2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
рабочая программа по технологии (5 класс)
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои способности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход. Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно- прикладного творчества.
Основные принципы реализации программы-доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016-2017_kruzhok_domovodstvo.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 2 _______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«ДОМОВОДСТВО»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Период реализации программы: 1год
Громенко Светлана Геннадьевна
учитель технологии
г. Советский
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной программе «Домоводство» (далее - программа) разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Домоводство», 2012г.
Направленность Программы: общекультурное развитие личности.
Вид Программы: модифицированная.
Цель Программы: Развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
1. Освоить технологические знания, технологической культуру на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности.
2. Овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.
3. Развить познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, творческие способности.
4. Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы с 10-12 лет. Срок реализации программы – 1 год. По 2 часа в неделю всего 70 часов.
Для выполнения учебно- воспитательных задач программой предусмотрены следующие занятия. Проводятся с применением разнообразных форм, методов и приемов обучения (традиционные: лекции, практические занятия; нетрадиционные: конкурсы, соревновании т.д.) и призваны обеспечивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Актуальность программы. Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои способности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход. Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно- прикладного творчества.
Основные принципы реализации программы-доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
На занятиях прослеживаются логические связи с другими предметами физикой, математикой, черчением, изо, биологией, которые способствуют лучшему усвоению учащимися научных основ современной техники и технологий, систематизации и упорядочению знаний и умений.
К образовательным технологиям, методам и приемам, деятельностного типа относятся:
- проблемно-диалогическая технология;
- технология оценивания;
- работа в группах (учебное сотрудничество);
- ИКТ-технологии и другие.
Формирование УУД проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Своеобразной формой подведения итогов реализации программы являются выставки, участие в конкурсах и фестивалях детского декоративно-прикладного творчества различного уровня (муниципальный, районный, окружной, всероссийский). Участие детей в выставках, в различных мероприятиях эстетической направленности, преследует цель маленьких мастериц к интересной атмосфере общения мастерами своего ремесла, формирования самосознания и развития личности ребёнка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Домоводство» должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты
- Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
- Овладения установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
- Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
- Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
- Осознание необходимости общественного полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
- Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
- Появление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты.
- Планирование процесса познавательной деятельности.
- Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
- Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
- Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
- Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
- Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками.
- Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
- Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
- Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
- Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
- Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
Предметные результаты
Учащиеся научится:
- Самостоятельно пользоваться схемами и описаниями вязаниями.
- Самостоятельно выполнять простейшие элементы вязания крючком.
- Самостоятельно выполнять прихватку, вязанную крючком, соблюдая правильную технологическую последовательность изготовления и правила безопасной работы.
- Самостоятельно использовать инструменты и приспособления для вязания, бисероплетение и лоскутной пластике.
- Самостоятельно организовывать рабочие место, соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
- Самостоятельно выполнять способы закруток кукол.
- Основным приемам и элементам лоскутного шитья.
- Основными приемами бисероплетениями.
Учащийся получит возможность научиться:
- Составлять схемы вязания, подбирать нитки к крючку
- Выполнять несложные элементы вязания.
- Выполнять влажно - тепловую обработку.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- Выполнять правила техники безопасности.
- Различать и нанизывать варианты цепочек из бисера.
- Плести объемные и плоские шнуры.
- Работать по шаблону.
- Соблюдать последовательность работы при выполнении аппликации.
- Ориентироваться в процессе работы на качество изделий.
- Выполнять работу самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
- Сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | |
Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 2 | |
Раздел 2. Вязание крючком. | 16 | 2 | 14 |
Раздел 3. Традиционные народные куклы. | 20 | 5 | 15 |
Раздел 4. Бисероплетение. | 14 | 2 | 12 |
Раздел 5. Лоскутная пластика. | 18 | 1 | 17 |
ИТОГО: | 70 | 10 | 60 |
Содержание курса
Раздел 1.
Вводное занятие (2)
1.Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
2.Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Раздел 2.
Вязание крючком. (16)
- Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных крючков и материалов для вязания. Способы вязания круга, квадрата.
- Требования к умениям: подбор крючка и соответствующей пряжи. Виды петель полустолбиков, столбиков с накидами. Правила безопасной работы.
Требования к знаниям: Особенности вязания круга, квадрата, подбор схемы и цветовое решение. Выполнения вязального орнамента в два цвета.
- Практическая работа. Подобрать крючок к пряже. Набирать воздушные петли, провязывать полустолбики, столбики с накидами. Связать образцы: круга квадрата. Выполнение игольницы. Оформление выставки.
Раздел 3.
Традиционные народные куклы. (20)
1.История возникновения народной куклы. Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначений. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе.
2. Требования к умениям: подбор материалов, раскрой, способы закрутки. Правила безопасной работы. Работают с технологическими картами.
Требования к знаниям: Особенности закруток кукол. Выполнение закрутки, выполнение правильной последовательности изготовления куклы- крупенички. Соблюдать технику безопасности с колющими и режущими инструментами и ВТО.
- Практическая работа. Подбор материалов для изготовления кукол. Выполнение куклы «Акань», «Крупенички», «Куклы-колокольчик». Выставка работ
Раздел 4.
Бисероплетение (14)
1. История бисера, бисерные рукоделия разных народов. Техника низания, плетения и ткачество. Способы низания узкой цепочки из бисера и стекляруса. Способы низания объемного шнура из бисера и стекляруса.
