Занятие по профориентации "Профессии лесной отрасли" с презентацией
классный час (9 класс)
На данном занятии обсуждаются условия правильного выбора профессии, акцентируется внимание на профессиях лесной отрасли, рассматриваются востребованные профессии, вакансии в лесной отрасли Калужского региона. Более подробно рассматриваются такие профессии как ЕГЕРЬ, ЛЕСНИЧИЙ, МАСТЕР ЛЕСА. На занятии организована групповая работа учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к занятию по профориентации "Профессии лесной отрасли" | 1.3 МБ |
Занятие по профориетации "Профессии лесной отрасли" | 60.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллектуальная разминка. Какое дерево является символом России? Какое дерево одевается листвой позже всех? Что можно узнать по свежеспиленному пню? Как в лесу можно узнать стороны света?
Листья каких деревьев и кустарников опадают осенью зелёными? Как называется вор с ружьем в лесу или сетью на реке? От чего больше всего страдают леса? Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
Профессии лесной отрасли
Наиболее популярные, востребованные профессии в настоящее время (по мнению респондентов) Участники опроса (ученики, студенты, работающее население, студенты) НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИИ КОЛ-ВО ОТВЕТОВ НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИИ КОЛ-ВО ЧЕЛОВЕК юрист 16 водитель 6 менеджер 10 бухгалтер 5 врач 9 учитель 4 инженер 6 медицинский работник 4 дизайнер 5 строитель 4 бухгалтер 5 продавец 4 психолог 4 оператор машинного доения 4 экономист 3 тех.служащий 3 строитель 3 фармацевт 2 системный администратор 3 воспитатель 2 филолог 3 дизайнер 1 архитектор 2 швея 1 программист 2 сварщик 1 продавец 2 слесарь 1 водитель 2 системный администратор 1 банковский работник 1 экономист 1 учитель 1 парикмахер 1 агроном 1 металлург 1 профессии в области нанотехнологий 1 механик 1 профессии в сфере обслуживания 1 юрист 1 профессии, связанные с лесом 1 архитектор 1 программист 1 машинист 1 охотовед 1
Вакансии в лесной отрасли Калужского региона Должность Количество вакансий МАСТЕР ЛЕСА 17 ЛЕСНИЧИЙ 5 ЛЕСНИК 12 ИНЖЕНЕР ПО ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ 9 ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСА 1
Надо Могу Хочу потребности рынка труда проблема человеческих возможностей (физиологических, психических) личные цели и ценности (профессиональные интересы и склонности)
человек - природа Тип профессии
Егерь Мастер леса Лесничий
Моделирование ситуации Представим, что нет ни одного человека на земле, работающего в лесной отрасли. Нет профессий лесного хозяйства. Что будет? К к аким последствиям это приведёт ? Распространится браконьерство. Нарушится экологическое равновесие, произойдёт нарушение пищевых цепочек. Исчезнет флора и фауна. Увеличатся лесные пожары. Распространятся насекомые-вредители, от которых гибнут деревья. Произойдёт захломление леса. Вырубки леса станут бесконтрольными. Леса вообще могут исчезнуть с нашей планеты. Возникнет недостаток кислорода. Человечество может погибнуть.
Мониторинг лесных пожаров, незаконных рубок леса, ущерб от насекомых-вредителей Год Кол-во пожаров Площадь в га 2019 год 30 22,9 2020 2 1,86 2021 - - 2022 1 0,1 2023 1 0,1 Лесные площади, пострадавшие от пожаров Год Площадь, га вредитель 2020 48 Короед типограф 2021 110 Короед типограф 2022 107 Короед типограф Лесные площади, пострадавшие от вредителей Год количество Объем, кб 2019 23 254 2020 6 15,56 2021 5 10,84 2022 15 53,8 2023 13 167,8 Незаконные рубки леса
Сегодня на занятии я узнал(а)…
Предварительный просмотр:
Занятие по профориентации
Тема: Профессии лесной отрасли
Цели:
Вызвать интерес к профессиям лесной отрасли, расширить знания о данных профессиях;
Воспитывать уважение к профессиям лесной отрасли, показать их значимость и необходимость для общества.
