Адаптация внеурочного занятия "Разговоры о важном" в рамках инклюзивного класса
классный час (8 класс)

Антипенко Валерия Юрьевна

Данная разработка содержит опыт практической адаптации цикла внеурочных занятий в рамках инклюзивного класса. Необходимость подобной разработки продиктована тем, что в данный момент практически в каждом классе находятся дети, имеющие статус ОВЗ и необходимо донести предлагаемую информацию до каждого учащегося, независимо от его интеллектуального статуса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx9.07 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация внеурочного занятия «Разговоры о важном» в рамках инклюзивного класса

        В современной системе образования каждый учитель сталкивается с понятием «инклюзия». В классе, наряду с нормотипичными детьми, всё чаще и чаще встречаются дети с разными нозологиями. В основном, это дети с интеллектуальными нарушениями, РАС в той или иной степени, нарушениями речи. Важнейшей задачей классного руководителя, в этом случае, является нахождение подхода к каждому ребенку с учетом его психофизических возможностей.

        Основной идеей проведения цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» является формирование и развитие жизненных компетенций, адаптация учащегося к будущей самостоятельной жизни в обществе, развитие навыка полноценного взаимодействия с социумом. Ребенок с ОВЗ, наравне с другими детьми, должен быть знаком с социальными явлениями, осведомлен о событиях, происходящих в стране, включен в культурную среду.  Разговоры о важном являются прекрасным инструментом в арсенале каждого классного руководителя.

        Безусловно, в целом, Разговоры о важном адаптированы для проведения с детьми с интеллектуальной нормой. Но, в то же время, эти занятия должны проводиться с учетом особых образовательных потребностей разных нозологических групп, их индивидуальных особенностей здоровья, развития и организации обучения.

        Я являюсь классным руководителем 7А класса и нозологический состав моих детей разнороден. Интеллектуальные нарушения имеются у каждого. Интеллектуальным нарушениям сопутствуют такие диагнозы как РАС и общее недоразвитие речи.

На своих занятиях, я чаще всего сталкиваюсь со следующими проблемами:

- малый объем внимания и его слабая концентрация;

- недостаток знаний об окружающем мире, культурных и исторических явлениях;

- быстрая утомляемость;

- сниженный познавательный интерес.

Что необходимо учитывать при подготовке к занятию в классе, где есть дети с ОВЗ:

- чувства и интересы;

- жизненный опыт;

- сенсорные, коммуникативные и двигательные возможности.

В качестве общих рекомендаций, при подготовке к Разговорам о важном в рамках инклюзивного класса, необходимо делать следующее:

- сократить или разбить на части материал, который преподносится в виде непрерывного рассказа учителя;

- увеличить объем наглядного материала;

- разработать или подобрать дополнительный стимульный материал.

Например, фото и видеоматериалы должны включать детей с ОВЗ: ребенок в очках, со слуховым аппаратом, ребенок в специальном кресле, взрослые с ОВЗ (паралимпийцы, известные люди с ОВЗ).

- отбирать материал, максимально приближенный к жизненным ситуациям людей, живущих в том регионе, где проживает сам ребенок (применительно для Сахалинской области: ловля рыбы, сбор дикоросов, работа на сельхозполях, дачах, туристическая активность);

- в зависимости от состояния слуха, зрения и речи возможно включать в занятия схемы, таблицы, карточки (при сохранном слухе и зрении звуковой ряд может сопровождаться визуальным и наоборот).

Для детей с нарушением интеллекта очень важна мотивационная часть занятия. Без предварительной подготовки, введение в тему дальнейшее усвоение материала для таких учащихся значительно осложнено. В связи с этим в мотивационной части рекомендуется следовать такому алгоритму:

- задать проблемный вопрос. Это лучше делать еще до показа видеоматериала;

- предложить утверждение, которое вызовет интерес или удивление детей;

- ввиду того, что дети с интеллектуальными нарушениями имеют очень ограниченный запас знаний об окружающем мире, следует кратко познакомить учащихся с содержанием занятия и видеоролика.

- обязательно провести рефлексию: что узнали? Что понравилось? Почему?

Важно: ребенку с ОВЗ следует предоставлять возможность отвечать на поставленные вопросы любым доступным для ребенка способом.

Немаловажно упомянуть и о заботе о здоровье обучающихся с ОВЗ.

- непрерывная продолжительность выполнения интерактивных заданий для детей 6-9 лет составляет не более 10 минут. Использование интерактивной доски- не более 20 минут. Для детей старше 10 лет-30 минут.

- использование компьютера: для учеников 1-2 класса 20 минут, 3-4 класс- 25 минут, 5-9 класс – 30 минут, 10-11 класс – 35 минут.

- общая продолжительность использования электронных средств корректируется с учетом медицинских показаний.

Отдельно хотелось бы остановиться на адаптации Разговоров о важно для детей с наиболее распространенными нозологиями.

Обучающиеся с нарушениями речи.

Цель: расширение словарного запаса и активное введение лексики в учебный процесс; формирование стремления к свободному владению русским языком; развитие готовности к речевому взаимодействию; формирование текстовой компетенции.

Для обучающихся данной категории предлагаемые сценарии лучше сократить на 1/3, так как полноценный сценарий требует дополнительной речевой работы.

Алгоритм работы:

- обязательно проведение предварительной словарной работы (5-7 словарных единиц)

- дополнительная проработка сложной для восприятия лексики;

- перед предъявлением аудио и видео материалов, следует провести актуализацию знаний;

- по итогу необходимо обязательно проверить уровень понимания материала.

Какие формы работы могут быть использованы для детей данной категории? Это могут быть выделение частей текста, восстановление текста по опорным словам, работа с деформированным текстом.

Прямо пересказ текста лучше всего заменить заданиями связанными с реконструкцией текста.

При проведении занятий следует учесть трудности обучающихся в плане процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. С этой целью необходимо включить в содержание занятий материал, предусматривающий совершение речемыслительных операций, например, анализ материала занятия, выявление в нем причинно-следственных, пространственных, временных и других семантических отношений и их вербализацию.

В заключении проводится обобщение полученной информации, посредством которого необходимо максимально внедрить в речь новые слова и синтаксические конструкции. Важно подвести детей к формированию выводов и суждений.

Обучающиеся с РАС.

Для развития интереса и формирования осмысленного отношения к изучаемым темам обучающемуся с РАС необходимо помочь найти точки пересечения каждой изучаемой темы с личным жизненным опытом.

Одной из важнейших задач должно стать развитие коммуникативных возможностей учащихся с РАС в процессе занятий.

Учитывая высокую чувствительность и ранимость учащихся с РАС, при организации индивидуальных и командных заданий, предполагающих соревновательный компонент необходимо, чтобы каждый участник (или команда) получил поощрение за определенное достижение.

Требования к комплекту материалов:

1)Количество и уровень сложности заданий в рамках каждой темы должны определяться в соответствии с возможностями учащихся.

2)Обращение к личному жизненному опыту учащихся с РАС по формированию интереса к изучаемой теме, необходимо обращение к их позитивному личному опыту, что обеспечит осмысленность восприятия информации.

3)Подбор фрагментов художественных произведений (мультфильмов, фильмов, книг), иллюстрирующих изучаемую тему должен осуществляться в соответствии с возможностями и интересами учащихся с РАС.

В основной части занятия рекомендуется:

1)Обсуждение тем занятий дополнить обращением к личному опыту учащихся, используя видео- и фотоматериалы из жизни класса, а в отдельных темах – семейных архивов учеников класса.

2)Учитывать актуальные интересы обучающихся с РАС. Так, эффективность усвоения информации напрямую зависит от подбора иллюстративного материала: можно подобрать соответствующие фрагменты из знакомых детям мультипликационных фильмов.

3)В рамках каждой темы отмечать позитивные достижения каждого ученика класса.

4)Создавать  психологически комфортную, спокойную обстановку с использованием адекватных средств стимуляции интеллектуальной и речевой активности учащихся с РАС при эмоциональной поддержке педагога.

При организации заключительной беседы учащимся с РАС необходима поддержка и дополнительное стимулирование, а также помощь в формировании собственного высказывания по изучаемой теме. Например, школьнику с РАС, испытывающему значительные речевые трудности, можно предложить закончить фразу, начатую учителем.

Обучающиеся с умственной отсталостью

Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН) к:

-планируемым результатам (личностные и предметные);

-содержательной части (доступность тематики, вариативность в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого ученика («День матери», «День отца»), уместность использования некоторых материалов, например, таких как платформа «Россия-страна возможностей»

-направленность на решение коррекционных задач – активизация познавательного интереса, фиксация внимания, усвоение новых знаний, закрепление в личном практическом опыте);

- подаче материала (использовать в речи учителя доступные формулировки - сократить или упростить использование терминологии, например, «активная жизненная позиция», «амбассадоры»; подбор стихотворных текстов, пословиц и поговорок должен учитывать коммуникативные возможности обучающихся, умение читать, их личностные особенности при организации групповых игр и инсценировок;   учитывать возможности в осмыслении новой информации обучающимися, добавить в содержание конкретизирующие вопросы, заменить  эвристическую беседу на общую,  активно используя личный опыт детей; включить игровые приемы обучения с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возможностью участия каждого ученика);

-к организации занятий (повторение пройденного материала на последующих уроках; использование физминуток, релаксирующих упражнений, включение мероприятий, игровых моментов, поощряющих и стимулирующих активность каждого ученика, создание положительной эмоциональной атмосферы).

Таким образом, разработанные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при следующих условиях:

1) с возможностью сохранения структуры занятия;

2) со значительной корректировкой их содержательной части.

Самая главная задача при работе с этой категорией детей это подвести их к формированию самостоятельных выводов и суждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физике "Использование программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования"

Методическая разработка посвящена использованию программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования.Система дистанционного обучения Open Source Moodle представляет собой пакет програ...

Конспект урока "Рады видеть вас снова" в рамках инклюзивного обучения для детей с ОВЗ

Данный документ представляет собой конспект урока (традиционный и в виде технологической карты) для учащихся 5 классов общеобразовательных школ, составленный с учетом инклюзивного обучения для детей с...

Особенности обучения математике незрячих детей в рамках инклюзивного образования

Особенности обучения математике незрячих детей в рамках инклюзивного образования...

Аттестационная работа «Модель социализации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования на примере СОШ №12 Центр образования» г. Серпухова»

В работе размещён теоретический и практический материал по организации и проведению учебного процесса ребёнка-инвалида (ДЦП со спастикой конечностей)...

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...

Критерии и уровни готовности учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования.

10 декабря 2019 года на базе Института специального образования и комплексной  реабилитации ГАОУ ВО МГПУ состоялась заочная научно-практическая конференция " Межведомственный подход к образо...