Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Юные краеведы".6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Зиновьева Татьяна Владимировна

История Древней Руси и Среднего Поволжья. Материал актуален в 6 классе при изучении Отечественной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_yunye_kraevedy_vneurochka_6_kl.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева  

при ФГБОУ ВО УлГПУ им. И.Н. Ульянова »


«РАССМОТРЕНО»

на заседании творческой лаборатории

Протокол № __ от «__» сентября 2021

Руководитель ТЛ:_____ /Савельева Л.А./

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

директора по УВР _________ /Ермолаева Н.В./

«__» сентября 2021

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101»

__________/Малюгина Е.В./

приказ №___ от «___» сентября 2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности

Юные краеведы

6 класс

основного общего образования

на 2021/2022 учебный год

                                                                                                                                                             Составитель:  Зиновьева Т.В.,

                                                                                                                             учитель обществознания

                                                                                                                                                      высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу обществознание составлена в соответствии с:

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577
  • федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
  • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева  при ФГБОУ ВО УлГПУ им. И.Н. Ульянова », утверждённой приказом       № ___от «____ сентября 2021
  • авторской программы внеурочной деятельности В.Н Шпота «Юные  краеведы». Сборник программ внеурочной деятельности  «Страницы прошлого листая...» метод. Рекомендации для учителей истории\ Т.В Егорова, Е.Н Цыганова, В.Н Шпота; под ред. М.А. Десятниковой. - Ульяновск: Центр ОСИ, 2015

1. Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах  и индивидуально;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

 - толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  

- личная и взаимная ответственность;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

- уметь задавать вопросы, опираясь на  текст, изображения;

-  участвовать в  диалоге;

- инсценировать исторические сюжеты;    

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные :

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные:

- определять взаимосвязь  процессов и явлений;

- определять хронологические рамки событий;

- характеризовать особенности процессов и явлений;

- устанавливать связи культур народов, синхронистические связи исторических процесов и явлений;

- характеризовать особенности культур народов;

- уметь прослеживать историческую судьбу и специфику развития народов Поволжья.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, презентации и т.д.), в том числе и в открытой общественной среде.

                                                                                         

2. Содержание программы

Раздел 1. Введение (5 ч)

Введение. Цели и задачи курса. Работа с источниками (1 ч)

Помощники истории (1 ч)

Вспомогательные исторические дисциплины. Исторические источники. Археологические памятники.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая (2 ч)

Из истории заселения Поволжья. Археологические и палеонтологические данные. Обзор: рельеф, климат, ресурсы. Посещение музея.

Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» (1 ч)

Раздел 2.

Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 ч)

Древняя Русь и её соседи (1 ч)

Территория древнего государства. Соседи Руси.

Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси(2 ч)

Древние государства Поволжья (2 ч)  Булгары, аланы, буртасы. Мордва – мокша. Возникновение и история развития древних государств Среднего Поволжья.

Занятия булгар и организация булгарской племенной знати (1 ч)

Земледелие, скотоводство, ремесло. Особое сословие – племенная знать. Экскурсия.

Образование феодального булгарского государства (1 ч)

Образование и географическое положение государства. Развитие торговли и хозяйства. Религия. Экскурсия.

Расцвет Волжской Булгарии (1 ч)

Булгарский город – центр торговли и культуры. Караванный путь – средство развития края. Караван – сараи на территории Среднего Поволжья (Чёртово Городище, Кайбельское городище).

Система управления (1 ч)

Раннефеодальная монархия. Хан и князья. Реисы, полусвободные крестьяне и ремесленники. Подати и поборы.

Отношения булгар с Киевской Русью (1 ч)

Древние летописи о булгарах. Договор с Киевской Русью. Претензии Владимиро – Суздальского княжества на волжский путь. Военные походы Владимиро – Суздальских дружин. Булгарские походы на Русь. Восстановление мирных отношений перед общим врагом – монголо-татарами.

Наш край в составе Волжской Булгарии (2 ч)

Быт т культура булгар. Город Сувар. Достижения волжских булгар.

Путешествие в Волжскую Булгарию (2 ч)

Экскурсия по булгарским городам: Сувар, Биляр, Булгар, Джукетау.

По следам купцов: из Булгарии в Киев (2 ч)

Путь из Волжской Булгарии в Киев. Арабо – персидские путешественники и географы о пути из Булгарии в Киев (Идриси, Гардизи, Ибн-Русте). Город Вантит. От Булгара через Волгу до городища Хулаш.