Ход занятия
- Эпиграф (слайд 1)
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
- Сегодняшнее занятие мы начнём с высказывания римского философа Сенеки (зачитываю на экране)
Как вы его понимаете? (высказывания учеников)
_ Итак, выражаясь образно, для того, чтобы вы знали, к какой пристани причалить, и проводятся наши занятия по профориентации, задача которых – помочь вам в правильном, осознанном выборе будущей профессии. И пусть все ветра для вас будут попутными!
Ну а чему посвящено сегодняшнее наше занятие мы узнаем после интеллектуальной разминки.
II. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся.
Интеллектуальная разминка. (слайд 2, 3)
- Какое дерево является символом России? (берёза)
- Какое дерево одевается листвой позже всех? (дуб)
- Листья каких деревьев и кустарников опадают осенью зелёными?(ольха, ива, сирень )
- Что можно узнать по свежеспиленному пню? (возраст дерева, стороны света)
-Как в лесу можно узнать стороны света? (по мху на стволе дерева, по густоте веток, по муравейникам……)
- Как называется вор с ружьем в лесу или сетью на реке.? (Браконьер)
-От чего больше всего страдают леса? (От пожаров)
- Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли)
- Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? (Дерево может засохнуть, т.к. питательные соки от корней поднимаются вверх к веткам только по коре)
Подведение к теме урока.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Какова тема нашего занятия?
#1060;ормулировка темы урока.Постановка учебных задач.
- Тема нашего занятия «Профессии лесной отрасли» (слайд 4)
- Мы более подробно узнаем о некоторых профессиях, связанных с лесом;
- Задумаемся о необходимости данных профессий;
- Выясним их популярность и востребованность на данный момент;
- Узнаем, в каких учебных заведениях можно приобрести профессии лесной отрасли.
IV. Представление гостя
- Сегодня у нас в гостях лесничий Дзержинского лесничества Дмитрий Владимирович Медведев. Он будет экспертом на нашем занятии.
V. Результаты соц.опроса.
- Для того, чтобы выяснить, какие профессии являются наиболее популярными и востребованными в наше время по мнению окружающих, кем работают люди сейчас, кем работали, кем собираются работать был проведён соц.опрос среди разных слоёв населения. Из старшеклассников нашей школы была создана экспертная группа, которая опросила 52 человека. В число опрашиваемых, т.е.респондентов, вошли ученики, в том числе уч-ся 11 класса, студенты, работающее население, пенсионеры. Предлагаем вашему вниманию видеоролик с некоторыми ответами респондентов (опрашиваемых).
слайд 5
Наиболее популярные, востребованные профессии в настоящее время (по мнению респондентов) | Участники опроса (ученики, студенты, работающее население, студенты) | ||
НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИИ | КОЛ-ВО ОТВЕТОВ | НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИИ | КОЛ-ВО ЧЕЛОВЕК |
