"Урок чистой воды" для 7 класса (Классный час или занятие внеурочной деятельности с использованием заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.)
классный час (7 класс)
Урок направлен на решение глобальной экологической проблемы - сохранение чистой воды. В содержание урока включены задания, направленные на формирование глобальных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chistoy_vody.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чистой воды
7 класс
(Классный час или занятие внеурочной деятельности с использованием заданий, направленных на формирование глобальных компетенций)
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном:
В жидком, твердом и газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
- Вступление
Вода – драгоценный дар природы. Предлагаю просмотреть сюжет о запасах воды на нашей планете. Просмотр отрывка из фильма «Урок чистой воды» (до 2.15)
К сегодняшнему уроку вы прочитали информацию о проблеме чистой воды на официальном сайте ООН. (Водные ресурсы | Организация Объединенных Наций (un.org).
-Почему проблема чистой воды – глобальная проблема человечества?
-Какая информация, опубликованная на сайте ООН, вызывает тревогу?
По словам главы ООН Антониу Гуттериша, к 2050 году каждый четвертый житель земли будет жить в условиях хронической или постоянно возникающей нехватки пресной воды. И эту проблему должно решать все человечество сообща. Поэтому на сегодняшнем уроке мы не только обсудим эту проблему, но и определим пути решения.
II. Работа с проблемным текстом
Прочитайте текст и выполните задания.
Каждый человек имеет право на доступ к воде для личных и бытовых нужд (от 50 до 100 литров в сутки на человека). Чистая вода имеет большое значение для здоровья человека. На планете достаточно пресной воды для каждого её жителя. Но уже сегодня 40 процентов населения испытывает нехватку воды; 80 процентов сточных вод попадает в окружающую среду без обработки; более 90 процентов всех стихийных бедствий так или иначе связано с водой, а 4,5 млрд. человек не имеют адекватных санитарных условий.
В странах с невысоким уровнем развития экономики миллионы людей, в основном дети, заболевают и часто умирают от болезней, связанных с отсутствием доступа к чистой воде. Доступа к чистой воде лишены 783 млн жителей планеты. От недостатка чистой воды страдает более 2/5 населения Земли, и эта цифра постоянно растет.
Задание 1. Основываясь на информации из текста, определите, верными или неверными являются приведенные ниже высказывания о проблеме обеспечения жителей Земли чистой водой.
№ п/п | суждение | верно | неверно |
1 | Многие люди на Земле не имеют возможности использовать чистую воду для своих нужд. | ||
2 | Чтобы обеспечить каждого человека, запасов пресной воды на Земле недостаточно. | ||
3 | Уровень смертности от нехватки чистой воды выше среди детей, чем среди взрослых. | ||
4 | Люди, которые используют грязную воду для питья, рискуют заразиться опасными болезнями. | ||
5 | Во всех странах мира снабжение чистой водой хорошо организовано. |
Итак, проверим себя. (Верные суждения называет учитель или учащиеся в зависимости от степени активности или уровня подготовки.)
Задание 2. Обсуждая текст с одноклассниками, Полина сказала: «В тексте говорится, что пресной воды на Земле достаточно, и также сказано, что от нехватки чистой воды страдает более 2/5 населения Земли. Я считаю, что эти утверждения противоречат друг другу».
Согласны ли вы с Полиной? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся дают развернутый, аргументированный ответ на вопрос.)
-С каким ответом вы готовы согласиться?
-Что ещё хотели бы добавить?
IV. Решение проблемы локально
Просмотр отрывка из фильма «Урок чистой воды» (с 2.15 до 4.30)
Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. В нашей стране находится один из крупнейших водохозяйственных комплексов, который включает в себя
-более 30000 водохранилищ и прудов,
-сеть каналов общей протяженностью более 3000 км,
-более 10000 км дамб и других сооружений инженерной защиты,
-65000 плотин других гидротехнических сооружений,
-более 100 гидроэлектростанций.
Казалось бы, запас пресной воды неисчерпаем, и России не угрожает дефицит воды. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Ежегодно экономика России «выпивает» более 60 км3 воды. Более 20% воды теряется при по пути к потребителю, заводы сбрасывают сточные воды в реки.
Мы должны не только любоваться красотами воды, гордиться, что в нашей стране много замечательных рек и озер, но еще и беречь воду, сохранять ее первозданную чистоту.
Задание. Как каждый человек на Земле может экономить воду? Ваши предположения.