Из далёкой тьмы веков (1 ч)

Кайбельский курганный могильник в Чердаклинском районе. Курган у с. Екатериновка в Сенгилеевском районе. Захоронения и погребальная утварь.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в.в. ( 1ч)  

Игра «Пять ступеней истории»

Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в.

(9 часов)

Монголо-татарское нашествие (3 ч)

В степях Азии. Армия и военные походы. Вторжение на Русь и Волжскую Булгарию. Организация сопротивления.

Наш край в составе Золотой Орды (3 ч)

«Новый порядок»: ханский гнёт и разорение. Нашествие хана Булак – Тимура.

Вторичный расцвет Волжской Булгарии (1 ч)

Середина XIII века – восстановление экономики и культуры. Чеканка монет. Сельское хозяйство и ремесло. Новые города и сёла.

Наследие Булгарского царства (1 ч)

Соборная мечеть с минаретом. Бани и отопление. Постройки из белого камня на известковом растворе.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» (1 ч)

Контроль знаний. Зачёт.

Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XVв.в. (2 часа)

На развалинах Булгарского царства (1 ч)

Прекращение существования государства Волжская Булгария. Культурное наследие.

Итоговое повторение «По страницам истории» (1 ч)

Викторина «Путешествие в прошлое».

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Введение (5 часов)

1.

Введение

1

2.

Помощники истории

1

3-4.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая

2

5.

Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп»

1

Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов)

6

Древняя Русь и её соседи

1

7

Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси

1

8

Народы  Поволжья глазами

1

9

Занятия булгар и организация булгарской племенной знати

1

10

Образование феодального булгарского государства

1

11

Расцвет Волжской Булгарии

1

12

Система управления

1

13.

Отношения булгар с Киевской Русью

1

14.

Наш край в составе Волжской Булгарии

1

15-16.

Путешествие в Волжскую Булгарию

2

17-18.

По следам купцов: из Булгарии в Киев

2

19-20.

Из далёкой тьмы веков: курганы

2

21-23.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.»

3

Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9 часов)

24-26.

Ордынское нашествие

3

27-29.

Наш край в составе Золотой Орды

3

30.

Вторичный расцвет Волжской Булгарии

1

31.

Наследие Булгарского царства

1

32.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.»

1

 Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв. (2 часа)

33.

На развалинах Булгарского царства

1

34.

Итоговое повторение «По страницам истории»

1

  Приложение 1

Календарно–тематический план

занятия  

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Форма организации

занятия

Виды деятельности

план

факт

Раздел 1. Введение (5 часов)

1.

Введение

1

Занятие в библиотеке

Работа в парах по определению источников по историческому краеведению в библиотеке и интернет – ресурсах

2.

Помощники истории

1

Лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа по заполнению карточек «Науки – помощницы»

3-4.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая

2

Практикум

Экскурсия в Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова

Индивидуальная работа с контурной картой с опорой на текст и интернет – ресурсы

Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением.

5.

Повторительное обобщение

«Исторический калейдоскоп»

1

Творческая лаборатория

Работа в группах по выполнению заданий: «Реши кроссворд», «Ты мне – я тебе», «Чайнворд»

Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов)

6

Древняя Русь и её соседи

1

Занятие в библиотеке

Творческая лаборатория

Групповая работа по изучению источников.

Работа в парах с интернет – ресурсами по заполнению контурной картой

7

Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси

2

Групповые информационные проекты по темам: «Хазарский каганат», «Русь и Хазария»

8

Народы  Поволжья глазами

2

Занятие - описание

Работа в группах с опорой на текст и историческую карту «Народы Поволжья глазами путешественника».

Работы по составлению карты «Археологические памятники Ульяновской области»

9

Занятия булгар и организация булгарской племенной знати

2

Творческая мастерская

Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края»

 Индивидуальная работа с опорой на текст и интернет – ресурсы – рисунок или аппликация «Занятия булгар».

Составление схемы «Сословное деление в Волжской Булгарии».

Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением

10

Образование феодального булгарского государства

1

Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края»

Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением

11

Расцвет Волжской Булгарии

1

Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном»

Парные проекты «Булгарский город – центр торговли и культуры»,

«Караван – сараи»

12

Система управления

1

Творческая лаборатория

Работа в группах с опорой на текст по составлению схемы «Система управления в Волжской Булгарии»

13.

Отношения булгар с Киевской Русью

1

Практикум

Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Военные походы».

Индивидуальная работа с контурной картой

14.

Наш край в составе Волжской Булгарии

2

Творческая мастерская

Индивидуальная работа с опорой на текст – рисование или аппликация по теме «Достижения народов Поволжья».

Составление карты–схемы «В составе Волжской Булгарии»

15-16.

Путешествие в Волжскую Булгарию

2

Творческая лаборатория

Практикум

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и карту « Жизнь в городах Сувар, Биляр».

Работа в группах по составлению карты «Города Волжской Булгарии»

17-18.

По следам купцов: из Булгарии в Киев

2

Практикум

Работа в парах с опорой на текст и интернет – ресурсы по заполнению контурной карты «Путь из Булгарии в Киев»

19-20.

Из далёкой тьмы веков: курганы

1

Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном»

Работа в группах. Краткосрочные информационные проекты «Тайны поволжских курганов и могильников»

21-23.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.»

1

Игра

«Пять ступеней истории»

или  образовательное путешествие (экскурсия)

Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории»

Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9 часов)

24-26.

Ордынское нашествие

3

Творческая лаборатория

Практикум

Групповые проекты

«Вторжение в Волжскую Булгарию», «Организация сопротивления»

Работа в парах по составлению карты «По следам воинов Золотой Орды»

27-29.

Наш край в составе Золотой Орды

3

Творческая лаборатория

Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план «Крестьянские повинности», «Перепись населения», «Дикое поле», «Шедевры Булгарской архитектуры», «Причины ослабления Золотой Орды»

30.

Вторичный расцвет Волжской Булгарии

1

Лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Булгария после ордынского нашествия»

31.

Наследие Булгарского царства

1

Творческая мастерская

Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план – рисунок или аппликация «Шедевры Булгарской архитектуры»

32.

Повторительное обобщение

«Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.»

1

Игра-соревнование

или  образовательное путешествие (экскурсия)

 Групповая работа с творческими заданиями

Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв (2 часа)

33.

На развалинах Булгарского царства

1

Занятие-исследование

Групповая работа с опорой на текст и интернет - ресурсы

(исследование)

34.

Итоговое повторение «По страницам истории»

1

Викторина «Путешествие в прошлое»

Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории», «Юный картограф»

Приложение 2                                                              

Использование  ресурсов музеев  Ульяновской области и других регионов Среднего Поволжья при проведении  занятий

Музей

Экспозиции

Темы занятий

Контактные  данные

Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова

«Древняя и Средневековая история края»

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая»

г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 3/4
Тел.: (8422) 44-30-53, 44-30-64

Ульяновский музей «Археология Симбирского края»

Булгария – первое государство на территории Поволжья

1. Занятия булгар и организация булгарской племенной знати.

2. Образование феодального булгарского государства

г. Ульяновск, ул.Л.Толстого, 67                    Тел.       (8422) 41-71-11

Ундоровский палеонтологический музей (филиал Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова)

Булгарское городище

Наш край в составе Волжской Булгарии

Ульяновская обл., Ульяновский р-н,

с. Ундоры,     ул. Школьная д.5, тел.+79278000086

Болгарский государственный архитектурный музей-заповедник

Малый минарет     Соборная мечеть  Ханский дворец  Ханская усыпальница           Белая палата     Музей «Дом лекаря»           Черная палата   Восточный мавзолей            Музей болгарской цивилизации

Путешествие в Волжскую Булгарию

Расцвет Волжской Булгарии

Наследие Булгарского царства

Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул.Назаровых, 67,

тел.+7 8434730456

http://bolgar-muzey.ru/

Чувашский  национальный музей

Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии История чувашского народа и Чувашского края с IXв. до начала XX в.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая»

Наследие Булгарского царства

Республика Чувашия, г.Чебоксары, Красная Площадь, 5/2

тел.(8352)625566

http://chnmuseum.ru/

Мордовский объединённый краеведческий музей им. И. Д. Воронина

Виртуальная экскурсия по музею http://www.mrkm.ru/main/virt_ekskurs/   Этнографическая коллекция http://www.mrkm.ru/main/etnographia/

Народы  Поволжья глазами

Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.

Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.

Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Московская, д.48

Тел.(8342)472249

http://www.mrkm.ru/

                       

Приложение 3

Лист корректировки календарно-тематического планирования

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

дано

Приложение  4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Формы организации учебной деятельности

количество часов

I

II

III

Итого

Изучение основного материала

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

Сочинение

Резервное время

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Английский через музыку»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)

Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”.  При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 6 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 8 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс нюрьхкяня характеристика тя или тона явленияти мокшень кялень синтаксиса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 10-х классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности по «Мордовскому фольклору» для 6 класса 2023 – 2024 учебный год

laquo;Мордовскяй фольклор « дисциплинать содержанияц. 1-це разделсь. Фольклорсь. Мезе сон тяфтамсь и мезе теенза сувафневи?Терминологиясь.Мокшэрзянь народть устно-поэтическяй ликоц.Фолькло...