Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для реализации на базе МКОУ «Любимовская СОШ»

 Направленность - естественнонаучная. Составлена с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel.docx134.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Юный исследователь»

для 8 класса

на 2022/2023 учебный год

(с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей  «Точка роста»)

                                                                                                                                          Составила

                                                                                               М.А. Лукьянцева, учитель физики                                                                                                                                          

                                                                                               1    квалификационной  категории                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

с. Любимовка

2022

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для реализации на базе МКОУ «Любимовская СОШ»

 Направленность - естественнонаучная

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1] (далее – ФГОС ООО) на основе программ:

  1. Примерной основной образовательной программы  основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15);
  2. Реализация дополнительных общеобразовательных программ   с использованием оборудования детского технопарка  «Школьный Кванториум»  (        Методическое пособие      под редакцией С. Г. Григорьева ) Москва, 2021.
  3. Авторской программы по физике А.В. Перышкина входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса».- М. Дрофа, 2015.

Данный курс внеурочной деятельности имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование системного мышления.  

Цель программы: развитие у обучающихся познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач:

  • знакомства обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретения обучающимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
  • овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Ценностными ориентирами при освоении курса служат: социальная солидарность, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество и его развитие.

Новизна заключается в разработке занятий, направленных на формирование у

обучающихся комплексных представлений о физических явлениях через эксперимент.

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательной школы, возраст

обучающихся – 12-13 лет. В этом возрасте обучающиеся способны хорошо запоминать,

применять на практике знания и умения, полученные в ходе занятий по ДОП.

Объем освоения программы 34 часа (1 ч. в неделю)

Срок освоения программы: 1 года

Форма обучения: очна

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»

Изучение курса внеурочной деятельности «Физика» направлено на формирование личностных,  метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
  2. Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  3. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5.  Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях
  8. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.

2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.

  1. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей физики тепловых явлений (основных положений МКТ, законов термодинамики, основных принципов работы тепловых машин, законов электростатики, постоянного тока, Ампера, Лоренца).
  2. Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
  3. Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.
  4. Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  7. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.

                                             

3. Содержание курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»  8 кл

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

4

4

-

2

Тепловые явления

15

4

11

4

Тепловые машины

3

1

2

4

Электрические явления

5

2

3

5

Оптические явления

7

2

5

6

Итоговое занятие.

1

0

1

ИТОГО

35

13

22

4. Календарно - тематическое планирование       

№  п/п

Раздел/Тема

Дата

Кол час

Оборудование центра «Точки роста»

 План

Факт.

Введение

4

1.

Физические явления

1

2.

Как работать  над учебным исследованием.

1

3.

 Использование  источников  получения информации для работы над учебным исследованием.

1

4.

Правила оформления работы.

1

 

  Тепловые явления

17

5

Тепловые явления (теория)

 

1

Компьютер, датчик температуры

6

Когда и как изобрели термометр?

1

Различные виды термометров

7

Практическая работа Наблюдение теплопроводности воды и воздуха

 

1

Пробирка, датчик температуры, компьютер

8

Практическая работа Наблюдение теплопередачи в воде конвекцией

 

1

Пробирка, спиртовка, датчик температур, компьютер

9

Использование физических знаний о теплообмене при строительстве жилья, подборе одежды, в хозяйственной деятельности человека

1

10

Сколько калорий нужно для?..

1

11

«Если энергия где-то отнимется, то …»

1

12

Измеряем и исследуем!

1

Датчик температуры, термометр, калориметр, горячая ихолодная вода, мерный цилиндр, груз цилиндрический с крючком, нить, электронные весы

13

Когда, почему, что и как кипит и испаряется

 

1

датчик температуры, пробирка, листочки бумаги, резинки, разные спирты

14

Определение удельной теплоты плавления льда

1

датчик температуры, калориметр, сосуд с тающим льдом, сосуд с водой, весы с грузами

15

Какая влажность самая полезная

 

1

Датчик температуры, термометр, марля, сосуд с водой

16

Если кристаллы растут, то они живые?

1

17

Морозные узоры

1

18

Почему изопроцессы так называются?

1

датчик давления, датчик температуры, штатив, сосуд для демонстрации газовых законов, насос.

19

Как водяной паук строит свой дом?

1

20

Объединим газовые законы, чтобы получить…

 

1

датчик давления, датчик температуры, штатив, сосуд для демонстрации газовых законов, линейка, сосуд с водой, спиртовка.

Тепловые машины

 

3

21

Как работают газ и пар?

 

1

22

Почему КПД теплового двигателя всегда низкий

 

1

Датчики тока и температуры, источник тока, соединительные провода, ключ резистор, калориметр, нагреватель, емкость с водой.

23

Необходимый предмет на кухне – холодильник

 

1

Электрические явления

6

24

Янтарные явления, открытые Фалесом из Милета

1

25

Силовые линии можно увидеть

1

26

Лейденская банка и ее энергия

1

27

Альтернативные источники энергии

1

28

Измерение сопротивление проводника

1

Датчики тока и напряжения, источник постоянного тока, исследуемый проводник, реостат, ключ, соединительные провода

29

Изучение смешанного соединения проводников

1

Датчики тока и напряжения, источник постоянного тока, набор резисторов, ключ, соединительные провода

Оптические явления

4

30

Световые явления

1

31

 Оптические иллюзии..  

 

1

32

 Ложка – рефлектор Посеребренное яйцо

 

1

33

Оптические явления в природе.

 

1

34

Итоговое занятие

1


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти/. 2011. № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.

Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь»

Программа по внеурочной деятельности для 1,4 классов «Юный исследователь»2015-2016 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный финансист" 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный финансист» для учащихся 5-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный финансист" 6 класс

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» соответствует основному общему уровню образования и имееткультурологическую направленность.Дети очень рано вкл...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Юные краеведы".6 класс

История Древней Руси и Среднего Поволжья. Материал актуален в 6 классе при изучении Отечественной истории....

Календарно-тематическое планирование Внеурочной деятельности «Юный исследователь» 7 класс

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе. Современный учебный процесс направлен не ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный пчеловод» 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Среди многих отраслей сельскохозяйственного производства пчеловодство занимает особое место. Продукты этой отрас...