(Закрывать плотнее кран, перекрывать воду во время чистки зубов, не мыть машину в реке, заводам строить очистные сооружения…).
V. Домашнее задание. Подсчитайте объем потребления воды вашей семьей. Всегда ли она расходуется разумно?
цель | Количество раз | Время в минутах | Как ты использовал воду? | Сколько литров воды ты потратил? | |||
Слабый напор | Средний напор | Сильный напор | Слив в туалете | ||||
1 литр в минуту | 7 литров в минуту | 15 литров в минуту | 1 слив=9 литрам | ||||
Мыл руки | |||||||
Чистил зубы | |||||||
Мыл посуду | |||||||
Принимал душ | |||||||
Смыв в туалете | |||||||
Мыл обувь | |||||||
итого |
(Подсчет расхода воды будет не очень точным, но это не важно. Главное, чтобы дети задумались и оценили, сколько воды они расходуют. Вопросы для обсуждения на следующем занятии:
-Много ли вы потратили воды за день?
-Всегда ли расход воды был рациональным?
-Кто потратил меньше всех воды? Кто больше? Как вы к этому относитесь?)
VI. Рефлексия
-К каким выводам вы пришли на сегодняшнем занятии?
-Чей ответ или рассуждение произвели на вас особое впечатление?
-Чей совет по использованию и сбережению чистой воды вам пригодится в жизни?
Спасибо, ребята, за ваше неравнодушие. Проблема, которую обсуждали мы сегодня, касается каждого из нас. И вам решать, как сберечь драгоценный дар природы – воду.
Список источников
- Официальный сайт ООН: Водные ресурсы | Организация Объединенных Наций (un.org)
- Официальный сайт ООН: МЕДИАРЕСУРСЫ ПОДПИСАТЬСЯ АУДИОТЕКА Генсек ООН: нехватка воды может привести к росту напряженности между странами | Организация Объединенных Наций (un.org)
- Ковалёва, Галина Сергеевна. Глобальные компетенций : сборник эталонных заданий : выпуск 1 : учебное пособие / Г. С. Ковалёва, Т В. Коваль, С. Е. Дюкова ; под. ред. Г. С. Ковалёвой, Т. В. Коваль. – 4- е изд., стер. – Москва ; Санкт-Петербург : Просвещение, 2023
- Урок чистой воды - YouTube
- Филиал «Информационно-образовательный центр» ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, Детский экологический центр «Методические рекомендации по проведению Урока Российский «Водный пирог» для учащихся 6-11 классов
Ответы на задания
Задание 1.
№ п/п | суждение | верно | неверно |
1 | Многие люди на Земле не имеют возможности использовать чистую воду для своих нужд. | + | |
2 | Чтобы обеспечить каждого человека, запасов пресной воды на Земле недостаточно. | + | |
3 | Уровень смертности от нехватки чистой воды выше среди детей, чем среди взрослых. | + | |
4 | Люди, которые используют грязную воду для питья, рискуют заразиться опасными болезнями. | + | |
5 | Во всех странах мира снабжение чистой водой хорошо организовано. | + |
Задание 2. Указано «Нет» и приводится соответствующее объяснение, которое может иметь следующие аргументы:
- запасы пресной воды неравномерно распределены на территории суши;
- пресная вода может быть загрязнена;
- основные запасы пресной воды сосредоточены в ледниках;
- есть территории на Земле, где пресная вода бывает в определённые сезоны года и другие объяснения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» рассчитана на развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...
Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников
В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результа...
Разработка мастер класса "Использование инновационных приемов в формировании глобальных компетенций на уроках обществознания.
Данная разработка мастер - класса связана с темой, которая изучается в курсе 7 класса по обществознанию "Экологические проблемы человечества"....
Урок литературы для 5 класса по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» с применением заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.
В содержание урока включены два задания с пояснением и критериями оценивания, направленных на формирование глобальных компетенций учащихся....
Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся
Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...
Урок внеклассного чтения по рассказу Р. Брэдбери "Зеленое утро" с заданием, направленным на формирование глобальных компетенций.
Урок для 7 класса разработан для учащихся средних и выше средних способностей....
Открытый доклад на XXXIV конференции ИТО 2023 «Создание модели кукольного домика на занятиях внеурочной деятельности с использованием ИКТ»
Развитие системы образования тесно связано с необходимостью овладения компетенциями выпускников школ. Сегодня это умение использовать информационно-коммуникационные возможности. Учащиеся ГБОУ ТРОЦ &la...