Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»
план-конспект на тему
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»
Задачи:
- обобщить знания учащихся о значении леса и растений в жизни человека;
- формировать интерес к окружающему миру, стремление беречь природу;
- познакомить с правилами поведения в лесу;
- воспитывать любовь к родному краю;
- воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.
Ход занятия.
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие. А куда, отгадайте. В ходе путешествия я буду задавать вам вопросы, загадывать загадки. За правильный ответ вы будете получать кленовый листочек. Кто больше таких листочков наберёт, станет победителем и получит приз.
Учитель: Итак, отгадайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)
Учитель: Сегодня наше мероприятие посвящено лесу и его обитателям.
Учитель: А чем же дорог нам лес? Какую роль он выполняет в жизни людей?
Лес – это:
- наше богатство.
-зелёный наряд нашей Земли.
- кладовая чистого воздуха.
- дом для зверей и птиц.
- наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Учитель: И вот мы с вами на опушке леса. Давайте послушаем голоса природы.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
И.Никитин.
Учитель: Давайте разгадаем, какие дары нам преподносит лес.
Кроссворд «Дары леса»:
По горизонтали:
2. Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под ёлками
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4. Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
5.Не балует дуб детей.
Одевает без затей.
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Жёлуди)
6.Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)
По вертикали:
1.Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет – и душистая
Попадает в кружки. (Земляника)
Учитель: Лес-богатство нашей Родины. В нём, как и в наших домах, есть этажи. Лесные этажи называются ярусами. Давайте с вами выясним, сколько этажей-ярусов в лесу, и кто в нём живёт. Итак, мы с вами на первом этаже. Отгадайте, кто живёт на первом ярусе.
Вы всегда его найдёте
И в лесу и на болоте.
Хоть на вид и неказистый
Мягкий, нежный, бархатистый. (Мох)
Мхи растут скученно, образуя коврики. Корней нет, только стебли и листья. Мох впитывают влагу в себя в 30-40 раз больше, чем весит сам.
Учитель: А что можно увидеть на 2 этаже. (Грибы) Они играют большую роль в жизни леса. А какую роль? Вы знаете? Грибы перерабатывают растительные остатки, разрушают пни, поваленные деревья, опавшую листву. Они - санитары леса. Я надеюсь, ребята, вы хорошо их знаете. Есть такое определение «тихая охота». Что подразумевается под этим понятием? (сбор грибов). И мы с вами отправимся на «тихую охоту». Будем собирать грибы.
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это … сыроежки
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … подосиновик
Плотный, крепкий, статный
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)
Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат.
Что в земле скрываешься?
В чём ты виноват? (груздь)
На опушках, просеках,
В сосенках и ёлочках.
Словно бы после дождя
Шляпки их всегда блестят. (Маслята)
Шляпка вогнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет.
И вкусней грибочков нет. (Рыжики)
Если в рощу вы пойдёте,
Под берёзой меня найдёте. (Подберёзовик)
Виден издали он,
В белой шапке … шампиньон
Дождик, я к тебе привык
Я – собрат твой, … дождевик.
Посмотри, какой хороший!
Шляпка красная в горошек.
Кружевной воротничок,
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
Учитель: мы положим его в корзинку? (Нет, он ядовитый)
Учитель: А это тоже жители 2 яруса. Вам знакомы эти цветы? Назовите их. А теперь мы с вами переходим на следующий этаж «лесной фабрики» - на 3ий. Что здесь растёт? А здесь растут кустарники.
Учитель: Какие кустарники вы знаете? (Калина, шиповник, орешник, барбарис).
Учитель: Мы с вами поднимаемся на самый верхний ярус леса – четвёртый. Этот ярус занимают деревья.
А скажите, какое дерево является символом России?
Берёза даёт человеку много лекарственных продуктов.
Но, не забудьте: одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за весну до 200л сока.
Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб) Высота дуба - 40-50 м, 100-150 см в диаметре. Живёт 100-500 лет.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Высота - до 48 м, толщина-1 м, живёт до 400 лет.
Гибкими ветвями
Склонилась над водой-Любуется собой! (Ива)
Ива растёт у водоёма. Её длинные, тонкие ветки склоняются до самой воды. Её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне.
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) Осина цветёт в апреле-мае до распускания листьев. Живёт 80-100 лет.
Её всегда в лесу найдёшь-
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Ель растёт 150-200 лет.
Почки - липучие,
Листья - пахучие,
Плоды – летучие. (Тополь)
Тополь - «чемпион» по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30 % .
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
Одно взрослое дерево даёт в среднем 70 кг мёда, а гектар лип – 1 т мёда. Живёт липа 300-400 лет.
Учитель: Ну а вот первая жительница леса. Кто она? Отгадайте!
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её…лиса
Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож и в сады
Отважный …ёж
В сосне – дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (белка)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан.
Очень грозен был … кабан
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит… рысь
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … снегири
Днём спит, а ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова)
Куда веёт подземный ход?
Об этом знает только … крот.
Отступать врагам пришлось.
Их рогами встретил … лось.
Делиться со всеми - привычка моя!
«Вам яду не надо?» – спросила … змея.
Ребята, а теперь очень интересная информация. Знаете ли вы что:
1.Сова уничтожает за год около 1000 грызунов.
2. Кукушка за час может съесть 100 гусениц.
3. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час 1 мышь съедает 160-170 комаров.
Учитель: Давайте с вами прочтём и запомним правила поведения в лесу.
1.Никогда не наноси вред природе.
2. Не убивай зверей и птиц.
3.Не трогай домиков животных и их детёнышей.
4.Не трогай птичьи яйца.
5.Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок)
6. Не разжигай костров, не делай новых кострищ.
7.Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
8.Не оставляй мусор на месте своего отдыха.
9.В меру бери дары природы.
10.Не прокладывай новых тропинок.
11. Учись наблюдать и слушать голоса природы.
12. Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.
13. Не шуми в лесу, не пугай животных и птиц.
Учитель: Замечательный писатель и большой любитель природы М.М. Пришвин писал:
«Мы - хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину!»
С первых дней существования нашего государства большую заботу об охране природы проявил русский народ. Многое сделано по охране природы: посажены леса, открыты заповедники, сохранены многие виды животных. Человек многим обязан природе.
Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек за свою жизнь посадил хотя бы одно дерево. Вы ещё не успели этого сделать. Но постарайтесь оберегать уже посаженные растения и обитателей, живущих в нём. Наше путешествие я хочу закончить такими словами:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Помните эти слова! Берегите природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия: «Путешествие в подводное царство»
Цель занятия: развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у ...

Воспитательное занятие "Путешествие по стране "Здоровье"
Конспект воспитательного занятия "Путешествие по стране "Здоровье"...
Конспект воспитательного занятия "Путешествие по городу Здоровейску"
Занятие направлено на формирование здорового образа жизни....

Воспитательное занятие - путешествие "В гости к природе"
Занятие проводится в форме игры - путешествия...

Конспект занятия «Путешествие в подводное царство»
Конспект занятия учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальными нарушениями (легкой и умеренной степени), дети с Расстройством Аутистического Спектра) старшего дошкольного возраста...

Воспитательное занятие Путешествие в страну доброты
Формирование у учащихся коррекционной школы представлений о доброте, развитие эмпатии и дружелюбия, воспитание желания совершать добрые поступки....