«Шерстяная акварель» общеразвивающая программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности
учебно-методический материал (7 класс)
Программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности «Шерстяная акварель» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sherstyanaya_akvarel3_1_1.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель»
- Пояснительная записка…………………………………………………..
- Цель и задачи общеразвивающей программы воспитательной
деятельности «Шерстяная акварель»…………………………………..
- Содержание общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель». Учебный план…………………
- Планируемые результаты общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель»…………………
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель»……………………………………………
- Условия реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель»……………………………
- Методические обеспечение общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель»………….
- Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель»…………….
- Оценочные материалы……………………………………………….
- Список литературы……………………………………………………
I. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Шерстяная акварель»
1.1 Пояснительная записка
Программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности «Шерстяная акварель» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
На занятиях обуучащиеся занимаются валянием из шерсти. Работа с таким экологичным материалом, как шерсть, не только прията, но и полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие. Шерсти можно придать удивительную форму и объем, используя различные способы валяния. Ребята создают своими руками игрушки, украшения, картины и все, что подскажет фантазия.
Программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности «Шерстяная акварель» относится к художественно-эстетической направленности.
Программа «Шерстяная акварель» разработана на основании следующих документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Дата публикации 21 июля 2020г. Приказ Министерства просвещения РФ « Об утверждении Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей» от 03 сентября 2019 года № 467. (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722). Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к 4 организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам валяния. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки и картины из шерсти. Занятия имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность и перспективность программы. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с шерстью в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Народное искусство «Валяние» - старинное искусство изготовления вещей, необходимых в быту. Эта технология появилась одновременно с появлением скотоводства. Свалянные пластины из шерсти служили текстильным материалом даже раньше, чем ткани, пластичность шерсти позволяла придавать ей самые разнообразные формы. Особый способ горения позволял использовать кошмы для тушения пожаров и защиты крепостей. В наше время искусство сваливания шерсти вновь возрождается, а с развитием информационных технологий способы обработки непрядёной шерсти и её синтетических заменителей становятся всё разнообразней.
Овладения этим ремеслом вызывают интерес у учащихся, так как шерстяные вещи тёплые, легки в изготовлении, разнообразны по назначению. Кроме того, изучение технологии работы с шерстью не требует большого расхода материала, готовые работы могут быть подвержены доработке или вторичной переработке, профессиональный инструмент вполне может быть заменён подручными и самодельными инструментами, материал, купленный в магазине, в домашних условиях может быть заменён подшёрстным пухом песца, лисицы, собаки. Кроме валяния шерсти в традиционной форме технология предполагает использование готовой пряжи, различных тканей и аксессуаров.
Актуальность и особенность программы также состоит в том, что объемным валянием и художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние войлока модное и популярное занятие во многих странах мира. Валяние – техника доступная для начинающих, даже у новичков сразу же получится любое мягкое забавное изделие. Работа с художественным войлоком представляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. За короткое время можно свалять забавные войлочные игрушки и сувениры, изготовить удивительные живописные картины.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в объединении «Художественное валяние», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители учащихся.
Форма реализации программы. При изучении программы «Художественное валяние» приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Самостоятельная работа занимает основную часть изучения каждой темы. Так как обучающиеся подготовлены к восприятию материала, изучив предыдущие программы, возможно их обучение с применением информационно-коммуникативных технологий. Изделия курса имеют точного адресата, социально значимы для обучающихся.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий как:
-беседа,
-лекция,
урок-игра
групповые, комбинированные.
Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели
Итоги работы проводятся в форме выставки.
Каждая тема предваряется знакомством с теоретическим и практическим материалом с помощью видео и фото мастер-классов, статей в учебном пособии, знакомством с образцами. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике.
Практическая часть предваряется составлением обучающимися плана работы, выполняются эскизы изделий и отдельные элементы. На последующих этапах выполняется работа, проводиться самооценка и взаимооценка.
По мере изучения курса происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.
Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: наблюдение, тестирование, выставка, презентация.
Технологии:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
1.2.Цель программы: развитие творческой личности обучающихся через деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы
образовательные: формирование комплекса знаний в области валяния, включающие законы и правила трехмерного изображения, декоративные композиции, основ цветовой грамоты, технологических основ валяния (материалы, инструменты, приспособления ит.д.); освоение техники и способов валяния.
