Классный час на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА: 70-летней годовщине снятия Ленинградской блокады посвящается»
классный час на тему

Makarova Nadezhda Nikolaevna

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1. Познакомить студентов с понятием блокада;

2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3. Пробудить в студентах чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью на примере истории создания Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

4. Познакомить студентов с подвигом ленинградцев-музыкантов.

Аудитория ­– студенты музыкального колледжа.

Действующие лица:

1-й ведущий – девушка,

2-й ведущий – юноша.

Технические средства: компьютер, проектор, экран, музыкальный проигрыватель, звуковые усилители, стол.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Макарова Надежда Николаевна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

БУ «Сургутский музыкальный колледж», г. Сургут

Классный час на тему:

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА:

70-летней годовщине снятия Ленинградской блокады посвящается»

Он (Шостакович)это все сам пережил.

И он это в музыке все рассказал.

И я уверенна, что наши потомки

будут изучать жизнь, историю

нашей страны по музыке Шостаковича.

Г. Вишневская[1]

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1. Познакомить студентов с понятием блокада;

2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3. Пробудить в студентах чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью на примере истории создания Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

4. Познакомить студентов с подвигом ленинградцев-музыкантов.

Аудитория – студенты музыкального колледжа.

Действующие лица:

1-й ведущий – девушка,

2-й ведущий – юноша.

Технические средства: компьютер, проектор, экран, музыкальный проигрыватель, звуковые усилители, стол.


Ход мероприятия

Освещение приглушено. Ближе к середине сцены стоит экран. Перед ним невысокий стол с устланной на него белой скатертью.

Слайд 1 («Утро в Ленинграде»).

Аудио № 1. Звучит Главная партия I части Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Через некоторое время громкость приглушается, и на фоне этой композиции:

Слайд 2 («Шостакович за работой»).

1-й ведущий: «Воскресным утром он встал спозаранку, в шесть часов. Чудесным было то утро, сохранившееся в его памяти на всю жизнь. Оно наступило после совсем короткой ночи. Да, собственно, ночи и не было. Еще не тронутое дневным теплом, небо чуть голубело. День обещал быт мягким; такие дни всегда успокаивали Шостаковича, воспринимавшего сердцем поэзию не сельской, а городской ленинградской природы».

Слайды 3-5 («Достопримечательности Ленинграда»).

2-й ведущий: Его облик бесподобен, его история уникальна. Он стал «окном в Европу» и столицей великой Российской империи. Наречённый Пушкиным «Петра творенье» был воспет в произведениях русской классики, и украшался крупнейшими русскими и зарубежными зодчими: Баженовым, Растрелли, Росси и многими другими. Величественным силуэтом вырисовывается на фоне неба Исаакиевский собор, царственные Смольный и Эрмитаж; тянутся ввысь шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости.

Слайд 6 («Здание Ленинградской консерватории»).

1-й ведущий: Получив свежие газеты, Шостакович уселся за чтение, полюбовался видами города, розовевшими на утреннем солнце, немного поработал и в десять часов 22 июня со свойственной ему точностью явился в Малом зале консерватории на государственный экзамен: предполагались выступления талантливых выпускников.

Слайд 7 («Шостакович с учениками в Ленинградской консерватории»).

1-й ведущий: Оценок Шостаковича ожидали со вниманием и волнением.

Слайд 8 («Портрет Шостаковича»).

2-й ведущий: Неожиданно музыка оборвалась. Неторопливо обернувшись, Шостакович увидел испуганного служителя, кто-то положил на стол записку с одним словом – «война»…».

Слайд 9 («22 июня 1941 г. Война»).

Аудио № 2. На фоне слайда звучит фрагмент сообщения о начале Великой Отечественной войны: «…Внимание! От Советского информбюро…».

Слайд 10 («Прощание с солдатом»).

Аудио № 3. Звучит фрагмент песни Александрова «Священная война» (самое начало, буквально 3-4 сек.), музыка затихает

1-й ведущий: Так началась война глазами композитора Дмитрия Шостаковича. Конечно, государственный экзамен был продолжен. Все студенты Ленинградской консерватории успешно сдали сессию, начались каникулы. Казалось, мирная жизнь продолжила свое течение в обычном ритме. Но вскоре враг подошел очень близко к Ленинграду…

Слайд 11 («Фото вражеской авиации»).

Аудио № 4. Звучит Тема нашествия из Седьмой симфонии.

Слайд 12 («Виды Ленинграда военного времени»)

Слайд 13 (8 сентября – начало блокады).

2-й ведущий: 8 сентября фашистам удалось отрезать Ленинград от большой земли. Город был окружен.

Слайд 14 (Карта, линия фронта).

2-й ведущий: В историю это событие вошло как «Блокада Ленинграда», став одной из самых страшных страниц войны.

Музыка продолжается (Аудио № 4).

1-й ведущий: 872 дня блокады... Это кусочек хлеба меньше ладони, который делился на три-четыре части... Это промёрзшие стены дома, где никак нельзя согреться... Это грохот упавшей бомбы за окном... Это брат или сестра, мама или папа, не выдержавшие испытаний, которых ты везёшь на кладбище на санках...

Музыка стихает. Без музыкального фона:

Слайд 15 (Что такое блокада?).

2-й ведущий: Тем же, кому повезло не знать, что такое блокада, остаётся лишь одно: задавать себе вопросы «ЧТО ТАКОЕ БЛОКАДА, КАКОЙ ОНА БЫЛА? ПОЧЕМУ ЛЕНИНГРАДЦЕВ-БЛОКАДНИКОВ НАЗЫВАЮТ ГЕРОЯМИ?»

Пауза!

2-й ведущий: Тогда, в сорок первом, всё было иначе: другое название – Ленинград, другая страна – Советский Союз, другой государственный строй – социализм, и оттого, верно, другие люди – доблестные ленинградцы, бесстрашно сражавшиеся на полях боёв с ненавистным врагом на фронте.

Слайд 16 (Женщины после бомбежки)

1-й ведущий: Для сотен тысяч женщин, детей и стариков, оставшихся в городе, фронт был повсюду: в комнате коммуналки, у станка в цеху, за письменным столом в учреждении, на улице, в бомбоубежище.  Подвигов было несметно много благодаря людям с великой силой духа.

Пауза!

Аудио № 5 ~ 0.52 мин. Звучит фрагмент трио II части.

Слайд 17 (Фото гитлеровцев).

2-й ведущий: Военачальники Третьего Рейха не напрасно рассчитывали на захват города на Неве: овладение Ленинградом повлечёт за собой потерю Советским Союзом Прибалтики, приведёт к гибели Балтийского флота. Завоевав Ленинград, вермахт приобрёл бы выгодные позиции для удара в тыл советских войск, прикрывавших Москву.

Слайд 18 («Гитлеровцы…»).

2-й ведущий: Гитлер и его подручные были уверены, что захватят Ленинград. Гитлеровцы напечатали билеты на банкет, в гостинице “Астория”, составили план парада своих войск на Дворцовой площади… Планам не суждено было сбыться.

Слайд 19 («Отряды народного ополчения»).

1-й ведущий: Советский народ отлично понимал всю серьёзность положения, поэтому было крайне важно организовать оборону Ленинграда. 30 июня в городе началось формирование народного ополчения. Встать в ряды защитников города стремился каждый: рабочие предприятий, студенты, профессора, представители интеллигенции и люди самых разных профессий.

Слайд 20 («Очередная бомбежка»).

2-й ведущий: Первым тяжёлым испытанием, которое выпало на долю мужественных ленинградцев, были регулярные артобстрелы и удары с воздуха. На город сыпались фугасные и зажигательные бомбы.

Слайд 21 («Л. Пантелеев»).

2-й ведущий: Житель блокадного Ленинграда писатель Леонид Пантелеев сохранил впечатления в своих записках:

Аудио № 6, 6а – подряд. На фоне звука – слайды:

Слайды 22-25 («Бомбежки»).

Пауза!

Аудио № 7

Слайд 26 («Пожар на Бадаевских складах»).

2-й ведущий: После очередной бомбежки Ленинград лишился запасов продовольствия. Сгорели так называемые Бадаевские склады. «Голод навис над многомиллионным городом».

Слайд 27 (голод).

1-й ведущий: Ситуация в самом городе становилась всё тяжелее и тяжелее.

Слайд 28 («Пожилая женщина и мужчина»).

1-й ведущий: В осаждённом Ленинграде оставалось около 2 с половиной миллионов человек. Запасы продовольствия сокращались с катастрофической скоростью.

Слайд 29 («Продуктовые карточки»).

2-й ведущий: 18 июля 1941 года в Ленинграде были введены карточки на продовольственные продукты.  Были установлены следующие нормы на хлеб.

Слайд 30 («Норма выдачи хлеба»).

Слайд 31 («Состав блокадного хлеба»).

1-й ведущий: У разных людей были разные способы разделения ломтика хлеба, который выдавался каждое утро: кто-то разрезал на тонкие пластинки, кто-то – на крохотные кубики… Блокадный хлеб был синонимом жизни…

Слайд 32 («Блокадный хлеб был синонимом жизни»).

Пауза (для ведущих)!

Аудио № 8. Реприза главной партии I части.

2-й ведущий: 8 ноября 1941 года Гитлер самонадеянно изрекал: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

Слайд 33 («Жители города берут воду на реке Неве»).

