Урок литературы для 5 класса по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» с применением заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
В содержание урока включены два задания с пояснением и критериями оценивания, направленных на формирование глобальных компетенций учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhilin_i_gortsy.zip | 554.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
с применением заданий, направленных
на формирование глобальных компетенций
Пояснительная записка
Тема | Жилин и горцы |
Особенности урока | Урок разработан в соответствии с обновленным ФГОС 2021 года и включает задания, направленные на формирование глобальных компетенций. (Глобальная проблема – межкультурное взаимодействие). |
Предмет | Литература |
Класс | 5 класс |
Цель | Осознать проблемы, поставленные Л. Толстым в повести. |
Задачи | -образовательные: выявить лучшие качества русского офицера Жилина; познакомить учащихся с бытом горцев; продолжить работу над умением грамотно строить устное и письменное высказывание; |
Учебник | В.Я. Коровин, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература. Учебник для 5 класса» |
Основные термины | Дружба, трудолюбие, чужая культура, душевная близость. |
Оборудование | Компьютер, презентация. |
В содержание урока включено два задания (пояснение к ним в Приложении), направленных на формирование глобальных компетенций учащихся.
Задание 1/2 устное. Выполняется, проверяется и анализируется на уроке. Оценивается в соответствии с методическими рекомендациями Института стратегии развития образования.
Задание 2/2письменное. Выполняется на уроке как итоговое. Для выставления отметки разработаны критерии оценивания по шкале оценивания ответов учащихся в соответствии с локальным актом школы и с опорой на методические рекомендации по оцениванию письменных ответов.
Ход урока Слайд 1
- Организационный момент
- Постановка цели.
-Что мешает разным народам жить в мире? (Разные взгляды на мир, разная вера, быт, несогласие с метом проживания.)
-Как вы считаете, для чего в домашнем задании вы работали с эпизодами, посвященными быту татар?
Спасибо за ответы. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим пребывание главного героя в плену, в незнакомой для него культуре. Вы убедитесь, что среди горского народа есть совершенно разные люди, которые прониклись симпатией к Жилину. Мы выясним, что помогло Жилину выжить в плену, какие лучшие человеческие качества проявил герой произведения в условиях военных действий. - Актуализация знаний.
-Вспомните те события, которые легли в основу повести «Кавказский пленник».
-Объясним значение слов.
Слайд 2 -жилье: аул (татарская деревня), сакля (жилище кавказских горцев)
Слайд 3 -религиозные термины: мечеть (исламское религиозное строение), мулла (исламский священнослужитель), Мекка (священный город в Саудовской Аравии)
Слайд 4 -одежда: монисто (нашейное украшение из монет, жемчуга и др.), черкеска (узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота), бешмет (верхняя стёганая одежда), галун (нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде)
Слайд 5 -наименование людей: ногаец (народность на Северном Кавказе), джигит (наездники, отличавшиеся отвагой, выносливостью, искусством лихо управлять конем и владеть всякого рода оружием).
4. Проверка домашнего задания. Слайд 6
Дома вы работали по плану с содержанием произведения «Быт горцев». (Учащиеся зачитывают эпизоды.)
1) Какими предметами пользуются татары, что едят? (Вода из кувшина, лепешки из козьего молока, баранина).
2) Одежда горцев.
«Татарин в бешмете шелковом, кинжал на ремне. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена». «Другой татарин одет в бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка».
«Татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой».
«Мальчишки бритые, в одних рубашках, без порток».
Дина одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. «На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный».
3) Жилище.
«Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. К передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки — всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: черный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское — буза, в кувшинчике».
4) Обычаи.
Едят руками.
У татарина 3 жены.
Обряд похорон.
4) Природа глазами Жилина. (Зачитывают эпизлд.) Слайд 7
-Что нам, читателям, кажется необычным в описании жизни горцев?
Неудивительно, что у вас возникло много вопросов.
Татары, как называет горский народ Л. Толстой, - представители другой веры, и правила, сложившиеся веками, у них другие.
Дина, как и многие девочки и женщины, вплетает в волосы деньги и драгоценности и постоянно носят их на себе. Это залог их дальнейшей безбедной жизни на случай развода.
Ислам позволяет иметь мужчине четырех жен.
Покойника положено хоронить до заката солнца.
Пищу до сих пор во многих восточных селениях принимают сидя и без обуви.
- Решение учебных задач.
Жилину тяжело давалось пребывание в плену, так как это была чужая для него обстановка.
Жилин и татары Слайд 8
-Что делал Жилин в плену? (чинил часы и оружие, лечил, интересовался бытом)
-Как татары относились к Жилину? (Записать на доске)
1) старый татарин – ненавидел (русские убили 7 его сыновей)
2) хозяин – искренне полюбил
3) жители деревни – доверяли, просили о помощи
4) Дина – прониклась симпатией, помогала
-За что назвали его джигитом?
Почувствуйте, какая высокая оценка для Жилина со стороны татар!
Читатель понимает, что среди татар, хоть они и враги российской армии, есть абсолютно разные люди. Есть вражда, вызванная войной, но есть и уважение к конкретному человеку, Жилину, храброму, трудолюбивому, дружелюбному.
Жилин и Дина Слайд 9
-Как Дина поддерживала Жилина?
-Почему помогла сбежать? Чем она рисковала?
Отношение к девочкам у народов Кавказа очень строгое. За своеволие ее могли наказать.
-Прочитаем диалог прощания героя с Диной. Какие качества проявила девочка?
(Упорство, смелость, желание помочь).
Задание 1/2. Слайд 10 с анимацией
Прочитайте текст.
Главная идея рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» - всегда оставаться человеком.
Герой попадает не только в плен к врагам, но и в чуждую для него местность, культуру. Благодаря своему таланту, трудолюбию офицер пользуется доверием татар. Он учит их язык, внимательно наблюдает за бытом. Дина боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Девочка с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки, а потом помогает сбежать.
Очень важна в рассказе идея любви к ближнему. Несмотря на все различия в культуре, вере, возрасте, когда люди оказываются рядом, они способны договориться и подружиться. Это делает любую войну бессмысленной.
Отметьте один верный ответ.
- Жилин изготавливал кукол для татарской девочки, так как хотел подкупить ее и сбежать.
- Дружба между людьми разных национальностей и культур – нормальное явление. (верный ответ)
- Дина не боялась помогать Жилину, так как он зарекомендовал себя как добрый человек и мастер на все руки.
- Жилину тяжело давалось пребывание в плену, так как это была чужая для него среда.
6. Подведение итогов (письменная работа).
-Что для вас стало сегодня открытием?
-Что показалось странным, удивительным, непонятным?
-Что еще можно добавить к тем качествам Жилина, которые мы уже назвали на прошлом уроке? (мастер на все руки, трудолюбивый, добродушный, хитрый)
Слайд 11 Итак, результатом сегодняшнего урока станет письменная работа. Запишите ответ в тетрадь на вопрос «Какие человеческие качества сделали Жилина и Дину друзьями?». (Задание 2/2)
Не забудьте привести примеры из повести. Ответы должны быть развернутыми.
7. Домашнее задание
Подготовить устное сочинение на одну из тем «Два побега из плена», «Жилин и Дина», «Жилин и Костылин в плену».
Приложение
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ 1/2:
• Содержательная область оценки: межкультурное взаимодействие
• Компетентностная область оценки: объяснять сложные ситуации
• Контекст: общественный
• Уровень: низкий
• Формат ответа: задание с выбором одного правильного ответа
• Объект оценки: объяснять сложные ситуации: формирование стереотипов
• Максимальный балл: 1 балл
Система оценивания в соответствии с Банком заданий
балл | Содержания критерия |
1 | Выбран ответ 2 и никакой другой |
0 | Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ 2/2:
• Содержательная область оценки: межкультурное взаимодействие
• Компетентностная область оценки: формулировать аргументы
• Контекст: общественный
• Уровень: низкий
• Формат ответа: задание с развернутым ответом
• Объект оценки: формулировать аргументы, подтверждающие мнение
Система оценивания по школьной отметочной системе
отметка | Содержания критерия |
5 | Развернутые предложения с примерами. |
4 | Развернутые предложения с примерами. качеств человека (не менее 2): доброта, симпатия, сочувствие, трудолюбие, преданность и другие, но не приведены примеры. |
3 | Неполные ответы без примеров. |
2 | Невладение информацией по прочитанному произведению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...
Урок литературы дл слабослышащих школьников 5 класс по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Урок предназначен для учащихся с нарушениями слуха 5 класса. Чтение 5 главы рассказа Л.Н, Тостого "Кавказский пленник"....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...