Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
рабочая программа по музыке по теме
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии.
В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по музыке | 141.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5»
РАССМОТРЕНО Протокол педагогического совета № 34 от «09» января 2014 года | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБУ «Дом-интернат №5» _____________Л.Э.Вязовая «10»_января_2014 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа)
«Музыкальная шкатулка».
Возраст воспитанников от 7 до 18 лет.
Срок реализации 11 лет.
Составители:
Ефимова Раиса Павловна,
педагог
дополнительного образования;
Вязовая Любовь Эриковна,
директор.
г. Пушкин
2013 год
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5». В нашем интернате обучаются дети с множественными сочетанными дефектами в развитии.
Еще известный психолог Б.М.Теплов доказал, что музыка оказывает сильное воздействие на психику человека. Она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка может способствовать осознанию человеком окружающего мира независимо от того, есть ли у него какие-либо нарушения в развитии. Музыка воздействует на внутренний мир человека, формирует его мысли, чувства, отношение к окружающему. Она является средством, способным затронуть личность с любым интеллектом и уровнем образованности. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто.
Педагоги научились использовать эти качества музыки в процессе воспитания и обучения детей.
Музыкальное воспитание имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Оно способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений. Без специальной работы, без помощи педагога для ребенка с интеллектуальной недостаточностью звучащий мир вообще представляет собой шумовой фон, в котором лишь единичные звуки «опредмечены», имеют смысл. Поэтому очень важно развитие слухового восприятия, «опредмечивание» звуков окружающего и введение воспитанника в мир музыкального звучания.
В настоящее время имеются различные виды развивающих программ по музыкальному воспитанию, но, к сожалению, для детей с отклонениями в умственном развитии, стандартной программы не существует. И это обусловило разработку данной дополнительной образовательной программы.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
В основу положены программы «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Васильевой, «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» А. Бурениной. Адаптированной её делают изменения, которые вносятся в исходные программы с учетом психофизических возможностей и особенностей воспитанников, их возраста и уровня развития, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ней ведется поиск новых методов, педагогических приемов, способных решать проблему музыкального воспитания и образования детей с отклонениями в умственном развитии.
Она помогает ребёнку формировать представление о себе как личности, индивидуальности, значимой и равноправной для окружающих. Безусловно, не все дети в силу своих умственных, физических, речевых или иных нарушений смогут в полной мере освоить весь предложенный программный материал. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом.
У ребенка может отсутствовать вербальная речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией.
С учетом этого цель программы состоит в том, чтобы средствами музыки помочь детям научиться воспринимать окружающий мир, сделать их отзывчивыми на музыку, научить наслаждаться ею.
Задачи программы:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармоничного развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно психофизическим возможностям.
- Развивать коммуникативные навыки (общение детей друг с другом, адекватное поведение в социальной среде, соблюдение правил нравственного поведения, необходимое для общения).
- Развивать художественно-творческие способности.
- Учить ориентироваться в пространстве музыкального зала.
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Формировать первоначальные музыкальные представления, учить узнавать знакомые мелодии.
- Учить связывать знакомые мелодии с образами животных.
- Развивать чувство ритма, серийность движений.
- Приобщить детей к русской народно-традиционной культуре на основе детского фольклора.
- Расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений.
- Учить выполнять танцевальные движения (одновременные и попеременные).
Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).
Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы детей.
Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Интеллектуальное развитие детей первой группы различно. Степень умственной отсталости колебался от умеренной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают интереса к деятельности других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Дети часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление степени нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические черты поведения обуславливали трудности обучения этих детей в условиях группы. Такие особенности детей второй группы требуют организации с ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей адаптации к обучению в условиях группы.
Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени детям второй группы. Большинство детей третьей группы имеют сформированные элементарные навыки общения. Среди диагнозов детей третьей группы – умственная отсталость от легкой до глубокой степени. По сравнению с детьми первой и второй групп у детей третьей обычно проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться. Дети данной группы, владеющие вербальной речью, могут обратиться и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или нераспространенного предложения. Некоторые дети данной группы не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению действия целиком. В отличие от детей второй группы большинство детей третьей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.
Для всех детей описанных групп характерны следующие особенности, которые учитывались при разработке программы и выстраивания логики занятий:
- снижение общего уровня активности, повышенная истощаемость;
- снижении темпа переработки информации;
- сужение сферы интересов, недостаток сенсорного опыта;
- отставание в формировании высших психических функций, носящее тотальный характер;
- грубые нарушения речевого развития;
- трудности освоения деятельности, обусловленные как органическими поражениями, так и искажением в эмоционально-волевой сфере в формировании различных высших психических функций, в том числе нарушением функций планирования и контроля.
- тяжелые нарушения моторики, в частности, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей;
- ограниченный социальный опыт и несформированность навыков социального взаимодействия.
Поскольку часть детей имеют в анамнезе эписиндром, возможно провокация эпиактивности в ответ на интенсивное эмоциональное или сенсорное воздействие. Поэтому для таких детей необходима гибкая вариативность интенсивности занятий и отдыха в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их актуального состояния, необходимо следить за тем, чтобы воздействие было переносимым для ребенка.
Исходя из особенностей контингента воспитанников, имеющегося опыта работы с умственно отсталыми детьми и на основании современного социального запроса возникла практическая необходимость в определении образовательных потребностей таких детей и разработке методов их реализации.
В основе разработки программы лежат следующие положения:
- о значении деятельности в развитии,
- об общности основных закономерностей психического развития детей в норме и при патологии,
- об актуальном и потенциальном уровнях развития (зона ближайшего развития),
- о соотношении обучения и развития,
- о процессе социализации.
Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, праздниках.
Музыкальное занятие включает в себя следующие разделы:
- слушание музыки,
- подпевание,
- музыкально-ритмические движения,
- игра на музыкальных инструментах.
Срок реализации настоящей программы - 11 лет. Данная программа составлена для детей в возрасте от 7 до 18 лет:
С 7 - 10 лет – ориентировочно I этап,
с 11 - 13 лет – ориентировочно II этап,
с 14 - 18 лет – ориентировочно III этап.
Занятия проводятся 2 раза в неделю с каждой группой.
Все занятия проводятся с учетом дифференцированного подхода и с учетом психофизических возможностей и способностей воспитанников.
Формы и режим занятий.
Основной организационной формой работы по музыкальному воспитанию является занятие. Занятия проводятся в помещении музыкального зала, носят регулярный и устойчивый характер.
Этап обучения | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 2 | 72 |
2 | 2 | 72 |
3 | 3 | 108 |
Данная программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции,
- дидактический материал,
- игровые атрибуты,
- музыкальные инструменты,
- аудио и видеоматериалы,
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, хорошее настроение, высокая активность.
Методические принципы:
- Одним из главных принципов в работе с воспитанниками является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
- Второй принцип – комплексный подход в решении педагогических задач: обогащение музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование.
- Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
- Принцип – соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем.
- Принцип партнерства, педагог и дети становятся единым целым. Вместе слушаем, поем, играем.
- Принцип положительной оценки деятельности воспитанников.
Программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:
а) эстетическое – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к творчеству;
б) умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
в) нравственное – формируется дружелюбие, активность, самостоятельность.
Участие детей в музыкальных выступлениях способствует их самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Все это делает их жизнь ярче и эмоционально богаче.
Ожидаемые результаты.
- Расширение рамок познания окружающего мира.
- Развитие музыкального слуха.
- Улучшение общего психофизиологического развития.
- Развитие двигательно – моторной координации.
Предполагается то, что воспитанники будут знать:
Что значит «круг»;
Правила поведения в музыкальном зале;
Правила поведения во время подвижных игр.
Узнавать знакомые мелодии.
Подпевать знакомые песни.
Связывать мелодии с образами животных.
Выполнять разнообразные действия с предметами во время музыкально-ритмических упражнений.
Уметь выполнять элементарные танцевальные движения.
Уметь играть на простейших шумовых музыкальных инструментах.
Общаться друг с другом, соблюдая при этом определенные правила.
Оценка результативности: В ходе реализации программы оценивается уровень психофизиологического развития, развитие координации движений, музыкального слуха, ориентация в пространстве.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- наблюдение за воспитанниками в процессе занятий;
- открытое занятие для родителей, праздник.
Учебно-тематический план
1 этап обучения.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Общее количество часов | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Слушание музыки. | 3 | 12 | 15 |
3. | Подпевание (пение). | 2 | 16 | 18 |
4. | Музыкально-ритмические движения. | 2 | 17 | 19 |
5. | Игра на музыкальных инструментах. | 3 | 15 | 18 |
6. | Итоговое занятие (праздник). | 1 | 1 | |
Итого часов: | 11 | 61 | 72 |
2 этап обучения.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Общее количество часов | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Слушание музыки. | 3 | 11 | 14 |
3. | Подпевание (пение). | 2 | 16 | 18 |
4. | Музыкально-ритмические движения. | 2 | 18 | 20 |
5. | Игра на музыкальных инструментах. | 3 | 15 | 18 |
6. | Итоговое занятие (праздник). | 1 | 1 | |
Итого часов: | 11 | 61 | 72 |
3 этап обучения.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Общее количество часов | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Слушание музыки. | 4 | 21 | 25 |
3. | Подпевание (пение). | 4 | 22 | 26 |
4. | Музыкально-ритмические движения. | 5 | 25 | 30 |
5. | Игра на музыкальных инструментах. | 3 | 22 | 25 |
6. | Итоговое занятие (праздник). | 1 | 1 | |
Итого часов: | 17 | 91 | 108 |
Содержание программы представлено следующими разделами:
- Слушание музыки,
- Подпевание (пение),
- Музыкально-ритмические движения,
- Игра на музыкальных инструментах.
Содержание разделов направлено на развитие у воспитанников способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового); умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, в музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).
1. Теоретическая часть. Основы знаний, формирование системы знаний о музыкальном воспитании.
2. Слушание музыки.
Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.
Большое значение в этом разделе имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.
В данный раздел входит: слушание пения педагога, слушание немузыкальных звуков, слушание и узнавание знакомых мелодий, песенок, исполняемых на фортепиано, прослушивание и узнавание знакомых мелодий из популярных радио- и телепередач, музыкальных композиций, слушание наиболее популярных классических мелодий.
3. Подпевание (пение).
Очень важно, чтобы дети слышали живой звук (пение, игра на фортепиано). А собственное исполнение (пение, подпевание) должно доставлять удовольствие. Для этого предлагаются простые веселые песенки-распевы, доступные по содержанию, мелодически ярко окрашены, а также: пропевание имен воспитанников с педагогом, пропевание музыкальных приветствий с импровизацией, подпевание отдельных слов, фраз, интонирование с подражанием интонациям педагога, подпевание и сопровождение движениями, пение в сопровождении ритмических движений совместно и по образцу.
4. Музыкально – ритмические движения.
Вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения, где главная роль принадлежит музыке. Движения помогают полнее и глубже понимать музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность. Взаимосвязь музыки и движения обеспечивает формирование музыкального слуха, памяти, внимания, двигательных навыков, умения ориентироваться в пространстве.
В раздел входят: музыкально-ритмические движения в соответствии с характером звучания музыки (бодро, энергично шагать или выполнять плавные движения), музыкально-ритмические движения, направленные на ориентировку в пространстве зала, выполнение танцевальных движений, музыкально-ритмические игры.
5. Игра на музыкальных инструментах.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, сначала надо научить извлекать звук, затем показать приём игры, и уже потом научить детей сопровождать мелодию, обращая внимание на ритмическое исполнение. На занятиях используются погремушка, бубен, металлофон, треугольник, трещотки, ложки и др.
Игра на музыкальных инструментах помогают вырабатывать чувства ритма, расширяет тембровые представления, формируют коммуникативные навыки. Это: игра на различных музыкальных инструментах при активной музыкальной импровизации взрослого, подыгрывание на музыкальных инструментах мелодии, исполняемой педагогом, самостоятельная импровизация на музыкальных инструментах с подыгрыванием педагогом, подходящих по звучанию мелодий.
6.Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей (праздник).
Подробное содержание данной программы описано в календарно-тематическом планировании (Приложение № 1).
Методическое обеспечение и условие реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Начиная занятия, педагог должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его психофизиологического развития, о состоянии его навыков и умений. Организационными формами являются занятия.
В зависимости от задач и содержания, занятия могут быть разного типа:
- занятия, в которых основное внимание обращается на разучивание нового материала;
- занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений (повторение пройденного материала);
- занятия смешанного типа (разучивание нового сочетается с повторением);
- занятия контрольные, учётного типа (итоги работы за определённый период); проверяются умения воспитанников, личностные качества.
Занятия по музыкальному воспитанию проводятся в музыкальном зале, педагог использует на занятии: фортепиано, магнитофон, диски, кассеты с музыкой, атрибуты, необходимые для проведения занятий.
В подготовительной части происходит настрой детей на работу: это музыкальная распевка (приветствие), которая концентрирует внимание. В основной части происходит разучивание нового материала, новых движений. Заключительная часть - подведение итогов, «минуты отдыха» - музыкальная игра, которая способствует расслаблению организма.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу «Музыкальная шкатулка» можно и в различных возрастных группах, подбирая материал и игры с учетом психофизиологических особенностей воспитанников.
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.);
- детские музыкальные инструменты (бубенцы, металлофон, барабаны, маракасы и др.);
- - музыкальный центр с набором детских дисков и аудиокассет;
- мультимедийный проектор;
- микрофон;
- синтезатор;
- фортепиано;
- светомузыкальное устройство;
- деревянные ложки;
- магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);
- костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей;
- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
- декоративные украшения;
- атрибуты для игры-драматизации;
- ширма;
- зонтики;
- игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2007.
- Буренина А. Коммуникативные танцы и игры для детей. СПб, 2004.
- Буренина А. Музыкальная палитра. Журнал для муз. руководителей. СПб, 2010.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Программа для дошкольных образовательных учреждений - М., 2003.
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. — № 1.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
- Кутузова Е. Танцевально-игровое пособие «Ку-ко-ша». СПб, 2009.
- Макшанцева Е. Детские забавы: Книга для воспитателя и муз. руководителя. Москва, Просвещение, 1991.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями, - Москва, Академия, 2000.
- Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия под редакцией П. Н. Барсуковой. Волгоград: Учитель, 2011.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010
- Федорова Г. П. Заглянет солнце в наше оконце. СПб, 1997.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - М., 2001.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе, СПб, Дидактика Плюс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Формулировка Обязательна «Футбол» Стартовый уровень
Программа «Футбол» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализуется с 2020...