Урок внеклассного чтения по рассказу Р. Брэдбери "Зеленое утро" с заданием, направленным на формирование глобальных компетенций.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок для 7 класса разработан для учащихся средних и выше средних способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenoe_utro.docx | 26.63 КБ |
zelenoe_utro.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
по рассказу Р. Брэдбери «Зеленое утро» с применением задания, направленного на формирование глобальных компетенций
(урок внеклассного чтения)
Пояснительная записка
Тема | Ответственность человека за будущее в рассказе Р. Брэдбери «Зеленое утро» |
Особенности урока | Урок включает задание, направленное на формирование глобальных компетенций. (Глобальная проблема – экология). |
Предмет | Литература. Внеклассное чтение. |
Класс | 7 класс |
Цель | Осознать проблемы, поставленные автором в рассказе. |
Задачи | -образовательные: выявить важные общечеловеческие и глобальные проблемы; продолжить работу над умением грамотно строить устное и письменное высказывание; |
Основные термины | Экология, ответственность, альтруизм |
Оборудование | Карточки с содержание научного текста и задания к нему; компьютер, презентация. |
В содержание урока включено устное задание, направленное на формирование глобальных компетенций учащихся. Выполняется, проверяется и обсуждается на уроке.
Задания урока рассчитаны на учащихся средних и выше средних способностей.
Ход урока Слайд 1
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
-Какие чувства вызвал у вас рассказ?
-Что показалось странным, необычным?
(Как люди выживали на Марсе без кислорода и горел костер; почему на Марсе идут дожди).
Словарная работа Слайд 2
Альтруист – бескорыстный человек, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения.
Природный катаклизм – набор или совокупность природных явлений, которые происходят отдельно и в большинстве случаев не были причиной вредной человеческой деятельности на планете, а происходят сами по себе.
Парниковый эффект - повышение температуры в нижних слоях атмосферы за счет скопления газов. Парниковые газы легко пропускают солнечные лучи из космоса, и при этом эффективно задерживают большую часть тепловой энергии на поверхности Земли.
- Постановка цели.
Рассказ Брэдбери короткий, но в нем звучат проблемы, важные как для человека в отдельности, так и для всего человечества. На уроке мы назовем их и определим пути решения проблемы. - Решение учебных задач.
- Герой рассказа. Слайд 3
Человек не может выжить без кислорода. Его нехватка или избыток может привести к неминуемой смерти. Мы привыкли к тому, что на Земле баланс кислорода таков, что нам не нужно задумываться о том, как часто мы делаем вдох и как много деревьев находится на нашей планете.
Бенджамин Дрисколл – землянин. Он привык к тому, что на его планете возвышаются леса, колышется трава, цветут и благоухают цветы, разбухают почки и искрится зелёная листва, и видеть пустыри на Марсе для него достаточно сложно. Поэтому он поставил цель озеленить Марс.
-Что дарит дерево? (чтение из 2 абзаца.)
«Разве сочтешь все, что дает дерево. Оно красит землю, дарит ей благодатную тень и богатство своих плодов. Дерево — это волшебный мир нашего детства, по могучим стволам можно взобраться в поднебесье или вволю покачаться на ветвях. Чудесное творение природы, дающее людям пищу, приносящее радость, — вот что такое дерево. Но прежде всего оно очищает воздух, ласкает слух тихим шелестом листвы, и под его убаюкивающий шепот так сладко спится по ночам».
Слайд 4
-Для чего герой рассказа стал озеленять Марс?
-Для кого?
«Мое дело поважнее. Я сажаю дубы, вязы, клены — все деревья, какие есть, — осину, гималайский кедр, каштан. Вместо плодов, чтобы утолить голод, люди получат свежий воздух, чтобы дышать».
-Найдите в рассказе слова, как он шел к заветной цели.
-Какие качества характера проявил? (Упорство в достижении цели, терпение, бескорыстие).
Именно такого человека называют альтруистом.
2) Задание 1. Прочитайте слова писателя, сопоставьте с рассказом. Сделайте вывод о предназначении человека.
Слайд 5
«Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».
-Какую мысль автор хотел донести до читателя?
Вывод 1. Высадив дерево, создав что-то полезное, человек оставляет след на земле, даже если повествование о Марсе.
- Задание 2, направленное на развитие глобальных компетенций.
Рэй Брэдбери всегда писал рассказы-предостережения. От чего он предостерегает читателя, выясним, выполним следующее задание.
Прочитайте научный текст.
