"Радости и сложности общения"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Балакина Светлана Владимировна

Проблемная дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radosti_i_slozhnosti_obsheniya.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Радости и сложности общения

(проблемная дискуссия)

Цель: -- образовательная: учащиеся должны усвоить сущность понятий «общение», «конфликт»; понять необходимость общения для полноценного человеческого существования; познакомится с правилами предупреждения конфликтов;

         --развивающая: развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;

         -- воспитательная: развитие таких качеств, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

1 фаза Вызов:

Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека.

Анализ результатов анкеты, проведенной предварительно:

Умеете ли вы общаться?

Да, конечно! – 19 человек;

Смотря с кем, не знаю – 6 человек)

 Считаете ли вы, что общению нужно учиться?  

(Нет, это умение приходит само – 16 человек;

частично – 4 человека;

да – 5 человек)

Обсуждение.

2 фаза Осмысление

Что такое общение? (работа с учебником)

Общение – обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Какую роль играет общение в межличностных отношениях?

-- усвоение опыта человечества;

-- процесс накопления собственного опыта.

Чехов А.П. «Тоска»

Какие чувства произвел на вас данный отрывок? О чем нам пытается сказать автор?

Бывают ситуации, когда человеку жизненно необходимо, чтобы его выслушали. Случалось ли такое в вашей жизни? Всегда ли вы находили поддержку? Замечаете ли вы, когда такая поддержка необходима с вашей стороны?

«Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей».

                                                         Конфуций

(Обсуждение высказывания.)

                      Два Я

Во мне два Я – два полюса планеты,

Два разных человека, два врага:

Когда один стремится на балеты –

Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица, -

Но часто вырывается на волю

Второе Я в обличье подлеца.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца, -

О, участь беспокойная моя! –

Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давлю не то второе Я.

                           В.Высоцкий

О каком виде общения идет речь ? какова роль общения человека с самим собой?    

Самовоспитание может сыграть положительную роль в жизненном успехе личности. То, чего добивается человек в жизни, во многом зависит от требовательности к себе.

Некоторым  людям неуютно среди других людей. Что помогает и что мешает общению?

Правила общения

Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, то ваша манера общения должна передавать им, что вы:

-- расцениваете их как равных и не подчиняете их своей воле;

-- уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;

-- уважаете и цените их решения;

-- уважаете их ценности и опыт;

-- не судите о людях за глаза;

-- умеете выслушивать людей не перебивая;

-- чаще улыбайтесь людям;

-- извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Кто выполняет эти правила? Часто ли мы говорим друг другу добрые слова? Умеем ли сделать замечание так, чтобы не обидеть?

В основе человеческого общения лежат чувства. Они возникают всегда в межличностном общении. Возникающие чувства – это естественная реакция человека на сигналы, поступающие из окружающей среды. Почему нам нравится или не нравится тот или иной человек? Появление  какого-либо чувства нельзя оценивать как «хорошо»  или «плохо» - это реальность! Но что же тогда? Значит ли это, что и последствия проявления чувств надо воспринимать как данность, сами же чувства не надо сдерживать, а надо демонстрировать их человеку  

Вы все очень большое количество времени проводите в школе. И создание благоприятного психологического климата в классе зависит от каждого из вас. Человек должен управлять эмоциями, даже если ему не нравится что-то в другом человеке. Нужно понять простую вещь: коллектив класса – это лодка в океане. За борт никого не выбросишь, а это значит, что нужно в этой лодке плыть. Но зачем же плыть и мучиться, если можно плыть весело и с удовольствием? Не нравится тебе кто-то, что ж, это бывает! Но относясь к нему по товарищески, ты сам выигрываешь, выигрывают все! В лодке, наполненной рассудительными и умными людьми, личность может добраться до берега без нравственных потерь.

Игра «+» и «-»

Часто ли мы говорим друг другу добрые слова? Умеем ли сделать замечание человеку так, чтобы его не обидеть?

Учащиеся по желанию выбирают сигнальную табличку:

                           

                           Положительные качества

                          Отрицательные качества

               

В зависимости от выбора – остальные учащиеся называют качества одноклассников.

3 фаза Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радости и сложности общения 8 класс

Радости и сложности общения 8 класс...

Разработка урока обществознания в 8 классе на тему: "Радости и сложности общения"

Представленная разработка урока заняла I место в муниципальном конкурсе методических разработок на тему: "Мой лучший урок"...

Родительское собрание "Радости и сложности общения"

Родительское собрание "Радости и сложности общения"...

Радости и сложности общения

Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) по теме: Радости и сложности общения...

Урок обществознания «Радости и сложности общения» 8 класс

Цели урока :1.Образовательная. Подвести учащихся к пониманию необходимости общения для человека, причин возникновения конфликтов.2.Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать дополнитель...

Тема урока: "Радости и сложности общения." Обществознание.

"Радости и сложности общения"(Урок второй,  главы III - «Человек среди людей», по курсу «Введение в обществознание 8-9» с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем)....