Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
рабочая программа по музыке (6 класс)

Ерохина Наталья Александровна

Программа  внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6  классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Цель программы - создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей среднего  школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_muzykalnyy_kaleydoskop.docx29.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО

Рабочая программа  внеурочной деятельности

6 класс

Направление                                  общекультурное

Наименование программы           «Музыкальный калейдоскоп»

Составитель:                                  Ерохина Наталья Александровна, учитель музыки

Пояснительная записка

  Программа  внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6  классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «Губинская СОШ», с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.

Актуальность программы внеурочной деятельности в сфере музыки обусловлена необходимостью  разнообразить досуг школьников, сделать его интересным и познавательным, а также потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.

Средствами музыкальной деятельности  происходит формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, через обращение к уже знакомому, только преломленному в русле музыкальной игры и простейших приемов музыкального творчества, также совершенствовать исполнительские навыки и умения, помогает реализовать потребность в общении. Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства

Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности. Программа базируется на художественно – образном, нравственно – эстетическом  постижении  школьниками произведений русских и зарубежных композиторов через исполнительскую деятельность, музыкально – пластические движения, музыкальную импровизацию.

Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении.

Цель программы - создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей среднего  школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

Задачи:

  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
  3. Эмоционально-ценностное отношение к музыке. Формирование потребности в общении с музыкой, эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
  5. Развитие художественного вкуса учащихся, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, воспитание их нравственных и эстетических чувств, умения  чувствовать и ценить красоту.
  6. Развитие индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений.
  7. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  8. Привитие  навыков сценического поведения.
  9. Создание атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

Характеристика программы

Тип – образовательная программа внеурочной деятельности

Направленность – общекультурная

По характеру деятельности – развивающая творческую личность.

Программа рассчитана  на 1 год обучения – 34 часа. Группа занимается 1 раз в неделю. Всего в году -34 занятия. Возрастная характеристика группы – 6 классы

Формы организации:

- тематические музыкальные занятия

- занятия – концерты

- репетиции

- творческие мастерские

- творческие отчеты

Основными формами проведения занятий являются викторины, беседы, встречи с учащимися Школы искусств, музыкально – литературные композиции, концерты и праздники, совместные просмотры и обсуждение концертов. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.

    Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.

Дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

В  основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
-
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 -
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Программа позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить  возможности  образовательной области «Искусство».

С одной стороны, речь идет о дальнейшем (вслед за уроками) совершенствовании индивидуальных природных задатков и способностей

С другой, о возможностях развития творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД, а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных (ситуация успеха для каждого ребёнка), для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать ни чем не подменяемый личный опыт социализации, служит дополнительной мотивацией к учебе, освоению умения учиться.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.


Планируемые результаты освоения курса

Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Личностные УУД

  • вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на  выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
  • понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.)  в жизни людей, в своей жизни;
  • осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона;
  • присвоение духовно-нравственных ценностей музыки на основе ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Познавательные УУД

  • стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки;
  • формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
  • расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
  • идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД

  • самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров.
  • совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;  
  • саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на внеурочных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности;
  • развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах.

Коммуникативные УУД

  • решение учебных задач в процессе сотрудничества со сверстниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
  • формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
  • адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
  • развитие навыков постановки проблемных вопросов  в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.

Выпускник научится:

находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью;

называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

определять на слух название произведения и его автора;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ;

участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций;

инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей, фрагменты популярных мюзиклов;

осуществлять исследовательскую художественно – эстетическую деятельность, выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных.

Ученик получит возможность:  

  • участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций;
  • инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей, фрагменты популярных мюзиклов;
  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов  и др.;
  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Содержание

Содержание курса

Характеристика видов деятельности

Русская народная песня в творчестве композиторов классиков

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкальной деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека

Приводить примеры преобразующего влияния музыки

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений

Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально – творческую деятельность

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Сопоставлять различные образы народной  и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и профессиональной музыки.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Музыкальный КВН, посвященный русской народной песне. 

Волшебные мгновения музыки  Глинки

Целой жизни не хватит для музыки

(Музыка С. Рахманинова)

«Учитель, пред именем твоим…».

Концертная программа

День Покров, подари женихов

Колокола России

Древнерусская музыка в православном  храме

На арфе времени звучит и их струна М.С.Березовский, Д.С. Бортнянский

Прогулка по Москве XIX века

Музыкально – литературная композиция Лучше мамы  нет на свете

Музыкальный вечер в семье Баха

Детская музыка Бетховена

Юность Бетховена

Серебряная елка – новогодний спектакль

Песня фольклорная и авторская

«Часовым полагается смена вечер памяти Б.Окуджавы

Гитара Визбора

Военные песни  В Высоцкого

Весенняя капель

Мы из джаза

Время,  вперед!

Сказочные сюжеты в музыке

Конкурс «Музыкальный герой. Найди свое произведение

Музыкально – театрализованная импровизация

«Мы мечтою о мире живём…»

Музыкально – литературная композиция ко дню Победы.

Этот день Победы  - выступление в ДК

Викторина «Хорошо ли знаешь музыку?»

Радуга  талантов


Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование тем и разделов программы

Всего часов

1

Музыка в жизни человека

6

2

Музыка композиторов - классиков детям

8

3

Авторская песня: прошлое и настоящее

5

4

Концертно-исполнительская деятельность

10

5

Часы развлечений

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»(общекультурное направление)...

"Классный калейдоскоп". Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 9 класса.

Пояснительная записка Программа по общеинтеллектуальному направлению «Классная академия» составлена на основе нормативных правовых документов:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 &l...