Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Демина Оксана Владимировна

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Учебный курс предназначен для обучающихся 5-9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю, 32 часа в год (исключая праздничные дни) в каждом классе.

Содержание курса внеурочной деятельности:

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovory_o_vazhnom_5-9_klass.docx394.06 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

 Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и развития жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностям здоровья. Предлагаемая структура и логика внеурочных занятий не требует внесения принципиальных изменений.

В то же время цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен быть реализован с учетом особых образовательных потребностей разных возрастных и нозологических групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных особенностей здоровья, развития, организации образования.  Методические рекомендации подготовлены группой специалистов под руководством Соловьевой Т.А.

Внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном» должны планироваться с учетом требований 1 и 2 варианта АООП УО (ИН) и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.

Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН) к:

− планируемым результатам (личностные и предметные);

− содержательной части (доступность тематики, вариативность в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого ученика («День матери», «День отца»), уместность использования некоторых материалов, например, таких как платформа «Россия-страна возможностей», направленность на решение коррекционных задач – активизация познавательного интереса, фиксация внимания, усвоение новых знаний, закрепление в личном практическом опыте);

− подаче материала (использовать в речи учителя доступные формулировки - сократить или упростить использование терминологии, например, «активная жизненная позиция», «амбассадоры»; подбор стихотворных текстов, пословиц и поговорок должен учитывать коммуникативные возможности обучающихся, умение читать, их личностные особенности при организации групповых игр и инсценировок; в начальной школе использовать предметно-практическую и живую наглядность, дополнительно к видеороликам; учитывать возможности в осмыслении новой информации обучающимися, добавить в содержание конкретизирующие вопросы, заменить эвристическую беседу на общую, активно используя личный опыт детей; включить игровые приемы обучения с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возможностью участия каждого ученика);

− к организации занятий (повторение пройденного материала на последующих уроках; использование физминуток, релаксирующих упражнений, включение мероприятий, игровых моментов, поощряющих и стимулирующих активность каждого ученика, создание положительной эмоциональной атмосферы).

Таким образом, разработанные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при следующих условиях:

1) с возможностью сохранения структуры занятия;

2) со значительной корректировкой их содержательной части.

Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» может быть реализован для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в старшей школе. Содержание курса направлено на социальное развитие личности обучающегося, самовоспитания, формирования ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм, стремление к межнациональному единству. Материалы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся средних классов могут быть использованы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями старших классов. Педагог адаптирует материал с учётом интеллектуальных и психофизических возможностей обучающихся своего класса.

Применение данных материалов возможно при внесении изменений в содержательную часть и подачу материала:

  • использование в речи учителя доступных формулировок: изменение вопросов, инструкций к заданиям;
  • возможно включать презентационный и видео материалы (видеоролики национального чемпионата «Абилимпикс»; Специальной олимпиады, олимпиад для школьников: «Всё обо всем», «Снейлс-конкурсы», «Мир олимпиад», «Радуга+»);
  • после проведения занятия обучающиеся совместно с классными руководителями исследуют предложенные ссылки на сайты, конкурсы, олимпиады для обучающихся с ОВЗ;
  • исходя из интересов и индивидуальных возможностей каждого ребенка, классный руководитель, совместно со службой СПС ОУ, разрабатывают индивидуальный маршрут для реализации потенциала обучающегося.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21.

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Учебный курс предназначен для обучающихся 5-9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю, 32 часа в год (исключая праздничные дни) в каждом классе.

Содержание курса внеурочной деятельности:

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

  1. День знаний.
  2. Наша страна – Россия.
  3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского.
  4. День музыки.
  5. День пожилого человека.
  6. День учителя.
  7. День отца.
  8. Международный день школьных библиотек.
  9. День народного единства.
  10. Мы разные, мы вместе.
  11. День матери.
  12. Символы России.
  13. Волонтеры.
  14. День Героев Отечества.
  15. День Конституции.
  16. Тема Нового года. Семейные праздники и мечты.
  17. Рождество.
  18. День снятия блокады Ленинграда.
  19. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского.
  20. День российской науки.
  21. Россия и мир.
  22. День защитника Отечества.
  23. Международный женский день.
  24. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова.
  25. День воссоединения Крыма с Россией.
  26. Всемирный день театра.
  27. День космонавтики. Мы – первые!
  28. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.
  29. День Земли.
  30. День Труда.
  31. День Победы. Бессмертный полк.
  32. День детских общественных организаций.
  33. Россия – страна возможностей.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • воспитательных результатов ‒ духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта ‒ последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т.д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов ‒ приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов ‒ получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов ‒ получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты:

Сформировано представление:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
  • природе, природным явлениям и формам жизни;
  • художественному творчеству.

Сформированы умения:

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Разговоры о важном»        

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Кол-во часов

ЦОР/ЭОР

Дата

Сентябрь

1

День знаний. Зачем учиться?

Проблемная дискуссия.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 

05.09.

2

Родина, души моей родинка.

Работа с   интерактивной доской.

1

12.09.

3

Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…

Работа с   интерактивной доской.

1

19.09.

4

Что мы музыкой зовём.

Музыкальный конкурс.

1

26.09.

Октябрь

5

С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках.

Социальная реклама.

1

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/?ysclid=l7oxvc9z7x487621660 

03.10.

6

Ежедневный подвиг учителя.

Мини-сочинение.

1

10.10.

7

Образ отца в отечественной литературе.

Литературная гостиная.

1

17.10.

8

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Групповая дискуссия.

1

24.10.

Ноябрь

9

Мы – одна страна!

Работа с интерактивной доской.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

07.11.

10

Языки и культура народов России: единство в разнообразии.

Работа с интерактивной доской.

1

14.11.

11

О, руки наших матерей!

Конкурс стихов, конкурс чтецов.

1

21.11.

12

Герб страны как предмет нашей гордости.

Экспертное интервью.

1

28.11.

Декабрь

13

Жить – значит действовать.

Проблемная дискуссия.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

05.12.

14

Герои мирной жизни.

Встреча с героями нашего времени.

1

12.12.

15

Конституция – основа правопорядка.

Деловая игра.

1

19.12.

16

Зачем мечтать?

Групповое обсуждение.

1

26.12.

Январь

17

«Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…»

Музыкальная гостиная.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

09.01.

18

«Никто не забыт и ничто не забыто».

Работа с историческими документами.

1

16.01.

19

С чего же начинается театр? Юбилею К.С. Станиславского посвящается.

Анализ биографии театрального деятеля.

1

23.01.

Февраль

20

Хроника научных открытий, которые перевернули мир.

Устный

 журнал.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

06.02.

21

Россия в мире.

Устный журнал.

1

13.02.

22

На страже Родины.

Литературная гостиная.

1

20.02.

23

Как не попасть в цифровые ловушки?

Проблемная дискуссия.

1

27.02

Март

24

«Я знаю, что все женщины прекрасны…»

Конкурс стихов о женщинах.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

06.03.

25

Гимн России.

Работа с газетными и интернет-публикациями.

1

13.03.

26

Путешествие по Крыму.

Виртуальная экскурсия.

1

20.03.

Апрель

27

Он сказал: «Поехали»!

Работа с биографией.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

10.04.

28

«Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений.

Фестиваль идей.

1

17.04.

29

История Дня труда.

Встреча с людьми разных профессий.

1

24.04.

Май

30

Русские писатели и поэты о войне.

Литературная гостиная.

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

08.05.

31

День детских общественных организаций.

Социальная реклама.

1

15.05.

32

Перед нами все двери открыты.

Творческий флешмоб.

1

22.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.

В данную рабочую программу входит описание содерания курса, личностных и предметных результатов обучения, а также тематическое планирование. Данная программа адресована учителям природоведения, обеспе...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...

Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)

1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 5-9 классы

Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит целевой раздел, содержательный, организационный....

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталост...

Рабочая программа по учебному предмету « Ручной труд» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 8 класс

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежд...