Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Учебный курс предназначен для обучающихся 5-9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю, 32 часа в год (исключая праздничные дни) в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovory_o_vazhnom_5-9_klass.docx | 394.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и развития жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностям здоровья. Предлагаемая структура и логика внеурочных занятий не требует внесения принципиальных изменений.
В то же время цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен быть реализован с учетом особых образовательных потребностей разных возрастных и нозологических групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных особенностей здоровья, развития, организации образования. Методические рекомендации подготовлены группой специалистов под руководством Соловьевой Т.А.
Внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном» должны планироваться с учетом требований 1 и 2 варианта АООП УО (ИН) и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН) к:
− планируемым результатам (личностные и предметные);
− содержательной части (доступность тематики, вариативность в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого ученика («День матери», «День отца»), уместность использования некоторых материалов, например, таких как платформа «Россия-страна возможностей», направленность на решение коррекционных задач – активизация познавательного интереса, фиксация внимания, усвоение новых знаний, закрепление в личном практическом опыте);
− подаче материала (использовать в речи учителя доступные формулировки - сократить или упростить использование терминологии, например, «активная жизненная позиция», «амбассадоры»; подбор стихотворных текстов, пословиц и поговорок должен учитывать коммуникативные возможности обучающихся, умение читать, их личностные особенности при организации групповых игр и инсценировок; в начальной школе использовать предметно-практическую и живую наглядность, дополнительно к видеороликам; учитывать возможности в осмыслении новой информации обучающимися, добавить в содержание конкретизирующие вопросы, заменить эвристическую беседу на общую, активно используя личный опыт детей; включить игровые приемы обучения с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возможностью участия каждого ученика);
− к организации занятий (повторение пройденного материала на последующих уроках; использование физминуток, релаксирующих упражнений, включение мероприятий, игровых моментов, поощряющих и стимулирующих активность каждого ученика, создание положительной эмоциональной атмосферы).
Таким образом, разработанные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при следующих условиях:
1) с возможностью сохранения структуры занятия;
2) со значительной корректировкой их содержательной части.
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» может быть реализован для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в старшей школе. Содержание курса направлено на социальное развитие личности обучающегося, самовоспитания, формирования ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм, стремление к межнациональному единству. Материалы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся средних классов могут быть использованы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями старших классов. Педагог адаптирует материал с учётом интеллектуальных и психофизических возможностей обучающихся своего класса.
Применение данных материалов возможно при внесении изменений в содержательную часть и подачу материала:
- использование в речи учителя доступных формулировок: изменение вопросов, инструкций к заданиям;
- возможно включать презентационный и видео материалы (видеоролики национального чемпионата «Абилимпикс»; Специальной олимпиады, олимпиад для школьников: «Всё обо всем», «Снейлс-конкурсы», «Мир олимпиад», «Радуга+»);
- после проведения занятия обучающиеся совместно с классными руководителями исследуют предложенные ссылки на сайты, конкурсы, олимпиады для обучающихся с ОВЗ;
- исходя из интересов и индивидуальных возможностей каждого ребенка, классный руководитель, совместно со службой СПС ОУ, разрабатывают индивидуальный маршрут для реализации потенциала обучающегося.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21.
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Учебный курс предназначен для обучающихся 5-9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю, 32 часа в год (исключая праздничные дни) в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
- День знаний.
- Наша страна – Россия.
- 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского.
- День музыки.
- День пожилого человека.
- День учителя.
- День отца.
- Международный день школьных библиотек.
- День народного единства.
- Мы разные, мы вместе.
- День матери.
- Символы России.
- Волонтеры.
- День Героев Отечества.
- День Конституции.
- Тема Нового года. Семейные праздники и мечты.
- Рождество.
- День снятия блокады Ленинграда.
- 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского.
- День российской науки.
- Россия и мир.
- День защитника Отечества.
- Международный женский день.
- 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова.
- День воссоединения Крыма с Россией.
