Радость общения
рабочая программа

Хабирова Гульнара Хикметулловна

Проект программы курса внеурочной деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Жигулевск»

Сызранский филиал

Проект программы курса внеурочной деятельности

«Радость общения»

25.05.-29.05.2020г.

Исполнитель:

Хабирова Гульнара Хикметулловна,

учитель русского языка и литературы

Общая характеристика.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила определяют формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.  Подражая взрослым, ребёнок с ОВЗ может овладеть элементарными навыками общения.

С первых дней жизни ребёнка с ОВЗ общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся с ОВЗ не только в стенах школы, но и за её пределами.  Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников с ОВЗ были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

-создать условия для развития речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

-познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

-научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике зкспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

-способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения-вербальными и невербальными;

-содействовать формированию конструктивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты:

В результате реализации данной программы учащиеся

-усвоят основные этические нормы и будут следовать им в жизни;

-научатся ориентриоваться в многообразии жизненных ситуаций;

-научатся грамотно формулировать свои мысли в устной форме.

Актуальность программы заключается в том, что у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые значимые среди них — речь, общение и поведение. Поэтому обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи, адекватно реагировать на слова говорящих с ним людей, вступать в коммуникативный контакт, то он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого ребенок с ОВЗ адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем.

Отличительной особенностью данной программы является ее коррекционная составляющая - широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет в дальнейшем использовать приобретенный опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться ребенок.

Пояснительная записка.

Программа общекультурной направленности «Радость общения» разработана с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся 5 класса  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, непонимание ситуации, связанной с общением, отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств - те особенности, характерные для данной категории детей, которые  ведут к замедленному развитию коммуникативных умений. Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к целенаправленному общению.

Контроль в виде диагностики проводится в начале и  конце учебного года. Результаты отражаются в Оценочном листе ( см. Приложение). Оценочный лист содержит перечень индикаторов в виде описания деятельности ученика и возможные варианты их проявления учащимися (критерии оценки). Также в течение учебного года в качестве оценочного средства используются ситуационные задания, которые представляют собой моделирование жизненной ситуации, в котором ученику необходимо использовать имеющиеся навыки и способы действия. Учитель наблюдает за действиями учащихся и обнаруживает уровень сформированности жизненных навыков. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов - получение обучающимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей общения и поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Сроки реализации программы – 1 учебный год. Количество часов в учебном году - 34 часа.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы.

Содержание программы учитывает образовательные потребности и возможности обучающихся с ОВЗ и состоит из пяти разделов, включающих различные темы уроков. Материал построен таким образом, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми в зависимости от их психофизических возможностей, а также усложняя и расширяя, повторять для детей более старшего возраста.

Раздел 1 «Общение с окружающим миром» ( 9 часов)

Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Занятия направлены на развитие умений выражать свои чувства, адекватно используя различные средства общения (наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении общению), умений рассказывать о своих эмоциональных состояниях, соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, давать оценку хорошим и дурным привычкам, добрым делам и поступкам, составлять рассказ-описание.

Раздел 2 «Общение с друзьями» ( 9 часов)

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу.

Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместных играх с другими детьми, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. Уроки также позволяют формировать навыки использования вербального и невербального общения, коротких диалогов в разных жизненных ситуациях.

Раздел 3 «Общение со взрослыми» (6 часов)

Цель: помочь школьникам с умственной отсталостью, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях.

Дети с умственной отсталостью почти полностью зависят от родителей. Необходимо развивать контакты с другими взрослыми людьми, окружающими этих детей. Важно показать им взрослый мир, научить понимать хорошие и плохие поступки и самим вступать в общение с окружающими, уметь правильно вести себя не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми.

Раздел 4 «Этикет» (5 часов)

Цель: научить формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками.

Занятия имеют практическую направленность и учат применять знания и умения применять вербальные и невербальные средства общения в различных жизненных ситуациях.

Раздел 5 «Развиваем речь» (5 часов)

Цель: развитие связной устной речи.

Занятия способствуют развитию навыков грамотного построения фразы, правильного выражения своих мыслей, составления различных рассказов с применением основных правил и нормам общения.

Методы и приемы педагогической работы.

Для реализации программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Занятия: традиционные, занятия – игры.

Формы работы на занятии: индивидуальная работа, подгрупповая, фронтальная работа с индивидуальным и дифференцированным подходом.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ), наглядные (иллюстрации, предметные и сюжетные картинки), практические (упражнение, дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры, практические работы, моделирование различных жизненных ситуаций, составление устных текстов на определенную тему, наблюдение в общественных местах).

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, технологии разноуровнего обучения.

Список использованной литературы:

1.Парусникова И.В. Речь и культура общения /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.

2.Завражин, С.А., Фортова, Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведения/ С.А. Завражин, Л.К.Фортова. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 400 с.

3.Герасимова В.А.  Классный час играючи /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.

4.Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.

5.Баряева, Л.Б., Зарин, А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб, пособие / Л.Б.Баряева, А.Зарин. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - 416 с., 35-36

6.Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками/ Под ред. М. Р. Битяновой. — СПб., 2003.

7.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.

8.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения /сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радости и сложности общения"

Проблемная дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Радости и сложности общения 8 класс

Радости и сложности общения 8 класс...

Разработка урока обществознания в 8 классе на тему: "Радости и сложности общения"

Представленная разработка урока заняла I место в муниципальном конкурсе методических разработок на тему: "Мой лучший урок"...

Родительское собрание "Радости и сложности общения"

Родительское собрание "Радости и сложности общения"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...

Развивающее занятие "Радость общения - залог психологического здоровья"

Цель занятия: развитие умений раскрывать психологические особенности своей личности, рефлексировать, отслеживать свое состояние, анализировать ситуации межличностного взаимодействия и стратегии поведе...