Дополнительная общеразвивающая программа «Мелодии курая»
рабочая программа

МАНСУРОВ ХАБРАХМАН ХИЗБЕРОВИЧ

внеурочная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Кунашакского муниципального района Челябинской области

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Дополнительного образования для детей

«Дом детского творчества»                                                                                                                            

                                                                            Утверждаю:

Директор МКОУ  ДОД

«Дом детского творчества»

         

                                                              ________ /Е.М.Полянская/

«__»___________2018г.

 

         

Дополнительная общеразвивающая программа

«Мелодии курая»

 Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 7-17 лет

                                                                                                                    Составил: Мансуров                 Хабрахман Хизберович,

педагог дополнительного образования

Содержание программы

1.Информационная карта 3

2.Пояснительная записка 4

3.Учебно-тематический план первого года обучения

4. Учебно-тематический план второго года обучения

5. Учебно-тематический план третьего года обучения

6. Механизм отслеживания результатов

7.Материально-техническое обеспечение программы

8. литература для педагога

9.Литература для детей

10.Приложение/ноты, аппликатура/

Информационная карта

Тип программы: авторская

Образовательная область: искусство и культура

Направленность: художественно-эстетическое

Способ усвоения программы: учебно-творческий

Уровень освоения содержания образования: общекультурный

Уровень реализации программы: начальное, среднее, общее образование

Форма реализации программы: индивидуально-групповая

Продолжительность реализации: трёхгодичная

                         

Пояснительная записка

В основе содержания и структуры программы по изучению игры на башкирском национальном инструменте курай лежит идея сохранения духовного богатства своего народа и передача его будущим поколениям. Игра на курае повышает эстетический вкус детей, умножает их познавательные возможности, имеет воспитательное значение, а также передаёт национальные особенности традиций и культуры народа. В соответствие с этим целью программы является формирование у учащихся музыкальной грамоты, основ игры на курае, кубызе, создание условий для самовыражения.

                                     Задачи программы:

  • Формирование представлений о башкирском фольклоре
  • Осмысление музыкального фольклора
  • Формирование музыкальной грамоты
  • Обучение игре на музыкальных инструментах
  • Формирование полноценного восприятия и оценки фольклорных произведений

Программа кружка рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов -324 (108ч-каждый год обучения). Режим занятий 9 часов в неделю.

В первый год формируется интерес к изучению фольклора игре на курае. Во втором году особое внимание уделяется технике игры на курае, кубызе. В третий год обучения - на повышение мастерства, игре более сложных произведений.

Музыкальное развитие школьника предполагает рост эстетической культуры, творческих возможностей. Исполнительского опыта и применение знаний и навыков в жизни.

Критериями успешности кружка «Мелодии курая» являются результативность участия школьников в общешкольных, городских, окружных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах.

Тематический план

Первый год обучения

Название темы

Количество часов

теория

Количество часов

практика

всего

1,2

Устройство курая

2

2

3-13

Извлечение звуков

1

10

11

14-19

Аппликатура, что это?

1

4

5

20-38

Разучивание мелодии «Апипа»

2

16

18

39-47

Ритм. Метр. Такт. Темп. Интервал.

4

5

9

48-56

История курая. Интересные факты.

4.

5

9

57-65

Разучивание мелодии «Урал»

1

8

9

66-74

Карабай

1

8

9

75-83

Азамат

1

8

9

84-91

Салават

1

8

9

92-100

Хан кызы

1

8

9

101-109

Монло курай

1

8

9

110-118

Туңәрәк куль

1

8

9

119-127

Янғәле

1

8

9

128-136

Ялан егеттәр

1

8

9

137-146

Үҙән буйе

1

8

9

147-154

Любизники

1

8

9

155-163

Сыңраү торна

1

8

9

164-173

Буләҡ

1

8

9

174-200

Повторение композиц. пройденных

1

8

9

201-221

Горловое пение «Уҙләү”

1

8

9

222-261

Основы игры на кубызе

2

38

40

262-317

Подготовка к конкурсам, фестивалям

5

50

55

Тематический план

Второй  год обучения

Название темы

Количество часов

теория

Количество часов

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2,3

Прослушивание мелодии курая

-

2

2

4-12

Постановка высоких звуков

1

8

9

13-41

Постановка высоких звуков

1

27

28

42-50

Мелизмы

1

8

9

51-100

Повторение пройденных композиций

8

40

48

101-200

Репетиции

10

88

98

201-221

Горловое пение «Узляу»

5

15

20

222-261

Совершенствование приёмов игры на кубызе

2

38

40

262-317

Подготовка к конкурсам

5

50

55

Тематический план

Третий год обучения

Название темы

Количество часов

теория

Количество часов

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2-13

Постановка звуков

1

11

12

14-20

Прослушивание мелодий курая

2

5

7

21-41

Разучивание композии «Ватан»

2

17

19

42-50

Мелизмы

1

8

9

51-100

Репетиции

8

40

48

101-200

Совместные репетиции с ансамблем «Йайгор»

10

88

98

201-221

Горловое пение «Узляу»

5

15

20

222-261

Игра на кубызе. Разучивание композиций на кубызе, курае

2

38

40

262-317

Подготовка к конкурсам и фестивалям

5

50

55

                        Механизм отслеживания результатов

В кружке «Мелодии курая» принята система мониторинга и следующие критерии оценки реализации программы:

1.Концертные выступления перед учащимися и родителями.

2.Отчётные выступления воспитанников ежегодно 1 июня к Дню защиты детей.

3.Участие в конкурсах, фестивалях проводимых по линии ДДТ Кунашакского района.

4.Участие в областных и российских фестивалях детского творчества.

Литература для педагога

  1. Р.Рахимов «Курай». Уфа. 1999г. «Китап»
  2. М.Буранбаев «Башкиры». Екатеринбург 2014г.
  3. Р.Загретдинов «Узляу». Уфа. 2017г.
  4. Р.Муртазин «Фольклор башкир Южного Урала». Челябинск. 2011г.

  • .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелодия ремесел»

Цель программы:   приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством созда...