Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии по теме
Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог", 5 класс. | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия «Школа искусств» имени А.А. Цветкова
города Талдома
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ гимназии _____________________________ М.В. Петрова «___» ______________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
5 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
Симонова Т.И. – учитель биологии
высшей квалификационной категории
2016 – 2017 учебный год
- Пояснительная записка
Примерная программа внеурочной деятельности «Юный эколог» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Примерная программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа кружка внеурочной деятельности «Юный эколог» предназначена для учащихся 5 класса.
Актуальность кружка «Юный эколог» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся школы.
- Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-формирование коммуникативных навыков.
Формы обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки региона.
Режимзанятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на предприятиях и различных объектах города(улицы, парк, водоемы)
В результате изучения экологии учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о созидательном и разрушительном воздействии на природу воды и ветра, об экологии растений и животных, о результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о Красной книге и о природоохранных мероприятиях.
Учащиеся должны получить навыки и уметь: наблюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на природу; в меру возможности и объема полученных знаний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические правила поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха).
- Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
4.Место рабочей программы внеурочной деятельности
«Юный эколог» в базисном учебном плане
Проектирование содержания программы внеурочной деятельности «Юный эколог» выполнено с учетом требований ФГОС и направлено на развитие УУД ребенка. Воспитание и социализацию личности, формирование экологической культуры и мышления, развития творческих способностей, реализацию индивидуальных потребностей учащихся в обучении экологии.
Содержание данного вида внеурочной деятельности можно рассматривать как звено в системе непрерывного экологического образования и выбора учащимися будущей профессии.
В основе программы лежит два главных вида деятельности учащихся – это теоретическая и практическая деятельность ребят, что способствует развитию УУД школьников. Программа предусматривает более глубокое изучение основных направлений биологии.
Теоретическая часть опирается на базисные знания школьной программы. Здесь необходимо использовать такие формы занятий, как рассказ, беседа. Практическую часть необходимо строить в виде эксперимента, исследования, игр. Практическая часть занимает большую часть времени, является центральной частью занятий.
Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана в рамках реализации ФГОС НОО, рассчитана на учащихся 5-х классов, предусмотрено 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Содержание курса.
Экология растений (8ч.)
Жизненные формы растений. Природные явления в жизни растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле, для человека. Лекарственные и ядовитые растения. Растения Красной книги. Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы.
Практические занятия:
- Исследовательская работа «Определение возраста деревьев».
- Наблюдение за растениями в природе.
- Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян».
- Распознавание ядовитых и съедобных грибов.
- Проект «Страницы Красной книги Подмосковья»
Экскурсия «Наблюдение за растениями в природе»
Экология животных (11ч.)
Многообразие животных. Среды обитания.Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека. Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. Охрана диких животных. Зоопарки. Заповедники и национальные парки.
Практические занятия:
6.Ролевая игра «Пищевая связь».
7.Изготовление кормушек для птиц.
8. «Синичкин календарь» конкурс стихотворений, рисунков на данную тему.
9.Проведение акции «Покормите птиц» (развешивание кормушек)
10. Фильм «Заповедники и национальные парки».
Экскурсия в природу «Наблюдение за зимующими птицами».
Экология человека (10ч.)
Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. Человек - дитя природы. Образ жизни наших предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Зависимость образа жизни от внешних условий. Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. Духовный мир человека.
Практические занятия:
11.Ролевая игра «Как не заболеть бактериями».
12. Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье».
13. Проект «Дом будущего».
14. Исследовательская работа «Сезонная одежда».
15. Рисунки по теме: «Духовный мир человека»
Экскурсия: «Посещение краеведческого музея».
Влияние человека на природу (6 ч.)
Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы.
Практическое занятие:
16. Исследовательская работа «Вторичная жизнь мусора».
17. Семинар: «Проблема бытового мусора».
18. Озеленение территории школы.
Экскурсия: посещение заказника «Журавлиная Родина».
- Перечень информационно-методического обеспечения
Оснащение внеурочной деятельности обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения.
Печатные пособия:
1.Денискина А.А.,. Козлова Л.Н, Костина Е.К. Экология 5 класс. Охрана и преобразование окружающей среды. Учебное пособие для учащихся. Астраханский областной институт усовершенствования учителей, Астрахань, 1999.
2. Гоглова М.Н, Денискина А.А.,. Козлова Л.Н, Костина Е.К. Экология 6класс. Охрана и преобразование окружающей среды. Учебное пособие для учащихся. Астраханский областной институт усовершенствования учителей, Астрахань, 1999.
3. Атлас Астраханской области. Федеральная служба геодезии и картографии России.
4. Кирокосьян М. А., Топонимический словарь Астраханской области. ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.
5. Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология . Живая планета: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Москва, Академкнига/ Учебник, 2010.
6. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек, культура Учебное пособие для 6 кл. общеобразовательных учреждений-М.:Академкнига/Учебник, 2010.
7. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология/ Авт. сост. А.Е. Чижевский, Под общ.ред. О.Г. Хинн.- М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД». Олимп, 1998.
Литература, используемая педагогом:
1. Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод.пособие. - Нижний Новгород, 2001
4. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
5. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
6. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
7. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
8. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
9. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
10. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
11. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
12. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.: Дрофа, 2003.
Литература, рекомендованная для чтения:
1. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999.
3. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
4. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
5. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
6. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник"
Интернет-ресурсы:
1. http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
2. http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
3. http://shcol778.narod.ru/( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
4. http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
5. http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
6. http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
7. http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
8. http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей ________________________ № ____ от «___» _________201__г. _________________ Симонова Т.И. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР________________ Виноградова Е.А. |
Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности
Календарно-тематическое планирование
5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Экология растений. (8 часов) | |||||
1 | Жизненные формы растений. | 1 | Формирование понятия «Экология». Беседа «Жизненные формы растений». Просмотр видеофильма «Экология» | ||
2 | Природные явления в жизни растений. | 1 | Формирование понятия «Природные явления». Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян». | ||
3 | Жизнедеятельность растений. | 1 | Исследовательская работа «Определение возраста деревьев»(по спилу древесного ствола). Выявление причин влияющих на продолжительность жизни растений.«Растения– рекордсмены» викторина. | ||
4 | Значение растений для жизни на Земле, для человека. | 1 | Игра-викторина «Поле -чудес», Природная мастерская «Конкурс осенних букетов» | ||
5 | Экскурсия. «Наблюдение за растениями в природе» | 1 | Предложить детям: посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к растениям; т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. | ||
6 | Лекарственные и ядовитые растения. | 1 | Просмотр презентации, составление каталога ядовитых растений. | ||
7 | Растения Красной книги. | 1 | «Устный журнал»выступление учащихся с проектами «Страницы Красной книги Подмосковья» | ||
8 | Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы. | 1 | Практическое занятие: распознавание ядовитых и съедобных грибов. | ||
Раздел 2. Экология животных. (11 часов) | |||||
9 | Многообразие животных. | 1 | «Путешествие в мир животных» презентация. Беседа на тему классификация животных. Чтение и обсуждение рассказов о животных. | ||
10 | Среды обитания. Пищевые связи. | 1 | Ролевая игра «Пищевая связь» Рисунки «Среда обитания». | ||
11 | Животный мир и его значение для человека. | 1 | КВН «Братья наши меньшие». | ||
12 | Условия жизни диких животных. | 1 | «Синичкин календарь» конкурс стихотворений, рисунков на данную тему. Составление кодекса правил поведения в дикой природе | ||
13 | Жизнь домашних животных. | 1 | Просмотр и обсуждение видеофильма «Эти домашние животные». | ||
14 | Животные -путешественники. | 1 | Викторина «Правда ли это?» (Занимательные факты из жизни животных). | ||
15 | Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. | 1 | Просмотр и обсуждение фильма «Царство пчел». | ||
16 | Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. | 1 | Практическое занятие Изготовление кормушек для птиц. Проведение акции «Покормите птиц сегодня» (развешивание кормушек) | ||
17 | Охрана диких животных. | 1 | Презентация «Страницы Красной книги Подмосковья» выступление учащихся с сообщениями. | ||
18 | Зоопарки. Заповедники и национальные парки. | 1 | Фильм «Заповедники и национальные парки». Просмотр и обсуждение видеофильма. | ||
19 | Экскурсия «Наблюдение за зимующими птицами». | 1 | Фотосессия на тему: «Зимующие птицы города» | ||
Раздел 3. Экология человека (10часов). | |||||
20 | Экология человека, его гигиена. | 1 | Беседа «Человек это царь природы, или часть ее?» Ролевая игра «Как не заболеть бактериями» | ||
21. | Взаимоотношение людей. | 1 | Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье». Обсуждение различных ситуаций из жизни людей. | ||
22 | Человек-дитя природы. | 1 | Викторина «Город опасный и безопасный» Проект «Дом будущего». | ||
23 | Образ жизни наших предков(жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена). | 1 | Просмотр и обсуждение презентации «Культура и жилище наших предков» | ||
24 | Народная мудрость об экологической грамотности. | Поиск пословиц и поговорок об отношении к природе и обсуждение их смысла. Беседа «Актуальна ли народная мудрость сегодня?» | |||
25 | Экологические традиции и обычаи народов России(отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, | Выступления с сообщениями «Образ природы в песнях, сказках, былинах, картинах народов России». Обсуждение сообщений. | |||
26 | Экскурсия. Посещение краеведческого музея. | 1 | Познакомится с укладом жизни жителей Талдома до революции. Развитие башмачного ремесла в Талдоме. | ||
27 | Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. | 1 | Беседа о роли природных ресурсов в развитии России. Изучение уникальности кухни, обустройства жилищ, хозяйствования, народного творчества обусловленной природой. | ||
28 | Зависимость образа жизни от внешних условий. | 1 | Исследовательская работа «Сезонная одежда» Демонстрация моделей. | ||
29 | Духовный мир человека. | 1 | Рисунки по теме: «Духовный мир человека» | ||
Раздел 3. Влияние человека на природу (6 ч.) | |||||
30 | Природа как источник экономического и духовного развития человека | 1 | Беседа; обсуждение важнейших экологических проблем, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) | ||
31 | Потребительское отношение человека к природе. | 1 | Исследовательская работа «Вторичная жизнь мусора». | ||
32 | Понятие об экологической культуре человека. | 1 | Представление буклетов экологической направленности и обсуждение обозначенных в них проблем. | ||
33 | Правила поведения человека в природе. | 1 | Семинар«Проблема бытового мусора». | ||
34 | Экологические праздники и их значение для защиты природы. | 1 | Просмотр презентации и обсуждение значимости экологических праздников (Всемирный день водных ресурсов; Международный день птиц; Всемирный день здоровья; Международный день Земли и т.д.) | ||
35 | Экскурсия: посещение заказника «Журавлиная Родина». | 1 | Участи в ежегодном экологическом празднике «Засев Журавлиного поля» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...