Урок внеклассного чтения по рассказу Р. Брэдбери "Зеленое утро" с заданием, направленным на формирование глобальных компетенций.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Миронова Ольга Федоровна

Урок для 7 класса разработан для учащихся средних и выше средних способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenoe_utro.docx26.63 КБ
Файл zelenoe_utro.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

по рассказу Р. Брэдбери «Зеленое утро» с применением задания, направленного на формирование глобальных компетенций

(урок внеклассного чтения)

Пояснительная записка

Тема

Ответственность человека за будущее в рассказе Р. Брэдбери «Зеленое утро»

Особенности урока

Урок включает задание, направленное на формирование глобальных компетенций. (Глобальная проблема – экология).
В качестве контроля учащимся предлагается заполнить таблицу, основанную на стратегии продуктивного чтения «Список тем».

Предмет

Литература. Внеклассное чтение.

Класс

7 класс

Цель

Осознать проблемы, поставленные автором в рассказе.  

Задачи

-образовательные: выявить важные общечеловеческие и глобальные проблемы; продолжить работу над умением грамотно строить устное и письменное высказывание;
-развивающие: обосновывать свою точку зрения и подбирать аргументы; развивать критическое и аналитическое мышление;
-воспитательные: воспитывать чувство ответственности за будущее, за свою жизнь, выстраивать конструктивный диалог.

Основные термины

Экология, ответственность, альтруизм

Оборудование

Карточки с содержание научного текста и задания к нему; компьютер, презентация.

     В содержание урока включено устное задание, направленное на формирование глобальных компетенций учащихся. Выполняется, проверяется и обсуждается на уроке.
   Задания урока рассчитаны на учащихся средних и выше средних способностей.

Ход урока  Слайд 1

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
    -Какие чувства вызвал у вас рассказ?
    -Что показалось странным, необычным?

    (Как люди выживали на Марсе без кислорода и горел костер; почему на Марсе идут дожди).
                                                      Словарная работа  Слайд 2
    Альтруист – бескорыстный человек, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения.
    Природный катаклизм – набор или совокупность природных явлений, которые происходят отдельно и в большинстве случаев не были причиной вредной человеческой деятельности на планете, а происходят сами по себе. 

Парниковый эффект - повышение температуры в нижних слоях атмосферы за счет скопления газов. Парниковые газы легко пропускают солнечные лучи из космоса, и при этом эффективно задерживают большую часть тепловой энергии на поверхности Земли.

  1. Постановка цели.
        Рассказ Брэдбери короткий, но в нем звучат проблемы, важные как для человека в отдельности, так и для всего человечества. На уроке мы назовем их и определим пути решения проблемы.  
  2. Решение учебных задач.     
  1. Герой рассказа. Слайд 3

Человек не может выжить без кислорода. Его нехватка или избыток может привести к неминуемой смерти. Мы привыкли к тому, что на Земле баланс кислорода таков, что нам не нужно задумываться о том, как часто мы делаем вдох и как много деревьев находится на нашей планете. 

     Бенджамин Дрисколл – землянин. Он привык к тому, что на его планете возвышаются леса, колышется трава, цветут и благоухают цветы, разбухают почки и искрится зелёная листва, и видеть пустыри на Марсе для него достаточно сложно. Поэтому он поставил цель озеленить Марс.

-Что дарит дерево? (чтение из 2 абзаца.)
 «Разве сочтешь все, что дает дерево. Оно красит землю, дарит ей благодатную тень и богатство своих плодов. Дерево — это волшебный мир нашего детства, по могучим стволам можно взобраться в поднебесье или вволю покачаться на ветвях. Чудесное творение природы, дающее людям пищу, приносящее радость, — вот что такое дерево. Но прежде всего оно очищает воздух, ласкает слух тихим шелестом листвы, и под его убаюкивающий шепот так сладко спится по ночам».

Слайд 4

-Для чего герой рассказа стал озеленять Марс?
-Для кого?
«Мое дело поважнее. Я сажаю дубы, вязы, клены — все деревья, какие есть, — осину, гималайский кедр, каштан. Вместо плодов, чтобы утолить голод, люди получат свежий воздух, чтобы дышать».
-Найдите  в рассказе слова, как он шел к заветной цели.
-Какие качества характера проявил?
(Упорство в достижении цели, терпение, бескорыстие).

Именно такого человека называют альтруистом.

        2) Задание 1. Прочитайте слова писателя, сопоставьте с рассказом. Сделайте вывод о предназначении человека.
     Слайд 5

«Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».

-Какую мысль автор хотел донести до читателя?

Вывод 1. Высадив дерево, создав что-то полезное, человек оставляет след на земле, даже если повествование о Марсе.

  1.  Задание 2, направленное на развитие глобальных компетенций.

Рэй Брэдбери всегда писал рассказы-предостережения. От чего он предостерегает читателя, выясним, выполним следующее задание.

Прочитайте научный текст.
Слайд 6

   Одной из глобальных проблем человечества является изменение климата.  Из-за неразумной деятельности человечества высокие концентрации парниковых газов, прежде всего углекислого, удерживают в атмосфере тепло, из-за чего поднимается температура на планете. За последние 150-170 лет средняя температура воздуха на Земле выросла на 1,5 градуса. Небывалая жара нагревает Мировой океан. Вместе с температурой воды меняется циркуляция атмосферы: ветер, осадки и атмосферное давление. Если температура на Земле повысится до двух градусов, ей грозят катаклизмы. Дальнейший рост к 2,5-3 градусам означает, что можно готовиться к страшным засухам, наводнениям, затоплению прибрежных мегаполисов, эпидемиям и далее по списку.  
   
Вырубка лесов (ежегодно уничтожается около 12 млн гектаров леса) и изменение землепользования влекут за собой уменьшение способности растительности поглощать углекислый газ. 
     
Мнение специалистов однозначное: вина за происходящее полностью лежит на человеке. Природа уже исчерпала ресурсы, чтобы компенсировать его неуемное стремление потреблять.

Основываясь на содержании рассказа Р. Брэдбери и научного текста, отметьте в третьей графе таблицы верные утверждения. (Карточки раздаются учащимся.)

№ п/п

Утверждение

1

Чтобы избежать изнуряющей жары и других катаклизмов, следует переезжать в северные районы.

2

Человечество должно пересмотреть подход к ведению сельского хозяйства и развитию промышленности.

3

Следует создать специальную комиссию, которая решит проблему глобального потепления.

4

Каждый человек должен задуматься о неразумном потреблении ресурсов природы.

5

Любой из нас в силах внести свой вклад в улучшении климатических условий на планете.

Верно: 2,4,5
-Какой вывод можно сделать на основе верных ответов таблицы?
Слайд 7

Вывод 2. Если человечество не будет беречь свою планету, то она окажется в запустении, в полном хаосе, а Земля превратится в красную планету, лишённую жизни. Только сплотившись, человечество сможет решить важную проблему экологии. Каждый из нас в состоянии внести свой маленький, а иногда и огромный вклад в озеленение планеты, как это сделал Бенджамин.

5. Контрольное задание.
Слайд 8 Прочитайте темы, которые звучат в рассказе. Заполните пустые графы таблицы.
     Итак, на основе сказанного на уроке вам предстоит заполнить таблицу.

тема

Эпизоды

Идея

(Что хотел сказать автор?)

Озеленение Марса

Упорство и ответственность за начатое дело

Ответственность за будущее человечества

Освоение космоса

6. Отметки за устные ответы. Запись домашнего задания.

Источник

Ученые предсказали планете беспрецедентные катаклизмы. В чем причины глобальных изменений климата - Российская газета (rg.ru)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответственность человека за будущее в рассказе Р. Брэдбери «Зеленое утро» 1

Слайд 2

Альтруист – бескорыстный человек, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения. Природный катаклизм – набор или совокупность природных явлений, которые происходят отдельно и в большинстве случаев не были причиной вредной человеческой деятельности на планете, а происходят сами по себе. Парниковый эффект - повышение температуры в нижних слоях атмосферы за счет скопления газов. Парниковые газы легко пропускают солнечные лучи из космоса, и при этом эффективно задерживают большую часть тепловой энергии на поверхности Земли. 2

Слайд 3

3

Слайд 4

4 «Мое дело поважнее. Я сажаю дубы, вязы, клены — все деревья, какие есть, — осину, гималайский кедр, каштан. Вместо плодов, чтобы утолить голод, люди получат свежий воздух, чтобы дышать».

Слайд 5

5 «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».

Слайд 6

Одной из глобальных проблем человечества является изменение климата. Из-за неразумной деятельности человечества высокие концентрации парниковых газов, прежде всего углекислого, удерживают в атмосфере тепло, из-за чего поднимается температура на планете. За последние 150-170 лет средняя температура воздуха на Земле выросла на 1,5 градуса. Небывалая жара нагревает Мировой океан. Вместе с температурой воды меняется циркуляция атмосферы: ветер, осадки и атмосферное давление. Если температура на Земле повысится до двух градусов, ей грозят катаклизмы. Дальнейший рост к 2,5-3 градусам означает, что можно готовиться к страшным засухам, наводнениям, затоплению прибрежных мегаполисов, эпидемиям и далее по списку. В ырубка лесов (ежегодно уничтожается около 12 млн гектаров леса) и изменение землепользования влекут за собой уменьшение способности растительности поглощать углекислый газ. Мнение специалистов однозначное: вина за происходящее полностью лежит на человеке. Природа уже исчерпала ресурсы, чтобы компенсировать его неуемное стремление потреблять. 6

Слайд 7

7

Слайд 8

8 Тема Эпизоды Идея Озеленение Марса Упорство и ответственность за начатое дело Ответственность за будущее человечества Освоение космоса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

"Урок чистой воды" для 7 класса (Классный час или занятие внеурочной деятельности с использованием заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.)

Урок направлен на решение глобальной экологической проблемы - сохранение чистой воды. В содержание урока включены задания, направленные на формирование глобальных компетенций....

Урок литературы для 5 класса по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» с применением заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.

В содержание урока включены два задания с пояснением и критериями оценивания, направленных на формирование глобальных компетенций учащихся....