Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Юные краеведы".6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс)
История Древней Руси и Среднего Поволжья. Материал актуален в 6 классе при изучении Отечественной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_yunye_kraevedy_vneurochka_6_kl.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу обществознание составлена в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577
- федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева при ФГБОУ ВО УлГПУ им. И.Н. Ульянова », утверждённой приказом № ___от «____ сентября 2021
- авторской программы внеурочной деятельности В.Н Шпота «Юные краеведы». Сборник программ внеурочной деятельности «Страницы прошлого листая...» метод. Рекомендации для учителей истории\ Т.В Егорова, Е.Н Цыганова, В.Н Шпота; под ред. М.А. Десятниковой. - Ульяновск: Центр ОСИ, 2015
1. Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные :
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные:
- определять взаимосвязь процессов и явлений;
- определять хронологические рамки событий;
- характеризовать особенности процессов и явлений;
- устанавливать связи культур народов, синхронистические связи исторических процесов и явлений;
- характеризовать особенности культур народов;
- уметь прослеживать историческую судьбу и специфику развития народов Поволжья.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, презентации и т.д.), в том числе и в открытой общественной среде.
2. Содержание программы
Раздел 1. Введение (5 ч)
Введение. Цели и задачи курса. Работа с источниками (1 ч)
Помощники истории (1 ч)
Вспомогательные исторические дисциплины. Исторические источники. Археологические памятники.
Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая (2 ч)
Из истории заселения Поволжья. Археологические и палеонтологические данные. Обзор: рельеф, климат, ресурсы. Посещение музея.
Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» (1 ч)
Раздел 2.
Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 ч)
Древняя Русь и её соседи (1 ч)
Территория древнего государства. Соседи Руси.
Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси(2 ч)
Древние государства Поволжья (2 ч) Булгары, аланы, буртасы. Мордва – мокша. Возникновение и история развития древних государств Среднего Поволжья.
Занятия булгар и организация булгарской племенной знати (1 ч)
Земледелие, скотоводство, ремесло. Особое сословие – племенная знать. Экскурсия.
Образование феодального булгарского государства (1 ч)
Образование и географическое положение государства. Развитие торговли и хозяйства. Религия. Экскурсия.
Расцвет Волжской Булгарии (1 ч)
Булгарский город – центр торговли и культуры. Караванный путь – средство развития края. Караван – сараи на территории Среднего Поволжья (Чёртово Городище, Кайбельское городище).
Система управления (1 ч)
Раннефеодальная монархия. Хан и князья. Реисы, полусвободные крестьяне и ремесленники. Подати и поборы.
Отношения булгар с Киевской Русью (1 ч)
Древние летописи о булгарах. Договор с Киевской Русью. Претензии Владимиро – Суздальского княжества на волжский путь. Военные походы Владимиро – Суздальских дружин. Булгарские походы на Русь. Восстановление мирных отношений перед общим врагом – монголо-татарами.
Наш край в составе Волжской Булгарии (2 ч)
Быт т культура булгар. Город Сувар. Достижения волжских булгар.
Путешествие в Волжскую Булгарию (2 ч)
Экскурсия по булгарским городам: Сувар, Биляр, Булгар, Джукетау.
По следам купцов: из Булгарии в Киев (2 ч)
Путь из Волжской Булгарии в Киев. Арабо – персидские путешественники и географы о пути из Булгарии в Киев (Идриси, Гардизи, Ибн-Русте). Город Вантит. От Булгара через Волгу до городища Хулаш.
Из далёкой тьмы веков (1 ч)
Кайбельский курганный могильник в Чердаклинском районе. Курган у с. Екатериновка в Сенгилеевском районе. Захоронения и погребальная утварь.
Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в.в. ( 1ч)
Игра «Пять ступеней истории»
Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в.
(9 часов)
Монголо-татарское нашествие (3 ч)
В степях Азии. Армия и военные походы. Вторжение на Русь и Волжскую Булгарию. Организация сопротивления.
Наш край в составе Золотой Орды (3 ч)
«Новый порядок»: ханский гнёт и разорение. Нашествие хана Булак – Тимура.
Вторичный расцвет Волжской Булгарии (1 ч)
Середина XIII века – восстановление экономики и культуры. Чеканка монет. Сельское хозяйство и ремесло. Новые города и сёла.
Наследие Булгарского царства (1 ч)
Соборная мечеть с минаретом. Бани и отопление. Постройки из белого камня на известковом растворе.
Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» (1 ч)
Контроль знаний. Зачёт.
Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XVв.в. (2 часа)
На развалинах Булгарского царства (1 ч)
Прекращение существования государства Волжская Булгария. Культурное наследие.
Итоговое повторение «По страницам истории» (1 ч)
Викторина «Путешествие в прошлое».
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение (5 часов) | ||
1. | Введение | 1 |
2. | Помощники истории | 1 |
3-4. | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая | 2 |
5. | Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» | 1 |
Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов) | ||
6 | Древняя Русь и её соседи | 1 |
7 | Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси | 1 |
8 | Народы Поволжья глазами | 1 |
9 | Занятия булгар и организация булгарской племенной знати | 1 |
10 | Образование феодального булгарского государства | 1 |
11 | Расцвет Волжской Булгарии | 1 |
12 | Система управления | 1 |
13. | Отношения булгар с Киевской Русью | 1 |
14. | Наш край в составе Волжской Булгарии | 1 |
15-16. | Путешествие в Волжскую Булгарию | 2 |
17-18. | По следам купцов: из Булгарии в Киев | 2 |
19-20. | Из далёкой тьмы веков: курганы | 2 |
21-23. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.» | 3 |
Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9 часов) | ||
24-26. | Ордынское нашествие | 3 |
27-29. | Наш край в составе Золотой Орды | 3 |
30. | Вторичный расцвет Волжской Булгарии | 1 |
31. | Наследие Булгарского царства | 1 |
32. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» | 1 |
Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв. (2 часа) | ||
33. | На развалинах Булгарского царства | 1 |
34. | Итоговое повторение «По страницам истории» | 1 |
Приложение 1
Календарно–тематический план
№ занятия | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Форма организации занятия | Виды деятельности | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Введение (5 часов) | ||||||
1. | Введение | 1 | Занятие в библиотеке | Работа в парах по определению источников по историческому краеведению в библиотеке и интернет – ресурсах | ||
2. | Помощники истории | 1 | Лекция с элементами беседы | Индивидуальная работа по заполнению карточек «Науки – помощницы» | ||
3-4. | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая | 2 | Практикум Экскурсия в Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова | Индивидуальная работа с контурной картой с опорой на текст и интернет – ресурсы Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением. | ||
5. | Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» | 1 | Творческая лаборатория | Работа в группах по выполнению заданий: «Реши кроссворд», «Ты мне – я тебе», «Чайнворд» | ||
Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов) | ||||||
6 | Древняя Русь и её соседи | 1 | Занятие в библиотеке Творческая лаборатория | Групповая работа по изучению источников. Работа в парах с интернет – ресурсами по заполнению контурной картой | ||
7 | Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси | 2 | Групповые информационные проекты по темам: «Хазарский каганат», «Русь и Хазария» | |||
8 | Народы Поволжья глазами | 2 | Занятие - описание | Работа в группах с опорой на текст и историческую карту «Народы Поволжья глазами путешественника». Работы по составлению карты «Археологические памятники Ульяновской области» | ||
9 | Занятия булгар и организация булгарской племенной знати | 2 | Творческая мастерская Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края» | Индивидуальная работа с опорой на текст и интернет – ресурсы – рисунок или аппликация «Занятия булгар». Составление схемы «Сословное деление в Волжской Булгарии». Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением | ||
10 | Образование феодального булгарского государства | 1 | Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края» | Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением | ||
11 | Расцвет Волжской Булгарии | 1 | Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном» | Парные проекты «Булгарский город – центр торговли и культуры», «Караван – сараи» | ||
12 | Система управления | 1 | Творческая лаборатория | Работа в группах с опорой на текст по составлению схемы «Система управления в Волжской Булгарии» | ||
13. | Отношения булгар с Киевской Русью | 1 | Практикум | Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Военные походы». Индивидуальная работа с контурной картой | ||
14. | Наш край в составе Волжской Булгарии | 2 | Творческая мастерская | Индивидуальная работа с опорой на текст – рисование или аппликация по теме «Достижения народов Поволжья». Составление карты–схемы «В составе Волжской Булгарии» | ||
15-16. | Путешествие в Волжскую Булгарию | 2 | Творческая лаборатория Практикум | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и карту « Жизнь в городах Сувар, Биляр». Работа в группах по составлению карты «Города Волжской Булгарии» | ||
17-18. | По следам купцов: из Булгарии в Киев | 2 | Практикум | Работа в парах с опорой на текст и интернет – ресурсы по заполнению контурной карты «Путь из Булгарии в Киев» | ||