юрист | 16 | водитель | 6 |
менеджер | 10 | бухгалтер | 5 |
врач | 9 | учитель | 4 |
инженер | 6 | медицинский работник | 4 |
дизайнер | 5 | строитель | 4 |
бухгалтер | 5 | продавец | 4 |
психолог | 4 | оператор машинного доения | 4 |
экономист | 3 | тех.служащий | 3 |
строитель | 3 | фармацевт | 2 |
системный администратор | 3 | воспитатель | 2 |
филолог | 3 | дизайнер | 1 |
архитектор | 2 | швея | 1 |
программист | 2 | сварщик | 1 |
продавец | 2 | слесарь | 1 |
водитель | 2 | системный администратор | 1 |
банковский работник | 1 | экономист | 1 |
учитель | 1 | парикмахер | 1 |
агроном | 1 | металлург | 1 |
профессии в области нанотехнологий | 1 | механик | 1 |
профессии в сфере обслуживания | 1 | юрист | 1 |
профессии, связанные с лесом | 1 | архитектор | 1 |
программист | 1 | ||
машинист | 1 | ||
охотовед | 1 |
VI. Рассуждения о возможных причинах непопулярности и редком выборе профессий, связанных с лесом.
Соцопрос показал, что наиболее актуальными на данный момент являются профессии юриста, менеджера, врача. Подавляющее большинство современных молодых людей и люди среднего возраста не связывают свою будущую и настоящую жизнь с работой в лесной отрасли и не считают такие профессии популярными. Лишь 1 человек- учащийся 11 класса РСОШ- собирается пойти учиться на охотоведа и 1 ученица 11 класса считает востребованными в наше время профессии, связанные с экологией, лесом…..Причины этому могут быть разные. Как вы думаете, какие? (предположения учеников)
- А может быть причина в том, что у нас мало информации о профессиональной деятельности людей, связанных с лесным хозяйством? Может быть профессии лесной отрасли недостаточно востребованы в современное время?
Предлагаю ознакомиться вам с вакансиями в лесной отрасли Калужской области, представленными на сайте Министерства лесного хозяйства (раздаю таблицы ученикам и гостям)
#1057;татистическая справка из Министерства лесного хозяйства.
Вакансии в лесной отрасли региона
Информация о наличии вакантных мест в государственных казенных учреждениях Калужской области (лесничествах) и государственных предприятиях Калужской области (лесхозах), подведомственных министерству лесного хозяйства Калужской области
по состоянию на 1 февраля 2024 года
Наименование лесничества | Должность | Кол-во (ед.) |
ГКУ КО "Боровское лесничество" 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Берникова, д.114, тел. 48438-4-39-13 (4-39-11) | специалист по кадрам | 0,5 |
сторож | 2 | |
водитель автомобиля | 1 | |
директор | 1 | |
мастер леса | 2 | |
главный экономист (на время декретного отпуска) | 1 | |
инженер по лесовосстановлению 1 категории | 1 | |
ГКУ КО "Дзержинское лесничество" 249834, г. Кондрово, ул. Вокзальная, д.21, тел. 48434-3-30-04 | специалист по кадрам | 0,5 |
ГКУ КО "Думиничское лесничество" 249301, Калужская область, ж/д ст. Думиничи, ул. Белинского, д.6, тел. 8-48447-9-46-42 | заместитель директора | 1 |
участковый лесничий | 2 | |
ГКУ КО "Жиздринское лесничество" 249340, г. Жиздра, ул. Брянская, д.11, тел. 8-48445-2-13-98 | водитель автомобиля | 1 |
мастер леса | 1 | |
инженер по лесовосстановлению 1 категории | 1 | |
ГКУ КО "Жуковское лесничество" 249191, г. Жуков, ул. Ленина, д.161, тел. 8-48432-5-43-39 | лесник 2 категории | 5 |
водитель автомобиля | 1 | |
мастер леса | 2 | |
ГКУ КО "Износковское лесничество" 249880, Калужская область, с. Износки, ул. Кирова, д.13, т. 48449-45-384 | специалист по кадрам | 0,5 |
участковый лесничий | 1 | |
водитель автомобиля | 4 | |
ГКУ КО "Калужское лесничество" 248007, г. Калуга, пос. Пригородное лесничество, тел. 277-033, 277-031 | мастер леса | 2 |
участковый лесничий | 2 | |
лесник | 1 | |
эксперт | 1 | |
ГКУ КО "Козельское лесничество" , Калужская область, г. Козельск, ул. Лесная, д. 12, 48442-2-06-74 | участковый лесничий | 1 |
мастер леса | 1 | |
водитель автомобиля | 1 | |
ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" 249500, Калужская область, п. Бетлица, ул. Кирова, д.33а, т. 8-48457-2-14-37; | лесник | 1 |
мастер леса | 1 | |
ГКУ КО "Людиновское лесничество" 249400, Калужская область, г. Людиново, ул. Фокина, д.14, т. 8-484-44-6-37-02; | водитель автомобиля | 3 |
инженер по лесопользованию 1 категории | 1 | |
мастер леса | 2 | |
ГКУ КО "Малоярославецкое лесничество" 249094, Калужская область, г.Малоярославец, ул. Калужская, д.36а, т. 8-484-31-2-15-37; | мастер леса | 2 |
участковый лесничий | 2 | |
лесник | 3 | |
ГКУ КО "Медынское лесничество" 249950, г. Медынь, ул. Буровикова, д.5, тел. 8-48433-2-15-32 | инженер по лесопользованию II категории | 1 |
лесник Передельского участкового лесничества | 1 | |
ГКУ КО "Мещовское лесничество" 249240, г. Мещовск, пл. К.Маркса, д.3, тел. 8-48446-9-12-65 | директор | 1 |
ГКУ КО "Спас-Деменское лесничество" Калужская область, г. Спас-Деменск, ул. 8 Марта, д.30 В, т. 48455-2-15-34 | директор | 1 |
ГКУ КО "Ульяновское лесничество" 249774, Калужская область, Ульяновский район, с. Дудоровский, ул. Авуева, д.2а, тел. 8-48443-2-42-64 | специалист по кадрам | 1 |
ГКУ КО "Ферзиковское лесничество" 249800, Калужская область, п. Ферзиково, ул. Красноцветова, д.1, т/ф. 31-649, 31-454 | водитель автомобиля | 1 |
инженер по лесовосстановлению | 1 | |
мастер леса | 2 | |
ГКУ КО "Юхновское лесничество" 249910, Калужская область, г. Юхнов, ул. Ленина, д.98, т. 48436-2-10-54 | инженер по лесопользованию | 1 |
мастер леса | 1 | |
юрисконсульт | 1 | |
лесник 2 категории | 1 | |
водитель автомобиля | 1 | |
СГАУ КО "Лесопожарная служба Калужской области", г. Калуга, п. Пригородное лесничество т. 277-023, 277-001, 41-06-23 | инженер по охране и защите леса | 1 |
инженер по лесовосстановлению | 3 | |
ведущий эксперт | 1 | |
лесной пожарный 3 класса Жиздринской ЛПС-3 | 7 | |
водитель автомобиля Жиздринской ЛПС-3 | 3 | |
тракторист Жиздринской ЛПС-3 | 2 | |
водитель автомобиля Юхновской ЛПС-3 | 1 | |
тракторист Юхновской ЛПС-3 | 3 | |
лесной пожарный 3 класса Дзержинской ЛПС-2 | 1 | |
водитель автомобиля Дзержинской ЛПС-2 | 1 | |
тракторист Людиновской ЛПС-2 | 1 | |
водитель автомобиля Малоярославецкой ЛПС-1 | 1 | |
сторож Малоярославецкой ЛПС-1 | 3 | |
мастер леса Жуковской ЛПС-1 | 1 | |
лесной пожарный 3 класса Жуковской ЛПС-1 | 2 | |
водитель автомобиля Жуковской ЛПС-1 | 1 | |
тракторист Жуковской ЛПС-1 | 1 | |
сторож Жуковкой ЛПС-1 | 3 | |
водитель автомобиля Износковской ЛПС-1 | 1 | |
сторож Износковской ЛПС-1 | 2 | |
водитель автомобиля Медынской ЛПС-1 | 1 | |
сторож Медынской ЛПС-1 | 3 | |
сторож Спас-Деменской ЛПС-1 | 3 | |
ГКУ КО «Калугаоблохота», г. Калуга, ул. Ленина, д.14, тел.724-229 | охотовед | 1 |
Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Дирекция парков» 248009, г. Калуга, ул. Грабцевское шоссе, д.73, т.410-564 | заместитель директора по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности | 1 |
начальник отдела мониторинга биоразнообразия | 1 | |
начальник отдела закупок | 1 | |
заместитель начальника ремонтно-эксплуатационного отдела | 1 | |
главный специалист отдела организационно-правового и кадрового обеспечения | 1 | |
главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия | 1 | |
ведущий специалист отдела развития территорий и проектной работы | 2 | |
главный специалист отдела обеспечения контрольной (надзорной) деятельности | 1 | |
ведущий специалист отдела экологического просвещения и информационного сопровождения | 1 | |
главный специалист отдела экономического планирования и финансового контроля | 1 | |
Государственное казенное учреждение | главный специалист отдела по бухгалтерскому учету и отчетности в казенных учреждениях | 3 |
ведущий бухгалтер отдела по бухгалтерскому учету и отчетности в казенных учреждениях | 1 |
-Как видно из данной таблицы, в нашем регионе достаточно вакантных мест в лесной отрасли, что говорит о востребованности профессий, связанных с лесным хозяйством.
Сводная таблица с кол-вом вакансий слайд 6
На слайде представлены профессии, непосредственно касающиеся лесной отрасли.
VIII. Условия правильного выбора профессии.
Допустим, что у человека есть желание работать в лесной отрасли, есть необходимость в данных профессиях на рынке труда. А какая ещё составляющая нужна, чтобы правильно выбрать профессию? (Ответы учащихся)
- Несомненно, что нужно ещё учитывать способности человека, его задатки, предрасположенность к тому или иному типу профессий.Слайд 7 (с кругами)
Только в том случае, если наше ХОЧУ(т.е. желания, интересы, склонности), наше МОГУ (т.е. возможности) и НАДО (т.е.потребности на рынке труда) пересекаются,можно говорить о правильном выборе профессии. Вспомним, к какому типу относятся профессии, которые мы сегодня обсуждаем.(ответы учеников -ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА: Ч-П) слайд 8.Ранее мы с вами проводили тестирование, в ходе которого выясняли наиболее подходящий вам тип профессии. И каждый из вас знает, какой тип профессии у вас доминирует.
VII. Работа в группах.
- А теперь более подробно и конкретно рассмотрим некоторые профессии лесной отрасли. Для этого разделимся на группы (случайный выбор – по цвету вытащенных карточек-стикеров)
(рассаживаются за парты группами по 4 человека)
- Выберите руководителя группы, который будет представлять результаты вашей общей работы.
Из чёрного ящика представитель каждой группы вытаскивает название определённой профессии: ЕГЕРЬ, ЛЕСНИЧИЙ, МАСТЕР ЛЕСА.(Эти названия профессий появляются на экране) слайд 9
Затем каждой группе раздаются по 3 карточки разного цвета, где содержатся сведения
- о роде деятельности людей данных профессий,
- месте работы,
- специфике профессии,
- о необходимом образовании.
- Ваша задача – выбрать из предложенных списков только 1 карточку, в которой описывается та профессия, название которой вы вытащили. А необходимые личные и профессиональные качества человека данной профессии вы должны будете назвать сами. Вы можете их записать на отведённом свободном месте на выбранной вами карточке.
Затем озвучить свой выбор. Отбирать сведения вы будете не вслепую, не просто наугад.
У нас в школе проводились встречи с представителями Дзержинского лесничества,
некоторые из вас сами являются членами школьного лесничества,
мы с вами смотрели фильм о БГИТА (Брянской государственной инженерно-технологической академии) и узнали какие специальности лесной отрасли там можно получить .
Учащиеся нашей школы (и некоторые из вас в том числе) даже ездили в Брянск в эту академию.
Поэтому некоторые представления о профессиях лесного хозяйства вы имеете.
Итак, на работу отводится 5 минут (песочные часы) Правильность вашего выбора оценит наш эксперт Дмитрий Владимирович. Если он посчитает нужным, то дополнит ваши ответы, уточнит, конкретизирует их.
ЕГЕРЬ
Род деятельности
В обязанности человека данной профессии входят следующие задачи: контроль над вверенной ему территорией и наблюдение за популяцией животных. Этот человек должен следить за жизнью животных, вести контроль и сохранять экологическое равновесие на вверенной ему территории. …занимается, в частности, кормлением диких животных в суровых природных условиях, например, лосям и кабанам требуется дополнительная пища в зимнее время. В определенные времена года изголодавшие животные вполне в состоянии навредить растениям и посевам.
