Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» для 8 класса
рабочая программа (8 класс)
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для реализации на базе МКОУ «Любимовская СОШ»
Направленность - естественнонаучная. Составлена с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel.docx | 134.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
для 8 класса
на 2022/2023 учебный год
(с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Составила
М.А. Лукьянцева, учитель физики
1 квалификационной категории
с. Любимовка
2022
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для реализации на базе МКОУ «Любимовская СОШ»
Направленность - естественнонаучная
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1] (далее – ФГОС ООО) на основе программ:
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15);
- Реализация дополнительных общеобразовательных программ с использованием оборудования детского технопарка «Школьный Кванториум» ( Методическое пособие под редакцией С. Г. Григорьева ) Москва, 2021.
- Авторской программы по физике А.В. Перышкина входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса».- М. Дрофа, 2015.
Данный курс внеурочной деятельности имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование системного мышления.
Цель программы: развитие у обучающихся познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.
Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач:
- знакомства обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретения обучающимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
- овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Ценностными ориентирами при освоении курса служат: социальная солидарность, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество и его развитие.
Новизна заключается в разработке занятий, направленных на формирование у
обучающихся комплексных представлений о физических явлениях через эксперимент.
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательной школы, возраст
обучающихся – 12-13 лет. В этом возрасте обучающиеся способны хорошо запоминать,
применять на практике знания и умения, полученные в ходе занятий по ДОП.
Объем освоения программы 34 часа (1 ч. в неделю)
Срок освоения программы: 1 года
Форма обучения: очна
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»
Изучение курса внеурочной деятельности «Физика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
- Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях
- Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.
- Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей физики тепловых явлений (основных положений МКТ, законов термодинамики, основных принципов работы тепловых машин, законов электростатики, постоянного тока, Ампера, Лоренца).
- Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
- Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.
- Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
- Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» 8 кл
№ | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 4 | 4 | - |
2 | Тепловые явления | 15 | 4 | 11 |
4 | Тепловые машины | 3 | 1 | 2 |
4 | Электрические явления | 5 | 2 | 3 |
5 | Оптические явления | 7 | 2 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 |
ИТОГО | 35 | 13 | 22 |
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Раздел/Тема | Дата | Кол час | Оборудование центра «Точки роста» | |
План | Факт. | ||||
Введение | 4 | ||||
1. | Физические явления | 1 | |||
2. | Как работать над учебным исследованием. | 1 | |||
3. | Использование источников получения информации для работы над учебным исследованием. | 1 | |||
4. | Правила оформления работы. | 1 | |||
| Тепловые явления | 17 | |||
5 | Тепловые явления (теория) |
| 1 | Компьютер, датчик температуры | |
6 | Когда и как изобрели термометр? | 1 | Различные виды термометров | ||
7 | Практическая работа Наблюдение теплопроводности воды и воздуха |
| 1 | Пробирка, датчик температуры, компьютер | |
8 | Практическая работа Наблюдение теплопередачи в воде конвекцией |
| 1 | Пробирка, спиртовка, датчик температур, компьютер | |
9 | Использование физических знаний о теплообмене при строительстве жилья, подборе одежды, в хозяйственной деятельности человека | 1 | |||
10 | Сколько калорий нужно для?.. | 1 | |||
11 | «Если энергия где-то отнимется, то …» | 1 | |||
12 | Измеряем и исследуем! | 1 | Датчик температуры, термометр, калориметр, горячая ихолодная вода, мерный цилиндр, груз цилиндрический с крючком, нить, электронные весы | ||
13 | Когда, почему, что и как кипит и испаряется |
| 1 | датчик температуры, пробирка, листочки бумаги, резинки, разные спирты | |
14 | Определение удельной теплоты плавления льда | 1 | датчик температуры, калориметр, сосуд с тающим льдом, сосуд с водой, весы с грузами | ||
15 | Какая влажность самая полезная |
| 1 | Датчик температуры, термометр, марля, сосуд с водой | |
16 | Если кристаллы растут, то они живые? | 1 | |||
17 | Морозные узоры | 1 | |||
18 | Почему изопроцессы так называются? | 1 | датчик давления, датчик температуры, штатив, сосуд для демонстрации газовых законов, насос. | ||
19 | Как водяной паук строит свой дом? | 1 | |||
20 | Объединим газовые законы, чтобы получить… |
| 1 | датчик давления, датчик температуры, штатив, сосуд для демонстрации газовых законов, линейка, сосуд с водой, спиртовка. | |
Тепловые машины |
| 3 | |||
21 | Как работают газ и пар? |
| 1 | ||
22 | Почему КПД теплового двигателя всегда низкий |
| 1 | Датчики тока и температуры, источник тока, соединительные провода, ключ резистор, калориметр, нагреватель, емкость с водой. | |
23 | Необходимый предмет на кухне – холодильник |
| 1 | ||
Электрические явления | 6 | ||||
24 | Янтарные явления, открытые Фалесом из Милета | 1 | |||
25 | Силовые линии можно увидеть | 1 | |||
26 | Лейденская банка и ее энергия | 1 | |||
27 | Альтернативные источники энергии | 1 | |||
28 | Измерение сопротивление проводника | 1 | Датчики тока и напряжения, источник постоянного тока, исследуемый проводник, реостат, ключ, соединительные провода | ||
29 | Изучение смешанного соединения проводников | 1 | Датчики тока и напряжения, источник постоянного тока, набор резисторов, ключ, соединительные провода | ||
Оптические явления | 4 | ||||
30 | Световые явления | 1 | |||
31 | Оптические иллюзии.. |
| 1 | ||
32 | Ложка – рефлектор Посеребренное яйцо |
| 1 | ||
33 | Оптические явления в природе. |
| 1 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 |
[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти/. 2011. № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.
Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Программа по внеурочной деятельности для 1,4 классов «Юный исследователь»2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный финансист" 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный финансист» для учащихся 5-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный финансист" 6 класс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» соответствует основному общему уровню образования и имееткультурологическую направленность.Дети очень рано вкл...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Юные краеведы".6 класс
История Древней Руси и Среднего Поволжья. Материал актуален в 6 классе при изучении Отечественной истории....
Календарно-тематическое планирование Внеурочной деятельности «Юный исследователь» 7 класс
Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе. Современный учебный процесс направлен не ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный пчеловод» 6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Среди многих отраслей сельскохозяйственного производства пчеловодство занимает особое место. Продукты этой отрас...