Развивающее занятие "Радость общения - залог психологического здоровья"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Киселева Екатерина Николаевна

Цель занятия: развитие умений раскрывать психологические особенности своей личности, рефлексировать, отслеживать свое состояние, анализировать ситуации межличностного взаимодействия и стратегии поведения в конфликтах; укрепление оптимизма в отношении к реальности.

Ключевые понятия: норма психологического здоровья, индивидуальность, самопознание, самосознание, рефлексия, универсальные учебные действия, конфликт, стратегии поведения в конфликтах, компромисс, сотрудничество, коммуникативные способности, дружба, радость общения, успех, оптимизм, позитив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34

имени Амелина Станислава Александровича»

Развивающее занятие

«Радость общения – залог психологического здоровья!»

C:\Users\Владелец\Desktop\izmeni_okruzhenie.jpg

Автор-составитель: Киселева Екатерина Николаевна,

учитель технологии (ВУД), педагог-психолог.

Кемерово, 2022

Пояснительная записка

Целевая группа: обучающиеся 5-8-ых классов.

Цель занятия: развитие умений раскрывать психологические особенности своей личности, рефлексировать, отслеживать свое состояние, анализировать ситуации межличностного взаимодействия и стратегии поведения в конфликтах; укрепление оптимизма в отношении к реальности.

Ключевые понятия: норма психологического здоровья, индивидуальность, самопознание, самосознание, рефлексия, универсальные учебные действия, конфликт, стратегии поведения в конфликтах, компромисс, сотрудничество, коммуникативные способности, дружба, радость общения, успех, оптимизм, позитив.

Содержание занятия:

Информирование «Здоровье и компоненты здоровья», «Психологическое здоровье», «Гуманистическое представление  о  человеке».

Проективный тест «Твой шанс».

Регулятивные тесты: рефлексия на начало занятия,  тест по самопознанию «Мой цвет – мой характер».

Проективные тесты по самопознанию личностных особенностей: «Мягкой посадки», «Судя по обложки», «Шепот в темноте».

Развивающая разминка «Одностороннее движение».

Познавательные тесты.

Информирование «Стратегии поведения в конфликте».

Упражнение «Радуга оптимизма».

Упражнения на развитие коммуникативных способностей: «Круг общения», «Подари радость», «Снежный ком на радость и удачу!».

Упражнение «Аффирмации на каждый день». Рефлексия на конец занятия. «Напутствие».

Слайд – презентация «Дружба не знает границ», песня про дружбу.

Методы и приёмы работы: краткие теоретические сообщения, дискуссия, тесты по самообразованию, психотехнические игры и упражнения, разминки (диагностические и развивающие), «мозговой штурм», работа с направленным воображением, индивидуальная и групповая рефлексия.

 Ресурсное обеспечение: слайд – презентация.

компьютер/ноутбук, проектор, экран, видеоролик (прилагается), слайд – презентация к занятию, слайд – презентация «Дружба не знает границ» (прилагается).

Стратегическая линия занятия:  1.Организационный этап, рефлексия. 2.Получение новой информации о себе. 3.Переосмысление представлений о своём образе «Я». 4.Формирование нового типа отношений с самим собой и     окружающими. 5.Закрепление позитивного опыта общения, рефлексия.

Планируемый результат (предметный продукт): подобное занятие позволяет узнать интересные факты о закономерностях общения, увидеть влияние самосознания на все аспекты нашей деятельности; освоить базовые способы коммуникативной культуры и навыки конструктивного разрешения конфликтов; понять связи с другими людьми, природой и обрести оптимизм в отношении реальности;

Сценарий занятия: «Радость общения – залог здоровья и успеха!»

 (Слайд 2)

Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать под водой, как рыбы. Осталось теперь научиться жить на земле, как люди (Бернард Шоу).

Слайд 3

Умение общаться и строить свои отношения с людьми, отстаивать свои права конструктивным способом – основа психологического здоровья и успеха гражданина демократического общества.

Слайд 4

Здоровье – состояние  полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (Всемирная организация здравоохранения).

Человек – творец своего здоровья! «Факторы, способствующие здоровью: оптимизм, труд, творчество, любовь, радость жизни, стремление к искусству, красоте и самосовершенствование сознания. Психологическое здоровье: 1) человек получает удовольствие от жизни и творчества; 2) воспринимает проблемы как интересные задачи; 3) считает, что естественные отношения между людьми – это любовь, радость общения и сотрудничество. Мерой психологического здоровья служит склонность во всём искать хорошее, мыслить светлыми категориями, категориями успеха. Никогда не поздно сделать своё пребывание на белом свете веселее и радостнее!

