Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный финансист" 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» соответствует основному общему уровню образования и имееткультурологическую направленность.
Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._yunyy_finansist_-_6a_6v_6g_kl.docx | 203.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный финансист»
6А, 6В, 6Г классы
2018-2019 учебный год
г. Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» является модифицированной, и разработана с учетом возрастныхособенностей детей.
Программа, разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации и с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [1, 2], на основе специальной, справочной и методической литературы, информационных сайтов и экономических порталов [3-9].
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» соответствует основному общему уровню образования и имееткультурологическую направленность.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в педагогике дополнительного образования для детей среднего школьного возраста. На данный момент, оно не только актуально, но и востребовано.
Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Все это является контуром мировоззрения ребенка, так как именно в этих общих представлениях начинают складываться не просто знания об одиночных фактах, а осознание их связи и влияния на повседневную жизнь.
В современном обществе один из верных способов преуспеть – начать жизнь с хорошим качественным образованием, поэтому, думая о будущем, уже сегодня необходимо преподавать школьникам основы экономических знаний. Раннее введение в понимание деловой мир поможет обучающимся справиться с трудностями, выпадающими на их долю, а также разовьет в них позитивное отношение к образованию [9].
Программа предполагает расширить экономические знания учащихся. Учащиеся обсуждают ту или иную экономическую ситуацию, оценивают полученный результат с точки зрения практичности и целесообразности, выгоды как для производителя и продавца, так и для покупателя.
Цели образовательной программы: создание условий для формирования у детей комплекса экономических знаний и особого экономического мышления, а так же выявление и развитие предпринимательских качеств, способностей, таланта.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать у детей представление о мире экономики, тесной взаимосвязи ее процессов и явлений, их значимости в современном обществе;
- дать знания о базовых навыках осуществления финансовой деятельности;
- обучить поиску и отбору информации, её интерпретации и применимости;
- привить чувство ответственности и значимости выбора будущей профессии;
- сформировать образ мышления, необходимый для перехода от потребительской – кновой модели «Экономики знаний»;
- обучить основным принципам маркетинга по созданию востребованного бизнеса;
- развить навыки по выявлению потенциала и преимуществ бизнеса в условиях конкурентной борьбы.
Воспитательные:
- сформировать общественную активность и лидерские качества;
- развить трудовой и творческий потенциал;
- воспитание умения трудиться, самостоятельности, ответственности, творческого отношения к учёбе;
- привить культуру правильного речевого общения;
- развить навыки партнерства и работы в команде;
- воспитывать любовь к своему краю и уважительное отношение к чужому труду.
Развивающие:
- развивать интерес к экономике;
- способствовать самореализации и развитию личности, формированию собственного мировоззрения;
- развивать логическое мышление, умений обобщения и конкретизации, анализа и синтеза;
- развивать самостоятельность принятия решений;
- расширять кругозор о новых явлениях и процессах, происходящих в современном экономическом мире, своих правах и обязанностях в обществе;
- формировать потребность в общественно-полезной деятельности.
Возраст детей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный финансист» предназначена для обучения школьников в возрасте 10-14лет.
Сроки реализации программы, этапы. Программа рассчитана на один год обучения, продолжительностью 35 учебных часов.
Формы проведения учебных занятий – класс-группа.
Методы организации занятий: беседа, рассказ педагога, комплексно-тематические занятия, бизнес-игры, игры-стратегии, опросы, встречи со специалистами. Обучение построено на сочетании теоретических и практических занятий.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. По окончании обучения по данной программе дети:
- будут понимать сущность экономических связей и процессов, и осознавать степень их воздействия на все сферы жизнедеятельности человека;
- освоят базовые знания по осуществлению финансовой и предпринимательской деятельности;
- смогут определить критерии выбора будущей профессии, и ее значимость в перспективе своего развития;
- овладеют жизненными навыками в условиях развития новой модели экономики, основанной на знаниях и создании интеллектуального труда;
- научатся ориентировать свою деятельность на приоритетные направления развития общества;
- приобретут первичные навыки по выявлению преимуществ конкурентоспособности бизнеса.
Результативность обучения по программе определяется с помощью беседы, практических тематических заданий, деловых игр и оценивается по трехбалльной системе – «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Критериями оценки знаний обучающихся являются:
- умение устанавливать взаимосвязи между экономическими процессами и
явлениями;
- знание особенностей осуществления предпринимательской деятельности;
- умение самостоятельно определить для себя критерии выбора будущей профессии;
- умение качественно обрабатывать информацию и преобразовывать ее в «знание»;
- умение выделять актуальные идеи из множества вариантов;
- умение выявлять преимущества конкурентоспособности бизнеса.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года в форме беседы.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде контрольных работ, бизнес-игр, практических работ.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде защиты проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Раздел | Всего часов |
1. | Проблема выбора. | 9 |
2. | Деньги. | 7 |
3. | Доходы и расходы. | 9 |
4. | Покупатель и продавец. | 10 |
Итого: | 35 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Юный финансист» специально разработана, чтобы:
- научить ребенка адаптироваться к современным экономическим условиям;
- развить у него лидерские способности;
- научить создавать бизнес «с нуля»;
- обнаружить и развить предпринимательские способности ребенка;
- научить его планировать свое будущее;
- научить разумно распоряжаться заработанными деньгами;
- подготовить к возможным рискам и неудачам.
