Классный час по теме "Они учились в Ленинграде"
классный час (6 класс)
Классный час по теме "Они учились в Ленинграде".
Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Уже в конце октября 1941 года около 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к занятиям в помещениях бомбоубежищ образовательных учреждений и домохозяйств, а чуть позже, в ноябре, за парты 103 ленинградских школ сели свыше 30 тысяч учеников старших классов. В общей сложности, это было менее четверти количества школьников довоенного Ленинграда. В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект классного часа | 18.29 КБ |
Презентация "Они учились в Ленинграде" | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме:
«Они учились в Ленинграде»
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Здравствуйте, хочу в первую очередь поздравить вас с праздником днем знаний и началом учебного года. Получение знаний являлось и будет являться большой ценностью. Этот процесс не имеет границ, человек учится на протяжении всей своей жизни. Образование — это трудоемкий процесс, однако если человек действительно хочет что-то постичь, то он сможет преодолеть любые сложности. Сегодня наш классный час посвящен очень непростой теме «Блокаде Ленинграда», каждый нас знает события тех ужасных лет, которые навсегда останутся не только на страницах истории, но и в памяти каждого человека. Сегодня я хочу затронуть тему школ в то нелегкое для всех время, как учились дети блокады?
Тяжело приходилось детям и подросткам, которые в тылу работали наравне со взрослыми на фабриках, заводах, полях. Рано повзрослев, дети военной поры всё-таки оставались детьми и, несмотря на трудное и жестокое время, продолжали учиться. Страшные испытания легли на плечи тех, кто оказался в начале войны в осаждённом Ленинграде.
ШКОЛЫ
Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Уже в конце октября 1941 года около 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к занятиям в помещениях бомбоубежищ образовательных учреждений и домохозяйств, а чуть позже, в ноябре, за парты 103 ленинградских школ сели свыше 30 тысяч учеников старших классов. В общей сложности, это было менее четверти количества школьников довоенного Ленинграда. В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей.
Обучение осуществлялось по сокращённому учебному плану, состоявшему только из основных предметов. Занятия проходили под постоянный вой сирены, возвещавшей о том, что необходимо спускаться в бомбоубежище. Каждый учитель имел два варианта плана урока, один из которых был рассчитан на нормальные условия проведения, а другой – на случай бомбёжки или обстрела. Учителя, скрывая своё горе и заботы, старались проводить уроки как можно более содержательно и интересно, помогали выполнять домашние задания прямо в классе.
Основной массой учащихся были дети младших классов, поскольку большинство старшеклассников вместе с взрослым населением трудились на производствах, а также занимались в школах фабрично-заводского обучения или в ремесленных училищах. 5 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
Сегодня мы предлагаем вам отрывки из дневника школьной учительницы Ксении Владимировны Ползиковой. Она преподавала историю в «школе со львами» недалеко от Исаакиевского собора.
Начало учебного года - октябрь1941
Первый учебный день начался линейками. Ксения Владимировна долго думала, с каких слов начать занятия и произнесла перед учениками такую речь:
«Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников.
В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу.
«Город в блокаде, город окружен врагами, а мы выполняем свой долг и садимся за книги», — говорите вы всему миру. Мужественные дети растут в Советской стране. Они учатся в городе, который бомбят, обстреливают из пушек и лишают продовольствия».
«Чернила покрываются коркой льда»
Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там.
«Как ведут себя дети во время тревоги? Я бы сказала: удивительно спокойно. Только один мальчик из 7-го класса буквально трясется. Но над ним не смеются. Все понимают, что может быть страшно; но ленинградские дети научились владеть собой».
Школьный суп
Ксения Владимировна пишет, что 4-й урок в классе давать трудно, всё занятие дети настороженно ждут звонка «к супу», он приобрел для всех особую ценность. Получить две тарелки супу — мечта каждого: «Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности — следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хочется это сделать. Дома мать, отец, младшие дети не имеют тарелки супу.
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Список школьных помещений, подлежащих освобождению воинскими частями. 1941
В конце октября 1941 года около 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к занятиям в помещениях бомбоубежищ образовательных учреждений и домохозяйств, а чуть позже, в ноябре, за парты 103 ленинградских школ сели свыше 30 тысяч учеников старших классов.
В 12-15 лет дети становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.
Заявление ученика 7 кл . школы № 321 Вила Тарасова в военкомат Фрунзенского района. 1941.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"
классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...
Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде
Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград" p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...
Классный час,посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда для обучающихся школы 8 вида
Материал необходим для того,чтобы расширить представление о Великой Отечественной войне,воспитывать чувство гордости за наш народ,чувство сопереживания людям,оставшимся в блокадном кольце....
Классный час по теме: " Учиться творчески, учиться с увлечением "
познакомить с некоторыми приёмами эстетической организации учебной деятельности;-развивать любознательность, стремление самостоятельно приобретать знания;-совершенствовать культуру умственного труда...
Классный час "900 дней и ночей Ленинграда"
Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда подходит их время. Но есть среди них одно, о котором мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война....
Классный час "Дни и ночи блокадного Ленинграда"
Данный материал содержит подробную разработку классного часа по теме "блокадный Ленинград"....
Презентация к классному часу, посвященному годовщине снятия блокады Ленинграда
Презентация может быть использована для проведения часа общения с учащимися 5-9 классов 27 января в день снятия блокады Ленинграда...