Человек этой профессии занимается и охотничьем ремеслом. Ведь в определенное время требуется проводить отстрел некоторых животных, которые могут заболеть или стать агрессивными под воздействием внешних обстоятельств. Также может наблюдаться чрезмерное размножение некоторых видов животных, что может привести к нарушению природного равновесия: болезнь, скученность и голод.
Профессия включает в себя и другие обязанности: организация охоты на вверенных участках. Человек этой профессии должен всячески помогать гостям, приехавшим на охоту, если у них есть на то лицензии – организовать для них максимально безопасную обстановку, ночлег; помочь найти, выгнать и отстрелить зверя. Входит в его обязанности и борьба с браконьерством.
Реки тоже находятся под контролем этого человека. Рыбное браконьерство, глушение рыбы взрывчаткой всегда было проблемой. Это огромный вред и природе, и вообще с моральной точки зрения просто немыслимо. …может это остановить.
Место работы
Охотничье угодье, заповедник или лес.
Необходимые личные и профессиональные качества
Любовь к природе, смелость, знание повадок животных, их образа жизни, выносливость, сила, терпение и концентрированность, мобильность, готовность к ненормированному рабочему дню.
Специфика профессии
Жизнь в сельской местности, отсутствие чёткого графика работы, отсутствие комфорта,люди этой профессии также сталкиваются и с угрозой для жизни - браконьеры вооружены, лесные животные опасны,; в тоже времянет тесного офиса, нет толпы, городской суеты, работа на лоне природы, на свежем воздухе.
Необходимое образование.
Высшее образование не обязательно. Образование может быть как средне-специальным, так и средним. Можно пройти специальные курсы.
ЛЕСНИЧИЙ
Род деятельности
Это специалист по лесоустройству, защите и использованию леса. Другими словами – это специалист лесного хозяйства, непосредственно руководящий всем комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите леса в лесничестве.Он отвечает за жизнь лесного хозяйства (лесхоза) в целом. Лес – огромное богатство. Как его рационально использовать и в то же время сохранить для людей будущего? Этим и занимается человек данной профессии.
Человек этой профессии оказывает помощь лесу как экосистеме. Чтобы лес оставался здоровым, человек этой профессии отслеживает признаки болезней, появление насекомых-вредителей. Если нужно, планирует санитарную вырубку деревьев. Во время такой вырубки удаляются больные, поврежденные и усыхающие деревья, т.е. те, что уже невозможно вылечить. Часто больное дерево само превращается в рассадник вредителей или инфекции. Например, спиленные заражённые древоточцем деревья, ни в коем случае нельзя оставлять рядом со здоровыми. Организуется вывоз и утилизация больных деревьев.
Но даже если нет опасности заражения, в лесу не должно оставаться больших завалов. Как и сухостой, они опасны: при лесном пожаре сухая трухлявая древесина станет быстрым проводником для пламени. Поэтому этот человек отвечает за то, чтобы рубка деревьев не вредила лесу, чтобы вырубленные или выгоревшие места вовремя засаживались новыми деревьями, чтобы не было завалов старых поваленных стволов и т.д. Он организует подготовку семян и саженцев, определяет время и место посадки. Благодаря его усилиям и усилиям его помощников, вместо пустоши может вырасти целый искусственный лес, так называемые лесопосадки.
Также эти люди ведут прокладку просек, которые делят лес на кварталы, на случай пожара проводят окапывание лесов по краю (преграда для низового огня) и регулярно проверяют состояние просек и вскопанных участков.
Человек этой профессии должен уметь не только руководить, но и работать руками, самостоятельно выполнять все нужные действия.Он участвует в процессе вырубки, посадки, лечения деревьев. Ему случается работать не только с картой и карандашом, но также бензопилой и лопатой.