2-й ведущий: К тотальному голоду прибавлялись и страшные холода, наступившие в конце ноября: до –40 по Цельсию. Водопровод замёрз. Полностью отсутствовало топливо. Остановились все электростанции. Замер городской транспорт. 

Слайд 34 («Городской транспорт»).

2-й ведущий: Нетопленные комнаты в помещениях изнутри покрывались изморозью. По вечерам изголодавшиеся люди сидели в темноте и холоде. Целые семьи погибали в собственных квартирах…

Слайд 35 («Дети»).

1-й ведущий: Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых – горький отзвук тех страшных дней.

Слайд 36 («Рожденные в 1942-м»).

2-й ведущий: Давайте послушаем отрывок из рассказа «Близнецы» Леонида Пантелеева, очевидца тех страшных картин из жизни ленинградцев:

Аудио № 9. «Тикание» часов.

Слайды 37 – 40 («Дети»).

Аудио 9а. Звучит фрагмент рассказа Л. Пантелеева «Близнецы». На фоне звука пролистываются слайды:

1-й ведущий: Всему миру известен дневник 11-летней Тани Савичевой.

Слайд 41 («Дневник Тани Савичевой»).

Аудио № 10. Звучит фрагмент 2 темы II части.

1-й ведущий: На 9 листочках – вся жуткая сущность войны. Каждая посвящена смерти одного из близких. Последняя запись: «Осталась одна Таня». Скупые строки её дневника стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе, а сама девочка – символом мужества блокадного Ленинграда.

Музыка стихает.

2-й ведущий: Однако никак нельзя представить себе историю ленинградской блокадной эпопеи без знаменитейшей «Дороги жизни» – автомобильной магистрали, проложенной по льду Ладожского озера.

Слайд 42 (Видеосюжет о дороге через Ладогу ~ 3.12 мин.).

Слайд 43 («Продаются гробы…»).

2-й ведущий: Последствия зимы были неутешительными: множество людей продолжало умирать от дистрофии. Поэтому борьба за спасение населения от этой болезни стала стратегически важной…

Аудио № 11. Звучит фрагмент III части симфонии (включить музыку!).

Слайды 44 – 45 («Дистрофия», «Траурная процессия»).

Слайд 46 (Текст на черном фоне).

Аудио № 12. Звучит мерный стук метронома.

Слайд 47 («Афиша премьеры Седьмой симфонии Д.Шостаковича»).

Аудио № 13. Звучит главная партия I части симфонии.

Через некоторое время на его фоне слайда и музыки ведущая произносит слова:

1-й ведущий: А что же город? Город продолжал жить. Для жителей Ленинграда, измученных войной и переживших самую страшную блокадную зиму, своеобразным лучом надежды, символом веры в нашу скорую победу явилась Седьмая симфония Шостаковича. И не просто веры, а уверенности!

Слайд 48 («Нашей борьбе…»).

2-й ведущий: Первые три части симфонии Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал в блокадном Ленинграде еще в сентябре 1941г. Произведение создавалось буквально урывками, так как Шостакович, как любой ленинградец того времени, принимал активное участие в обороне города.

Слайд 49 («Пожарная команда»).

2-й ведущий: Дежурил на крышах, тушил зажигательные бомбы, рыл противотанковые рвы. Но, тем не менее, к концу сентября три части симфонии были закончены. Финал был завершен в эвакуации – в городе Куйбышеве, ныне это город Самара.

Слайд 50 («Виды разрушенного Ленинграда»).

Аудио № 14. Звучит фрагмент эпизода нашествия из I части.

1-й ведущий: Знаменитый «эпизод нашествия» был написан задолго до самой симфонии. Он органично вписался в произведение, посвященное городу-герою, городу-мученику.

2-й ведущий: Исполнить симфонию должен был Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга.

Слайд 51 («Дирижер К. Элиасберг»).

2-й ведущий: Это единственный симфонический коллектив, остававшийся в осажденном городе… 

1-й ведущий: Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра…

2-й ведущий: …а премьера должна была во что бы то ни стало состояться!.. 

1-й ведущий: …музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу – подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города были в крайнем истощении.

2-й ведущий: В день исполнения симфонии – 9 августа 1942 года – все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. Музыканты были одеты по-разному: кто в чем. И только один человек был в полной артистической форме – дирижер. Карл Ильич Элиасберг встал за дирижёрский пульт, как и положено было, во фраке. Белоколонный зал филармонии был заполнен бледными, истощенными ленинградцами. Динамики разносили ее по всему городу.

1-й ведущий: Предлагаем вашему вниманию фрагменты из фильма «Ленинградская симфония».

Слайд 52 (фрагмент фильма «Ленинградская симфония» – видео).

Слайд 53 («Программа премьеры симфонии»).

2-й ведущий: Трансляцию из филармонии слушали также и осаждавшие город немцы. Они буквально обезумели от бессилия. Ведь они-то считали наш город уже мертвым…

Слайд 54 («Рукопись партитуры Седьмой симфонии»).

1-й ведущий: Гораздо позже, после войны двое туристов из ГДР, которые в 1942-м были молодыми гитлеровскими солдатами, осаждавшими Ленинград, разыскали Элиасберга и признались в разговоре, что именно 9 августа 1942 г. они поняли, что проиграют войну.

2-й ведущий: Исполнение Седьмой симфонии весь мир воспринял как событие огромной важности.

1-й ведущий: Гигантская четырехчастная симфония стала великим памятником подвигу Ленинграда!

Слайд 55 («Салют в Ленинграде»).

2-й ведущий: 27 января 1944 года Ленинград стал свободным после 872 дней немецко-фашистской осады. В тот же день грянули залпы 324 орудий. Салют в Ленинграде! Впервые за долгие 29 месяцев город на Неве встрепенулся, озарился.

1-й ведущий: Не все смогли увидеть торжественный салют в честь снятия блокады, радостных лиц горожан, мирного неба над своей головой. В Ленинграде был возведён не один мемориальный комплекс в честь тех, кто отдал свою жизнь ради жизней новых поколений.

Слайд 56 («Пискаревское кладбище»)

2-й ведущий: Монумент скорбящей Матери-Родины на Пискарёвском кладбище... Здесь замирает сердце от вида почти километровой череды холмов, братских могил…

Слайд 57 (Видеокадры с горящим Вечным огнем – стихотворение Зенкова «А я родился в сорок первом»).

ПОСДЕДНИЙ КАДР ОСТАНОВИТЬ!

Аудио № 15. Звучат «Грезы» Шумана

Слайды 58 – 67 (смена слайдов каждые 5 сек.). 

Последний слайд оставить на экране. К нему на стол ведущие возлагают красные цветы.


Источники:

Пантелеев А. (Леонид Пантелеев) Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Л.: Дет. лит., 1984.

Хентова С. Шостакович: Жизнь и творчество. – М., 1985.

«Дорога жизни» / Киножурнал «Хочу все знать». Выпуск № 101. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tuo_iaSbB8g.  

«Мой Шостакович». Документальный фильм. Россия, ГТРК «Культура», 2006.

Автор сценария и режиссер Валентин Тернявский. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ybeVi7hY7Qk.

«Ленинградская симфония». Режиссер – З. Аграненко. Художественный фильм. Киностудия «Мосфильм», 1958.


[1]  «Мой Шостакович». Документальный фильм. Россия, ГТРК «Культура», 2006. Автор сценария и режиссер Валентин Тернявский (15.25-15.40 мин.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА: к 70-летию со дня снятия Блокады посвящается Автор-составитель: Преподаватель музыкально-теоретических дисципин БУ « Сургутский музыкальный коллдедж » Н.Н.Макарова

Слайд 2

Дмитрий Шостакович

Слайд 3

Ленинградская консерватория

Слайд 4

Д. Д. Шостакович с учениками в Ленинградской консерватории

Слайд 5

22 июня 1941 г . ВОЙНА…

Слайд 6

8 сентября 1941 г. – начало БЛОКАДЫ

Слайд 8

Очередная бомбежка

Слайд 9

Продуктовые карточки блокадного Ленинграда

Слайд 10

Блокадный хлеб был синонимом ЖИЗНИ

Слайд 11

Рожденные в 1942...

Слайд 12

До победы дожили далеко не все: только в декабре 1941-го от голода и холода скончалось 52 880 человек. Общее количество жертв блокады неизвестно… По разным данным – от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. Вечная память…

Слайд 13

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу– Ленинграду – я посвящаю свою Седьмую симфонию». Д.Д.Шостакович

Слайд 14

Пожарная команда из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Справа – Дмитрий Шостакович

Слайд 15

Рукопись партитуры Седьмой симфонии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и  900 ночей. Рябчиня Наталья Васильевна, воспитатель Г К С(к)О У...

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Данная композиция посвящена героической обороне города, о тяжелейших днях блокады, которую пережили советские люди.В городе не было света, воды, топлива, наступил голод были 30 градусные морозы. Вся с...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

Классный час на тему «Поклонимся великому подвигу Сталинграда»

Величайшая победа,одержанная под Сталинградом, сыграла колоссальную роль в ходе всей второй мировой войны. Через моря и океаны неслась слава этой победы....

Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный...», посвящённая годовщине снятия Блокады Ленинграда

Внеклассное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, которая  включает   стихотворения, песни, инсценировку о блокаде Ленинграда.   Подобрано музыкал...

СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЖЕСТВА «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДНЕВНИК», посвящённого 80-летней годовщине снятия блокады г. Ленинграда.

Мероприятие посвящено юбилейной памятной дате, 80-летней годовщине снятия блокады г. Ленинграда....