«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
методическая разработка

Веденина Наталья Георгиевна

Экологическое образование способствует воспитанию у обучающихся правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становиться стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

«Человек не только нравственно отвечает за все живое…., но и морально обязан за них говорить, защищать их права, их интересы»
                                        (Д.С.   Лихачев)

Понятие «экологическая культура» или «экологическое воспитание» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство «Гражданина планеты Земля».

Не стоит считать, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью не нуждаются в экологическом воспитании. Они, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Центр готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и наши учащиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Экологическое образование способствует воспитанию у обучающихся правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становиться стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности.

Дети с умственной отсталостью познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

Это особенно важно для наших воспитанников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей.

Цель экологического воспитания – Формирование экологической культуры школьника. Это предполагает:

  • интерес к природе;
  • знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
  • эмоциональный отклик: чувства эстетические и нравственные;
  • позитивную деятельность и поведение в природе;
  • мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические).

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Показатели сформированности экологической культуры обучающихся можно разделить на три этапа.

I этап

  • Учащиеся проявляют интерес к объектам окружающего мира.
  • Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным.
  • Пытаются контролировать свое поведение, поступки.

II этап

  • Учащиеся переходят от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо).
  • Соотносят свои действия и поведение с действиями других людей и влиянии их на природу.
  • Делают собственные открытия (поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды).
  • Участвуют в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества.

III этап

  • Осознанно соблюдают нормы и правила поведения в окружающей среде.
  • Способны к самоконтролю, осознают необходимость соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя
  • Имеют экологические знания и навыки, потребности в их расширении
  • Используют полученные знания, умения и навыки в экологически ориентированной деятельности
  • Способны к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости

Методы экологического воспитания, которые я использую в работе:

  • Участие в субботнике «Зеленый двор»;
  • экскурсия в природу: «Какие изменения в природе я наблюдаю, зарисовки;
  • сюжетно-роевая игра: «Добрые дела, как я понимаю» (уборка игровой комнаты, уборка территории, уход за цветами);
  • составление проекта: «Экология рабочего помещения. Что это такое?»;
  • подготовка и проведение экологической сказки: «Что случилось, когда звери стали вести себя как люди»;
  • оформление стенда, посвященного году экологии в России;
  • конкурсы загадок: «Экология в загадках»;
  • практическое занятие: «Покормите птиц зимой»;
  • дидактические игры: «Мы охраняем природу»; «Чем я помогу родной природе;
  • просмотр видео о природе родного края. Знакомство с Красной Книгой Смоленской области.

Предпочтение, я как воспитатель, отдаю тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы.  На мой взгляд, беседа, проводимая с демонстрацией натуральных объектов или их изображений, является наиболее действенным и доступным методом.

Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.

Во время проведения беседы необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Учащиеся должны выразить свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, воспитатель прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не рви в лесу, в поле цветы.
  • Не сбивай грибы, даже ядовитые.
  • Не лови насекомых.
  • Не разоряй гнезда птиц.

Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не».

Я так составляю предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

  • Береги ветки деревьев и кустарников.
  • Охраняй кору деревьев от повреждений.
  • Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
  • Береги гнезда птиц от разорения.

Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.

Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к занятиям по ручному труду. На таких занятиях они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности. Правильно используя технологии, я стараюсь не только включить учащихся в творческую и трудовую деятельности, но и параллельно прививаю воспитанникам экологические знания. Например, во время работы над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно узнают: какие бывают полевые цветы, время их цветения, какой цветок какого цвета, формы, размера, какое имеют значение для человека. 

Большое внимание нужно уделять наблюдениям за изменениями в природе. Чтобы дети   видели очевидные изменения и радовались первому дождю, снегу, первому листочку.

 Все занятия я провожу в игровой форме. Игра вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых слабых учащихся.

Проведение тематических праздников на экологическую тему для учащихся с умственной отсталостью является, на мой взгляд, эффективным методом для развития творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и психики.

Постановка экологической сказки в группе продленного дня: «Что случилось, когда звери стали вести себя как люди»

Ребята с большим удовольствием приняли участие в мероприятии: разучивали стихи, принимали участие в инсценировке, готовили реквизит для выступления.

Решая задачи экологического образования обучающихся с умственной отсталостью необходимо, в первую очередь, формировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации в обществе и охватывает различные виды деятельности.  Если проводить в системе, работа даст положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное образование как средство социальной адаптации обучающихся. Доклад.

В статье рассматривается опыт использования элементов информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Представлены некоторые приёмы работы, которые можно использовать при работе над д...

Доклад заочного семинара «Мультимедийное образование как средство социальной адаптации обучающихся»

На заочном семинаре выступила с докладом "Использование элементов информационных технологий как средство активизации знаний обучающихся"...

Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"

Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...

«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

Выступление на методическом объединении «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...

«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

Презентация к выступлению «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

          Понятие «экологическая культура»  или «экологическое воспитание» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, эко...