Место работы
Работают в лесопарковых хозяйствах, лесничествах, лесхозах, леспромхозах, охотничьих хозяйствах, заповедниках, заказниках, в фирмах по озеленению городов, на предприятиях по заготовке и переработке леса, в экспедициях по лесоустройству, экологических службах, управлениях по лесному хозяйству.
Необходимые личные и профессиональные качества
Эта профессия предполагает не просто любовь к природе, лесу, а ещё и мышление эколога. Такому человеку нужны трудолюбие, методичность, желание пополнять свои знания каждый день, а также крепкое здоровье и способность к ручному труду. Человек данной профессии должен знать биологию лесных растений и животных, разбираться в почвах, понимать закономерности существования и развития лесных экосистем, знать правила защиты от насекомых-вредителей, пожаров, разбираться в экономических и юридических вопросах ведения лесного хозяйства.
Ему нужна физическая закалка, глазомер, наблюдательность, зрительно-образная память.организаторские способности.
Специфика профессии
Работа как на свежем воздухе, так и в помещении. Близость к природе.
Труды этих людей дают результат очень не скоро и далеко не всегда можно увидеть эти результаты, почувствовать гордость за выполненную работу.Например, сажая в землю крохотные дубовые саженцы, этот специалист не может рассчитывать, что будущим летом он пройдётся под сенью шумной дубравы. Результат будет виден лет через тридцать – сорок, а то и через восемьдесят лет.
Необходимое образование.
Требуется высшее образование по специальности «Лесное хозяйство» или «Лесное дело».
Мастер леса
Род деятельности
Это штатный сотрудник лесничества, лесхоза и арендаторов лесозаготовительной промышленности. Человек этой профессии подчиняется лесничему, главному лесничему и директору лесничества, лесхоза. За ним закрепляется участок лесного фонда, в котором лесничество разделено на участковые лесничества. Этот человек руководит работой тех лесников, обходы которых входят в его участок, или участковое лесничество, инструктирует их по вопросам лесопользования, проведения противопожарных, лесокультурных, лесозащитных и других лесохозяйственных мероприятий, а также осуществляет контроль за исполнением лесниками своих должностных обязанностей; проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам охраны, защиты лесов и порядка пользования и восстановления лесов; проверяет соблюдение лесопользователями лесного законодательства и выполнение договорных обязательств; составляет протоколы о выявленных нарушениях лесного законодательства; принимает меры по предупреждению и тушению лесных пожаров; руководит работами по лесоразведению, отводу лесосек и площадей под сенокошение, пастбищные угодья, побочное лесопользование; участвует в ревизиях обходов и выполняет по указанию лесничего другие работы. Одновременно по должности является государственным инспектором, выполняет соответствующие функции в пределах своего мастерского участка.Постоянно следит за состоянием своего хозяйства. У леса множество врагов (и не только двуногих). Это разнообразные болезни, а иногда и эпидемии, вредные насекомые, пожары и ураганы. Такие напасти надо уметь предотвращать или хотя бы вовремя замечать. Этот человек руководит профилактикой угрожающих лесному здоровью недугов, вместе с лесниками и местными жителями он борется с огнем и завалами.
Место работы
Лесничества, лесхозы.
Необходимые личные и профессиональные качества
|
- наблюдательность
- способность к управлению
- распределение и переключение внимания
- физическая выносливость
- стрессоустойчивость
- долговременная память
Должен досконально знать территорию леса и очень хорошо ориентироваться на ней;
знать точное расположение определенных пород деревьев, трав, цветов;
знать места обитания зверей и птиц в лесу; расположение рек и озер, проходящих через лес.
Специфика профессии
Близость к природе.Работа на свежем воздухе, в любую погоду. Большая ответственность за обеспечение безопасности во время лесозаготовок, т.к. эти работы считаются самыми травмоопасными.
Необходимое образование.
Высшее профессиональное или среднее специальное.
После того, как каждая группа зачитала свою карточку, появляется фото представителя каждой профессии. Эксперт оценивает ответы.
