Программа кружка «Кадетский хор»
рабочая программа
Образовательная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе программы «Хоровой класс» (автор: В.С.Попов, М.: Советский композитор, 1988 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kadetskiy_hor.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе программы «Хоровой класс» (автор: В.С.Попов, М.: Советский композитор, 1988 г.).
Программа кружка «Кадетскии хор» направлена на повышение исполнительской музыкальной культуры кадетов. Способствует приобретению кадетами определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у кадетов опыт творческой деятельности. Приобщает учащихся к культурным ценностям Российской Федерации.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития подростка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Цели программы:
- привить интерес у обучающихся к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
- выработать у кадетов комплекс личностных качеств, способствующих освоению учебной информации в содержании программы;
- развить навыки творческой деятельности, в том числе, коллективного музицирования;
- научить кадета давать объективную оценку своему труду, уважительно относиться к иному мнению и художественно- эстетическим взглядам.
Задачи программы:
- вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, привить учащемуся потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании;
- научить кадетов основам хорового искусства, художественно – исполнительским возможностям хорового коллектива, профессиональной терминологии;
- приобщать учащихся к «золотому» фонду строевой солдатской песни и других образцов хоровой музыки;
- всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый;
- формировать художественный вкус у учащихся;
Хорошо организованная работа хорового коллектива способствует сплочению кадетов в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.
Каждое произведение разучивается преподавателем в соответствии с планом работы над произведением.
Организационные условия реализации программы
Занятия кружка «Кадетский хор» проводятся один раза в неделю по 1 часу.
Формы проведения занятий: мелкогрупповые (с запевающей группой), групповые.
В течение года каждая рота разучивает 6-8 новых хоровых произведений.
Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения в марше на месте или в продвижении строя).
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень мотивации кадетов к вокально-хоровому исполнительству;
- творческая самореализация воспитанников, участие в смотрах строя и песни .
Предметные результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств кадетов ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- развитие навыка пения ;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры солдатской строевой песни;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-формирование представления об армейской службе через исполнение и осознание соответствующего репертуара;
-формирование представления о пути развития российской и советской патриотической песни, в соответствии с историей развития государства;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Кадеты получат возможность:
- удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
Регулятивные:
Кадеты научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
Коммуникативные:
Кадеты научатся:
Слушать и выполнять пожелания руководителя коллектива;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
Основное содержание образовательного процесса
Вводное занятие:
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом .
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
Правила пения и гигиены голоса.
Вокально-хоровая работа:
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;
- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция:
Артикуляционные упражнения.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Работа над произведениями:
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую, условно, можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движениями рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по двум основным направлениям:
- идеологическая и воспитательная работа (беседы о правилах поведения, о человеческих ценностях и т.д. );
- участие кадетов в смотрах-конкурсах сторя и песни гарнизона (23 февраля и 9 мая).
Направлены на:
- нравственно эстетическое воспитание кадетов, формирование их музыкального вкуса и интересов;
- воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
- развитие исполнительской культуры;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание чувства коллективизма;
- расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Плац-концерт.
Прогнозируемая результативность
В результате обучения кадеты должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:
- правильной певческой установки,
- мягкой атаки звука,
- чистого, точного интонирования мелодии,
- чёткого произношения текста.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Вокально-хоровая работа | |||
2.1 | Дыхание | 1 | 1 | |
2.2 | Дикция, артикуляция | 1 | 1 | |
2.3 | Вокальные упражнения | 2 | 2 | |
2.4 | Работа над репертуаром | 25 | 25 | |
2.5 | Музыкальная грамота | 1 | 1 | |
3 | Слушание музыки | 1 | 1 | |
4 | Воспитательные мероприятия | 2 | 2 | |
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 35 |
По окончании обучения кадеты должны:
иметь:
- сформированные вокально-хоровые навыки в соответствии с возрастными особенностями;
- сформированные представления о средствах музыкальной выразительности;
понимать дирижерский жест.
уметь:
- слушать себя и хор;
- соблюдать динамическую окраску;
- показывать эмоциональный настрой произведения;
исполнять произведения различных жанров в соответствующей манере.
владеть:
- навыком пения в унисон;
- навыками выразительного звуковедения, правильного звукоизвлечения;
- навыком пения на цепном дыхании.
знать:
- песенный репертуар военной направленности;
- песни времён Великой Отечественной войны, современные солдатские и лирические песни, песни о кадетах.
План работы над песней
1.Показ песни.(видео.преподаватель)
2.Анализ услышанного совместно с кадетами (сведения об авторе, эпохе; сложностях исполнения, особенностях стиля, форме, исполнительские сложности и т.д.);
3.Повторный показ первого куплета;
4.Разучивание первого куплета песни с учетом исполнительских особенностей и сложностей;
5.Вокально-хоровая работа:
- Мелодический рисунок (точность интонации);
- Фразировка (акценты, логика построения);
- Правильные, четкие окончания слов и фраз;
- Активность артикуляции;
- Правильное дыхание.
1.Показ и разучивание второго куплета;
2.Вокально-хоровая работа;
3.Закрепление разученного материала, тренаж исполнения;
4.Работа над выразительным исполнением песни в соответствующем характере;
5.Исполнение песни, координируя с движением, маршем на месте.
6.Исполнение песни под аккомпанемент или без сопровождения. Тренаж исполнения;
7.Вокальная работа с запевалами ротного хора.
8.Тренаж исполнения песни на сцене, в движении.
Репертуарный план кадетского хора
- Старинная юнкерская песня “Юнкера”
- Старинная юнкерская песня “Фуражка”
- Муз.и сл. Б. Гречаниченко “Дерзай и побеждай”
- Муз.и сл. Л. Мясникова “Кадет”
- Муз. М. Тарасенко, сл. Б. Гречаниченко “Сибирские кадеты”
- Муз. Пляцковского сл. Богословского “Пехота есть пехота”
- Муз. Климова сл. Петренко “Мирное небо – храни солдата”
- Муз. Афанасьева “Сын России”
- Муз. Климова “Песня защитников Москвы”
- Муз Агапкина “Прощание славянки”
Преподаватель :Фатьянова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....
Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...
Программа развития кадетской казачьей школы
Программа развития казачьей кадетской школы обусловлена возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны, необходимостью улучшения содержания и технологий ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
доклад по теме Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет
Участие в международной научно-практической конференции «Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа духовно-нравственного воспитания» Ф.И.О. автора (по...
Методическая разработка по проектированию дополнительной общеобразовательной программы для кадетских классов
В данной собственной методической разработке, представлено ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ...