Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелодия ремесел»
рабочая программа

Анисимова Галина Николаевна

Цель программы:   приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
  • обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
  • обучать самоконтролю;
  • включать обучающихся в познавательную деятельность;
  • познакомить обучающихся с проектной деятельностью;

Развивающие:

  • развивать навыки пользования художественным инвентарем;
  • развивать индивидуально-выраженные способности личности ребенка;
  • развивать чувство интереса к инновациям;
  • формировать проектное мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и
    поведения в обществе;
  • воспитывать чувство уважения к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melodiya_remesel.docx70.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принята

педагогическим советом

протокол № 1

31.08.2017г.

                  Утверждена

                  Приказ №  206

                  31.08.2017г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мелодия ремесел»

Направленность:  естественнонаучная

Возраст детей: 7 -12 лет

Срок реализации: 1 год

г.п. Белый Яр

2017г

Паспорт дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

Название программы

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

 «Мелодия ремесел»

Возраст обучающихся

7 – 12 лет

Направленность программы

естественнонаучная

Год разработки программы

2017

Цель

 приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ.

Задачи

Обучающие:

  • познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
  • обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
  • обучать самоконтролю;
  • включать обучающихся в познавательную деятельность;
  • познакомить обучающихся с проектной деятельностью;

Развивающие:

  • развивать навыки пользования художественным инвентарем;
  • развивать индивидуально-выраженные способности личности ребенка;
  • развивать чувство интереса к инновациям;
  • формировать проектное мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и
    поведения в обществе;
  • воспитывать чувство уважения к народным традициям.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

  • знание  разнообразных материалов, которые можно использовать в изготовлении изделий народного промысла;
  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • умение разрабатывать несложные композиции самостоятельно;
  • знание этапов творческого проекта;
  • умение оформить дизайн-папку (проект);
  • умение создавать творческий проект и проектно-исследовательскую работу.

Метапредметные результаты

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  •  умение понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные результаты

  • уважительное отношение к  культуре и народным художественным промыслам;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде  под руководством педагога;
  • умение сотрудничать в коллективе в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов

168 часов.

Модуль 1 – 68 часов, модуль 2 – 100 часов.

Формы занятий

Задания тренировочные, частично- поисковые, творческие работы.

Методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

И. С. Якиманская «Технология личностно-ориентированного образования»

 Дидактическое обеспечение образовательной программы:

1. Работы из методического фонда (набор изображений печатной продукции, готовые изделия, образцы).

2. Библиотечный фонд (литература по основам декоративно-прикладного творчества).

3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека практических заданий, набор исходных изображений).

4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме занятий.

5. Технологические карты-схемы по изготовлению изделий народного творчества.

6. Интернет-обозреватель Internet Explorer.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

1.Учебные кабинеты, оборудованные в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

 2.Учебная мебель.

 3.Демонстрационное оборудование (экран, проектор, интерактивная доска).

4. Наглядный материал.

5. Материалы, инструменты и приспособления.

Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная  программа «Мелодия ремесел» составлена в соответствии с:

        - Федеральным законом  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

        - Постановлением от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  образовательных организаций дополнительного образования детей);

- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016г. №ВК-641/09.

     При разработке программы учтены Примерные требования к программе дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).    

Направленность дополнительной общеобразовательной программы:

дополнительная общеобразовательная программа «Мелодия ремесел» имеет  естественнонаучную направленность и  обеспечивает дополнительную теоретическую и практическую подготовку для выполнения учебно-познавательных и проектно – исследовательских задач в области декоративно-прикладного искусства: информационные проекты, исследовательские проекты, творческие проекты.

Краткая аннотация

Основная задача учреждений дополнительного образования заключается в создании условий  для развития творческой одаренности обучающихся, самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения. Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям, природе, является могучей, плодотворной силой. Декоративно-прикладное искусство - это народные художественные ремесла и художественные промыслы. Под народным декоративно-прикладным искусством понимают искусство, связанное с бытом, с формированием, как теперь говорят, среды обитания. Это искусство коллективное, созданное поколениями безымянных народных мастеров, отразившее и отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс. В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-либо прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. В процессе обучения по программе "Мелодия ремесел" обучающиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Очень важно дать обучающимся представления о разных видах народного искусства:  мозаика и аппликация, лепка, народная роспись, плетение.  Декоративно-прикладное искусство выступает как средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Декоративно-прикладное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей. На занятиях по программе «Мелодия ремесел»  обучающиеся учатся создавать красоту своими руками. Используется технология, основанная на научном методе познания с решением обучающимися разнообразных задач исследовательско-творческого характера.  Занятия дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.  

Новизна и отличительные особенности:

- обучающиеся  пробуют свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбирают  приоритетные направления и максимально реализуют себя в нём;

- поддержка интеллектуально и творчески одарённых детей;

- в программу включен  раздел  «Творческий проект»;

- программа не повторяет по содержанию программы базового образования;

- 60 % программного материала отведено на практическую деятельность;

- прогнозируемые результаты задаются в деятельной форме и предполагают использование знаний, умений, навыков в реальной жизни для решения практических задач.

Актуальность программы:  учебная деятельность  по этой программе позволяет расширить и углубить художественные знания и умения обучающихся. Доминантой в учебной деятельности является  проектно-исследовательская деятельность.  Это  технология, основана на научном методе познания и предполагает решение обучающимися разнообразных задач исследовательско - творческого характера под руководством педагога. Проектно-исследовательская работа - инновационный метод, соединяющий познавательный компонент, игровой, научный и творческий.

     Знания по народным художественным промыслам развивают художественный вкус, творческую активность, формируют эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном. У обучающихся формируется  способность к образному и художественному мышлению, активному преобразованию действительности.

    Программа базируется на принципах:

- последовательности  обучения от простого к сложному;

- актуальности - люди издавна занимались изготовлением традиционной одежды, украшали жилище, изготовляли и украшали посуду и предметы домашнего обихода;

- индивидуальности - учитываются индивидуальные, психологические способности и особенности обучающихся;

- наглядности - использование на занятиях готовых изделий, фотографий, иллюстраций;

- сотрудничество - в ходе работы обучающиеся и педагог работают в качестве партнеров;

-научности - ориентирует педагога на формирование у обучающихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и приемов, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от педагога применение научной терминологии, быть в курсе последних научных достижений в своем предмете, поощрять исследовательские работы обучающихся. Научить обучающихся использовать справочный материал, архивные документы, уметь обрабатывать первоисточники.

-системности – формирует у обучающихся целостной системы знаний и умений: использование планов, схем.

- доступности – новые стадии обучения базируются на ранее сформированных знаниях и умениях.

Педагогическая целесообразность общеобразовательной  общеразвивающей программы «Мелодия ремесел» выражается в  реализации   решения стоящих перед современным обществом задач по духовно-нравственному, художественному и патриотическому воспитанию. Это   модель  художественно-эстетического и нравственного развития обучающихся младшего и среднего возраста. Комплексный подход к организации учебного процесса обеспечивает выявление и развитие природных способностей и на их основе обучение основам художественно-творческой деятельности.  Создаются условия, способствующие личностному развитию.

Цель программы:   приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
  • обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
  • обучать самоконтролю;
  • включать обучающихся в познавательную деятельность;
  • познакомить обучающихся с проектной деятельностью;

Развивающие:

  • развивать навыки пользования художественным инвентарем;
  • развивать индивидуально-выраженные способности личности ребенка;
  • развивать чувство интереса к инновациям;
  • формировать проектное мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и
    поведения в обществе;
  • воспитывать чувство уважения к народным традициям.

Формы обучения:

Форма обучения – групповая.  При проведении занятий  используются  формы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания  в течение части занятия или нескольких занятий.
  • проектная работа.

Тип занятий – комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

Методы обучения:

  • общедидактические: вербальный метод (рассказ, объяснение, беседа), метод наглядности, практический метод, метод упражнений, исторический метод (изучение предшествующих работ по конкретной проблеме, на основании чего разрабатывается новая творческая работа).
  • специальные методы:
  • метод проектов –  гибкая система организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося путем развития его интеллектуальных качеств и творческих способностей в процессе создания субъективно или объективно новых изделий, имеющих практическую значимость. Данный метод способствует успешной адаптации обучающихся к современным социально-экономическим условиям, формированию потребности в знаниях, высокой мотивации и стремления к самообразованию.
  • метод дизайн – анализа предполагает исследование различных объектов, их свойств и характеристик. Он направлен на формирование у обучающихся творческого поискового мышления, умений находить общее и частное при наблюдении существующих моделей дизайнерской деятельности, а также в процессе собственного проектирования.
  • Метод «мозгового штурма» представляет собой поиск идей за небольшое, специально отведенное время и способствует активизации воображения, мышления, благодаря чему могут появиться неожиданные, но оригинальные идеи для решения поставленной проблемы.

Организационно-педагогические условия

 Целевая группа:  возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-12 лет, оптимальное количество детей в группе – 10-15.

 Объем программы: 168 часов.

Программа состоит из двух модулей:

Модуль 1 – «Народные художественные промыслы» (68 часов).

Модуль 2 – «Реальность и фантазия» (100 часов).

Режим занятий. Занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.

1 модуль - 4 раза в неделю; 2 часа  индивидуальных занятий.

2 модуль - 5 месяцев 4 раза в неделю,1 месяц 5 раз в неделю.

        Планируемые результаты

Предметные результаты (ЗУН)

  • знание  разнообразных материалов, которые можно использовать в изготовлении изделий народного промысла;
  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • умение разрабатывать несложные композиции самостоятельно;
  • знание этапов творческого проекта;
  • умение оформить дизайн-папку (проект);
  • умение создавать творческий проект и проектно-исследовательскую работу.

Метапредметные результаты

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  •  умение понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные результаты

  • уважительное отношение к культуре и народным художественным промыслам;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде  под руководством педагога;
  • умение сотрудничать в коллективе в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

        Содержательно-тематическая структура программы

МОДУЛЬ 1. «Народные художественные промыслы»

        

Цель модуля: усвоение умений и навыков по  народным художественным промыслам.

Задачи модуля:

1. познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства, народными художественными промыслами;

2. познакомить с разнообразными материалами, используемыми для изготовления изделий народных художественных промыслов;

3. научить работать с различными материалами: глиной, нитками, тканью, красками, цветной бумагой, пластилином;

4. познакомить с разнообразными выразительными средствами в народной росписи (цвет, линия, композиция, ритм) и научить применять в практической деятельности;

5. познакомить с видами аппликации, способами вырезывания;

6. познакомить со способами лепки и научить применять в практической деятельности;

7. познакомить с видами плетения из ниток и бумаги, научить применять в практической деятельности;

8. научить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и педагогом: определять цели, распределять функции; 

9. развивать учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;

10. познакомить с видами композиций и научить применять различные приемы  создания несложных  композиций из различного материала.

11. познакомить обучающихся с проектной деятельностью, с требованиями оформления дизайн-папки (проекта).

Планируемый результат: обучающиеся усвоят умения и навыки по народным художественным промыслам.   Получат представление о проектной деятельности, основных этапах реализации проекта.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Входной контроль.

1

1

2

2.

Раздел «Народная роспись».

3

13

16

2.1

Наше наследие. Знакомство обучающих с народными промыслами.

1

1

2

2.2

Городецкая роспись.

1

7

8

2.3

Урало-сибирская роспись.

1

5

6

3.

Раздел «Аппликация и мозаика».

7

9

16

3.1

Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Предметная аппликация.

1

1

2

3.2

Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки.

1

1

2

3.3

Сюжетная аппликация. Русская изба - интерьер и предметы быта.  

1

1

2

3.4

Декоративная аппликация.

1

3

4

3.5

Предметная аппликация в технике «Мозаика».

1

1

2

3.6

Декоративная аппликация в технике «Мозаика».

1

1

2

3.7

Сюжетная аппликация в технике «Мозаика».

1

1

2

4.

Раздел «Лепка».

6

10

16

4.1

«Основные приемы лепки».

1

1

2

4.2

«Домашняя утварь».

1

1

2

4.3

«Лепка птиц».

1

1

2

4.4

«Лепка животных».

1

1

2

4.5

«Лепка стилизованной фигуры человека».

1

3

4

4.6

Композиция «Мой двор».

1

1

2

4.7

Индивидуальная работа.

2

2

5.

Раздел «Плетение».

3

13

16

5.1

«Виды техник плетения».

1

1

2

5.2

«Плетение из ниток».

1

7

8

5.3

«Плетение из бумаги».

1

5

6

6.

Аттестация обучающихся.

-

2

2

Всего:

20

48

68

        Содержание модуля

1. Вводное занятие. План и содержание работы на учебный год. Входной контроль.

2. Раздел «Народная роспись».

2.1 Наше наследие. Знакомство обучающихся с народными промыслами.

Теория: История возникновения народной росписи. Что такое орнамент. Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный).

Практика: Работа с шаблоном и трафаретом. Перенос рисунка на поверхность. Работа с красками.

2.2 Городецкая роспись.

Теория: Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций. 
Практика: Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.

2.3 Урало-сибирская роспись.

Теория: История урало-сибирской росписи. Традиции и современность. Техника работы  плоской и круглой кистью. Элементы и приёмы.
Практика: Выполнение простейших элементов урало-сибирской росписи (травинки, капельки, усики, завитки, кустик). Выполнение сложных элементов урало-сибирской росписи (листики, бутоны, цветы, стрекозы и бабочки). Самостоятельная работа по росписи деревянных предметов и работ-импровизаций, роспись природного материала.

3. Раздел  «Аппликация и мозаика».

3.1 Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Предметная аппликация.

Теория: Беседа о русской  избе – внешнем облике, интерьере, предметах быта. Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами.

Практика:  выполнение предметной аппликации «Изба» (внешний облик) - русская народная сказка «Маша и медведь».

3.2 Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки.

Теория: Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Способы вырезывания. Правила составления композиции, размещение элементов изображения в формате листа.

Практика:  выполнение сюжетной аппликации по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь».

3.3 Сюжетная аппликация. Русская изба - интерьер и предметы быта.  

Теория: Беседа о русской  избе – интерьере, предметах быта. Способы вырезывания.

Практика: «В гостях у сказки»,  выполнение  аппликации с элементами рисования по мотивам русской народной сказки (по выбору).

3.4 Декоративная аппликация.

Теория: декоративная аппликация по мотивам русского орнамента.  

Практика:  выполнение декоративной аппликативной композиции.

3.5 Предметная аппликация в технике «Мозаика».

Теория: Беседа об аппликации в технике «Мозаика», способы выполнения.

Практика:  предметная аппликация «Петушок».

3.6 Декоративная аппликация в технике «Мозаика».

Теория:  Выполнение рисунка для аппликации, подбор цвета.

Практика:  аппликация «Открытка».

3.7 Сюжетная аппликация в технике «Мозаика».

Теория: Беседа об аппликации в технике «Мозаика», способы выполнения.

Практика:   аппликация «В гостях у сказки» (по выбору).

4. Раздел «Лепка».

4.1 «Основные приемы лепки».

Теория: Пластилин и его пластические свойства. Знакомство с основными приемами лепки: шар, яйцо, капля, колбаска, жгутик, завиток, морковка, лепешка, полоска, пластик, трубочка, завиток. Пластический способ лепки из цельного куска путем вытягивания их него недостающих элементов. Он может быть использован при ознакомлении со свойствами пластилина и  глины. Правила техники безопасности при работе.

Практика: «Дары осени». Лепка овощей и фруктов с натуры.

4.2 «Домашняя утварь».

Теория: Знакомство с домашней утварью.

Практика: Лепка различных бытовых предметов по воображению или с натуры (кувшины, вазы и чашки и т.д.).

4.3 «Лепка птиц».

Теория: Знакомство с анималистическим жанром. 

Практика: Лепка птиц (по памяти и наблюдению).

4.4 «Лепка животных».

Теория: Построение живой подвижной натуры, передача ее характерных особенностей, изучение строения животного и его пластической анатомии.

Практика: Лепка животных (по памяти и наблюдению). Этому заданию предшествуют домашние наброски животных.

4.5 «Лепка стилизованной фигуры человека».

Теория: Знакомство с пропорциями фигуры человека.

Практика: Лепка стилизованной фигуры человека.

4.6 Композиция «Мой двор».

Теория: Беседа «Мой двор». Поэтапная лепка содержания композиции.

Практика: Лепка стилизованной композиции «Мой двор».

4.7 Индивидуальная работа

5.  Раздел «Плетение».

5.1 «Виды техник плетения».

Теория: Что такое плетение. Из истории плетения. Материалы и инструменты для плетения.  Секреты плетения изделий (виды плетения). Правила поведения и техники безопасности с острыми и режущими инструментами. 

Практика: Знакомство с технологическими картами.

5.2 «Плетение из ниток».

Теория: Свойство ниток. Технология плетения из ниток. Эволюционный путь нитки. Исследование, почему нитка бывает крепкая и слабая (опытная деятельность).

Практика: Опыты «Какая нить теплее?», «Как влияет толщина нити на ее крепость?», «Как прядется нить?» «Какая нить сохнет быстрее?», «Свойства разных нитей». Технология изготовления кукол, петушка, лошадки и птиц. Подбор ниток и инструментов. Художественное оформление игрушек.

5.3 «Плетение из бумаги».

Теория: Польза бумаги. Свойства бумаги. Изобретение бумаги. Знакомство с видами бумаги. История техники плетения из бумаги. Инструменты и материалы. Экологическое обоснование. Организация рабочего места.

Практика: Опыты с бумагой. Технология плетения из бумаги (закладка, коврик, корзинка).  Работа с шаблонами. Сборка изделия.

6. Аттестация обучающихся. Тестирование обучающихся.

МОДУЛЬ 2. «Реальность и фантазия»

Цель модуля: развитие индивидуально-выраженных способностей личности обучающихся посредством создания творческих проектов.

Задачи модуля:

1. познакомить обучающихся с современными направлениями народных промыслов;

2. познакомить с требованиями к качеству готового изделия;

3. развивать умение работать индивидуально;

4. развивать учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;

5. дать теоретические сведения и практические навыки для оформления творческого проекта и проектно-исследовательской работы.

Планируемый результат: умение создавать творческий проект и проектно-исследовательскую работу.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Теория

Практика

Всего

1.

Раздел «Народная роспись».

3

21

24

1.1

Творческий проект: подбор темы.

1

3

4

1.2

Творческий проект: реализация.

1

15

16

1.3

Творческий проект: оформление и защита.

1

3

4

2.

Раздел «Аппликация и мозаика».

3

21

24

2.1

Творческий проект: подбор темы.

1

5

6

2.2

Творческий проект: реализация. Декоративное панно  в аппликативной технике.

1

13

14

2.3

Творческий проект: оформление и защита.

1

3

4

3.

Раздел «Лепка».

3

21

24

3.1

Техника лепки из полимерной глины.

1

5

6

3.2

Изготовление рамки для фото.

1

11

12

3.3

Творческий проект: оформление и защита.

1

5

6

4.

Раздел «Плетение».

3

21

24

4.1

Творческий проект: подбор темы.

1

3

4

4.2

Декоративное панно.

1

15

16

4.3

Творческий проект: оформление и защита.

1

3

4

5.

Аттестация обучающихся. Выставка творческих проектов.

1

1

2

6.

Итоговое занятие.

1

1

2

Всего:

14

86

100

Содержание модуля

1. Раздел «Народная роспись».

1.1 «Творческий проект: подбор темы».

Теория: Беседа о стилизации. Композиция в орнаменте. Беседа о творческом проекте, этапы выполнения. 

Практика:  выполнение  эскизов.

1.2 «Творческий проект: реализация».

Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.

Практика:  выполнение, эскизов, подбор материала,  композиционное решение в работе.

1.3 «Творческий проект: оформление и защита».

Теория: оформление письменной части проекта, защита.

Практика:  оформление письменной части проекта, самоанализ, защита.

2. Раздел «Аппликация и мозаика».

2.1 «Творческий проект: подбор темы».

Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения. 

Практика:  выполнение рисунков, эскизов.

2.2 «Творческий проект: реализация. Декоративное панно  в аппликативной технике».

Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.

Практика:  выполнение рисунков, эскизов, подбор материала, освоение специфики работы с бумагой в выбранной технике, композиционное решение в материале.

2.3 «Творческий проект: оформление и защита».

Теория: оформление письменной части проекта, защита.

Практика:  оформление письменной части проекта, самоанализ, защита.

3. Раздел «Лепка».

3.1 «Техника лепки из полимерной глины».

Теория: Техника лепки. Инструменты для лепки из полимерной глины.

Практика:  Техника трости.

3.2 «Изготовление  рамки для фото».

Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, техника лепки из полимерной глины.

Практика: Подбор материала, эскиз. Изготовления рамки для фото.

3.3 «Творческий проект: оформление и защита».

Теория: оформление проекта, защита.

Практика: оформление проекта, защита. Выставка творческих проектов.

4. Раздел «Плетение».

4.1 «Творческий проект: подбор темы».

Теория: Что такое панно? Виды панно. Этапы выполнения. 

Практика:  Подбор ниток по цветовой гамме. Выполнение  эскиза.

4.2 «Декоративное панно».

Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.

Практика:  Аппликация на картоне из ниток для вязания, выполнение рисунков, эскизов, подбор материала, освоение специфики работы с бумагой в выбранной технике, композиционное решение в материале. Рисование нитками: панно из ниток и клея. Техника флокирование (обрезки пряжи) своими руками.

4.3 «Творческий проект: оформление и защита».

Теория: оформление письменной части проекта, защита.

Практика:  Оформление панно в паспорту или рамку. Защита проекта. Выставка творческих проектов.

5. Аттестация обучающихся. Тестирование. Выставка творческих проектов.

6. Итоговое занятие.   Подведение итогов работы за учебный период.

Методическое обеспечение программы:

Основной формой работы  является учебное занятие (70% - практические, 30% - теоретические).

Организационные формы:

Коллективная - подготовка выставочных работ.

Парная – изготовление одного изделия двумя обучающимися.

Индивидуальная - работа с каждым обучающимся.

     Методы и формы работы:

1.По источнику передач и восприятию информации:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий);

- практический (применяется для закрепления знаний на практике);

- проверка результатов обучения (в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала, в практической форме – выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний).

2. По дидактическим задачам:

- приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта;

- формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;

- применяются знания через выполнение готового изделия;

- творческая деятельность (показ работ на выставках, создание собственных изделий на основе традиционных образцов).

3. По характеру деятельности:

- репродуктивный (для приобретения необходимых умений и навыков обучающиеся повторяют за педагогом);

- частично – поисковый (обучающийся может сам выбрать в определенных изделиях цветовую гамму).

4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:

- проектная деятельность (творческий проект);

- научно-исследовательская деятельность (научный комментарий, собственные выводы);

- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).

На занятиях используются следующие педагогические технологии, направленные на разностороннее развитие обучающихся с учетом их творческих способностей. Среди них:

Проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.

Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

Игровые технологии, строящиеся на достаточно большом количестве приёмов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр (ролевые, имитационные, деловые). Основной целью данных технологий является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (загадки, тематические игры, конкурсы).

Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.

Технология мастерских - при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных практических знаний обучающихся и способствует эффективному развитию умений в работе с материалом. Центральное место на занятиях отводится практической, индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи).

Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.

Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс  объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.

Дидактическое обеспечение образовательной программы

                                         

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • Учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты)
  • Энциклопедии по искусству, справочные издания.
  • Словарь искусствоведческих терминов.
  • Книги о народных промыслах.

2. Печатные пособия:

  • Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
  • Схемы по правилам лепки элементов, животных, птиц, человека; схемы по правилам плетения.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.
  • Презентации на электронных носителях: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству.

    Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, ИКТ):

1. Учебный кабинет.

2.Учебная мебель соответствует возрастным особенностям и требованиям СанПина.

3. Поддержка санитарно-гигиенического состояния кабинета.

4. Необходимый наглядный материал: готовые изделия, иллюстрации, репродукции.

5. Материалы, инструменты и приспособления:

- краски: гуашь, акварель, тушь, кисти, бумага большого формата; цветная бумага, пластилин, А4, А3.

диапроектор, репродукции картин, детские журналы, литература о народной культуре;

ножницы, клей, линейки;

двухсторонняя клейкая лента;

- пряжа из натуральных и синтетических волокон,

- раздаточный материал (сухие травы);

- карточки цветов простейших форм (ромашка, тюльпан, ландыш, подснежник);

- набор цветных полосок (теплых и холодных, составных и основных);

Список использованных источников

Список используемой литературы для педагога:

  1. Дорожин,  Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 16 с.  3.

2. Дорожин, Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 24 с.  

3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. (Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с.

4. Методическое пособие по изобразительному искусству. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2012, - 191с.

5. Рукоделия. Альбом № 12, 1997 г. Издательство «Кунст».

6. Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест, 2007. - 336с: ил.

7. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. Москва «Просвещение», 1992г.

Изобразительное искусство и художественный труд. Москва «Просвещение», 1992г.

8. Внешкольник №1(118), 2007г.

 Список используемой литературы для обучающихся:

9. Стебловская Л.П. «Учись рисовать», 1995 г.

10. Вильчинский В.М. «Учись рисовать»,2000г.

11. Рукоделие. Альбом №12, 1977г. Издательство «Кунст».

12. Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест,2007.-336с: ил.

Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники):

13. http://window.edu.ru

14. http://school-collection.edu.ru/

15.Журнал наука и жизнь. [Электронный ресурс]http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39229/?interface=electronic


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ярмарка ремесел"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ярмарка ремесел" разноуровневая, художественной направленности, разработана согласно современной нормативной базы....