неделю...
Сценарий внеурочного мероприятия "Ритмический калейдоскоп"
Сценарий внеурочного мероприятия «Ритмический калейдоскоп» составлен для дошкольников и первоклассников, обучающихся в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Разработан на основе трех в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...