развивающие: развитие творческого мышления; развитиеаналитических способностей (умение сопоставлять, сравнивать, выявлять общее, особенности);
воспитательные: воспитание интереса к народным традициям; формирование умения анализировать произведения декоративно- прикладного искусства.
освоение технологических знаний, связанных с народным искусством «Валяние»;
изучение исторических предпосылок и пути развития народного искусства «Валяние»;
овладение навыками проектирования и создания продуктов труда;
развитие творческой личности учащихся;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности;
воспитание уважительного отношение к людям труда и результатам их деятельности;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Отличительные особенности программы в том, что на занятиях реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся на занятиях в объединении способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Основное содержание и характер совместной работы педагога и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы. Программа «Шерстяная акварель» разработана для занятий с обучающимися 12 – 15 лет, на один года обучения и реализуется на базовом уровне обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 учебных часов практических и теоретических занятий.
Форма и режим занятий. Обучение проводится 2 раз в неделю. Состав группы 8 10 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
Для реализации программы требуется кабинет-мастерская, оборудованная всеми необходимыми материалами и инструментами. Для каждого учащегося должно быть выделено рабочее место, место для хранения работ. Кабинет должен быть оборудован водопроводом и сливом.
1.3.Содержание программы внеурочной деятельности
Основные содержательные линии программы направлены на развитие творческой личности обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. При введении в программу «Художественное валяние» задача обучиться новому ремеслу за короткое время и получить удовлетворительные результаты успешно решается. Обучающиеся знакомятся с новым видом рукоделия, успевают постичь некоторые секреты мастерства и получают значимые для себя результаты.
1.Вводное занятие (1 час). История валяния. Первоначальные сведения о сухом валянии. Материалы и инструменты для сухого валяния. Упражнения с фильцевальной иглой. Техника безопасности.
2. Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции (2 часа). Колористика. Упражнения на сочетание контрастных и сходных цветов. Колористика: ахроматические цвета. Законы композиции: статика и динамиака.
3. Способы и виды валяния (4 часа). Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Принцип сваливаемости шерстяных волокон. Виды шерсти и их названия. Этапы подготовки сырья к работе а) стрижка б) окраска в) очес г) валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Сведения о нуновойлоке. Техника шебори. Раскладка прядей на ткани.
4. Картины из шерсти (47 часов). Создание картины по разделам: растительный, подводный мир и животный мир,натюрморт,пейзаж.
5. Сухое валяние (14 часов). Основные теоретические сведения. Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Разнообразие химических веществ, применяемых для валяния, техника безопасности при их применении. Принцип сваливаемости шерстяных волокон. Основы колористики: контрастные и сходные цвета. Основные виды раскладки шерсти: перпендикулярная и радиальная. Различные способы сваливания полотна. Придание формы сваливаемому изделию. Составление плана работы по видео и фото материалам. Создание композиций по разделам: цветы и животные.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 |
|
2. | Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции | 2 | 1 | 1 |
3. | Способы и виды валяния. | 4 | 1 | 3 |
4. | Картины из шерсти. | 47 | 9 | 38 |
4.1. | Растительный мир. | 10 | 2 | 8 |
4.2. | Подводный мир. | 8 | 2 | 6 |
4.3. | Животный мир. | 9 | 1 | 8 |
4.4. | Натюрморт. | 10 | 2 | 8 |
4.5. | Пейзаж. | 10 | 2 | 8 |
5. | Сухое валяние. | 14 | 2 | 12 |
5.1. | Цветы. | 7 | 1 | 6 |
5.2. | Животные. | 7 | 1 | 6 |
Итого: | 68 | 14 | 28 |
1.4.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
вносить дополнения и коррективы в план и способы действий;
адекватно воспринимать оценку воспитателя;
различать способ и результат действия;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
Познавательные универсальные учебные действия:
искать и выделять необходимую информацию;
применять методы информационного поиска;
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно структурировать знания;
выбирать эффективный способ решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
планировать учебное сотрудничество своспитателем и сверстниками;
ставить вопросы и разрешать их;
выявлять проблемы, искать способы их устранения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
знать безопасные приемы работы с фильцевальной иглой;
знать способы получения изделий из шерстяных волоконразными способами и их применение в быту;
знать материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия «Валяние»;
знать устройство фильцевальной иглы, их разнообразие и назначение;
знать технологию выполнения простых изделий способами сухого валяния;
знать требования к качеству готовых изделий;
уметь определять номер и вид игл для фелтинга;
уметь использовать инструменты и приспособления для сухого валяния;
уметь выполнять раскладку и сваливание несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру;
уметь последовательно выполнять обработку изделия, доводить его до нужного качества и вида.
Методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, оформление фотоотчета и т.д.
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы
2.1 Условия реализации программы
2.2.Методическое обеспечение программы
Виды занятий: валяние по памяти и по представлению. Валяние на темы и сюжеты сказок, беседы о декоративно – прикладном и народном искусстве. Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года, учитывая интересы, возможности и предпочтения детей, задания должны быть, адаптированы их возрасту.
Форма занятий по данной программе может быть определена как свободное студийное творчество под руководством педагога – художника. Очень важно выделять индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. На занятиях, кроме общепринятых форм организаций занятий, таких, как декоративное рисование, валяние на заданную тему, беседа, необходимо использовать и следующие формы занятий: занятие – путешествие;
занятие - исследование;
занятие – осмысление;
серия занятий, связанных одной темой;
художественное событие и т.д.
Методические приемы: выполняя творческие задания, обучающие успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество. Изучение изобразительного и декоративно – прикладного искусства побуждают детей к развитию фантазии, художественного воображения. Работая по данной программе, обучающие не только создают индивидуальные работы, но и выполняют фрагменты коллективной работы. Такие задания помогут обучающимся обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми старшего и младшего возраста, что способствует формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т.д. Успешное освоение данной программы формирует у детей такие свойства личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива. Наибольшую эффективность работы по данной программе дает совместная деятельность педагога и детей, направленная на решение творческой задачи. Педагог должен пробудить у детей творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Очень важны стимулирующие работу детей действия педагога, включающие похвалу, подбадривание, оказание помощи, повышают эмоционально – познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.
Дидактические условия:
1. Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия;
2. Рисунок «Цветовой круг»;
3. Рисунок «Примерные сочетания цветов»;
4. Таблица «Виды шерсти»;
5. Информационные средства: художественная и научная литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета;
6. Технические средства: ноутбук.
Материальные условия:
1. Кабинет для занятий 8 10обучающихся;
2. Столы, стулья для детей и педагога;
3. Иглы для фильцевания (№№ 32-90), ножницы, непряденая шерсть, пинцет, рамки
4. фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек; 5
5. Инструкция по технике безопасности при работе с шерстью.
6. Инструкция по технике безопасности при работе с колющими, режущими предметам.
Итогом должна стать выставка работ, которые были выполнены на занятиях. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности. Хороший результат дают также блиц – выставки по конкретной теме, коллективное обсуждение, доброжелательные отзывы и оценки.
Занятие декоративно – прикладным искусством должно стать стимулом для творчества и развития умственных способностей детей, независимо от того, какую профессию они выберут в будущем и кем станут.
Сухой или холодный способ валяния
Существует множество пород овец, которые дают разную шерсть. Для объемного валяния можно использовать любой вид шерсти, будь то тонкая, или грубая: мытая необработанная шерсть; руно или чесальная лента (продукт чесания); камвольная чесаная шерсть или так называемая ровница. Проще и легче всего валять из чесальной ленты или из руна. Ровница валяется несколько тяжелее, поскольку волокна шерсти располагаются параллельно, и плотный равномерный войлок получается лишь после долгого валяния. Для валяния используют шерсть естественного цвета или окрашенная.
Иглы.Пробивные иглы для объемного валяния изготавливают из стали и на конце имеют зазубринки. Длина игл от 7 до 9 см., а крючки бывают разной толщины. Обычно предлагается три разных размера игл. Как правило, грубые (толстые) иглы используются для более грубой шерсти и в начале работы. Тонкие иглы требуются для тонкой шерсти и отделки деталей. Средняя толщина универсальна и годится практически для изготовления объемных войлочных изделий от начала до конца. Иглы для валяния очень острые, поэтому нужно, не спеша, работать на подложке. Следует быть внимательным во время работы, чтобы не уколоть собственный палец. Пробивные иглы легко гнутся, могут сломаться или загнутся. Поэтому нужно сразу же обзавестись некоторым запасом игл. Для удобства работы можно использовать подходящий держатель для нескольких игл. С их помощью гораздо быстрее и эффективнее валять крупные детали.
Подложка
При небольших деталях и в начале работы игла с каждым уколом проходит глубоко сквозь шерсть, что чрезвычайно опасно для пальцев, которые эту шерсть держат. Поэтому из соображений безопасности в качестве подложки всегда нужно подкладывать кусок поролона (толщиной 8-10 см.) или пенопласта.
Материально-техническое обеспечение программы
Дидактические условия:
1. Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия;
2. Рисунок «Цветовой круг»;
3. Рисунок «Примерные сочетания цветов»;
4. Таблица «Виды шерсти»;
5. Информационные средства: художественная и научная литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета;
6. Технические средства: ноутбук.
Материальные условия:
1. Кабинет №9 площадью 19 м2 для занятий 6-8 обучающихся;
2. Столы, стулья для детей и педагога;
3. Иглы для фильцевания (№№ 32-90), ножницы, непряденая шерсть, пинцет, рамки
4. фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек;
5. Карандаш, линейка, краски, бумага;
6. Инструкция по технике безопасности при работе с шерстью.
7. Инструкция по технике безопасности при работе с колющими, режущими предметам.
2.3 Формы подведения итогов общеразвивающей программы
Итоги освоения обучающимися материалов, реализации программы воспитательной деятельности « Шерстяная акварель» :
-выставка,
-открытое занятие,
-демонстрация детских достижений,
-аналитическая справка по итогам мероприятия,
-размещение информации на сайте учреждения.
2.4 Оценочные материалы:
-Сливер
-Гребенная лента
-Кордочёс
-Синтепон
-Рамки
Инструменты и приспособления:
-Иглы для фелтинга разных номеров
-Поролоновые губки
-Картон
-Скотч
-Проволока
2.5.Список литературы
1. Валяние из шерсти. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих. Н.М.Маслова, Марина Храпова. ЛитРес: 2020
2.Войлок. Лучшие поделки, игрушки, аксессуары. Автор:Александра Аксенова. ЛитРес: 2020 г.
3. Горянина, Психология общения. –М., 2002
4. Журналы Вязание – ваше хобби. Каталог №4/2019. Куклы и игрушки из шерсти.
5. Игрушки из шерсти. Пошаговый мастер-класс. Забавные котики. ЛитРес: 2013 г.
6. Иттен Й. Искусство цвета. –М., 2011 7. Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу
8. Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер»
9. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009 10. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании.
11. Оригинальный войлок. Техника мокрого валяния. Автор:Елена Смирнова. Из серии: Своими руками (Питер). ЛитРес: 2016 г.
12.Жаннетт Кнаке. Мягкие картины своими руками. Новые техники/ изд –во Ниола – Пресс – 2011 г. - СПб
13. Н.А.Цурулик, Т.Н.Проснякова. Умные руки. Уроки творчества./ изд – во Учебная литература, 2004 г. СПб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа п...
Программа внеурочной деятельности социально-гуманитарного направления с элементами изучения английского языка "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект"
Интегрированная программа «Давайте общаться или развиваем свой эмоциональный интеллект» разработана на основе Авторской программа Шустова Л.А. «Введение в общение. Челове...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я-волонтёр!» (социально-гуманитарная направленность), срок реализации 3 года, возраст 11-16 лет
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленности «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»»
Программа «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»...
«Шерстяная акварель» общеразвивающая программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности
Программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности «Шерстяная акварель» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образ...
Общеразвивающая программа воспитательной деятельности естественнонаучной направленности "Огород на окне"
Состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. К сожалению, ухудшение экологической ситуации в стране служит показателем низкой общей и экологической кул...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ознакомительного уровня, социально-гуманитарной направленности детского пришкольного лагеря «Искра» для учащихся 7-15 лет
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Воспи...