Слайд 6
Одной из глобальных проблем человечества является изменение климата. Из-за неразумной деятельности человечества высокие концентрации парниковых газов, прежде всего углекислого, удерживают в атмосфере тепло, из-за чего поднимается температура на планете. За последние 150-170 лет средняя температура воздуха на Земле выросла на 1,5 градуса. Небывалая жара нагревает Мировой океан. Вместе с температурой воды меняется циркуляция атмосферы: ветер, осадки и атмосферное давление. Если температура на Земле повысится до двух градусов, ей грозят катаклизмы. Дальнейший рост к 2,5-3 градусам означает, что можно готовиться к страшным засухам, наводнениям, затоплению прибрежных мегаполисов, эпидемиям и далее по списку.
Вырубка лесов (ежегодно уничтожается около 12 млн гектаров леса) и изменение землепользования влекут за собой уменьшение способности растительности поглощать углекислый газ.
Мнение специалистов однозначное: вина за происходящее полностью лежит на человеке. Природа уже исчерпала ресурсы, чтобы компенсировать его неуемное стремление потреблять.
Основываясь на содержании рассказа Р. Брэдбери и научного текста, отметьте в третьей графе таблицы верные утверждения. (Карточки раздаются учащимся.)
№ п/п | Утверждение | |
1 | Чтобы избежать изнуряющей жары и других катаклизмов, следует переезжать в северные районы. | |
2 | Человечество должно пересмотреть подход к ведению сельского хозяйства и развитию промышленности. | |
3 | Следует создать специальную комиссию, которая решит проблему глобального потепления. | |
4 | Каждый человек должен задуматься о неразумном потреблении ресурсов природы. | |
5 | Любой из нас в силах внести свой вклад в улучшении климатических условий на планете. |
Верно: 2,4,5
-Какой вывод можно сделать на основе верных ответов таблицы? Слайд 7
Вывод 2. Если человечество не будет беречь свою планету, то она окажется в запустении, в полном хаосе, а Земля превратится в красную планету, лишённую жизни. Только сплотившись, человечество сможет решить важную проблему экологии. Каждый из нас в состоянии внести свой маленький, а иногда и огромный вклад в озеленение планеты, как это сделал Бенджамин.
5. Контрольное задание.
Слайд 8 Прочитайте темы, которые звучат в рассказе. Заполните пустые графы таблицы.
Итак, на основе сказанного на уроке вам предстоит заполнить таблицу.
тема | Эпизоды | Идея (Что хотел сказать автор?) |
Озеленение Марса | ||
Упорство и ответственность за начатое дело | ||
Ответственность за будущее человечества | ||
Освоение космоса |
6. Отметки за устные ответы. Запись домашнего задания.
Источник
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Альтруист – бескорыстный человек, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения. Природный катаклизм – набор или совокупность природных явлений, которые происходят отдельно и в большинстве случаев не были причиной вредной человеческой деятельности на планете, а происходят сами по себе. Парниковый эффект - повышение температуры в нижних слоях атмосферы за счет скопления газов. Парниковые газы легко пропускают солнечные лучи из космоса, и при этом эффективно задерживают большую часть тепловой энергии на поверхности Земли. 2
3
4 «Мое дело поважнее. Я сажаю дубы, вязы, клены — все деревья, какие есть, — осину, гималайский кедр, каштан. Вместо плодов, чтобы утолить голод, люди получат свежий воздух, чтобы дышать».
5 «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».
Одной из глобальных проблем человечества является изменение климата. Из-за неразумной деятельности человечества высокие концентрации парниковых газов, прежде всего углекислого, удерживают в атмосфере тепло, из-за чего поднимается температура на планете. За последние 150-170 лет средняя температура воздуха на Земле выросла на 1,5 градуса. Небывалая жара нагревает Мировой океан. Вместе с температурой воды меняется циркуляция атмосферы: ветер, осадки и атмосферное давление. Если температура на Земле повысится до двух градусов, ей грозят катаклизмы. Дальнейший рост к 2,5-3 градусам означает, что можно готовиться к страшным засухам, наводнениям, затоплению прибрежных мегаполисов, эпидемиям и далее по списку. В ырубка лесов (ежегодно уничтожается около 12 млн гектаров леса) и изменение землепользования влекут за собой уменьшение способности растительности поглощать углекислый газ. Мнение специалистов однозначное: вина за происходящее полностью лежит на человеке. Природа уже исчерпала ресурсы, чтобы компенсировать его неуемное стремление потреблять. 6
7
8 Тема Эпизоды Идея Озеленение Марса Упорство и ответственность за начатое дело Ответственность за будущее человечества Освоение космоса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...
"Урок чистой воды" для 7 класса (Классный час или занятие внеурочной деятельности с использованием заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.)
Урок направлен на решение глобальной экологической проблемы - сохранение чистой воды. В содержание урока включены задания, направленные на формирование глобальных компетенций....
Урок литературы для 5 класса по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» с применением заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.
В содержание урока включены два задания с пояснением и критериями оценивания, направленных на формирование глобальных компетенций учащихся....