Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелодия ремесел»
рабочая программа
Цель программы: приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
- обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
- обучать самоконтролю;
- включать обучающихся в познавательную деятельность;
- познакомить обучающихся с проектной деятельностью;
Развивающие:
- развивать навыки пользования художественным инвентарем;
- развивать индивидуально-выраженные способности личности ребенка;
- развивать чувство интереса к инновациям;
- формировать проектное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и
поведения в обществе; - воспитывать чувство уважения к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melodiya_remesel.docx | 70.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята педагогическим советом протокол № 1 31.08.2017г. | Утверждена Приказ № 206 31.08.2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мелодия ремесел»
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей: 7 -12 лет
Срок реализации: 1 год
г.п. Белый Яр
2017г
Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелодия ремесел» |
Возраст обучающихся | 7 – 12 лет |
Направленность программы | естественнонаучная |
Год разработки программы | 2017 |
Цель | приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ. |
Задачи | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты освоения программы | Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
|
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов | 168 часов. Модуль 1 – 68 часов, модуль 2 – 100 часов. |
Формы занятий | Задания тренировочные, частично- поисковые, творческие работы. |
Методическое обеспечение | Учебно-методическое обеспечение: И. С. Якиманская «Технология личностно-ориентированного образования» Дидактическое обеспечение образовательной программы: 1. Работы из методического фонда (набор изображений печатной продукции, готовые изделия, образцы). 2. Библиотечный фонд (литература по основам декоративно-прикладного творчества). 3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека практических заданий, набор исходных изображений). 4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме занятий. 5. Технологические карты-схемы по изготовлению изделий народного творчества. 6. Интернет-обозреватель Internet Explorer. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | 1.Учебные кабинеты, оборудованные в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. 2.Учебная мебель. 3.Демонстрационное оборудование (экран, проектор, интерактивная доска). 4. Наглядный материал. 5. Материалы, инструменты и приспособления. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мелодия ремесел» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016г. №ВК-641/09.
При разработке программы учтены Примерные требования к программе дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
дополнительная общеобразовательная программа «Мелодия ремесел» имеет естественнонаучную направленность и обеспечивает дополнительную теоретическую и практическую подготовку для выполнения учебно-познавательных и проектно – исследовательских задач в области декоративно-прикладного искусства: информационные проекты, исследовательские проекты, творческие проекты.
Краткая аннотация
Основная задача учреждений дополнительного образования заключается в создании условий для развития творческой одаренности обучающихся, самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения. Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям, природе, является могучей, плодотворной силой. Декоративно-прикладное искусство - это народные художественные ремесла и художественные промыслы. Под народным декоративно-прикладным искусством понимают искусство, связанное с бытом, с формированием, как теперь говорят, среды обитания. Это искусство коллективное, созданное поколениями безымянных народных мастеров, отразившее и отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс. В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-либо прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. В процессе обучения по программе "Мелодия ремесел" обучающиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Очень важно дать обучающимся представления о разных видах народного искусства: мозаика и аппликация, лепка, народная роспись, плетение. Декоративно-прикладное искусство выступает как средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Декоративно-прикладное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей. На занятиях по программе «Мелодия ремесел» обучающиеся учатся создавать красоту своими руками. Используется технология, основанная на научном методе познания с решением обучающимися разнообразных задач исследовательско-творческого характера. Занятия дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Новизна и отличительные особенности:
- обучающиеся пробуют свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбирают приоритетные направления и максимально реализуют себя в нём;
- поддержка интеллектуально и творчески одарённых детей;
- в программу включен раздел «Творческий проект»;
- программа не повторяет по содержанию программы базового образования;
- 60 % программного материала отведено на практическую деятельность;
- прогнозируемые результаты задаются в деятельной форме и предполагают использование знаний, умений, навыков в реальной жизни для решения практических задач.
Актуальность программы: учебная деятельность по этой программе позволяет расширить и углубить художественные знания и умения обучающихся. Доминантой в учебной деятельности является проектно-исследовательская деятельность. Это технология, основана на научном методе познания и предполагает решение обучающимися разнообразных задач исследовательско - творческого характера под руководством педагога. Проектно-исследовательская работа - инновационный метод, соединяющий познавательный компонент, игровой, научный и творческий.
Знания по народным художественным промыслам развивают художественный вкус, творческую активность, формируют эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном. У обучающихся формируется способность к образному и художественному мышлению, активному преобразованию действительности.
Программа базируется на принципах:
- последовательности обучения от простого к сложному;
- актуальности - люди издавна занимались изготовлением традиционной одежды, украшали жилище, изготовляли и украшали посуду и предметы домашнего обихода;
- индивидуальности - учитываются индивидуальные, психологические способности и особенности обучающихся;
- наглядности - использование на занятиях готовых изделий, фотографий, иллюстраций;
- сотрудничество - в ходе работы обучающиеся и педагог работают в качестве партнеров;
-научности - ориентирует педагога на формирование у обучающихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и приемов, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от педагога применение научной терминологии, быть в курсе последних научных достижений в своем предмете, поощрять исследовательские работы обучающихся. Научить обучающихся использовать справочный материал, архивные документы, уметь обрабатывать первоисточники.
-системности – формирует у обучающихся целостной системы знаний и умений: использование планов, схем.
- доступности – новые стадии обучения базируются на ранее сформированных знаниях и умениях.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы «Мелодия ремесел» выражается в реализации решения стоящих перед современным обществом задач по духовно-нравственному, художественному и патриотическому воспитанию. Это модель художественно-эстетического и нравственного развития обучающихся младшего и среднего возраста. Комплексный подход к организации учебного процесса обеспечивает выявление и развитие природных способностей и на их основе обучение основам художественно-творческой деятельности. Создаются условия, способствующие личностному развитию.
Цель программы: приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
- обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
- обучать самоконтролю;
- включать обучающихся в познавательную деятельность;
- познакомить обучающихся с проектной деятельностью;
Развивающие:
- развивать навыки пользования художественным инвентарем;
- развивать индивидуально-выраженные способности личности ребенка;
- развивать чувство интереса к инновациям;
- формировать проектное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и
поведения в обществе; - воспитывать чувство уважения к народным традициям.
Формы обучения:
Форма обучения – групповая. При проведении занятий используются формы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
- проектная работа.
Тип занятий – комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Методы обучения:
- общедидактические: вербальный метод (рассказ, объяснение, беседа), метод наглядности, практический метод, метод упражнений, исторический метод (изучение предшествующих работ по конкретной проблеме, на основании чего разрабатывается новая творческая работа).
- специальные методы:
- метод проектов – гибкая система организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося путем развития его интеллектуальных качеств и творческих способностей в процессе создания субъективно или объективно новых изделий, имеющих практическую значимость. Данный метод способствует успешной адаптации обучающихся к современным социально-экономическим условиям, формированию потребности в знаниях, высокой мотивации и стремления к самообразованию.
- метод дизайн – анализа предполагает исследование различных объектов, их свойств и характеристик. Он направлен на формирование у обучающихся творческого поискового мышления, умений находить общее и частное при наблюдении существующих моделей дизайнерской деятельности, а также в процессе собственного проектирования.
- Метод «мозгового штурма» представляет собой поиск идей за небольшое, специально отведенное время и способствует активизации воображения, мышления, благодаря чему могут появиться неожиданные, но оригинальные идеи для решения поставленной проблемы.
Организационно-педагогические условия
Целевая группа: возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-12 лет, оптимальное количество детей в группе – 10-15.
Объем программы: 168 часов.
Программа состоит из двух модулей:
Модуль 1 – «Народные художественные промыслы» (68 часов).
Модуль 2 – «Реальность и фантазия» (100 часов).
Режим занятий. Занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.
1 модуль - 4 раза в неделю; 2 часа индивидуальных занятий.
2 модуль - 5 месяцев 4 раза в неделю,1 месяц 5 раз в неделю.
Планируемые результаты
Предметные результаты (ЗУН)
- знание разнообразных материалов, которые можно использовать в изготовлении изделий народного промысла;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
- умение разрабатывать несложные композиции самостоятельно;
- знание этапов творческого проекта;
- умение оформить дизайн-папку (проект);
- умение создавать творческий проект и проектно-исследовательскую работу.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты
- уважительное отношение к культуре и народным художественным промыслам;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога;
- умение сотрудничать в коллективе в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Содержательно-тематическая структура программы
МОДУЛЬ 1. «Народные художественные промыслы»
Цель модуля: усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам.
Задачи модуля:
1. познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства, народными художественными промыслами;
2. познакомить с разнообразными материалами, используемыми для изготовления изделий народных художественных промыслов;
3. научить работать с различными материалами: глиной, нитками, тканью, красками, цветной бумагой, пластилином;
4. познакомить с разнообразными выразительными средствами в народной росписи (цвет, линия, композиция, ритм) и научить применять в практической деятельности;
5. познакомить с видами аппликации, способами вырезывания;
6. познакомить со способами лепки и научить применять в практической деятельности;
7. познакомить с видами плетения из ниток и бумаги, научить применять в практической деятельности;
8. научить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и педагогом: определять цели, распределять функции;
9. развивать учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;
10. познакомить с видами композиций и научить применять различные приемы создания несложных композиций из различного материала.
11. познакомить обучающихся с проектной деятельностью, с требованиями оформления дизайн-папки (проекта).
Планируемый результат: обучающиеся усвоят умения и навыки по народным художественным промыслам. Получат представление о проектной деятельности, основных этапах реализации проекта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Входной контроль. | 1 | 1 | 2 |
2. | Раздел «Народная роспись». | 3 | 13 | 16 |
2.1 | Наше наследие. Знакомство обучающих с народными промыслами. | 1 | 1 | 2 |
2.2 | Городецкая роспись. | 1 | 7 | 8 |
2.3 | Урало-сибирская роспись. | 1 | 5 | 6 |
3. | Раздел «Аппликация и мозаика». | 7 | 9 | 16 |
3.1 | Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Предметная аппликация. | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки. | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Сюжетная аппликация. Русская изба - интерьер и предметы быта. | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Декоративная аппликация. | 1 | 3 | 4 |
3.5 | Предметная аппликация в технике «Мозаика». | 1 | 1 | 2 |
3.6 | Декоративная аппликация в технике «Мозаика». | 1 | 1 | 2 |
3.7 | Сюжетная аппликация в технике «Мозаика». | 1 | 1 | 2 |
4. | Раздел «Лепка». | 6 | 10 | 16 |
4.1 | «Основные приемы лепки». | 1 | 1 | 2 |
4.2 | «Домашняя утварь». | 1 | 1 | 2 |
4.3 | «Лепка птиц». | 1 | 1 | 2 |
4.4 | «Лепка животных». | 1 | 1 | 2 |
4.5 | «Лепка стилизованной фигуры человека». | 1 | 3 | 4 |
4.6 | Композиция «Мой двор». | 1 | 1 | 2 |
4.7 | Индивидуальная работа. | 2 | 2 | |
5. | Раздел «Плетение». | 3 | 13 | 16 |
5.1 | «Виды техник плетения». | 1 | 1 | 2 |
5.2 | «Плетение из ниток». | 1 | 7 | 8 |
5.3 | «Плетение из бумаги». | 1 | 5 | 6 |
6. | Аттестация обучающихся. | - | 2 | 2 |
Всего: | 20 | 48 | 68 |
Содержание модуля
1. Вводное занятие. План и содержание работы на учебный год. Входной контроль.
2. Раздел «Народная роспись».
2.1 Наше наследие. Знакомство обучающихся с народными промыслами.
Теория: История возникновения народной росписи. Что такое орнамент. Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный).
Практика: Работа с шаблоном и трафаретом. Перенос рисунка на поверхность. Работа с красками.
2.2 Городецкая роспись.
Теория: Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практика: Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
2.3 Урало-сибирская роспись.
Теория: История урало-сибирской росписи. Традиции и современность. Техника работы плоской и круглой кистью. Элементы и приёмы.
Практика: Выполнение простейших элементов урало-сибирской росписи (травинки, капельки, усики, завитки, кустик). Выполнение сложных элементов урало-сибирской росписи (листики, бутоны, цветы, стрекозы и бабочки). Самостоятельная работа по росписи деревянных предметов и работ-импровизаций, роспись природного материала.
3. Раздел «Аппликация и мозаика».
3.1 Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Предметная аппликация.
Теория: Беседа о русской избе – внешнем облике, интерьере, предметах быта. Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами.
Практика: выполнение предметной аппликации «Изба» (внешний облик) - русская народная сказка «Маша и медведь».
3.2 Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки.
Теория: Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Способы вырезывания. Правила составления композиции, размещение элементов изображения в формате листа.
Практика: выполнение сюжетной аппликации по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь».
3.3 Сюжетная аппликация. Русская изба - интерьер и предметы быта.
Теория: Беседа о русской избе – интерьере, предметах быта. Способы вырезывания.
Практика: «В гостях у сказки», выполнение аппликации с элементами рисования по мотивам русской народной сказки (по выбору).
3.4 Декоративная аппликация.
Теория: декоративная аппликация по мотивам русского орнамента.
Практика: выполнение декоративной аппликативной композиции.
3.5 Предметная аппликация в технике «Мозаика».
Теория: Беседа об аппликации в технике «Мозаика», способы выполнения.
Практика: предметная аппликация «Петушок».
3.6 Декоративная аппликация в технике «Мозаика».
Теория: Выполнение рисунка для аппликации, подбор цвета.
Практика: аппликация «Открытка».
3.7 Сюжетная аппликация в технике «Мозаика».
Теория: Беседа об аппликации в технике «Мозаика», способы выполнения.
Практика: аппликация «В гостях у сказки» (по выбору).
4. Раздел «Лепка».
4.1 «Основные приемы лепки».
Теория: Пластилин и его пластические свойства. Знакомство с основными приемами лепки: шар, яйцо, капля, колбаска, жгутик, завиток, морковка, лепешка, полоска, пластик, трубочка, завиток. Пластический способ лепки из цельного куска путем вытягивания их него недостающих элементов. Он может быть использован при ознакомлении со свойствами пластилина и глины. Правила техники безопасности при работе.
Практика: «Дары осени». Лепка овощей и фруктов с натуры.
4.2 «Домашняя утварь».
Теория: Знакомство с домашней утварью.
Практика: Лепка различных бытовых предметов по воображению или с натуры (кувшины, вазы и чашки и т.д.).
4.3 «Лепка птиц».
Теория: Знакомство с анималистическим жанром.
Практика: Лепка птиц (по памяти и наблюдению).
4.4 «Лепка животных».
Теория: Построение живой подвижной натуры, передача ее характерных особенностей, изучение строения животного и его пластической анатомии.
Практика: Лепка животных (по памяти и наблюдению). Этому заданию предшествуют домашние наброски животных.
4.5 «Лепка стилизованной фигуры человека».
Теория: Знакомство с пропорциями фигуры человека.
Практика: Лепка стилизованной фигуры человека.
4.6 Композиция «Мой двор».
Теория: Беседа «Мой двор». Поэтапная лепка содержания композиции.
Практика: Лепка стилизованной композиции «Мой двор».
4.7 Индивидуальная работа
5. Раздел «Плетение».
5.1 «Виды техник плетения».
Теория: Что такое плетение. Из истории плетения. Материалы и инструменты для плетения. Секреты плетения изделий (виды плетения). Правила поведения и техники безопасности с острыми и режущими инструментами.
Практика: Знакомство с технологическими картами.
5.2 «Плетение из ниток».
Теория: Свойство ниток. Технология плетения из ниток. Эволюционный путь нитки. Исследование, почему нитка бывает крепкая и слабая (опытная деятельность).
Практика: Опыты «Какая нить теплее?», «Как влияет толщина нити на ее крепость?», «Как прядется нить?» «Какая нить сохнет быстрее?», «Свойства разных нитей». Технология изготовления кукол, петушка, лошадки и птиц. Подбор ниток и инструментов. Художественное оформление игрушек.
5.3 «Плетение из бумаги».
Теория: Польза бумаги. Свойства бумаги. Изобретение бумаги. Знакомство с видами бумаги. История техники плетения из бумаги. Инструменты и материалы. Экологическое обоснование. Организация рабочего места.
Практика: Опыты с бумагой. Технология плетения из бумаги (закладка, коврик, корзинка). Работа с шаблонами. Сборка изделия.
6. Аттестация обучающихся. Тестирование обучающихся.
МОДУЛЬ 2. «Реальность и фантазия»
Цель модуля: развитие индивидуально-выраженных способностей личности обучающихся посредством создания творческих проектов.
Задачи модуля:
1. познакомить обучающихся с современными направлениями народных промыслов;
2. познакомить с требованиями к качеству готового изделия;
3. развивать умение работать индивидуально;
4. развивать учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;
5. дать теоретические сведения и практические навыки для оформления творческого проекта и проектно-исследовательской работы.
Планируемый результат: умение создавать творческий проект и проектно-исследовательскую работу.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Раздел «Народная роспись». | 3 | 21 | 24 |
1.1 | Творческий проект: подбор темы. | 1 | 3 | 4 |
1.2 | Творческий проект: реализация. | 1 | 15 | 16 |
1.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 3 | 4 |
2. | Раздел «Аппликация и мозаика». | 3 | 21 | 24 |
2.1 | Творческий проект: подбор темы. | 1 | 5 | 6 |
2.2 | Творческий проект: реализация. Декоративное панно в аппликативной технике. | 1 | 13 | 14 |
2.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 3 | 4 |
3. | Раздел «Лепка». | 3 | 21 | 24 |
3.1 | Техника лепки из полимерной глины. | 1 | 5 | 6 |
3.2 | Изготовление рамки для фото. | 1 | 11 | 12 |
3.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 5 | 6 |
4. | Раздел «Плетение». | 3 | 21 | 24 |
4.1 | Творческий проект: подбор темы. | 1 | 3 | 4 |
4.2 | Декоративное панно. | 1 | 15 | 16 |
4.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 3 | 4 |
5. | Аттестация обучающихся. Выставка творческих проектов. | 1 | 1 | 2 |
6. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 14 | 86 | 100 |
Содержание модуля
1. Раздел «Народная роспись».
1.1 «Творческий проект: подбор темы».
Теория: Беседа о стилизации. Композиция в орнаменте. Беседа о творческом проекте, этапы выполнения.
Практика: выполнение эскизов.
1.2 «Творческий проект: реализация».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.
Практика: выполнение, эскизов, подбор материала, композиционное решение в работе.
1.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление письменной части проекта, защита.
Практика: оформление письменной части проекта, самоанализ, защита.
2. Раздел «Аппликация и мозаика».
2.1 «Творческий проект: подбор темы».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения.
Практика: выполнение рисунков, эскизов.
2.2 «Творческий проект: реализация. Декоративное панно в аппликативной технике».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.
Практика: выполнение рисунков, эскизов, подбор материала, освоение специфики работы с бумагой в выбранной технике, композиционное решение в материале.
2.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление письменной части проекта, защита.
Практика: оформление письменной части проекта, самоанализ, защита.
3. Раздел «Лепка».
3.1 «Техника лепки из полимерной глины».
Теория: Техника лепки. Инструменты для лепки из полимерной глины.
Практика: Техника трости.
3.2 «Изготовление рамки для фото».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, техника лепки из полимерной глины.
Практика: Подбор материала, эскиз. Изготовления рамки для фото.
3.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление проекта, защита.
Практика: оформление проекта, защита. Выставка творческих проектов.
4. Раздел «Плетение».
4.1 «Творческий проект: подбор темы».
Теория: Что такое панно? Виды панно. Этапы выполнения.
Практика: Подбор ниток по цветовой гамме. Выполнение эскиза.
4.2 «Декоративное панно».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.
Практика: Аппликация на картоне из ниток для вязания, выполнение рисунков, эскизов, подбор материала, освоение специфики работы с бумагой в выбранной технике, композиционное решение в материале. Рисование нитками: панно из ниток и клея. Техника флокирование (обрезки пряжи) своими руками.
4.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление письменной части проекта, защита.
Практика: Оформление панно в паспорту или рамку. Защита проекта. Выставка творческих проектов.
5. Аттестация обучающихся. Тестирование. Выставка творческих проектов.
6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный период.
Методическое обеспечение программы:
Основной формой работы является учебное занятие (70% - практические, 30% - теоретические).
Организационные формы:
Коллективная - подготовка выставочных работ.
Парная – изготовление одного изделия двумя обучающимися.
Индивидуальная - работа с каждым обучающимся.
Методы и формы работы:
1.По источнику передач и восприятию информации:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий);
- практический (применяется для закрепления знаний на практике);
- проверка результатов обучения (в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала, в практической форме – выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний).
2. По дидактическим задачам:
- приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта;
- формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
- применяются знания через выполнение готового изделия;
- творческая деятельность (показ работ на выставках, создание собственных изделий на основе традиционных образцов).
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный (для приобретения необходимых умений и навыков обучающиеся повторяют за педагогом);
- частично – поисковый (обучающийся может сам выбрать в определенных изделиях цветовую гамму).
4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:
- проектная деятельность (творческий проект);
- научно-исследовательская деятельность (научный комментарий, собственные выводы);
- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).
На занятиях используются следующие педагогические технологии, направленные на разностороннее развитие обучающихся с учетом их творческих способностей. Среди них:
Проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Игровые технологии, строящиеся на достаточно большом количестве приёмов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр (ролевые, имитационные, деловые). Основной целью данных технологий является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (загадки, тематические игры, конкурсы).
Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Технология мастерских - при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных практических знаний обучающихся и способствует эффективному развитию умений в работе с материалом. Центральное место на занятиях отводится практической, индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи).
Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.
Дидактическое обеспечение образовательной программы
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты)
- Энциклопедии по искусству, справочные издания.
- Словарь искусствоведческих терминов.
- Книги о народных промыслах.
2. Печатные пособия:
- Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
- Схемы по правилам лепки элементов, животных, птиц, человека; схемы по правилам плетения.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.
- Презентации на электронных носителях: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, ИКТ):
1. Учебный кабинет.
2.Учебная мебель соответствует возрастным особенностям и требованиям СанПина.
3. Поддержка санитарно-гигиенического состояния кабинета.
4. Необходимый наглядный материал: готовые изделия, иллюстрации, репродукции.
5. Материалы, инструменты и приспособления:
- краски: гуашь, акварель, тушь, кисти, бумага большого формата; цветная бумага, пластилин, А4, А3.
диапроектор, репродукции картин, детские журналы, литература о народной культуре;
ножницы, клей, линейки;
двухсторонняя клейкая лента;
- пряжа из натуральных и синтетических волокон,
- раздаточный материал (сухие травы);
- карточки цветов простейших форм (ромашка, тюльпан, ландыш, подснежник);
- набор цветных полосок (теплых и холодных, составных и основных);
Список использованных источников
Список используемой литературы для педагога:
- Дорожин, Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 16 с. 3.
2. Дорожин, Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 24 с.
3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. (Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с.
4. Методическое пособие по изобразительному искусству. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2012, - 191с.
5. Рукоделия. Альбом № 12, 1997 г. Издательство «Кунст».
6. Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест, 2007. - 336с: ил.
7. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. Москва «Просвещение», 1992г.
Изобразительное искусство и художественный труд. Москва «Просвещение», 1992г.
8. Внешкольник №1(118), 2007г.
Список используемой литературы для обучающихся:
9. Стебловская Л.П. «Учись рисовать», 1995 г.
10. Вильчинский В.М. «Учись рисовать»,2000г.
11. Рукоделие. Альбом №12, 1977г. Издательство «Кунст».
12. Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест,2007.-336с: ил.
Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники):
14. http://school-collection.edu.ru/
15.Журнал наука и жизнь. [Электронный ресурс]http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39229/?interface=electronic
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ярмарка ремесел"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ярмарка ремесел" разноуровневая, художественной направленности, разработана согласно современной нормативной базы....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...