доклад по теме Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет
статья на тему
Участие в международной научно-практической конференции «Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа духовно-нравственного воспитания»
Ф.И.О. автора (полностью) Савицкая Анастасия Владимировна
Должность учитель английского языка, руководитель казачьего кадетского отряда «Сокол».
Образовательное учреждение МАОУ Ильинская СОШ ГО Богданович
Секция № 5 (Актуализация традиций кадетского и казачьего воспитания в современном образовании)
Тема доклада (выступления) - Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция №5
Савицкая Анастасия Владимировна,
Инструктор казачьего кадетского отряда «Сокол»
МКОУ Ильинской СОШ,
руководитель кружка «Казачок»,
623512,Свердловская область,
Богдановичский район,с.Ильинское,
ул. Ленина, д.22б,
anastasiyasavitskaya@yandex.ru
Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило казаков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
К.Д. Ушинский писал, что «прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ».
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Поэтому актуальность данной программы, ее отличительная особенность состоят в том, что работа в этом направлении позволит оградить детей и подростков от дурного влияния улицы, негативных влияний действительности. И как показывает практика, изучение истоков казачьей культуры помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях этическое самосознание, чувство принадлежности к великому народу с тысячелетней историей.
Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет расти им не «Иванами, родства не помнящими», а людьми с высокими моральными правилами и нравственными заповедями, лежащие в основе казачьей культуры, умеющие любить и ценить народную мудрость.
Основанием для обращения к народной культуре казаков послужило стремление расширить рамки учебной программы, усилить её воспитательную направленность, используя лучшие образцы народной культуры, произведения композиторов, художников, писателей.
Народная культура (в т.ч. и казачества) существует в разных формах – фольклорная литература, народная философия, народное естествознание, бытовая, семейная культура.
Сегодня у настоящего фольклора много конкуренции: по радио, телевидению, с кассет компакт-дисков звучит очень много низкопробных поделок, неудачных стилизации под народную песню. Эта волна захлестывает сознание детей, не даёт им развиваться духовно. Наша общая задача – заинтересовать детей лучшими образцами народного творчества, приобщить к историческому прошлому своего края, научить ценить Истинную Красоту!
Исходя из этого, была создана программа, которая предназначена для работы с воспитанниками казачьего кадетского отряда «Сокол» МКОУ Ильинской СОШ, в рамках дополнительного образования.
ЦЕЛЬ программы – приобщить учащихся к народной казачьей культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России, обеспечить преемственность между поколениями через приобщение детей к истокам духовной культуры вообще и музыкальной в частности; содействовать воспитанию у учащихся интереса к народной музыке.
Достижение этой цели определено решением следующих задач:
- Дать представление о народной духовной культуре казачества, её специфике, роли в истории.
- Показать связь народной культуры прошлого с духовным миром современного молодого человека.
- Через знакомство с музыкальной культурой показать особенности духовного мира населения, казачества; приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
- Воспитать у учащихся интерес к народной культуре, потребность в самовыражении в ней.
- Формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
- Развивать художественный вкус и эстетическую восприимчивость;
- Способствовать в выработке критериев оценки современной культуры и современной жизни.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы:
- «Традиционная культура казачества»,
- «История казачьей семьи»,
- «Труд и быт казаков»,
- «Декоративно-прикладное искусство»,
- «Песня – зеркало истории»,
- «Праздники и обряды»,
- «Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества»,
- «Казак-патриот».
Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий программу, вправе самостоятельно выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока.
Дети познакомятся с историей жизни казаков, узнают об укладе их жизни; быте; об их занятиях и одежде, об отношении к быту, воспитании в семье. Это всё отражено в устном и музыкальном народном творчестве. Больше узнают о декоративно-прикладном искусстве: о ковроделии, оружии, резьбе по дереву; о первых народных музыкальных инструментах. Казаки любили сочинять сказки, прибаутки, сказания. Знакомясь с этими произведениями устного народного творчества, дети узнают об особенностях казачьих говоров. Используются не только народные песни, но и произведения литературы, живописи, песни, лучшие образцы духовной музыки. Дети узнают о праздниках и обрядах казаков, возрождаемых в наше время, познакомятся с такими интересными праздниками, как Проводы Зимы (Масленица), Пасха, праздник растительности, узнают о свадебном, поминальном и других обрядах.
Формы и методы, используемые в работе по программе.
Словесные методы:
- рассказ, беседа об обычаях и традициях казачества;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
2. Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
3. Практические методы:
- использование народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- изготовление и использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения.
4. Методы контроля: ролевые игры, проверочные задания, мониторинг. Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Формы:
1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.
2. Совместная деятельность.
3. Праздники народного календаря и развлечения.
4. Наблюдения в быту и природе.
5. Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
6. Организация конкурсов рисунков и поделок.
7. Посещение тематических выставок.
8. Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Материально-техническое обеспечение курса
1.Библиотечный фонд |
|
2.Печатные пособия |
|
3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|
4.Технические средства обучения |
|
5.Экранно-звуковые пособия |
|
Разработано Приложение к программе:
- Словарь терминов.
- Понятия, навыки, проверочные задания: диагностические карты, ребусы, иллюстрации.
- Включены музыкальный, зрительный, литературный ряды, помогающие учителю в разработке занятия.
- Казачьи народные песни, пословицы, поговорки.
- Разработки уроков.
- Иллюстрации к песням.
Программа, с одной стороны, направлена на создание условий для сохранение самобытной казачьей культуры. С другой стороны, программа обеспечивает воспитанникам патриотическое воспитание и активную гражданскую позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический аспект духовно-нравственного развития и воспитания в работе классного руководителя
Из опыта работы классного руководителя...
Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"
Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...
«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе
В соответствии с традициями отечественного образования, как заявлено в ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...
Методологические аспекты духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка
Рассмотрены методологические аспекты повышения духовно-нравственного воспитания обучающихся через изучение зарубежной культуры, на примере английского языка....
Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Использование методов и приемов элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций....
Статья на Интернет- конференцию "Значение и реализация аспектов духовно- нравственного воспитания молодежи в образовательном процессе"
В настоящее время в воспитании молодежи все больше уделяется внимания духовно- нравственному аспекту. Непрерывное расширение сферы действия нравственных начал в ...
Казачья хоровая культура как средство патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи
Доклад раскрывает вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи посредством хоровой культуры...