Тема «27 января – день блокады Ленинграда»
классный час (8 класс)

Кунтуарова Люция Калымжановна

Тема:«27 января – день снятие блокады Ленинграда»

Цель урока:

-       обучающая – формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;

-       развивающая  –  развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память школьников, коммуникативные навыки;

-       воспитательная  – воспитать в детях чувство гордости и сострадания за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: 30 мин. общения.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: ноутбук, проектор; презентация по теме, видеоматериал «Блокада Ленинграда глазами детей», «Стук метронома», черный хлеб, чашечные весы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_den_snyatiya_blokady_leningr.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Волжский филиал МКОУ «СОШ г. Нариманов»

 

 

 

 

  

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

8 «А» класс 

 

 

Тема «27 января – день

блокады Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила классный руководитель,

Кунтуарова Люция Калымжановна 

 

 

Тема:«27 января – день снятие блокады Ленинграда»

Цель урока:

-       обучающая  формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;

-       развивающая  –  развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память школьников, коммуникативные навыки;

-       воспитательная  – воспитать в детях чувство гордости и сострадания за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: 30 мин. общения.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: ноутбук, проектор; презентация по теме, видеоматериал «Блокада Ленинграда глазами детей», «Стук метронома», черный хлеб, чашечные весы.

I. Структура урока/занятия

1. Вступительное слово учителя (5 минут)

2. Основная часть (35 минут)

3. Итог классного часа (5  минут)

II.       Ход урока/занятия 

1. Вступительное слово учителя

 Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России. 27 января, исполняется 79 лет  со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня. Тема нашего внеклассного мероприятия «Снятие блокады Ленинграда».(слайд 2)

И так наш классный час посвящается:

Вам, героическим защитникам Ленинграда,

Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Вам, пережившим 900-дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых.

(Звучит стук метронома)

2. Основная часть

 22 июня 1941 года  в 4 часа утра  без объявления войны гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против Советского Союза получил название "Барбаросса".

Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель согласно плану «Барбаросса» захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны.

 Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей"(слайд 4).

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов (слайд 5).

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам  в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки  и девчонки. Они  рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения (слайд 6).

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки (слайд 7). Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. В течение сентября, октября и ноября 1941 года на город было совершено около 100 налетов  (слайд 8).

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома  (слайд 9).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. В городе были введены специальные продовольственные карточки.(слайд 10)

Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!..Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…

Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм. (слайд11)

Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень(Слайд 12). В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов (слайд 13).

 Все эти нечеловеческие тяготы, лишения и муки голода  наравне со взрослыми переносили дети и подростки (слайд 14).

 Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Во время блокады  Таня сделала в своем дневнике 9 коротких трагических записей.(Слайд 16)

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли""Умерли все""Осталась одна Таня"

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети работали (Слайд 17), помогали красной армии боеприпасами (Слайд 18-19) и учились(Слайд 20-21). В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо (Слайд 23). Не занятой фашистами осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась (Слайд 24).

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Эту трассу называли ДОРОГОЙ ЖИЗНИ (слайд 25).

Дорогой жизни шел к нам хлеб,Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги.

Вплоть до снятия  блокады Ленинграда в 1944 году  по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей (Слайд 26).

Ведущий 1: Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.

Ведущий 2: Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки… Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…(Слайд 27).

Ведущий 1: Давайте представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы. Великий композитор Дмитрий Шостакович - житель блокадного Ленинграда - как все жители защищал город. А ночью сочинял музыку. И в Большом зале филармонии состоялся концерт.

А еще давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.

 Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.

Вот и наступил долгожданный разрыв кольца. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться (Слайд 31).

14 января 1944  начали операцию по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов 

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников (Слайд 33).

Битва за Ленинград закончилась (Слайд 34) . В течение почти 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод, ни холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".

В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок (Слайд 36).

 

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Ученики: Мы говорили о Ленинградской блокаде.

Учитель:Когда началась блокада Ленинграда?

Ученики: Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года.

Учитель: Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?

Ученики: Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей.

Учитель: Что называли «Дорогой жизни»?

Ученики: «Дорогой жизни» называли дорогу через Ладожское озеро, по которому подвозили продукты в блокадный Ленинград.

Учитель: Кто такая Таня Савичева?

Ученики: Таня Савичева, это девочка, которая вела дневник, в котором записывала трагические события своей семьи. В честь Тани воздвигли памятник, её дневник хранится в городском историческом музее.

Учитель: Когда началась операция по ликвидации вражеской группировки под Ленинградом?

Ученики: Ликвидация вражеской группировки вокруг Ленинграда началась 14 января 1944 года.

Учитель: Когда полностью был освобождён город Ленинград от блокады?

Ученики: Город Ленинград был освобожден от блокады 27 января 1944 года. Этот день Российское правительство объявило Днем Воинской Славы. 26 января 1945 года город был награждён орденом Ленина и стал городом-героем.

Учитель: Какой памятник посвятили люди героям-ленинградцам?

Ученики: 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал на Пискарёвском кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, которые стали жертвами блокады в Ленинграде.На этом наше занятие,  посвященное





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА: 70-летней годовщине снятия Ленинградской блокады посвящается»

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:1. Познакомить студентов с понятием блокада;2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтич...

Классный час на тему:"Дорога жизни"(блокада Ленинграда)

Классный час интересен для учащихся 5-7 классов...

Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».

Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интере...

Классный час по теме "Они учились в Ленинграде"

Классный час по теме "Они учились в Ленинграде". Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Уже в конце октября 1941 года окол...

Тема «27 ЯНВАРЯ –МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА».

«27 ЯНВАРЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА».  2.Вид ресурса:            презентация3.Цель ...

Открытый классный час на тему: «25 января - День студента!»

Открытый классный час на тему: «25 января - День студента!» проводится в ГПОУ ТО "Тульский техникум социальных технологий" с обучающимися с ограниченными возможностями здоровь...