Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
рабочая программа по музыке (6 класс)
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы - создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muzykalnyy_kaleydoskop.docx | 29.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО
Рабочая программа внеурочной деятельности
6 класс
Направление общекультурное
Наименование программы «Музыкальный калейдоскоп»
Составитель: Ерохина Наталья Александровна, учитель музыки
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «Губинская СОШ», с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Актуальность программы внеурочной деятельности в сфере музыки обусловлена необходимостью разнообразить досуг школьников, сделать его интересным и познавательным, а также потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.
Средствами музыкальной деятельности происходит формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, через обращение к уже знакомому, только преломленному в русле музыкальной игры и простейших приемов музыкального творчества, также совершенствовать исполнительские навыки и умения, помогает реализовать потребность в общении. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства
Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности. Программа базируется на художественно – образном, нравственно – эстетическом постижении школьниками произведений русских и зарубежных композиторов через исполнительскую деятельность, музыкально – пластические движения, музыкальную импровизацию.
Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении.
Цель программы - создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи:
- Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
- Эмоционально-ценностное отношение к музыке. Формирование потребности в общении с музыкой, эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- Развитие художественного вкуса учащихся, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, воспитание их нравственных и эстетических чувств, умения чувствовать и ценить красоту.
- Развитие индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений.
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
- Привитие навыков сценического поведения.
- Создание атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Характеристика программы
Тип – образовательная программа внеурочной деятельности
Направленность – общекультурная
По характеру деятельности – развивающая творческую личность.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Группа занимается 1 раз в неделю. Всего в году -34 занятия. Возрастная характеристика группы – 6 классы
Формы организации:
- тематические музыкальные занятия
- занятия – концерты
- репетиции
- творческие мастерские
- творческие отчеты
Основными формами проведения занятий являются викторины, беседы, встречи с учащимися Школы искусств, музыкально – литературные композиции, концерты и праздники, совместные просмотры и обсуждение концертов. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.
Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.
Дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Программа позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство».
С одной стороны, речь идет о дальнейшем (вслед за уроками) совершенствовании индивидуальных природных задатков и способностей
С другой, о возможностях развития творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД, а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных (ситуация успеха для каждого ребёнка), для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать ни чем не подменяемый личный опыт социализации, служит дополнительной мотивацией к учебе, освоению умения учиться.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Планируемые результаты освоения курса
Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностные УУД
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона;
- присвоение духовно-нравственных ценностей музыки на основе ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
Познавательные УУД
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров.
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на внеурочных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности;
- развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах.
Коммуникативные УУД
- решение учебных задач в процессе сотрудничества со сверстниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.
Выпускник научится:
находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью;
называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
определять на слух название произведения и его автора;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ;
участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций;
инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей, фрагменты популярных мюзиклов;
осуществлять исследовательскую художественно – эстетическую деятельность, выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных.
Ученик получит возможность:
- участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций;
- инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей, фрагменты популярных мюзиклов;
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов и др.;
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Содержание
Содержание курса | Характеристика видов деятельности |
Русская народная песня в творчестве композиторов классиков | Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх – драматизациях. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкальной деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека Приводить примеры преобразующего влияния музыки Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально – творческую деятельность Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и профессиональной музыки. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. |
Музыкальный КВН, посвященный русской народной песне. | |
Волшебные мгновения музыки Глинки | |
Целой жизни не хватит для музыки (Музыка С. Рахманинова) | |
«Учитель, пред именем твоим…». Концертная программа | |
День Покров, подари женихов | |
Колокола России | |
Древнерусская музыка в православном храме | |
На арфе времени звучит и их струна М.С.Березовский, Д.С. Бортнянский | |
Прогулка по Москве XIX века | |
Музыкально – литературная композиция Лучше мамы нет на свете | |
Музыкальный вечер в семье Баха | |
Детская музыка Бетховена | |
Юность Бетховена | |
Серебряная елка – новогодний спектакль | |
Песня фольклорная и авторская | |
«Часовым полагается смена вечер памяти Б.Окуджавы | |
Гитара Визбора | |
Военные песни В Высоцкого | |
Весенняя капель | |
Мы из джаза | |
Время, вперед! | |
Сказочные сюжеты в музыке | |
Конкурс «Музыкальный герой. Найди свое произведение | |
Музыкально – театрализованная импровизация | |
«Мы мечтою о мире живём…» Музыкально – литературная композиция ко дню Победы. | |
Этот день Победы - выступление в ДК | |
Викторина «Хорошо ли знаешь музыку?» | |
Радуга талантов |
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование тем и разделов программы | Всего часов |
1 | Музыка в жизни человека | 6 |
2 | Музыка композиторов - классиков детям | 8 |
3 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 5 |
4 | Концертно-исполнительская деятельность | 10 |
5 | Часы развлечений | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»(общекультурное направление)...
"Классный калейдоскоп". Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 9 класса.
Пояснительная записка Программа по общеинтеллектуальному направлению «Классная академия» составлена на основе нормативных правовых документов:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 &l...