Радость общения
рабочая программа
Проект программы курса внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoi_deyatelnosti_22radost_obshcheniya22.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Жигулевск»
Сызранский филиал
Проект программы курса внеурочной деятельности
«Радость общения»
25.05.-29.05.2020г.
Исполнитель:
Хабирова Гульнара Хикметулловна,
учитель русского языка и литературы
Общая характеристика.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила определяют формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Подражая взрослым, ребёнок с ОВЗ может овладеть элементарными навыками общения.
С первых дней жизни ребёнка с ОВЗ общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся с ОВЗ не только в стенах школы, но и за её пределами. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников с ОВЗ были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
-создать условия для развития речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
-познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
-научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике зкспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
-способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения-вербальными и невербальными;
-содействовать формированию конструктивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты:
В результате реализации данной программы учащиеся
-усвоят основные этические нормы и будут следовать им в жизни;
-научатся ориентриоваться в многообразии жизненных ситуаций;
-научатся грамотно формулировать свои мысли в устной форме.
Актуальность программы заключается в том, что у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые значимые среди них — речь, общение и поведение. Поэтому обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи, адекватно реагировать на слова говорящих с ним людей, вступать в коммуникативный контакт, то он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого ребенок с ОВЗ адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем.
Отличительной особенностью данной программы является ее коррекционная составляющая - широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет в дальнейшем использовать приобретенный опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться ребенок.
Пояснительная записка.
Программа общекультурной направленности «Радость общения» разработана с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, непонимание ситуации, связанной с общением, отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств - те особенности, характерные для данной категории детей, которые ведут к замедленному развитию коммуникативных умений. Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к целенаправленному общению.
Контроль в виде диагностики проводится в начале и конце учебного года. Результаты отражаются в Оценочном листе ( см. Приложение). Оценочный лист содержит перечень индикаторов в виде описания деятельности ученика и возможные варианты их проявления учащимися (критерии оценки). Также в течение учебного года в качестве оценочного средства используются ситуационные задания, которые представляют собой моделирование жизненной ситуации, в котором ученику необходимо использовать имеющиеся навыки и способы действия. Учитель наблюдает за действиями учащихся и обнаруживает уровень сформированности жизненных навыков. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей общения и поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Сроки реализации программы – 1 учебный год. Количество часов в учебном году - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы.
Содержание программы учитывает образовательные потребности и возможности обучающихся с ОВЗ и состоит из пяти разделов, включающих различные темы уроков. Материал построен таким образом, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми в зависимости от их психофизических возможностей, а также усложняя и расширяя, повторять для детей более старшего возраста.
Раздел 1 «Общение с окружающим миром» ( 9 часов)
Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Занятия направлены на развитие умений выражать свои чувства, адекватно используя различные средства общения (наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении общению), умений рассказывать о своих эмоциональных состояниях, соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, давать оценку хорошим и дурным привычкам, добрым делам и поступкам, составлять рассказ-описание.
Раздел 2 «Общение с друзьями» ( 9 часов)
Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу.
Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместных играх с другими детьми, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. Уроки также позволяют формировать навыки использования вербального и невербального общения, коротких диалогов в разных жизненных ситуациях.
Раздел 3 «Общение со взрослыми» (6 часов)
Цель: помочь школьникам с умственной отсталостью, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях.
Дети с умственной отсталостью почти полностью зависят от родителей. Необходимо развивать контакты с другими взрослыми людьми, окружающими этих детей. Важно показать им взрослый мир, научить понимать хорошие и плохие поступки и самим вступать в общение с окружающими, уметь правильно вести себя не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми.
Раздел 4 «Этикет» (5 часов)
Цель: научить формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками.
Занятия имеют практическую направленность и учат применять знания и умения применять вербальные и невербальные средства общения в различных жизненных ситуациях.
Раздел 5 «Развиваем речь» (5 часов)
Цель: развитие связной устной речи.
Занятия способствуют развитию навыков грамотного построения фразы, правильного выражения своих мыслей, составления различных рассказов с применением основных правил и нормам общения.
Методы и приемы педагогической работы.
Для реализации программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные, занятия – игры.
Формы работы на занятии: индивидуальная работа, подгрупповая, фронтальная работа с индивидуальным и дифференцированным подходом.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ), наглядные (иллюстрации, предметные и сюжетные картинки), практические (упражнение, дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры, практические работы, моделирование различных жизненных ситуаций, составление устных текстов на определенную тему, наблюдение в общественных местах).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, технологии разноуровнего обучения.
Список использованной литературы:
1.Парусникова И.В. Речь и культура общения /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
2.Завражин, С.А., Фортова, Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведения/ С.А. Завражин, Л.К.Фортова. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 400 с.
3.Герасимова В.А. Классный час играючи /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
4.Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
5.Баряева, Л.Б., Зарин, А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб, пособие / Л.Б.Баряева, А.Зарин. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - 416 с., 35-36
6.Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками/ Под ред. М. Р. Битяновой. — СПб., 2003.
7.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
8.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения /сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Радости и сложности общения"
Проблемная дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....
Радости и сложности общения 8 класс
Радости и сложности общения 8 класс...
Радости и сложности общения
Общение...
Разработка урока обществознания в 8 классе на тему: "Радости и сложности общения"
Представленная разработка урока заняла I место в муниципальном конкурсе методических разработок на тему: "Мой лучший урок"...
Родительское собрание "Радости и сложности общения"
Родительское собрание "Радости и сложности общения"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...
Развивающее занятие "Радость общения - залог психологического здоровья"
Цель занятия: развитие умений раскрывать психологические особенности своей личности, рефлексировать, отслеживать свое состояние, анализировать ситуации межличностного взаимодействия и стратегии поведе...