2. Требования к умениям: подбор иголки к соответствующему бисеру, стеклярусу. Способы низания узкой полоски, объемной. Особенности чередования разных цветов. Способы расчета схем. Правила безопасной работы.
Требования к знаниям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления браслета, и его изготовления.
- Практическая работа. Выполнение объемного шнура. Р.К. Изготовление «Пупка». Выставка работ
Раздел 5.
Лоскутная пластика (18)
- История лоскутного шитья. Составление эскизов, подбор лоскутков в цветовой гамме. Виды лоскутного шитья, технология изготовления.
- Требования к умениям: подбор материалов в соответствии эскизу, особенности чередование разных цветов.
Соблюдение техники безопасности с колющими и режущими инструментами.
Требования к знаниям: выполнение выкроек –лекал, раскрой, сборка изделия по блокам, выполнение блока в два и три цвета. Составление плана изготовления изделия.
- Практическая работа: Подбор материалов для изготовления прихватки и подставки под горячие. Выполнение прихватки и подставки под горячие.
Календарно - тематическое планирование
№ по разделу | Раздел, тема | Количество часов | Дата | Факт | |||
Всего | теория | практика | |||||
1. | Вводное занятие | 2 | |||||
Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год. | 2 | 2.09 | |||||
2. | Вязание крючком | 16 | |||||
2.1 Вязание –старинный вид рукоделия. Материалы и инструменты для вязания, положения рук. | 1 | 1 | 9.09 | ||||
2.2 Нитки, крючок, воздушная петля, цепочка, столбики. | 2 | 16.09 | |||||
2.3 Столбики без накида. Столбики с одним накидом. | 2 | 23.09 | |||||
2.4 Цветовое сочетание при вязании. Схемы в журналах. | 1 | 1 | 30.09 | ||||
2.5 Изготовление игольницы (верхнего круга) | 2 | 7.10 | |||||
2.6 Изготовление игольницы (нижнего круга) | 2 | 14.10 | |||||
2.7 Окончательная отделка игольницы | 2 | 21.10 | |||||
2.8 Окончательная отделка игольницы. (Выставка игольниц, прихваток). | 2 | 28.10 | |||||
3. | Традиционные народные куклы | 20 | |||||
3.1 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол оберегов хантов. Типы и виды кукол оберегов. Изготовление куклы-закрутки. | 2 | 11.11 | |||||
3.2 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Акань» | 1 | 1 | 18.11 | ||||
3.3 Изготовление куклы «Акань» | 2 | 25.11 | |||||
3.4 Изготовление куклы «Акань» | 2 | 2.12 | |||||
3.5 Окончательная отделка куклы «Акань» | 2 | 9.12 | |||||
3.6 Изготовление куклы «Крупеничка» | 1 | 1 | 16.12 | ||||
3.7 Изготовление куклы «Крупеничка» | 2 | 23.12 | |||||
3.8 Окончательная отделка куклы «Крупеничка» | 2 | 13.01 | |||||
3.9 Изготовление «Куклы -колокольчик» | 1 | 1 | 20.01 | ||||
3.10 Окончательная отделка «Куклы колокольчик» (Выставка народных кукол). | 2 | 27.01 | |||||
4. | Бисероплетение | 14 | |||||
4.1 Из истории бисера. Инструменты и материалы. Техника низания. | 1 | 1 | 3.02 | ||||
4.2 Изготовление объемного шнура. | 2 | 10.02 | |||||
4.3 Изготовление объемного шнура. | 2 | 17.02 | |||||
4.4 Окончательное изготовление объемного шнура. | 2 | 24.02 | |||||
4.5 Изготовление «Пупка» | 1 | 1 | 3.03 | ||||
4.6 Изготовление «Пупка» | 2 | 10.03 | |||||
4.7 Окончательная отделка «Пупка» (Выставка работ). | 2 | 17.03 | |||||
5. | Лоскутная пластика | 18 | |||||
5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. | 1 | 1 | 24.03 | ||||
5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов. | 2 | 7.04 | |||||
5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов. | 2 | 14.04 | |||||
5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине. | 2 | 21.04 | |||||
5.5 Сборка готового изделия. | 2 | 28.04 | |||||
5.6 Изготовление подставки под горячие Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал, раскрой. | 2 | 5.05 | |||||
5.7 Сборка изделия ручным способом. | 2 | 12.05 | |||||
5.8 Машинная обработка. | 2 | 19.05 | |||||
5.9 Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка. (Выставка работ). | 2 | 26.05 | |||||
Итого: | 70 |
Литература
1. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие- Смоленск: Русич, 2010-1600с.:ил
2. Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2009.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
4. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2012. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
5. Макова Т.Н. Бисерная миниатюра: как создать объем/ Т.Н. Манкова. Изд.2-е –Ростов н\д.: Феникс, 2010.:64ил
6. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 20с.:ил.
7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2011 – 250 с.
8. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 62 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год
Дополнительная образовательная программа «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...
Рабочая программа по лыжным гонкам для 5 – 8 классов срок реализации программы: 2021/22 – 2023/24 учебные года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа для занятий по лыжным гонкам составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12-Ф...
Программа по внеурочной деятельности «Профориентация: найди себя» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 год
Данная программа адаптирована к местным образовательным условиям, составлена с учетом регионального компонента востребованности определенных профессий на современном рынке труда....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...