- Всемирный день театра.
- День космонавтики. Мы – первые!
- Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.
- День Земли.
- День Труда.
- День Победы. Бессмертный полк.
- День детских общественных организаций.
- Россия – страна возможностей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- воспитательных результатов ‒ духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта ‒ последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т.д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов ‒ приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ‒ получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ‒ получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предметные результаты:
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Кол-во часов | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь | |||||
1 | День знаний. Зачем учиться? | Проблемная дискуссия. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 05.09. |
2 | Родина, души моей родинка. | Работа с интерактивной доской. | 1 | 12.09. | |
3 | Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… | Работа с интерактивной доской. | 1 | 19.09. | |
4 | Что мы музыкой зовём. | Музыкальный конкурс. | 1 | 26.09. | |
Октябрь | |||||
5 | С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках. | Социальная реклама. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/?ysclid=l7oxvc9z7x487621660 | 03.10. |
6 | Ежедневный подвиг учителя. | Мини-сочинение. | 1 | 10.10. | |
7 | Образ отца в отечественной литературе. | Литературная гостиная. | 1 | 17.10. | |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. | Групповая дискуссия. | 1 | 24.10. | |
Ноябрь | |||||
9 | Мы – одна страна! | Работа с интерактивной доской. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 07.11. |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии. | Работа с интерактивной доской. | 1 | 14.11. | |
11 | О, руки наших матерей! | Конкурс стихов, конкурс чтецов. | 1 | 21.11. | |
12 | Герб страны как предмет нашей гордости. | Экспертное интервью. | 1 | 28.11. | |
Декабрь | |||||
13 | Жить – значит действовать. | Проблемная дискуссия. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 05.12. |
14 | Герои мирной жизни. | Встреча с героями нашего времени. | 1 | 12.12. | |
15 | Конституция – основа правопорядка. | Деловая игра. | 1 | 19.12. | |
16 | Зачем мечтать? | Групповое обсуждение. | 1 | 26.12. | |
Январь | |||||
17 | «Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» | Музыкальная гостиная. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 09.01. |
18 | «Никто не забыт и ничто не забыто». | Работа с историческими документами. | 1 | 16.01. | |
19 | С чего же начинается театр? Юбилею К.С. Станиславского посвящается. | Анализ биографии театрального деятеля. | 1 | 23.01. | |
Февраль | |||||
20 | Хроника научных открытий, которые перевернули мир. | Устный журнал. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 06.02. |
21 | Россия в мире. | Устный журнал. | 1 | 13.02. | |
22 | На страже Родины. | Литературная гостиная. | 1 | 20.02. | |
23 | Как не попасть в цифровые ловушки? | Проблемная дискуссия. | 1 | 27.02 | |
Март | |||||
24 | «Я знаю, что все женщины прекрасны…» | Конкурс стихов о женщинах. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 06.03. |
25 | Гимн России. | Работа с газетными и интернет-публикациями. | 1 | 13.03. | |
26 | Путешествие по Крыму. | Виртуальная экскурсия. | 1 | 20.03. | |
Апрель | |||||
27 | Он сказал: «Поехали»! | Работа с биографией. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 10.04. |
28 | «Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений. | Фестиваль идей. | 1 | 17.04. | |
29 | История Дня труда. | Встреча с людьми разных профессий. | 1 | 24.04. | |
Май | |||||
30 | Русские писатели и поэты о войне. | Литературная гостиная. | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 08.05. |
31 | День детских общественных организаций. | Социальная реклама. | 1 | 15.05. | |
32 | Перед нами все двери открыты. | Творческий флешмоб. | 1 | 22.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.
В данную рабочую программу входит описание содерания курса, личностных и предметных результатов обучения, а также тематическое планирование. Данная программа адресована учителям природоведения, обеспе...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)
1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 5-9 классы
Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит целевой раздел, содержательный, организационный....
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталост...
Рабочая программа по учебному предмету « Ручной труд» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 8 класс
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежд...