Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
рабочая программа
процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinovaya_skazka.docx | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат №1
Купинского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета « ___»________202___г., протокол № _________ | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Купинская школа-интернат №1 _______________Кокарева О.В. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Пластилиновая фантазия»
(пластилинография)
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации программы: 1 год
(корректируется в течение года)
Автор – составитель:
Духно Нина Георгиевна
Учитель начальных классов
г. Купино,
2023 – 2024 учебный год
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Зам. директора ОУ по ВР _________/Духно Н.Г./
Руководитель ШМО _________/_Сохина Т.П./
«____»_________202___г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для детей с ЗПР разработана на основе
˗ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
˗ Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28.06.2021 № 219-ФЗ);
˗ Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»);
˗ Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196);
˗ Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»).
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программа составлена на один год обучения. 34 часа, т.е. один час в неделю.
В процессе обучения учащиеся осваивают приемы: скатывания, раскатывания, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание. На каждом занятии создаётся изделие в освоенной технике. В конце года проводится выставка работ.
Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет создавать настоящие шедевры.
Цель программы:
- организация досуговой деятельности детей.
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приемами лепки из пластилина.
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- обучение эстетическому оформлению работы.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- формирование умения работать в коллективе;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- развитие мелкой моторики рук, глазомера;
- совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, аккуратности, бережного и экономного использования материала, содержание в порядке рабочего места.
Цель кружка: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Особенностью данного кружка является разнообразная тематика выполняемых работ. В ходе реализации данной программы происходит привитие нравственных, духовных и культурных ценностей.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
привитие любви к природе, декоративному, народному творчеству
овладение разными приёмами и техниками
развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
обучение навыкам и приемам в работе;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с учащимися, рассказы учащихся, показ учителем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при работе с пластилином.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения программы «Творческая мастерская» является формирование следующих умений:называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать
виды материалов (пластилин, глина, масса для лепки), их свойства и названия;
приёмы работы ( скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание пластилина , смешивание цветов, получение оттенков;
названия и назначение ручных инструментов стеки– правила работы с ними;
технологическую последовательность изготовления несложных работ;
способы разметки рисунка на основе;
рельеф, барельеф, пластилинография;
способы оформления работ: панно, картина;
уметь
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно эстетически оформлять готовые работы.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Форма про- ведения | Образовательный продукт |
1 | Знакомство с пластилином. Рабочее место, инструменты | 1 | Рассказ с показом | Работы |
2 | Основные приёмы: скатывание, раскатывание | 1 | Беседа, показ | Шарик, жгутик,бусы. |
3 | Основные приёмы:сплющивание, вдавливание | 1 | Беседа, показ | Изготовление ягодки |
4 | Основные приёмы: прищипывание, оттягивание. | 1 | Беседа, показ | |
5 | Прием раскатывания. Изготовление дерева с совой | 1 | Практическая работа | Дерево с совой |
6 | Изготовление цветка | 1 | Практическая работа | цветок |
7 | Изготовление улитки | 1 | Практическая работа | Улитка |
8 | Изготовление ягоды | 1 | Практическая работа | клубника |
9 | Изготовление деревьев | 1 | Практическая работа | Ёлочка. |
10 | Изготовление аквариума с рыбками | 1 | Практическая работа | Аквариум с рыбками |
11 | Изготовление домашних животных | 1 | Практическая работа | кошка |
12 | Изготовление домашних животных | 1 | Практическая работа | собака |
13 | Изготовление черепахи | 1 | Практическая работа | черепаха |
14 | Изготовление букашки | 1 | Практическая работа | букашка |
15 | Изготовление гусеницы | 1 | Практическая работа | гусеница |
16 | Герои сказки | 1 | Практич. р | колобок, лиса, заяц, волк |
17 | Магазин игрушек | 2 | Рассказ,прак. р | Неваляшка, пирамидка |
18 | Расписной пластилин, смешанный | 1 | Рассказ Прак. работа | Изготовление курочки узоры |
19 | Дымковская игрушка | 1 | Практич. работа | Изготовление птички |
20 | Композиция из пластилиновых лент | 2 | Практическая работа | Розы из пластилиновых лент |
21 | Дизайн посуды | 1 | Практическая работа | Изготовление чашки |
22 | Пластилин вместо карандашей и красок. Технология размазывания. | 1 | Рассказ , показ техники рисунка | рисунок |
23 | Пейзаж | 4 | Практическая работа | Пейзаж , картина |
24 | Праздничная открытка | 2 | Практическая работа | открытки |
25 | Натюрморт | 1 | Практическая работа | картина |
26 | Мир детства. Свободная тема. | 1 | Практическая работа | картины |
27 | Итоговое занятие Итого | 1 34 | Выставка работ | Панно, миниатюры. картины |
Содержание программы:
1.Знакомство с пластилином. Рабочее место, инструменты (1ч.)
Введение. Историческая справка о пластилине. Знакомство с разными видами пластилина, его свойствами, цветами. Инструменты и приспо-собления применяемые при работе. Соблюдение правил по технике безопасности. Подготовка рабочего места к работе и его уборка по окончании работы. Знакомство с основными исходными формами: шар, конус, цилиндр, жгут.
2. Основные приёмы: скатывание, раскатывание (1ч.)
Знакомство с приёмами скатывания и раскатывания пластилина. Исходная форма-шар Использование этих приёмов при изготовлении шарика, колечка, бус.
3. Основные приёмы: сплющивание, вдавливание (1ч.)
Знакомство с приёмами сплющивание, вдавливание. Использование этих приёмов при изготовлении ягодки.
4. Основные приёмы: прищипывание, оттягивание (1ч.)
Изготовление цветов
Знакомство с приёмами прищипывания, оттягивания. Технология изготовления цветов
5. Изготовление корзинки(1ч.)
Использование приёма раскатывания при изготовлении корзинки.
6. Изготовление удавчика (1ч.)
Технология изготовления удавчика, пёстрой змейки .Приёмы раскатывания.
7.Изготовление улитки (1ч.)
Технология изготовления улитки.
8. Изготовление грибов (1ч.)
Технология поэтапного изготовления грибов: белого и мухомора. Исходная форма цилиндр, конус.
9. Изготовление деревьев (1ч.)
Приём раскатывания и расплющивания. Технология поэтапного изготовления ёлочки. Исходная форма-конус.
10. Изготовление дерева (2ч.)
Исходная форма-цилиндр .Технология поэтапного изготовления яблоньки.
11. Изготовление животных (2ч.)
Технология изготовления домашних животных: кошка. Исходные формы: шар, конус
12. Изготовление животных (2ч.)
Технология изготовления домашних животных: собака
13. Изготовление черепахи (2ч.)
Использование изученных приёмов при изготовлении черепахи.
14.Изготовление букашки (2ч.)
Технология изготовления божьей коровки, жука
15. Изготовление гусеницы (2ч.)
Использование изученных приёмов при изготовлении гусеницы
16. Герои сказки (1ч.)
Основные приёмы и технология изготовления героев сказки «Колобок» Оформление и проигрывание сказки в виде спектакля.
17. Магазин игрушек.(1ч)
Исходная форма-шар, пирамида. Изготовление неваляшки, пирамидки,
18. Расписной пластилин, смешанный (1ч.)
Расписной пластилин полученный способом резания. Выполнение узоров. Изготовление курочки.
19. Дымковская игрушка (1ч.)
Историческая справка, технология изготовления. Изготовление птички.
.
20. Композиция из пластилиновых лент (1ч.)
Технология изготовления цветных лент путём раскатывания пластилина в пласт и нарезание его на полосы стекой . Изготовление роз из этих полос.
21. Дизайн посуды (1ч.)
Характеристика посуды, основные приёмы и методы изготовления чашки.
Декоративное оформление.
22. Пластилин вместо карандашей и красок.(1ч)
Основное понятие и техника « рисования» пластилином. Поэтапное изго-
товление картины.
23. Пейзаж (1ч.)
Основные понятие, изготовление картин. Техника размазывания.
24. Праздничная открытка (1ч.)
Основное понятие и технология изготовления открытки.
25. Натюрморт (1ч.)
Знакомство с натюрмортом, основные понятия. Технология изготовления
натюрморта.
26. Мир детства (1ч)
Свободная тема. Изготовление картин.
27. Итоговое занятие. Выставка работ.(1ч.)
Используемая литература:
2. Глазова М. «Я леплю из пластилина»
3. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»
4. "Лепим из пластилина" от из-ва "Русич"
5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»
6.Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по декоративно – прикладному направлению «Бумажные фантазии»
Программа "Бумажные фантазии", вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия" для учащихся 1-3 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия" разработана на 4 года обучения для 5-8 классов, содержит КТП....
Программа внеурочной деятельности "Фантазия"
Художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности по технологии "Фантазии полет и рук творенье
Данная программа представляет собой тематическое планирование дополнительного курса по предмету технология в 5-6 классах, общекультурного и эстетического направления. Творческое и эстетическое воспита...