Программа по внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
рабочая программа на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ганюшина П.М.
села Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Музыкальный калейдоскоп»
6 класс
Учитель: Лукьянова Е.Е.
Сергиевск, 2015 – 2016 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для учащихся 6 класса составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования. Автор - Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа дополнена и переработана.
Курс внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств».
Программа «Музыкальный калейдоскоп» приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективно-творческой деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
В качестве главных методов избраны методы стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, приемов исполнения вокальных характеристик произведений.
2. Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. Метод импровизации и сценического движения - это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого в следующих направлениях:
- постановка дыхания;
- расширение певческого диапазона;
- развитие музыкального слуха и ритма.
Цель программы: привить любовь к вокальному искусству через правильное исполнение вокальных произведений.
Задачи:
- на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
- научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека;
- оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса;
- сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
1. Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Место учебного курса «Музыкальный калейдоскоп» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса «Музыкальный калейдоскоп» рассчитано на учащихся 5 класса, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится из расчёта 2 часа в неделю. Всего 68 часов. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
Формы и режим занятий.
Занятия проходят как ансамблем, то есть со все коллективом, малой формой (дуэт, трио), индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Структура занятий:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведением;
- анализ занятия.
Содержание программы.
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
Понятие о сольном и ансамблевом пении. Правила охраны детского голоса.Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Диагностика. Прослушивание детских голосов. Строение голосового аппарата. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема 2. Формирование детского голоса.
Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Вокальные упражнения для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Народная песня. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
Произведения русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.п.
Произведения современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Сольное пение. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема 4. Игровая деятельность, театрализация песен.
Движения при исполнении. Разучивание движений. Пластическое интонирование, занятия хореографией. Соответсвие характера исполняемого произведения движениям.
Театрализация как средство создания образа. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива. Формирование основ сценической культуры (выход и уход со сцены, движения на сцене, умение работать с микрофоном и т. д.). Мимика . Мимическое выражение.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | |||
Классная работа | Концертная деятельность | |||||
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности. 8 часов. Ученик научится распознавать разновидности ансамблей, соблюдать певческую установку, Ученик получит возможность научиться правильно использовать дыхательный аппарат, соблюдать гигиену певчкского голоса. | ||||||
1 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. Правила охраны детского голоса. | 1 | правильно дышит: делает небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; знакомится со строением голосового аппарата; учится формировать звуки речи и пения – гласные и согласные; анализирует вокальное исполнение свое и своих товарищей; | |||
2, 3 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. Строение голосового аппарата. | 2 | ||||
4, 5 | Вокально-певческая установка. | 2 | ||||
6, 7, 8 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 2 | 1 | |||
Тема 2. Формирование детского голоса. 43 часа. Ученик научится правильно вокально дышать, правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса. Ученик получит возможность научиться петь легким звуком, без напряжения, петь чисто и слаженно в унисон | ||||||
9,10,11,12,13,14,15,16.17 | Звукообразование. | 8 | 1 | поет на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; отрабатывает правильное звукоизвлечение; проговаривает скороговорки. | ||
18,19,20,21,22,23,24,25,26 | Певческое дыхание. | 8 | 1 | |||
27,28,29,30,31,32,33,34 | Дикция и артикуляция. | 8 | ||||
35,36,37,38,39,40,41,42 | Речевые игры и упражнения. | 8 | ||||
43,44,45,46,47,48,49,50,51 | Вокальные упражнения. | 8 | 1 | |||
Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 11 часов. Ученик научится распознавать народную, академическую, эстрадную манеру пения. Ученик получит возможность научиться музыкально рисовать образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народного творчества. | ||||||
52,53,54 | Народная песня. | 2 | 1 | знакомится с основными типами голосов; исполняет вокальные произведения; дает критическую оценку своему исполнению | ||
55,56 | Произведениями русских композиторов- классиков. | 2 | ||||
57,58,59 | Произведения современных отечественных композиторов. | 2 | 1 | |||
60,61,62 | Сольное пение. | 2 | 1 | |||
Тема 4. Игровая деятельность, театрализация песен. 6 часов. Ученик научится вести себя до выхода на сцену и во время выступления. Ученик получит возможность научиться находить новые жести, движения для ракрытия музыкального образа произведения. | ||||||
63,64,65 | Движения при исполнении. | 2 | 1 | учится держать себя на сцене во время выступления, | ||
66,67,68 | Театрализация как средство создания образа. | 2 | 1 |
Литература (методический материал).
- Артоболевская А.А. «Первые встречи с искусством».-М. Просвещение, 1995
- Брагинская Ж.И. «Время и песня».-М.Профиздат, 1986.
- Взаимодействие и синтез искусств.-Л.Наука, 1978
- Вообрази себе. Поиграем, помечтаем.-М.Эйдос, 1994
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».-М.Просвещение, 1991
- Выготский Л.С. «Гимнастика чувств»-М.Просвещение, 1985
- Г.А. Струве, Школьный хор, М., 1981
- Из истории музыкального воспитания: хрестоматия сост. О.А.Апраксина.-М.Просвещение,1990
- М.С. Осеннева, В.А. Самарин «Методика работы», М., 1999
- Методика Исаевой И.О. «Как правильно стоять».
- Методика обучения вокалу Д.Огороднова
- Н.А. Ветлугина, Музыкальное развитие ребенка, М., 1972
- О.А. Апраксина, Музыкальное воспитание в школе, М., 1979
- Пособие для музыкального самообразования.-М.Музыка, 2000
- Правила вокального пения, Журавленко Н.И.
- Программа и рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева
- Требования и условия работы дыхательных органов, В.Емельянов, с.93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"
Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"
Освоение программы способствует интеллектуальному. творческому эмоциональному развитию учащихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп" 7 класс на 2018-2019 учебный год.
Внеурочная деятельность школьников-это совокупность всех видов деятельности учащихся,в которых решение задач воспитания достигается более успешно.Внеурочная работа ориентирована на создание условий дл...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физический калейдоскоп"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности, направленного, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образова...
рабочая программа по внеурочной деятельности Математический калейдоскоп 7-8 классы
Цель курса: создание условий для развития и сопровождения, одаренного ребенка, реализации их потенциальных способностей.Задачи:Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся ...