Программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Пановская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района Алтайского края
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/ Волкова Н.В. «____» ________201..г. | «Утверждаю» Директор ________/Кузьмин С.А. Приказ № ____ от «____» ________201…г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности для 1 класса
«Природа и фантазия»
начального общего образования
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель: Лескова Л.С.,
учитель начальных классов
с. Паново 2014г.
Пояснительная записка
Программа «Природа и фантазия» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа составлена на основе типовых программ по изобразительному искусству и технологии. Внеурочная деятельность кружка «Природа и фантазия» – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися культурных ценностей общества через декоративно-прикладное творчество.
Приобщая к миру прекрасного также надо как можно раньше учить детей восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т.д. Знакомство с природным материалом и его заготовка сопровождается в формировании у детей заботливого и бережного отношения к миру природы. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Цель программы: Создание условий для формирования эмоционально развитой личности ребёнка, способной к художественному творчеству, через расширение и углубление знаний и представлений о системе взаимодействия декоративно – прикладного искусства с жизнью.
Задачи программы.
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание обучающихся;
.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей 7 - 8 лет. Условия набора детей в кружок производится с учётом желания детей и согласия родителей. Данная внеурочная деятельность кружка организована на базе школы. Наполняемость в группе составляет – не более 15 человек.
Сроки реализации программы. Программа внеурочной деятельности «Природа и фантазия» рассчитана на один год обучения. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа.
Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности:
- помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
- дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
- научить вести себя в коллективе;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- освоить приёмы владения простейшими инструментами;
Формы занятий.
Программа предусматривает разные формы организации занятий:
- мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;
- проведение экскурсий;
- организация тематических выставок;
- участие в социальных акциях.
Предполагается также использование сочетания коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации занятий и различные методы обучения
внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения школьники должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;
- смысловую связь элементов.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии; - сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Способы определения результативности. Результатом практической деятельности по программе «Природа и фантазия» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Формы подведения итогов реализации программы:
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе;
– в школе.
• Коллективная рефлексия.
• Презентация творческой работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
1. Вводное занятие
Теория. Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка. Правила дорожного движения. План работы кружка на год. Знакомство с выставкой работ обучающихся объединения «Природа и фантазия».
Практика. Художественные упражнения акварелью, гуашью на тему «Геометрический орнамент». Ознакомление с различными геометрическими орнаментами и их характерными признаками.
2. Работа с природным, растительным материалом
Теория. Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Технология изготовления поделок из пуха. и перьев и др. Технология изготовления поделок из бересты, шишек, сучков, желудей. Фон, оборудование и клеящие составы. Простейшие приемы изготовления поделок. Организация рабочего места. Характеристика природных материалов. Правила работы с природным материалами.
Практика. Подготовка природного материала к работе. Изделия из природного материала по замыслу обучающихся. Выполнение из природного материала поделок с использованием ягод, листьев и др. Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы»). Сведения о многообразии природного материала. Правила работы с природным материалом. Изготовление птички из овощей Изготовление бус из природного материала. Осеннее солнышко. Изготовление «солнышка» из семян клёна или ясеня.
3. Народный орнамент
Теория. Создание условий для эстетического восприятия. Истоки хохломского орнамента. Колорит хохломы. Связи. Рисование по представлению или по наблюдению хохломских изделий, воспитание уважительного отношения к труду мастера, восхищение его работой орнаментального ритма с ритмом народных напевов. История появления матрешки. Процесс изготовления. Характерные декоративные элементы хохломской, дымковской, гжельской росписей.
История появления матрёшки. Процесс изготовления матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек.
Практика. Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов. Роспись матрёшек.
4. Лепка. Работа с соленым тестом
Теория. Превращение природного материала в художественное изображение. Понятие о ритме, выраженном чередованием пропорций и разных по форме элементов. Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).
Практика. Лепка игрушек. Лепка основной части туловища (полого, овальной формы). Лепка остальных деталей. Сборка деталей с туловищем. Заглаживание швов. Оформление декора.
5. Папье-маше
Теория. Папье-маше - прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить. Технология выполнения папье-маше. Эскиз. Роспись.
Практика. Выполнение папье-маше простейшей тарелки, грунтовка, роспись гуашью по грунтованной тарелке.
6. Композиция
Теория. Составление коллективных композиций. Знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Практика. Композиции на тему: «Красавица зима», «Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор). Изготовление предметной аппликации животных. Наклеивание аппликации на картон. Разрезание аппликации животных на части. Игра «Собери зоопарк». ТБ при проведении практических работ.
7. Художественные работы. Работа со скорлупками, ракушками и т. д.
Теория. Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы. Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Виды работ из яичной скорлупы.
Практика. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы»).
8. Оформительские работы. Работа с гофрированной бумагой
Теория. О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок. Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек. Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.)
Практика. Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном. Выполнение художественных работ для выставки.
9. Рисование без кисточки
Теория. Технология выполнения работ. Аэрография. Рисование палочкой, пальчиком.
Практика. Упражнения. Сборка деталей открытки. Оформление поздравительной открытки.
- Аппликация
Теория. Декоративная аппликация. Ритм. Тон. Силуэт. Мозаика. Составление композиции. Технология выполнения аппликации.
Практика. Составление узора из природных материалов. Выбор сюжета и переведение эскиза на фон. Изготовление деталей. Подготовка фона. Оформление композиции.
11. Итоговое занятие
Подведение итогов работы за I полугодие, за учебный год.
Выставка работ обучающихся.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема |
1-2 | Аппликации из листьев и цветов. |
3-4 | Поделки из сосновых шишек. |
5-6 | Поделки из яичной скорлупы. |
7-8 | Поделки из скорлупы орехов. |
9-10 | Оформительские работы. Поздравительная открытка. |
11-12 | Рисование без кисточки. Технология выполнения работы. |
13-15 | Оформительские работы. Работа с гофрированной бумагой. Изготовление розы из гофрированной бумаги. |
16-18 | Народный орнамент. Упражнения в росписи матрешки. |
19-22 | Композиция. Что такое композиция. Симметрия и асимметрия. Композиция на тему «Красавица зима» |
23-27 | Папье- маше.Технология выполнения. Лепка для папье- маше. Грунтовка. Роспись поделки из папье- маше. |
28-31 | Соленое тесто. Простейшие приемы лепки. Лепка игрушки. Оформление декора игрушки. |
32 33 | Знакомство с народный орнаментом. Хохлома. Гжель, Дымковская игрушка. Роспись разделочной доски в народном орнаменте на листе бумаги. |
34 | Выставка работ учащихся. |
Список литературы.
- А.С Абрамова Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
- Р.А.. Бардина Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990.
- С.В. Былкова Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006.
- М. Бобина "Рукоделие", Харьков, 1998.
- С. Газарян Прекрасное своими руками.- М. Детская литература, 2000.
- Л. В. Горнова Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград, 2008.
- М. А. Гусакова Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по декоративно – прикладному направлению «Бумажные фантазии»
Программа "Бумажные фантазии", вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия" для учащихся 1-3 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия" разработана на 4 года обучения для 5-8 классов, содержит КТП....
Программа внеурочной деятельности "Фантазия"
Художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности Разноцветные фантазии
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком...
Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...