19-20. | Из далёкой тьмы веков: курганы | 1 | Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном» | Работа в группах. Краткосрочные информационные проекты «Тайны поволжских курганов и могильников» | ||
21-23. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.» | 1 | Игра «Пять ступеней истории» или образовательное путешествие (экскурсия) | Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории» | ||
Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9 часов) | ||||||
24-26. | Ордынское нашествие | 3 | Творческая лаборатория Практикум | Групповые проекты «Вторжение в Волжскую Булгарию», «Организация сопротивления» Работа в парах по составлению карты «По следам воинов Золотой Орды» | ||
27-29. | Наш край в составе Золотой Орды | 3 | Творческая лаборатория | Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план «Крестьянские повинности», «Перепись населения», «Дикое поле», «Шедевры Булгарской архитектуры», «Причины ослабления Золотой Орды» | ||
30. | Вторичный расцвет Волжской Булгарии | 1 | Лекция с элементами беседы | Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Булгария после ордынского нашествия» | ||
31. | Наследие Булгарского царства | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план – рисунок или аппликация «Шедевры Булгарской архитектуры» | ||
32. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» | 1 | Игра-соревнование или образовательное путешествие (экскурсия) | Групповая работа с творческими заданиями | ||
Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв (2 часа) | ||||||
33. | На развалинах Булгарского царства | 1 | Занятие-исследование | Групповая работа с опорой на текст и интернет - ресурсы (исследование) | ||
34. | Итоговое повторение «По страницам истории» | 1 | Викторина «Путешествие в прошлое» | Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории», «Юный картограф» |
Приложение 2
Использование ресурсов музеев Ульяновской области и других регионов Среднего Поволжья при проведении занятий
Музей | Экспозиции | Темы занятий | Контактные данные |
Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова | «Древняя и Средневековая история края» | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая» | г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 3/4 |
Ульяновский музей «Археология Симбирского края» | Булгария – первое государство на территории Поволжья | 1. Занятия булгар и организация булгарской племенной знати. 2. Образование феодального булгарского государства | г. Ульяновск, ул.Л.Толстого, 67 Тел. (8422) 41-71-11 |
Ундоровский палеонтологический музей (филиал Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова) | Булгарское городище | Наш край в составе Волжской Булгарии | Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с. Ундоры, ул. Школьная д.5, тел.+79278000086 |
Болгарский государственный архитектурный музей-заповедник | Малый минарет Соборная мечеть Ханский дворец Ханская усыпальница Белая палата Музей «Дом лекаря» Черная палата Восточный мавзолей Музей болгарской цивилизации | Путешествие в Волжскую Булгарию Расцвет Волжской Булгарии Наследие Булгарского царства | Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул.Назаровых, 67, тел.+7 8434730456 |
Чувашский национальный музей | Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии История чувашского народа и Чувашского края с IXв. до начала XX в. | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая» Наследие Булгарского царства | Республика Чувашия, г.Чебоксары, Красная Площадь, 5/2 тел.(8352)625566 |
Мордовский объединённый краеведческий музей им. И. Д. Воронина | Виртуальная экскурсия по музею http://www.mrkm.ru/main/virt_ekskurs/ Этнографическая коллекция http://www.mrkm.ru/main/etnographia/ | Народы Поволжья глазами Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в. Среднее Поволжье в XII-XIII в.в. | Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Московская, д.48 Тел.(8342)472249 |
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки, реквизиты документа | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Приложение 4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Формы организации учебной деятельности | количество часов | |||
I | II | III | Итого | |
Изучение основного материала | ||||
Контрольные работы | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические работы | ||||
Сочинение | ||||
Резервное время | ||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Английский через музыку»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....
Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)
Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..
Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 6 класса 2020 - 2021 уч. года..
Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 8 класса 2020 - 2021 уч. года..
Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс нюрьхкяня характеристика тя или тона явленияти мокшень кялень синтаксиса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 10-х классов
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности по «Мордовскому фольклору» для 6 класса 2023 – 2024 учебный год
laquo;Мордовскяй фольклор « дисциплинать содержанияц. 1-це разделсь. Фольклорсь. Мезе сон тяфтамсь и мезе теенза сувафневи?Терминологиясь.Мокшэрзянь народть устно-поэтическяй ликоц.Фолькло...