Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный финансист" 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Оринская Ирина Викторовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» соответствует основному общему уровню образования и имееткультурологическую направленность.

Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._yunyy_finansist_-_6a_6v_6g_kl.docx203.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный финансист»

6А, 6В, 6Г классы

2018-2019 учебный год

г. Нижневартовск  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» является модифицированной, и разработана с учетом возрастныхособенностей детей.

Программа, разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации и с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [1, 2], на основе специальной, справочной и методической литературы, информационных сайтов и экономических порталов [3-9].

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» соответствует основному общему уровню образования и имееткультурологическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в педагогике дополнительного образования для детей среднего школьного возраста. На данный момент, оно не только актуально, но и востребовано.

Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Все это является контуром мировоззрения ребенка, так как именно в этих общих представлениях начинают складываться не просто знания об одиночных фактах, а осознание их связи и влияния на повседневную жизнь.

В современном обществе один из верных способов преуспеть – начать жизнь с хорошим качественным образованием, поэтому, думая о будущем, уже сегодня необходимо преподавать школьникам основы экономических знаний. Раннее введение в понимание деловой мир поможет обучающимся справиться с трудностями, выпадающими на их долю, а также разовьет в них позитивное отношение к образованию [9].

Программа предполагает расширить экономические знания учащихся. Учащиеся обсуждают ту или иную экономическую ситуацию, оценивают полученный результат с точки зрения практичности и целесообразности, выгоды как для производителя и продавца, так и для покупателя.

Цели образовательной программы: создание условий для формирования у детей комплекса экономических знаний и особого экономического мышления, а так же выявление и развитие предпринимательских качеств, способностей, таланта.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать у детей представление о мире экономики, тесной взаимосвязи ее процессов и явлений, их значимости в современном обществе;

- дать знания о базовых навыках осуществления финансовой деятельности;

- обучить поиску и отбору информации, её интерпретации и применимости;

- привить чувство ответственности и значимости выбора будущей профессии;

- сформировать образ мышления, необходимый для перехода от потребительской – кновой модели «Экономики знаний»;

- обучить основным принципам маркетинга по созданию востребованного бизнеса;

- развить навыки по выявлению потенциала и преимуществ бизнеса в условиях конкурентной борьбы.

Воспитательные:

- сформировать общественную активность и лидерские качества;

- развить трудовой и творческий потенциал;

- воспитание умения трудиться, самостоятельности, ответственности, творческого отношения к учёбе;

- привить культуру правильного речевого общения;

- развить навыки партнерства и работы в команде;

- воспитывать любовь к своему краю и уважительное отношение к чужому труду.

Развивающие:

- развивать интерес к экономике;

- способствовать самореализации и развитию личности, формированию собственного мировоззрения;

- развивать логическое мышление, умений обобщения и конкретизации, анализа и синтеза;

- развивать самостоятельность принятия решений;

- расширять кругозор о новых явлениях и процессах, происходящих в современном экономическом мире, своих правах и обязанностях в обществе;

- формировать потребность в общественно-полезной деятельности.

Возраст детей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» предназначена для обучения школьников в возрасте 10-14лет.

Сроки реализации программы, этапы. Программа рассчитана на один год обучения, продолжительностью 35 учебных часов.

Формы проведения учебных занятий – класс-группа.

Методы организации занятий: беседа, рассказ педагога, комплексно-тематические занятия, бизнес-игры, игры-стратегии, опросы, встречи со специалистами. Обучение построено на сочетании теоретических и практических занятий.

Режим занятий. Занятия по программе проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. По окончании обучения по данной программе дети:

- будут понимать сущность экономических связей и процессов, и осознавать степень их воздействия на все сферы жизнедеятельности человека;

- освоят базовые знания по осуществлению финансовой и предпринимательской деятельности;

- смогут определить критерии выбора будущей профессии, и ее значимость в перспективе своего развития;

- овладеют жизненными навыками в условиях развития новой модели экономики, основанной на знаниях и создании интеллектуального труда;

- научатся ориентировать свою деятельность на приоритетные направления развития общества;

- приобретут первичные навыки по выявлению преимуществ конкурентоспособности бизнеса.

Результативность обучения по программе определяется с помощью беседы, практических тематических заданий, деловых игр и оценивается по трехбалльной системе – «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Критериями оценки знаний обучающихся являются:

- умение устанавливать взаимосвязи между экономическими процессами и

явлениями;

- знание особенностей осуществления предпринимательской деятельности;

- умение самостоятельно определить для себя критерии выбора будущей профессии;

- умение качественно обрабатывать информацию и преобразовывать ее в «знание»;

- умение выделять актуальные идеи из множества вариантов;

- умение выявлять преимущества конкурентоспособности бизнеса.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года в форме беседы.

Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде контрольных работ, бизнес-игр, практических работ.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде защиты проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Раздел

Всего часов

1.

Проблема выбора.

9

2.

Деньги.

7

3.

Доходы и расходы.

9

4.

Покупатель и продавец.

10

Итого:

35

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Юный финансист» специально разработана, чтобы:

- научить ребенка адаптироваться к современным экономическим условиям;

- развить у него лидерские способности;

- научить создавать бизнес «с нуля»;

- обнаружить и развить предпринимательские способности ребенка;

- научить его планировать свое будущее;

- научить разумно распоряжаться заработанными деньгами;

- подготовить к возможным рискам и неудачам.

Основной формой проведений занятий является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, закрепление предыдущего материала, введение нового материала, подведение итогов. Обучение происходит по принципу соединение учебно-игровой и реальной деятельности в занимательной игровой форме, в виде сюжетной игры и практических заданий, что наиболее эффективно для усвоения детьми сложных экономических знаний. Особенностью методики проведения занятия заключается в том, что в процессе устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Наличие разнообразных активных видов детской деятельности позволяет избежать монотонности, снимает напряжение и усталость, повышает мотивацию и интерес детей к экономике.

Лекционные и практические занятия по программе проходят на базе школы в учебном кабинете.  Программой предусмотрено самостоятельное выполнение обучающимися различных творческих заданий, работ, и проектов по предложению, созданию и обсуждению идей. Сочетание таких разных видов и форм проведения занятий сближает обучающихся, и делает занятия увлекательными и динамичными.

Организация поисковой и мини-исследовательской деятельности учащихся позволяет направить процесс обучения в сторону деятельностного получения знаний самими учениками.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Раздел 1. Проблема выбора.

1.

Возможности удовлетворения потребностей.

1

2.

Ограниченность ресурсов.

1

3.

Ограниченность времени.

1

4.

Выбор.

1

5.

Выгодный вариант.

1

6.

Без чего человеку не обойтись.

1

7.

Хочу и могу.

1

8.

Вещи первой необходимости в вашем доме.

1

9.

Контроль знаний и умений.

1

Раздел 2. Деньги.

10.

Что такое деньги, их происхождение.

1

11.

Зачем нужны деньги?

1

12.

Потребности людей в деньгах.

1

13.

Деньги в семье.

1

14.

Как и где хранят деньги.

1

15.

Деньги в разных странах.

1

16.

Контрольная работа.

Раздел 3. Доходы и расходы.

17.

Доходы семьи.

1

18.

Твой вклад в доходы семьи.

1

19.

Доходы предприятий и государства.

1

20.

Расходы семьи.

1

21.

Расходы предприятий и государства.

1

22.

Бюджет.

1

23.

Что значит экономить.

1

24.

Как важно вести учет доходов и расходов.

1

25.

Контроль знаний и умений.

1

Раздел 4. Покупатель и продавец.

26.

Покупатель.

1

27.

Продавец.

1

28.

Где покупают товары.

1

29.

Почему цены разные.

1

30.

Конкуренция.

1

31.

Мы идем за покупками.

1

32.

Бизнес-игра. Подготовка проектов.

1

33.

Контроль знаний и умений.

1

34.

Итоговая игра «Экономическое поле чудес»

1

35.

Защита проектов.

1

Итого:

35

Литература:

1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в РоссийскойФедерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.

2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей

(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

3. Большой Экономический Словарь. - М.: Книжный Мир, 2005. - 860 С.

4. Инновационная экономика, 2-е изд., исправленное и дополненное. -М.: Наука, 2004.– 296 с.

5. Бакшеева И.А., Азбука экономики / Образовательная программа. – Мурманск, 2002. – 4 c.

6. Ленсиони П.М., Три признака унылой работы. История со смыслом для

менеджеров (и их подчиненных). – М: Альпина Паблишерз, 2010. - 240 с.

7. Прикладная экономика: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов: Пер. с англ./ JuniorAchivment. – М: Просвещение, 1992. – 224 с.

8. Энциклопедия Экономиста/ Электрон.дан. – М., 2012. – Режим доступа:

http://www.grandars.ru/student/marketing/marketing.html

9. Годин С., Фиолетовая корова. – М: Росмэн-бизнес, 2004. - 192 с.

10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html

11. Центр креативных технологий / Электрон.дан. – М.: ЦКТ, 2012. – Режим доступа:http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0173/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...