Основной формой проведений занятий является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, закрепление предыдущего материала, введение нового материала, подведение итогов. Обучение происходит по принципу соединение учебно-игровой и реальной деятельности в занимательной игровой форме, в виде сюжетной игры и практических заданий, что наиболее эффективно для усвоения детьми сложных экономических знаний. Особенностью методики проведения занятия заключается в том, что в процессе устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Наличие разнообразных активных видов детской деятельности позволяет избежать монотонности, снимает напряжение и усталость, повышает мотивацию и интерес детей к экономике.
Лекционные и практические занятия по программе проходят на базе школы в учебном кабинете. Программой предусмотрено самостоятельное выполнение обучающимися различных творческих заданий, работ, и проектов по предложению, созданию и обсуждению идей. Сочетание таких разных видов и форм проведения занятий сближает обучающихся, и делает занятия увлекательными и динамичными.
Организация поисковой и мини-исследовательской деятельности учащихся позволяет направить процесс обучения в сторону деятельностного получения знаний самими учениками.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Проблема выбора. | |||
1. | Возможности удовлетворения потребностей. | 1 | |
2. | Ограниченность ресурсов. | 1 | |
3. | Ограниченность времени. | 1 | |
4. | Выбор. | 1 | |
5. | Выгодный вариант. | 1 | |
6. | Без чего человеку не обойтись. | 1 | |
7. | Хочу и могу. | 1 | |
8. | Вещи первой необходимости в вашем доме. | 1 | |
9. | Контроль знаний и умений. | 1 | |
Раздел 2. Деньги. | |||
10. | Что такое деньги, их происхождение. | 1 | |
11. | Зачем нужны деньги? | 1 | |
12. | Потребности людей в деньгах. | 1 | |
13. | Деньги в семье. | 1 | |
14. | Как и где хранят деньги. | 1 | |
15. | Деньги в разных странах. | 1 | |
16. | Контрольная работа. | ||
Раздел 3. Доходы и расходы. | |||
17. | Доходы семьи. | 1 | |
18. | Твой вклад в доходы семьи. | 1 | |
19. | Доходы предприятий и государства. | 1 | |
20. | Расходы семьи. | 1 | |
21. | Расходы предприятий и государства. | 1 | |
22. | Бюджет. | 1 | |
23. | Что значит экономить. | 1 | |
24. | Как важно вести учет доходов и расходов. | 1 | |
25. | Контроль знаний и умений. | 1 | |
Раздел 4. Покупатель и продавец. | |||
26. | Покупатель. | 1 | |
27. | Продавец. | 1 | |
28. | Где покупают товары. | 1 | |
29. | Почему цены разные. | 1 | |
30. | Конкуренция. | 1 | |
31. | Мы идем за покупками. | 1 | |
32. | Бизнес-игра. Подготовка проектов. | 1 | |
33. | Контроль знаний и умений. | 1 | |
34. | Итоговая игра «Экономическое поле чудес» | 1 | |
35. | Защита проектов. | 1 | |
Итого: | 35 |
Литература:
1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в РоссийскойФедерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
3. Большой Экономический Словарь. - М.: Книжный Мир, 2005. - 860 С.
4. Инновационная экономика, 2-е изд., исправленное и дополненное. -М.: Наука, 2004.– 296 с.
5. Бакшеева И.А., Азбука экономики / Образовательная программа. – Мурманск, 2002. – 4 c.
6. Ленсиони П.М., Три признака унылой работы. История со смыслом для
менеджеров (и их подчиненных). – М: Альпина Паблишерз, 2010. - 240 с.
7. Прикладная экономика: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов: Пер. с англ./ JuniorAchivment. – М: Просвещение, 1992. – 224 с.
8. Энциклопедия Экономиста/ Электрон.дан. – М., 2012. – Режим доступа:
http://www.grandars.ru/student/marketing/marketing.html
9. Годин С., Фиолетовая корова. – М: Росмэн-бизнес, 2004. - 192 с.
10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
11. Центр креативных технологий / Электрон.дан. – М.: ЦКТ, 2012. – Режим доступа:http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0173/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...