VIII. Моделирование ситуации
- А сейчас предлагаю вам смоделировать такую ситуацию. Представим, что нет ни одного человека на земле, работающего в лесной отрасли. Нет профессий лесного хозяйства. Что будет? К каким последствиями это приведёт ?
Порассуждайте в группах над этой ситуацией и напишите возможные последствия на ваш взгляд. На работу отводится 2 мин.
- Распространится браконьерство.
- Нарушится экологическое равновесие, произойдёт нарушение пищевых цепочек.
- Исчезнет флора и фауна.
- Увеличится количество лесных пожаров.
- Распространятся насекомые-вредители, от которых гибнут деревья.
- Произойдёт захломление леса.
- Вырубки леса станут бесконтрольными.
- Леса вообще могут исчезнуть с нашей планеты.
- Возникнет недостаток кислорода.
- Человечество может погибнуть.
Каждая группа зачитывает свои предположения.
затем появляется Слайд 10
IХ.Таблица
«Мониторинг лесных пожаров, незаконных рубок леса,
ущерб от насекомых-вредителей»
СЛАЙД 11
Лесные площади, пострадавшие от пожаров
Год | Кол-во пожаров | Площадь в га |
2019 | 30 | 22,9 |
2020 | 2 | 1,86 |
2021 | - | - |
2022 | 1 | 0,1 |
2023 | 1 | 0,1 |
Лесные площади, пострадавшие от вредителей
Год | Площадь, га | вредитель |
2020 | 48 | Короед типограф |
2021 | 110 | Короед типограф |
2022 | 107 | Короед типограф |
Незаконные рубки леса
Год | количество | Объем, кб |
2019 | 23 | 254 |
2020 | 6 | 15,56 |
2021 | 5 | 10,84 |
2022 | 15 | 53,8 |
2023 | 13 | 167,8 |
Примером того, насколько нужны профессии, о которых мы сегодня говорим, может служить мониторинг, проведённый на территории Дзержинского лесничества. Данная таблица показывает причины, от которых страдают леса:
- это пожары,
- насекомые-вредители, в частности короед типограф,
- незаконные рубки.
Государство до недавнего времени не уделяло достаточно внимания проблемам сохранения лесных ресурсов. Это недостаток финансирования, недостаточная техническая оснащённость, недостаток квалифицированных кадров. Потребность в работниках лесной отрасли очень высока.
Х.Видеоролик об учебных заведениях.
- В каких же учебных заведениях можно приобрести профессии лесной отрасли? В этом вам поможет наш информационный стенд (обращаю на него внимание) и видеоролик, который предлагается вашему вниманию.
ХI. Рефлексия.
В заключение, я попрошу, чтобы вы закончили предложение:
Сегодня на занятии я узнал(а)……СЛАЙД 12
ХII. Заключительное слово.
Хочу сделать ремарку: из 8 человек 11 класса, т.е. вы, уважаемые выпускники, не определились окончательно с выбором профессии , 4 человека. Надеюсь, сегодняшнее занятие было полезным для вас и может быть кто-то захочет связать свою жизнь с лесной отраслью. Ведь мы ещё раз убедились, что профессии эти важны, нужны, достаточно востребованы, полезны и значимы для общества.
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия "Прогулка на лесную лужайку"
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в словах, фразовой речи; развитие грамматичес...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....
Рабочая программа занятий кружка по английскому языку «Презентация и проектная деятельность на английском языке»
Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:...
Конспект занятия по теме "ОВОЩИ" с презентацией
Занятие по теме "ОВОЩИ" в школе 1 вида для детей с нарушением слуха. К конспекту прилагается презентация....
Открытое воспитательное занятие "Экология школьного двора" с презентацией
Одним из направлений деятельности школы является экологическоевоспитание школьников. Школьный двор и школьная территория сталиэффективным средством формирования экологической культуры учащихся,становл...
Конспект занятия "Игра - викторина "Лесные жители". Панно "В лесу"
Конспект занятия "Игра-викторина "Лесные жители" Панно "В лесу"...
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида...