Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия" разработана на 4 года обучения для 5-8 классов, содержит КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_5-8_priroda_i_fantaziya_15-16.docx | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Природа и фантазия»
(общекультурного направления)
5-8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Природа и фантазия» составлена в соответствии с нормативными документами:
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
5. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.; под ред.В.А. Горского
Программа внеурочной деятельности «Природа и фантазия» предназначена для учащихся 5-8 классов и рассчитана на 4 года обучения.
Содержание программы внеурочной деятельности «Природа и фантазия» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах декоративно-прикладного искусства, знакомит с техниками оформительской деятельности, а также расширяет знания учащихся о природе родного края, биоразнообразии, охране окружающей среды, формирует чувство любви к родной природе, гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами: природным и бросовым, бумагой, соленым тестом, папье-маше.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Воспитание культуры чувств, умения сопереживать, слышать, видеть и понимать, ощущать сопричастность опыту предков через проникновение в мир родного края, формирование любви к месту своего рождения, желание сделать его лучше и уютнее.
Новизна, актуальность, отличительные особенности данной программы определяются одновременно следующими факторами:
- расширяет, углубляет и интегрирует школьные учебные предметы: «Окружающий мир», «Биология», «География», «Ботаника», «Зоология», «Технология», «Изобразительное искусство» и другие предметы;
- носит гуманистический и практико-ориентированный характер;
- формирует у обучающихся экологическую компетентность;
- широко использует такие новые технологии как информационно-сетевые, коммуникативные, проектные и другие.
Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей развития, учета способностей и одаренности, а также специфики физического и психического состояния здоровья детей. Взаимоотношения педагога и обучающихся основаны на взаимопонимании и гуманно-демократических принципах.
Программа «Природа и фантазия» рассчитана на обучающихся 5-8 классов. Объем часов, отпущенных на занятия внеурочной деятельностью, составляет 34 часа в год, всего за 4 года обучения – 136 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, окружающего мира, биологии, способствовать их систематизации;
- содействовать формированию и развитию навыков восприятия природы родного края;
- создать условия для развития у детей базовых мировоззренческих основ в познании и защите окружающего мира; - знакомить с основами знаний в области проектирования, композиции, декоративно-прикладного искусства;
- учить самостоятельно анализировать изготавливаемое изделие;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление;
- обучать приемам работы с различными материалами;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать интеллектуально-творческие способности, инициативу, самостоятельность;
- пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию;
- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию детей;
- формировать и развивать у детей стойкий интерес к миру живой природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать интерес к работе с разными материалами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия – практикумы, беседы, тренинги;
- по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний, творческие занятия, проекты, игры, викторины.
Методы работы:
- проектирование;
- моделирование;
- конструирование;
- исследование;
- практические работы;
- наблюдения;
- выставки;
- экскурсии;
- самоанализ и самооценка.
Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.
Учебно - тематический план первого года обучения
№ | Наименование разделов программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | В мире растений | 5 | 2 | 3 |
3 | Флористика – музыка души | 6 | 1 | 5 |
4 | Новогодние и рождественские композиции | 4 | 1 | 3 |
5 | Природа и творчество | 10 | 2 | 8 |
6 | Пасхальные композиции | 4 | 1 | 3 |
7 | Морские пришельцы | 3 | 1 | 2 |
8 | Отчетная выставка работ учащихся | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание курса первого года обучения
- Вводное занятие (1ч)
Введение в образовательную программу. Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе.
- В мире растений (5ч)
Растительные богатства нашего края. Дары леса. Значение семян, ягод, плодов растений в жизни обитателей леса. Виды лекарственных растений нашего края.
Практические работы:
Заготовка природного материала. Обработка собранного материала.
Сбор семян растений. Сушка собранного материала (листья, растения, цветы, лепестки, семена).
Подбор природного материала для работы над аппликациями. Оформление работ «Курочка-несушка», «Полевые цветы».
Работа с гербарием «Лекарственные растения». Игра «Угадай растение»
- Флористика – музыка души (6ч)
Виды декоративно-прикладного искусства. Виды цветочно-декоративных растений. Флористика. Аппликация. Плоская флористическая композиция.
Практические работы:
Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиции.
Оформление работ «Волшебная клумба», «Фрукты в корзине» Викторина «Эти удивительные растения»
4. Новогодние и рождественские композиции (4 ч)
История празднования Нового года. Новогодние обычаи в России и других странах.
Практические работы:
Изготовление декоративной снежинки.
Новогодняя игрушка на ёлку.
5. Природа и творчество (10ч)
Красная книга. Редкие растения Самарской области, занесенные в Красную книгу. Меры по сохранению редких видов растений.
Техника «терра». Основные материалы и инструменты. Технология изготовления.
Практические работы:
Рисование листовок, плакатов на акцию «Первоцвет».
Изготовление работ «Первоцвет своими руками».
Викторина «Первоцветы».
Изготовление панно в технике «терра».
6. Пасхальные композиции (4 ч)
Пасха. История праздника. Традиции и обычаи празднования Пасхи.
Практические работы:
Изготовление работ «Пластилиновый цыплёнок»,
«Цыпленок из салфеток»,
«Пасхальная корзинка»
7. Морские пришельцы (3ч)
Правила сбора ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с природным материалом. Использование ракушек для композиций и аппликации. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размера ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Практические работы:
Сортировка ракушек. Подбор природного материала для работы по темам «На дне морском», «В подводном царстве». Оформление работ из ракушек.
Оформление рамок для поделок.
8. Отчетная выставка работ учащихся (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки
Учебно - тематический план второго года обучения
№ | Наименование разделов программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | В чудесном лесу | 7 | 2 | 5 |
3 | Флористика – музыка души | 4 | 1 | 3 |
4 | Новогодние и рождественские композиции | 4 | 1 | 3 |
5 | Лепка из соленого теста | 7 | 2 | 5 |
6 | Пасхальные композиции | 4 | 1 | 3 |
7 | Обережное рукоделие | 6 | 2 | 4 |
8 | Отчетная выставка работ учащихся | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание курса второго года обучения
- Вводное занятие (1ч)
Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе.
- В чудесном лесу (7ч)
Природа в жизни человека. Отражение красоты природы в искусстве. Растительный мир водоёмов, полей и лугов. Декоративные растения леса, сада, поля, водоёмов, лугов.
Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Объёмное засушивание. Условия устойчивого сохранения цвета и формы растений. Распределение материала по цветовой гамме. Техника составления композиций, панно, орнамента. Формы букетов и композиций. Вспомогательные средства.
Знакомство с разными видами круп (рис, гречка, пшено, ячневая, кукурузная, манная, пшеничная и др.), их происхождением и предназначением. Технология изготовления аппликаций из круп. Использование круп для украшения объёмных изделий. Правила окрашивания, сушки и хранения круп. Дополнительные материалы, используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практические работы:
Изготовление роз из цветных кленовых листьев. Изготовление осенних композиций из листьев, цветов, плодов. Аппликация из природных объектов.
Экскурсия «Рыжая осень» (Заготовка природных материалов, сушка собранного материала).
Изготовление аппликаций из разных видов круп: « Грибы», «Цветы».
Биологическая викторина «Путешествие в мир цветов».
- Флористика – музыка души (4ч)
Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. История флористики. Композиции на коре. Композиции в высоких вазах. Топиарии. Инструменты. Подготовка материалов.
Практические работы:
Композиция на коре.
Топиарий из сухоцветов.
- Новогодние и рождественские композиции (4ч)
История новогодних и рождественских праздников. Традиции дарения новогодних подарков в разных странах.
Практические работы:
Изготовление новогодних сувениров.
Творческая работа «Новогоднее панно».
- Лепка из соленого теста (7 ч)
Соленое тесто в народном творчестве. Приготовление, окрашивание хранение, теста. ПТБ при работе с солёным тестом. Набор инструментов. Порядок работы. Лепка крупных деталей. Лепка простых элементов.
Скрепление деталей между собой. Оформление и склейка.
Практические работы:
Букет в подарок маме.
Панно «Подсолнухи».
Оформление декоративной рамки с использованием теста и других декоративных материалов.
6. Пасхальные композиции (4ч)
Празднование Пасхи на Руси. Символы Пасхи. Значение символов.
Практические работы:
Яйцо в технике «папье-маше».
Украшение яйца соленым тестом.
Курочка из солёного теста.
7. Обережное рукоделие (6 ч)
Знакомство с историей русской народной культуры, поверьями, приметами. Обереги. Роль оберегов в жизни народа. Виды оберегов. Символика оберегов.
Практические работы:
Подкова из солёного теста.
Веночек-оберег «Чесночок и перчик»
- Отчетная выставка работ учащихся (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки
Учебно - тематический план третьего года обучения
№ | Наименование разделов программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Природная кладовая | 7 | 2 | 5 |
3 | Флористика – музыка души | 4 | 1 | 3 |
4 | Новогодние и рождественские композиции | 4 | 1 | 3 |
5 | Тестопластика | 10 | 2 | 8 |
6 | Пасхальные композиции | 4 | 1 | 3 |
7 | Поделки из бросового материала | 3 | 1 | 2 |
8 | Отчетная выставка работ учащихся | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание курса третьего года обучения
1. Вводное занятие (1ч)
Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе.
2. Природная кладовая (7 ч)
Мир природы. Значение охраны природы на современном этапе. Знакомство детей с многообразием животного мира. Животные нашего края. Кормовые ресурсы леса. Корм животных. Роль животных в жизни леса. Промысловые животные. Редкие и исчезающие животные, их охрана.
Практические работы:
Работа с природным материалом: скорлупа грецких орехов, ракушки, косточки вишен и слив, скорлупа фисташек, шишки сосны, ели, семена растений. Подбор занимательного материала о животных. Оформление стенда «Знаете ли вы?».
Оформление панно «Лесные жители».
Поле чудес «В мире животных».
3. Флористика – музыка души (4ч)
Мир цветочных аранжировок. Букеты. История, разнообразие форм, назначение букетов. Цветочные композиции: новогодние, весенние, летние, осенние. Икебана. Цветы в легендах и преданиях.
Практические работы:
Изготовление композиций и букетов.
Викторина «Легенды о цветах»
4. Новогодние и рождественские композиции (4ч)
Традиции празднования Нового года. Традиции украшения Новогодней ёлки на Рождество.
Практические работы:
Творческая работа «Сказочная ёлка»
5. Лепка из солёного теста (10ч)
Правила ТБ при работе с солёным тестом. Приспособления и инструменты. Специфика раскраски изделий из солёного теста. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. Сушка, запекание, подрумянивание. Нанесение защитных составов. Проектирование будущего изделия. Изготовление вырезанием по шаблону. Изготовление элементов декора из соленого теста. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.
Практические работы:
Декоративные рыбки.
Матрёшка.
Панно «Домик в деревне»
6. Пасхальные композиции (4ч)
Празднование Пасхи. Легенды и поверья.
Практические работы:
Цыпленок из помпонов.
Ангелочек из джутового шпагата.
7. Поделки из бросового материала (3ч)
Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликация. Основные приёмы работы.
Практические работы:
Изготовление панно из пуговиц.
8. Отчетная выставка работ учащихся (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки
Учебно - тематический план четвёртого года обучения
№ | Наименование разделов программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Лесная сказка | 7 | 2 | 5 |
3 | Флористика – музыка души | 4 | 1 | 3 |
4 | Новогодние и рождественские композиции | 4 | 1 | 3 |
5 | Папье-маше | 9 | 2 | 7 |
6 | Пасхальные композиции | 5 | 1 | 4 |
7 | Поделки из бросового материала | 3 | 1 | 2 |
8 | Отчетная выставка работ учащихся | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание курса четвёртого года обучения
1. Вводное занятие (1ч).
Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе.
2 Лесная сказка (7ч)
Виды птиц живущих в нашем крае. Птицы как биологическое средство защиты природы. Птицы – украшение нашей жизни. Зима в жизни птиц. Хищные птицы. Как строят гнезда строители-самоучки. Птицы «Красной Книги». Заповедники и заказники.
Берестяное искусство. Береста – один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, вещей и плетения.
Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практические работы:
Экскурсия «Птицы нашего края» Обработка бересты. Изготовление аппликации с контурной прорисовкой «Бабочка на цветке».
Объёмные цветы из бересты Викторина «Пернатые друзья».
3. Флористика – музыка души (4ч)
Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. История флористики. Ошибана. Натюрморт, пейзаж. Особенности живописи цветами и листьями. Цветы в легендах и преданиях. Инструменты. Подготовка материалов.
Практические работы:
Творческие работы в технике ошибана «Цветы в вазе».
4. Новогодние и рождественские композиции (4ч)
Традиции новогодних и рождественских композиций. Символика. Аранжировка. Особенности рождественских композиций.
Практические работы:
Рождественский венок.
5. Папье-маше (9ч)
История появления. Виды папье-маше. Материалы. Технология изготовления изделий. Изготовление формы. Способы приготовления бумажной массы. Послойное ведение работы. Обработка и шлифовка изделия. Раскрашивание и оформление изделия.
Практические работы:
Подготовка газетной бумаги к работе. Приготовление клейстера.
Овощи и фрукты.
Творческая работа «Пингвины на льдине».
6. Пасхальные композиции (5ч)
Пасха. История праздника. Легенды о яйце. Пасхальное яйцо. Крашенки. Писанки. Малеванки.
Практические работы:
Аппликация «Пасхальное яйцо»
Пасхальное яйцо в технике «пейп-арт»
7. Поделки из бросового материала (3ч)
Исследование свойств синтетических материалов. Правила безопасной работы при работе с синтетическими материалами.
Практические работы:
Изготовление вазочек из пластиковых бутылок от косметических средств. Отделка изделий шнуром и бисером.
8. Отчетная выставка работ учащихся (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки
Формирование универсальных учебных действий в результате освоения курса «Природа и фантазия»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- иметь представления о художественной деятельности, основам культуры труда;
- знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах;
- знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними;
- знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- знать способы разметки и способы соединения деталей;
- под контролем учителя организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать инструментами;
- овладеть первоначальными приемами работы с природными материалами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- последовательно проектировать и выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие)
- реализовывать творческий замысел в контексте художественно-творческой и трудовой деятельности с помощью учителя.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Природа и фантазия»
Обучающиеся:
1. Расширят знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
2. Познакомятся с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
3. Познакомятся с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
4. Будут использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
5. Познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
6. Смогут создавать полезные и практичные изделия, оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
7. Совершенствуют навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Формы подведения итогов реализации программы
- составление альбома лучших работ;
- оформление портфолио достижений обучающихся;
- проведение выставок работ обучающихся;
- защита проектов;
- участие в ежегодных конкурсах детских творческих работ.
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Список литературы
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
- Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
- Т.Н.Проснякова. Цветы: Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
2. Цифровые образовательные ресурсы
2. http://masterclassy.ru/podelki/prirodnye-podelki
3. http://www.detskiepodelki.ru/podelki-dlja-malyshej/prirodnye-podelki
4. http://www.millionpodarkov.ru/podelki/prirodnye-podelki
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
№ | Тема занятия | Примерное содержание занятия | Дата |
Введение (1ч) | |||
1 | Вводное занятие | Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе. | |
В мире растений (5ч) | |||
2 | Растительные богатства нашего края. Дары леса. | Значение семян, ягод, плодов растений в жизни обитателей леса. | |
3 | Виды лекарственных растений нашего края. | Работа с гербарием «Лекарственные растения». | |
4 | Экскурсия «Правила заготовки природного материала» | Заготовка природного материала. Сбор семян растений. Сушка собранного материала (листья, растения, цветы, лепестки, семена). Обработка собранного материала. | |
5 | Аппликация из природного материала. | Подбор природного материала для работы над аппликациями. Оформление работ «Курочка-несушка», «Полевые цветы». | |
6 | Игра «Угадай растение» | ||
Флористика – музыка души (6ч) | |||
7 | Виды декоративно-прикладного искусства. Флористика. | Ознакомление с видами цветочно-декоративных растений. Основы флористики. Аппликация. | |
8 | Работа с природными материалами. Объемная композиция. | Подбор материала и оформление композиции из веток деревьев, засушенных стеблей трав. | |
9 | Аппликация из цветов и листьев | Подбор материала и оформление композиции «Волшебная клумба» | |
10 | Аппликация из семян растений | Подбор материала и оформление композиции «Фрукты в корзине» | |
11 | Аппликация из семян растений | Оформление композиции «Фрукты в корзине» | |
12 | Викторина «Эти удивительные растения» | ||
Новогодние и рождественские композиции (4ч) | |||
13 | Лучший праздник – Новый год. | История празднования Нового года. Новогодние обычаи в России и других странах. | |
14 | Изготовление декоративной снежинки | Украшение интерьера к Новому году. Использование шаблонов для вырезания. Проектирование собственного шаблона для снежинки. | |
15 | Новогодняя игрушка на ёлку | Технология изготовления новогодней игрушки из лампочки. Материалы и инструменты. Основные приёмы работы. | |
16 | Новогодняя игрушка на ёлку | Оформление работы. Декорирование игрушки по собственному замыслу. | |
Природа и творчество (10ч) | |||
17 | Красная книга. | Редкие растения Самарской области, занесенные в Красную книгу. Меры по сохранению редких видов растений. | |
18 | Первоцветы | Раннецветущие растения нашей страны. Редкие первоцветы. | |
19 | Акция «Первоцвет» | Рисование листовок, плакатов на акцию «Первоцвет». | |
20 | Акция «Первоцвет» | Рисование листовок, плакатов на акцию «Первоцвет». | |
21 | Изготовление работ «Первоцвет своими руками». | Выбор материала и техники работы для поделки. Сюжет композиции. Проектирование работы. | |
22 | Изготовление работ «Первоцвет своими руками». | Технология изготовления. Основные приемы отделки. | |
23 | Викторина «Первоцветы» | Раннецветущие растения нашей страны. Редкие первоцветы. | |
24 | Техника «Терра» | Основные материалы и инструменты. Технология изготовления. | |
25 | Панно в технике «Терра» | Подбор материала и оформление работ. | |
26 | Панно в технике «Терра» | Оформление работы. Отделка. Покраска. Покрытие лаком. | |
Пасхальные композиции (4 ч) | |||
27 | Пасха | История праздника. Традиции и обычаи празднования Пасхи. | |
28 | Пластилиновый цыплёнок | Технология изготовления цыплёнка из пластилина. Лепка. Декорирование. | |
29 | Цыплёнок из салфеток | Технология изготовления цыплёнка из салфетки. | |
30 | Пасхальная корзинка | Изготовление корзинки в технике квиллинг. Основные приёмы работы. Украшение корзинки. | |
Морские пришельцы (3ч) | |||
31 | В мире ракушек | Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с природным материалом. Использование ракушек для композиций аппликации. | |
32 | Оформление, работ из ракушек. | Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размера ракушек. | |
33 | Оформление рамок для поделок. | Оформление декоративной рамки с использованием разных видов и размера ракушек. | |
Отчетная выставка работ учащихся (1ч) | |||
34 | Подведение итогов. | Подготовка итоговой выставки работ школьников. |
Календарно-тематическое планирование второго года обучения
№ | Тема занятия | Примерное содержание занятия | Дата |
Введение (1ч) | |||
1 | Вводное занятие | Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе. | |
В чудесном лесу (7ч) | |||
2 | Природа в жизни человека. | Отражение красоты природы в искусстве. Растительный мир водоёмов, полей и лугов. Декоративные растения леса, сада, поля, водоёмов, лугов. | |
3 | Экскурсия «Радужная осень» | Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Объёмное засушивание. Условия устойчивого сохранения цвета и формы растений. | |
4 | Составление композиции из природного материала | Изготовление роз из цветных кленовых листьев. Оформление композиции. | |
5 | Аппликация из семян растений | Знакомство с разными видами круп, их происхождением и предназначением. Технология изготовления аппликаций из круп. Использование круп для украшения объёмных изделий. Правила окрашивания, сушки и хранения круп. | |
6 | Крупинка к крупинке - получится картинка. | Основные приёмы изготовления аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян разных растений для выделения цвета деталей. Эстетичность в оформлении работ (виды рамок). | |
7 | Крупинка к крупинке - получится картинка. | Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. | |
8 | Биологическая викторина «Путешествие в мир цветов». | ||
Флористика – музыка души (4ч) | |||
9 | Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. | История флористики. Композиции на коре. Композиции в высоких вазах. Инструменты. Подготовка материалов. | |
10 | Работа с природными материалами. Объемная композиция. | Техника составления композиций, панно, орнамента. Формы букетов и композиций. Вспомогательные средства. Подбор материала и оформление композиции на коре. | |
11 | Топиарий из сухоцветов | Изготовление основы для топиария. | |
12 | Топиарий из сухоцветов | Подбор материала и оформление топиария. | |
Новогодние и рождественские композиции (4ч) | |||
13 | История новогодних и рождественских праздников | История новогодних и рождественских праздников. Традиции дарения новогодних подарков в разных странах. | |
14 | Новогодний сувенир | Изготовление новогодних сувениров. | |
15 | Творческая работа «Новогоднее панно» | Подбор материала и оформление работы. | |
16 | Творческая работа «Новогоднее панно» | Подбор материала и оформление работы. | |
Лепка из солёного теста (7ч) | |||
17 | Соленое тесто в народном творчестве. | Приготовление, хранение, окрашивание теста. ПТБ при работе с солёным тестом. Набор инструментов. Порядок работы. | |
18 | Основные этапы изготовления изделий | Приготовление теста и его основной рецепт. Замес до пластического состояния. Окрашивание теста при помощи пищевых красителей. Способы сушки изделий из соленого теста. | |
19 | Букет в подарок маме | Цветы – составные части больших композиций. Выбор сюжета для композиции. | |
20 | Букет в подарок маме | Технология изготовления разных частей цветов и листьев. Основные приемы отделки. | |
21 | Панно «Подсолнухи» | Сюжеты для композиций из теста. Картины на основе картона или фанеры. | |
22 | Панно «Подсолнухи» | Выбор варианта отделки. Использование сухих природных материалов для отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Лакирование. | |
23 | Оформление рамок для поделок. | Оформление декоративной рамки с использованием теста и других декоративных материалов. | |
Пасхальные композиции (4ч) | |||
24 | Пасха на Руси | Празднование Пасхи на Руси. Символы Пасхи. Значение символов. | |
25 | Яйцо в технике папье-маше | Изготовление основы для поделки в технике папье-маше. Материалы и инструменты. Последовательность работы | |
26 | Украшение яйца солёным тестом | Использование окрашенного солёного теста для декорирования. | |
27 | Курочка из солёного теста | Технология изготовления курочки. Использование фольги для создания основы для поделки. | |
Обережное рукоделие (6ч) | |||
28 | История русской народной культуры | Знакомство с историей русской народной культуры, поверьями, приметами. | |
29 | Обереги | Роль оберегов в жизни народа. Виды оберегов. Символика оберегов. | |
30 | Подкова из солёного теста | Технология изготовления подковы. Использование шаблонов. Декорирование. | |
31 | Подкова из солёного теста | Роспись и лакировка поделки. | |
32 | Веночек-оберег «Чесночок и перчик» | Изготовление перца из солёного теста. | |
33 | Веночек-оберег «Чесночок и перчик» | Декоративный чеснок. Материалы и инструменты. Основные приемы работы. Сборка веночка-оберега | |
Отчетная выставка работ учащихся (1ч) | |||
34 | Подведение итогов. | Подготовка итоговой выставки работ школьников. |
Календарно-тематическое планирование третьего года обучения
№ | Тема занятия | Примерное содержание занятия | Дата |
Введение (1ч) | |||
1 | Вводное занятие | Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе. | |
Природная кладовая (7ч) | |||
2 | Животные нашего края. | Знакомство детей с многообразием животного мира. Роль животных в жизни леса. | |
3 | Значение охраны природы | Редкие и исчезающие животные, их охрана. | |
4 | Удивительные животные | Подбор занимательного материала о животных Оформление стенда «Знаете ли вы?» | |
5 | Необычное рядом | Подбор занимательного материала о животных Оформление стенда «Знаете ли вы?» | |
6 | Оформление панно «Лесные жители» | Работа с природным материалом: ракушки, косточки вишен и слив, скорлупа фисташек, листья, шишки сосны, ели, семена растений | |
7 | Оформление панно «Лесные жители» | Работа с природным материалом: ракушки, косточки вишен и слив, скорлупа фисташек, листья, шишки сосны, ели, семена растений | |
8 | Поле чудес «В мире животных». | ||
Флористика – музыка души (4ч) | |||
9 | Мир цветочных аранжировок | Букеты. История, разнообразие форм, назначение букетов. Цветочные композиции. Икебана. Цветы в легендах и преданиях. | |
10 | Изготовление композиций и букетов | Подбор материала и оформление композиции из веток деревьев, засушенных стеблей трав. | |
11 | Изготовление композиций и букетов | Подбор материала и оформление букета из сухоцветов | |
12 | Викторина «Легенды о цветах» | ||
Новогодние и рождественские композиции (4ч) | |||
13 | Новый год и Рождество. | Традиции празднования Нового года. Традиции украшения новогодней ёлки на Рождество. | |
14 | Творческая работа «Сказочная ёлка» | Проектирование будущего изделия. Подбор материала для работы. | |
15 | Творческая работа «Сказочная ёлка» | Оформление работы | |
16 | Творческая работа «Сказочная ёлка» | Оформление работы | |
Лепка из солёного теста (10ч) | |||
17 | Лепка из солёного теста. | Правила ТБ. Создание фактуры поверхности. Специфика раскраски изделий из солёного теста. | |
18 | Сочетание изделий из солёного теста с природным материалом | Особенности сушки изделия, оформленного засушенными растениями. Отпечатки на тесте, использование семян. Скрепление деталей между собой. | |
19 | Декоративные рыбки | Разработка эскиза работы. Изготовление вырезанием по шаблону. Выбор варианта отделки. | |
20 | Декоративные рыбки | Изготовление рыбки. Основные приемы отделки. Отпечатки на тесте. | |
21 | Подвеска из рыбок | Сборка композиции. | |
22 | Матрёшка | Технология изготовления матрёшки. Основные приемы отделки. | |
23 | Матрёшка | Окраска. Лакирование. | |
24 | Панно «Домик в деревне» | Сюжеты для композиций из теста. Картины на основе картона или фанеры. | |
25 | Панно «Домик в деревне» | Выбор варианта отделки. Использование сухих природных материалов для отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Окраска. | |
26 | Панно «Домик в деревне» | Оформление работы в рамку. Лакирование. | |
Пасхальные композиции (4 ч) | |||
27 | Празднование пасхи. | Легенды и поверья. | |
28 | Цыплёнок из помпонов | Материалы и инструменты. Основные приёмы работы. | |
29 | Ангелочек | Основные приёмы работы. Создание формы для поделки. | |
30 | Ангелочек | Изготовление ангелочка из джутового шпагата. Декорирование тесьмой и кружевом. | |
Поделки из бросового материала (3ч) | |||
31 | Что можно сделать из ненужных вещей | Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликация. Основные приёмы работы. | |
32 | Панно из пуговиц. | Выбор сюжета для композиции. Подбор материала. | |
33 | Панно из пуговиц. | Окрашивание. Оформление рамки. | |
Отчетная выставка работ учащихся (1ч) | |||
34 | Подведение итогов. | Подготовка итоговой выставки работ школьников. |
Календарно-тематическое планирование четвёртого года обучения
№ | Тема занятия | Примерное содержание занятия | Дата |
Введение (1ч) | |||
1 | Вводное занятие | Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе. | |
Лесная сказка (7ч) | |||
2 | Виды птиц живущих в нашем крае. | Птицы как биологическое средство защиты природы. Птицы – украшение нашей жизни. Зима в жизни птиц. Хищные птицы. Как строят гнезда строители-самоучки. | |
3 | Экскурсия « Птицы нашего края» | Наблюдение за поведением разных видов птиц. Птицы «Красной Книги Самарской области». Заповедники и заказники. Охрана птиц. | |
4 | Берестяное искусство. | Береста – один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, вещей и плетения. | |
5 | Берестяные узоры | Обработка бересты. Изготовление аппликации с контурной прорисовкой «Бабочка на цветке». | |
6 | Объемные цветы из бересты | Технология изготовления цветов из бересты. Подготовка необходимых элементов. | |
7 | Объемные цветы из бересты | Сборка цветов. Оформление композиции. | |
8 | Викторина «Пернатые друзья». | ||
Флористика – музыка души (4ч) | |||
9 | Виды ДПИ. Флористика. | Ошибана. Натюрморт, пейзаж. Особенности живописи цветами и листьями. Цветы в легендах и преданиях. Инструменты. Подготовка материала. | |
10 | Панно «Цветы в вазе» | Выбор сюжета для картины. Основы композиции. Эскиз работы. Создание фона. | |
11 | Панно «Цветы в вазе» | Оформление вазы. Свет и тень. | |
12 | Панно «Цветы в вазе» | Оформление букета. | |
Новогодние и рождественские композиции (4ч) | |||
13 | Традиции новогодних и рождественских композиций | Особенности рождественских композиций. Символика. Аранжировка. | |
14 | Рождественский венок | Изготовление основы для рождественского венка. | |
15 | Рождественский венок | Использование природных материалов (шишки, орехи, желуди и т.д.) | |
16 | Рождественский венок | Декорирование. | |
Папье-маше (9ч) | |||
17 | История появления техники папье-маше. | Виды папье-маше. Материалы и инструменты. Технология изготовления изделий. | |
18 | Два способа изготовления папье-маше | Маширование. Лепка из бумажной массы. Формы объёмные и плоские. | |
19 | Изготовление папье-маше | Приготовление газетной бумаги к работе. Приготовление клейстера. | |
20 | Овощи и фрукты | Изготовление основы для оклеивания. Послойное ведение работы. | |
21 | Овощи и фрукты | Обработка и шлифовка изделия | |
22 | Овощи и фрукты | Окраска и декорирование. | |
23 | Пингвины на льдине | Использование лампочек для основы. Оклеивание формы. | |
24 | Пингвины на льдине | Обработка и шлифовка изделия | |
25 | Пингвины на льдине | Окраска и декорирование. Оформление композиции. | |
Пасхальные композиции (5 ч) | |||
26 | Пасха. История праздника. | Легенды о яйце. Пасхальное яйцо. Крашенки. Писанки. Малеванки. | |
27 | Аппликация «Пасхальное яйцо» | Выбор сюжета для композиции. Аппликация. Декорирование. | |
28 | Пасхальное яйцо в технике «пейп-арт» | Создание основы для яйца в технике папье-маше. Подставка для яйца. | |
29 | Пасхальное яйцо в технике «пейп-арт» | Техника «Пейп-арт». Материалы и инструменты. Основные приёмы работы. | |
30 | Пасхальное яйцо в технике «пейп-арт» | Оформление работы. Сушка. Окрашивание. Лакирование. | |
Поделки из бросового материала (3ч) | |||
31 | Не спешите выбрасывать! | Исследование свойств синтетических материалов. Правила безопасной работы. | |
32 | Ваза из пластиковой бутылки | Изготовление вазы из пластиковой бутылки. | |
33 | Ваза из пластиковой бутылки | Декорирование изделия. Использование ниток, шнура, бисера и т.д. по замыслу учащихся. | |
Отчетная выставка работ учащихся (1ч) | |||
34 | Подведение итогов. | Подготовка итоговой выставки работ школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год
Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарны...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия" для учащихся 1-3 классов...
Рабочая программа художественной направленности "Цветочные фантазии"
Эта программа расчитана на два года обучения...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"...
Программа внеурочной деятельности Разноцветные фантазии
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком...
Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...