Слайд 5

      Остановитесь на мгновение! Как прекрасен этот мир! И танец бабочек! И благоухание цветов! Природа дала нам удивительную способность – чувствовать прекрасное, жить в гармонии с Природой!

Каждый человек – это часть природы с уникальным даром саморазвития лучших человеческих качеств своей души, своего характера.

У каждого свои вершины… Есть вершины физические, и есть вершины духовные. И от покорения духовных вершин, зависит не только судьба отдельного человека, но и человечества в целом. 

Слайд 6

Преображая себя, свою собственную природу, мы становимся добрее, лучше понимаем других и сознательно улучшаем внешний мир.Самопознание себя и окружающих людей, осознание своего единства с окружающим миром, может быть условием взаимопонимания, счастливой и успешной жизни!

Давайте вместе покорять духовные вершины, учиться секретам позитивного общения! Они могут быть достижимы всеми, но лишь стремлением, настойчивостью, трудом и терпением.

Слайд 7

Итак, мы отправляемся в путешествие. Упражнение «Твой шанс». Посмотри внимательно на слайд и выбери средство передвижения, которое для тебя наиболее привлекательно: 1.Велосипед. 2.Автомобиль. 3.Автобус. 4.Поезд. 5.Яхта. 6.Самолет.

Ответы по тесту. Выбранное средство – это особенность Вашего характера при достижении целей.

1.Твой выбор – велосипед. Поставленные цели будут достигнуты путем собственных усилий. Твои шансы очень велики.

2.Автомобиль. Ты достигнешь своих целей, если не будешь слишком спешить.

3.Автобус. Помогая другим, ты работаешь над собой, что приближает к достижению заветной цели.

4.Твой выбор – поезд. Твои шансы на успех подрастут, если будешь учитывать мнение других людей.

5.Яхта. Тебя трудно сбить с намеченного пути. Рассматривай разнообразные варианты решений и это повысит твои шансы.

6.Самолет. Ты хочешь достичь своей цели невероятно быстро! Шансов на успех пока маловато. Спустись на землю и действуй без опасений!

Слайд 8. Итак, покоряем вершины! Цель: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ.

Слайд 9

Оцените своё эмоциональное состояние в данный момент (на начало занятия) с помощью смайликов (недовольство, равнодушие, радость).

Без рефлексии невозможно ни познание себя, ни движение вперёд! Давайте попробуем по-новому взглянуть на себя и друг на друга!

Слайд 10

Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекрасен по своему, потому что он уникален. Каждый добавляет что-то к пестроте и разнообразию жизни. 

Тест по самопознанию «Мой цвет – мой характер». Посмотрите на слайд. Какой цвет вы выберете? 1.Красный. 2.Синий. 3.Коричневый. 4.Зеленый. 5.Жёлтый. 6.Серый. 7.Черный. 8.Фиолетовый.

Кратко:

1.Твой выбор – Красный. Ты активен, настойчив, но иногда в отношениях с людьми ты очень изменчив, упрям и не выдержан.

2.Твой выбор – Синий. Ты благородный и мягкий человек, романтик и мечтатель, надёжный товарищ, но иногда ты пассивен к примирению.

3.Твой выбор – Коричневый. Ты серьезный, честный и бесконфликтный человек, но тебе не хватает активности и оптимизма.

4.Твой выбор – Зеленый. Ты человек любознательный и изобретательный, оригинальный и творческий, но иногда слишком настойчиво навязываешь своё мнение другим.

5.Твой выбор жёлтый. Ты жизнерадостный, эмоциональный и оптимистичный человек, с прекрасным воображением, но иногда завистлив к успехам друзей.

6.Твой выбор – Серый. Вера в добро и чистоту помыслов окружающих – вот твои отличительные черты, но иногда ты высокомерен и не сговорчив.

7.Твой выбор – Черный.  Закрытость, сдержанность – вот основные твои принципы, но иногда равнодушие к ярким краскам жизни, желание скрыть свои эмоции, потребность в независимости через протест, мешает дружеским отношениям.

8.Твой выбор – Фиолетовый. Ты добрый, мечтательный и впечатлительный. Но твои эмоции ещё недостаточно зрелые, так как чрезмерная игривость, впечатлительность и обидчивость мешают деятельности и взаимопониманию.

Слайд 11. Цель: ЛИЧНОСТНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ.

Слайд 12

Как мы относимся к окружающему миру? Упражнение «Мягкой посадки». Представьте, что вы медленно скользите вниз под куполом открытого парашюта. До земли еще далеко, и она видна вам как на ладони. Опишите, что вы видите внизу.

1.Луг, заросший травами и цветами. 2.Неровный скалистый ландшафт. 3.Жадно облизывающихся хищников. 4.Плавно текущую реку.

Комментарий тесту.  Ваш выбор того или иного ландшафта характеризует уровень оптимизма или пессимизма, с которым вы взираете на мир.

1. Луг, заросший травами и цветами. Даже на такой высоте жизнь кажется прекрасной и удивительной. Вы неисправимый оптимист.

2. Неровный скалистый ландшафт. Вам стоит чаще переводить взгляд на светлые и радостные стороны жизни.

3. Жадно облизывающиеся хищники. Вы безропотно встречаете любые жизненные трудности и никогда не упускаете случая посмеяться, пусть даже над самим собой.

4. Плавно текущая река. Вас нельзя причислить ни к оптимистам, ни к пессимистам. Вы воспринимаете мир таким, какой он есть, и решаете проблемы по мере их поступления.

Слайд 13

Теперь давайте посмотрим, как Вас воспринимает мир. Упражнение «Судя по обложке».

Вы восходящая звезда эстрады. Только что закончили запись своего дебютного компакт-диска. Какой дизайн обложки вы бы выбрали?

1.Успокаивающий пейзаж экзотических мест. 2.Веселый рисунок, забавная картинка. 3.Абстрактный рисунок, который заставляет задуматься. 4.Свое собственное фото.

Комментарий тесту.  Ваш выбор это то, что Вы считаете своим самым лучшим свойством.

1.Успокаивающий пейзаж. Вы воспринимаете себя, как заботливую и мягкую личность, которая всегда находит для друга улыбку или доброе слово. Но другим иногда трудно найти с Вами общий язык.

2.Забавная картинка. Вы общительны, дружелюбны и с вами всегда весело. Но другим кажется, что Вы импульсивны и поверхностны.

3.Абстрактный рисунок. Вы изо всех сил стараетесь выразить свое творчество и свой талант. Засиять по-настоящему вы сможете, только сотрудничая с людьми.

4.Свое собственное фото. Вам кажется, что честность — это ваша самая сильная черта. Но некоторые люди думают, что Вы упрямы и высокомерны.

Слайд 14

Как Вы себя ведёте, когда Ваши друзья испытывают проблемы? Проективное упражнение «Шёпот в темноте».

А теперь, представьте, что Вы заблудились в глубокой пещере, блуждаете по лабиринтам, ищите путь назад к поверхности.  И вдруг, одна летучая мышь неожиданно взлетает вверх и шепчет вам что-то на ухо… Какую из следующих фраз произносит загадочное существо?

1.«Я знаю, где выход». 2.«Давай я покажу тебе дорогу отсюда». 3.«Продолжай искать». 4.«Ты никогда не выберешься отсюда».

    Комментарий к тесту. Выбранный вариант ответа – это показатель того, как вы реагируете на тех, кто нуждается в вашей помощи.

1. «Я знаю, где выход». Нет сомнений – вы всегда хотите протянуть руку помощи или дать совет, но иногда вы пытаетесь помочь в ситуации, когда в вашей помощи не нуждаются.

2.«Давай я покажу тебе дорогу отсюда». Ваше большое сердце и самоотверженность служат для других блестящим примером. Люди чувствуют вашу силу и заботу.

3.«Продолжай искать». Когда вас просят дать совет, вы ограничиваетесь абсолютным минимумом. Вы помогаете другим самостоятельно найти свой путь к решению проблем.

4. «Ты никогда не выберешься отсюда». Возможно, вы получаете удовольствие от неудач других людей, но ничего хорошего в этом нет. Ваше отношение не завоюет вам множества друзей и не поможет сохранить тех, кто у вас есть.

Мы убедились в разнообразии личностных особенностей и что у каждого из Вас самосознание уникально и неповторимо!

Развивающая разминка «Одностороннее движение». Будьте внимательны!

Встаньте те, кто…    

Кто любит поспать. Сели…

Встаньте те, кто…    

Кто не чистит зубы по утрам. Сели…

Кто хочет, чтобы его уважали.

А кто отличаются добрым характером.

Кто не любит вкусно покушать.

Кто хочет иметь хороших и верных друзей.

Кто часто сердится и раздражается.

Кто заботится о своём здоровье.

Кто любит своих родителей.

Кто не любит мороженое.

Кто ценит дружбу, хорошие отношения с людьми.

Кто не желает быть счастливым.

Кто желает быть успешным.

Мы убедились, что у всех есть не только различия, но и определённые сходства. Самое главное, что нас объединяет – это то, что все мы хотим быть дружными, уважаемыми, счастливыми, здоровыми и успешными!

Слайд 15. Цель: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ.  

Наша уникальность может также стать источником неприятностей и конфликтов. Очень часто причинами конфликтов является то, что различия между людьми преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

Поэтому, важно каждому человеку знать закономерности межличностных отношений, секреты равноправного и позитивного общения, конструктивные способы разрешения конфликтов. Попробуйте проверить свои знания.

Слайд 16

Как вы считаете, про какое очень распространенное в обществе и в мире явление можно было бы рассказать, используя данную пирамиду?

А) стресс. Б) денежный оборот. В) экология. Г) конфликт.

Да, это конфликт – столкновение интересов во взглядах и ценностях.

Слайд 17

Какое психологическое явление иллюстрирует представленное изображение? А) руководство.        Б) содружество. В) манипулирование. Г) лидерство.

Слайд 18. Способы (стратегии) поведения в конфликте:

  1. Силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет («акула»).                              
  2. Стратегия ухода от конфликта, т.е. отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими («черепаха»).
  3. Стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, ц                                                                                                             ели – нет («медвежонок»).
  4. Стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Отказ от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения («лиса»).
  5. Стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников коллектива («сова»).

         Вопрос: Какие стратегии поведения используете Вы? Какие стратегии поведения являются полезными и конструктивными?

Слайд 19

Знаете ли вы? По Вашему аккаунту в социальных сетях можно определить Ваш интеллект, характер, стиль общения, стратегии поведения в конфликте? Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: какие стратегии поведения присуще данному человеку?

 А) Сотрудничество. Б) Уклонение. В) Компромисс. Г) Приспособление.

Слайд 20. Цель: КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ.  Никогда не поздно сделать своё пребывание в школе желанным и полезным, а общение радостным и успешным!

Внеурочная деятельность по программе «Секреты позитивного общения» способствует развитию коммуникативных способностей и социальных навыков, формированию устойчивой положительной самооценки, конструктивному общению и разрешению конфликтов школьников, что составляют базу для сохранения психоэмоционального благополучия и психологического здоровья, полноценного и успешного развития личности в целом.

Упражнения на развитие коммуникативных способностей:

1.«Круг общения». 2.«Подари радость - комплимент». 3.«Снежный ком»: закончите предложение позитивно «Когда я иду в школу, я беру с собой…» (радость, оптимизм, хорошее настроение и пр.).

Выбирая круг своего общения, Вы выбираете своё будущее!

Слайд 21. А если тебе одиноко, тебя не понимают дома или в школе? Ты ищешь поддержку? Выход всегда есть!!! Телефон доверия работает круглосуточно. Бесплатно и анонимно.

Слайд 22. Звоните или общайтесь с теми, кому Вы доверяете. И всё будет хорошо!

Слайд 23.Упражнение «Радуга оптимизма». Закончите в оптимистической ноте следующие предложения:

1.Для меня очень важно, чтобы …

2.Каждый день я становлюсь…

3.Я чувствую себя…

4.Я способен (способна)…

5.Мне повезло в жизни в том, что я ….

6.Я рад (а) тому, что…

7.Будущее кажется мне….

Слайд 24. «Напутствие». Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе! Цените дружбу! Сделай так, чтобы общение приносило радость тебе и каждому!  

Слайд 25. Аффирмации - это позитивные утверждения, помогающие изменить наш образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся.

Я люблю Жизнь! Мои мысли позитивны и созидательны.

Я верю в себя и свои возможности. Я твердо знаю, чего хочу.

Я шаг за шагом воплощаю в жизнь мои жизненные ценности и свои желания.

Я нахожу в себе способности для успешной жизни, для психологического роста и самовыражения.

Я знаю, что в трудной жизненной ситуации меня поддержат и помогут!

Я излучаю оптимизм и дружелюбие.

Я вдохновляю окружающих жить достойно и счастливо, вести здоровый образ жизни!

Слайд 26. Рефлексия на конец занятия.  Оцените своё эмоциональное состояние в данный момент с помощью смайликов (недовольство, равнодушие, радость).

Слайд 27. Пусть общение приносит Вам только радость и позитив!

Спасибо за внимание!

Слайд-презентация «Дружба не знает границ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка"

Материал родительского собрания способствует формированию правильных межличностных отношений между родителями и детьми как залог психического здоровья ребенка....

Презентация "Педагогическое общение на уроках ИНО, способствующее сохранению психологического здоровья учащихся"

Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в У...

Сотрудничество семьи и школы – залог психологического здоровья ребенка.

От согласованности школы и семьи зависит многое: продвижения ребенка, его успехи и достижения - его будущее. Фундаментом всего является конечно же здоровье....

Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»

ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...

Выступление на родительском собрании в рамках педагогического лектория "Общение-залог здоровья обучающихся"

Выступление на родительском собрании в рамках педагогического лектория "Общение-залог здоровья обучающихся"...

Психологическое здоровье педагога залог психического здоровья обучающихся.

Большое значение придается придается фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития професси...